Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поле выполнения практических работ сдать отчет

II семестр

Русский язык и литература

 

методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» для студентов всех специальностей дневной формы обучения

 

Составитель Р.Г. Валиуллина

Работы выполняются в тетради

ПОРЯДОК (АЛГОРИТМ) ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Ознакомиться с кратким теоретическим материалом, касающимся практического занятия.

2. Осуществить контроль понимания наиболее общих терминов.

3. Разобрать порядок решения типовой задачи практического занятия, связанного с изучением и анализом теоретического материала, более подробно остановиться на теоретических сведениях и ознакомиться с источниками литературы, необходимыми для выполнения данного практического занятия.

Студент обязан:

- перед занятиями ознакомиться с заданием, его целью и задачами;

- проработать теоретический материал согласно методическим рекомендациям;

- активно работать в ходе занятия; выполнить задание;

- оформить результаты проведения занятия согласно методическим рекомендациям.

Критерии оценки работы обучающихся по итогам практических работ

Рейтинговая оценка 0-3балла

· 3 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но не усвоил его деталей, испытывает затруднения при выполнении предложенных заданий, в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении;

· 2 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены несущественные ошибки.

· 1 балл выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены существенные ошибки.

· 0 баллов выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент не знает программный материал, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены существенные ошибки.

Поле выполнения практических работ сдать отчет

 

Практическая работа № 1 по теме: «Язык и речь». Цель – формирование представления о дисциплине «Русский язык», роль русского языка в профессиональной деятельности; Основные вопросы: Каковы функции языка? Чем отличаются языковая личность и речевая личность? Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты Практические задания 1. Определите стиль речи этого текста. Назовите типичные языковые средства для этого стиля. Здоровье – это самое дорогое, что у нас есть. Как сохранить этот бесценный дар природы? Известно, что наши жизненные силы поддерживаются питательными веществами. Некоторые из них организм человека способен производить самостоятельно. Остальные элементы поступают извне, в основном вместе с пищей. Таким образом, правильное питание может сохранить или восстановить здоровье человека, повысить иммунитет, увеличить продолжительность жизни, улучшить фигуру и на долгие годы сохранить бодрость и хорошее настроение. Но даже тщательно сбалансированная пища не спасет от дефицита необходимых витаминов, макро- и микроэлементов. Недостаток же питательных веществ может привести к повышенной утомляемости, а также к ряду серьезных заболеваний. Обеспечить организм человека необходимыми полезными веществами, витаминами, макро- и микроэлементами помогут биологически активные добавки. Основанные на громадном опыте многих поколений, разработанные многими ведущими специалистами и произведенные по самым современным технологиям, они обеспечивают профилактику заболеваний, повышение работоспособности, стимулируют нормальный рост детей и создают условия для адаптации человека к окружающей среде. Применение биологически активных добавок сделает Ваше питание полноценным, а Ваш организм – сильным и более устойчивым к заболеваниям и негативному воздействию извне. 2. Отметьте самое подходящее высказывание о русском языке, перепишите,вставьте (где нужно) пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. 1) Тупа оратория косн..язычна поэзия не..сновательна фил…софия непр..ятна история с..мнительна юриспруденция без грамматики (М.В.Ломоносов) 2) Народ г..ворит одним языком и в этом единстве выража..тся внутр..нняя симпатия родство душ по которому люди одного народа сливают звуки в извес..ные стройные с..звучия выр..жая ими внутр…нние и внеш..ие р..зумения. В языке мы наход..м первую ступень народности. (К.С.Аксаков) 3) С..здание общего наци..нального языка важный этап в истории каждого народа. Только в этом языке нация получает средства для полн..го р..скрытия св..их духовгых сили в..зможностей и для широкого участия в мировом культурном движении... Только такой язык может стать …сновой национальной науки и культуры. Он же с…действует спл..чению всех сил народа укр..плению политического м…гущества нации и росту ее влияния среди других государств. П..нятно что национальный язык как общее д..стояние всего народа становится его др…гоцен..ым с…кровищем служит предметом национальной гордости. (В.В.Виноградов)  
Практическая работа№ 2по теме: «Функциональные стили речи». Цель–изучение особенностей жанров научного стиля, лексико- грамматических средств каждого жанра Основные вопросы: Какие функциональные стили речи существуют? И назовите их особенности: признаки стиля, сфера использования. Назовите основные жанры научного стиля. Практические задания. Определите, к какому стилю речи относятся следующие тексты. Докажите через лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности принадлежность текстов к тому или иному стилю речи. ТЕКСТ № 1. Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! Поверишь ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счёту нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе ястребы парят. Да штук десять крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца – бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют, так и шныряют. ТЕКСТ № 2.Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… Многие степные растения имеют густое опушение, предохраняющее их от чрезмерного испарения. ТЕКСТ № 3. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву… Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха… Схема стилистического разбора текста (по С.Н. Молодцову): 1. Основная функция, задачи речи. Есть ли дополнительные функции? 2. Сфера применения, жанр. (Может быть указана речевая ситуация.) 3. Монологическая или диалогическая речь. 4. Из художественного произведения взят пример данного стиля или нет (особенно о разговорном)? Если пример взят из художественного произведения, то объяснить своё решение. 5. Какие из перечисленных особенностей характерны для данного отрывка: непринужденность – официальность; точность, ясность – расплывчатость, неопределённость; образность – отсутствие образности; эмоциональность – бесстрастность; объективность – субъективность. 6. Языковая специфика: лексика, фразеология, грамматика (привести примеры из отрывка). 7. Вывод: какой стиль?  
Практическая работа № 3 по теме: «Текст как произведение речи». Цель – формирование умений определять и формулировать тему и микротемы высказываний. Основные вопросы: Каковы существенные особенности текста? Назовите основные признаки текста. Практические задания. Назовите стиль текста, какие типичные средства языка использованы в нем. Докажите, что это текст, назовите микротемы. Синичка Нет более унылой, тоску нагоняющей реки, чем северная мутная Обь с ее низкими, однообразными берегами. Но вот на кисельной воде Оби сверкнула искорка, лучше сказать по-ранешному зга, и стала разгораться, заполнять собою пространство, приближаться. Беленькая-беленькая, маленькая-маленькая, словно игрушечная, баржа-наливайка встретилась нам на реке, проскользнула вдаль, махнув нам по левому борту белым флажком. Название баржи – «Синичка». И все осветилось вокруг ясным светом, все заиграло, запело, и Обь потекла быстрее, и солнечные пятна заиграли на воде, пронзили солнцем высокие, на бамбук похожие тальники по берегам. Заспанный капитан нашего катера засуетился, велел подымать якорь – и мы поспешно двинулись на грузном судне вослед за легкой, веселой «Синичкой». (В. Астафьев) Схема лингвистического анализа текста 1.Какого типа речи текст перед вами? 2. Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей). 3. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)? 4. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)? 5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)? 6.Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? 7.Какова идея текста (основная мысль).  
Практическая работа №4 по теме: «Функционально-смысловые типы речи». Цель – формирование речевой компетенции, развитие и совершенствование стилистических умений и навыков при определении типов речи текста. Основные вопросы: Объясните, в чем разница между описанием, повествованием и рассуждением. Схема лингвистического анализа текста 1.Какого типа речи текст перед вами? 2. Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей). 3. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)? 4. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)? 5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)? 6.Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? 7.Какова идея текста (основная мысль). Практические задания Тексты для анализа 1.ИЛЬИНСКИЙ ОМУТ ... Я много видел просторов под любыми широтами, но такой богатой дали, как на Ильинском омуте, больше не видел и никогда, должно быть, не увижу... На первом плане зеленел и пестрел цветами сухой луг - суходол. Среди густой травы поднимались то тут, то там высокие и узкие, как факелы, цветы конского щавеля. У них был цвет густого красного вина. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки, вся в зарослях бледно-розовой таволги. Она уже отцвела, и над глухими темными омутами кружились груды ее сухих лепестков. На втором плане, за рекой, стояли, как шары серо-зеленого дыма, вековые ивы и ракиты. Их обливал зной... Дальше, на третьем плане, подымались к высокому горизонту леса. Они казались отсюда совершенно непроходимыми, похожими на горы свежей травы, наваленной великанами... Леса где-то расступались. В этих разрывах открывалисьполя ржи, гречихи и пшеницы. Они лежали разноцветными платами, плавно подымались к последнему пределу земли, теряясь во мгле - постоянной спутнице отдаленных пространств... Каждый раз, собираясь в дальние поездки, я приходил на Ильинский омут. Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним... Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К.Паустовский.) Текст2....Во время боя к выстрелам привыкают. В тишинеот выстрелов вздрагиваешь... Сегодня одно известие о погибшем солдате нас будоражит. За что сегодня умирают солдаты? Полоса вдоль границы Алжира осталась от войны: железные столбы, колючая проволока и мины. Двенадцать миллионов мин... Западные специалисты сказали: «Разминировать? Очень большая работа и очень опасная, стоит она...» - иназвали огромные деньги. Тогда обратились в Москву. Солдат Пяскорский был самым спокойным и самым знающим. Когда в части, где он служил, спросили: «Кто поедет в Алжир?» - он первым сказал: «Я поеду...» Николай обезвредил десять тысяч МИН. Но одна мина стерегла солдатскую жизнь. Это случилось утром. Николай с миноискателем шел вдоль полосы. В десяти шагахбыл его друг Виктор Толузаров. Николай слышал шорох в наушниках и, отыскав мину, ставил красный флажок. Двенадцать флажков... А потом с танка увидели взрыв, какого не ожидали... Этобыла даже неошибка минера. Это была случайность... Когда имеешь дело с двенадцатью миллионами мин, это почти неизбежно... На всей земле все люди одинаково дорого ценят жизнь. Все люди одинаково понимают благородство и бескорыстие. Ничего не может быть бескорыстней и благородней этой жертвы ради сотен других человеческих жизней. Отдать солдату последний долг пришли пастухи, крестьяне, жители городка, старухи и парни в белых алжирских рубашках. Они мало что знали об этом солдате. Для них он был человеком из Советской России. Солдат вечным сном спит на родине у дороги из Шепетовки в село Городище, На его могилу чьи-то руки каждое утро приносят полевые цветы. Это приходят разные люди и кладут на могилу цветы. Школа, где он учился, названа его именем. Сельская улица названа его именем. Портрет его в Шепетовке висит рядом с портретом Н.Островского, У солдата люди учатся быть сильными. (По В.Пескову.) 3.ВОСПИТАНИЕХАРАКТЕРА Вмешаться в драку и защитить слабого - что это? По-моему, это - проявление храбрости. Выступить на собрании перед всеми и признать: «Я поступил скверно» - по-моему, это значит проявить мужество. Сидеть над трудным уроком, хотя глаза уже лезут на лоб от усталости и злости на самого себя, и не вставать до тех пор, пока не добьешься своего, - что это, как не проявление силы воли... Может быть, все это выглядят не героически, но именно так, думается мне, и воспитывается характер. Иногда меня просят: «Расскажите, как вы ползли с обмороженными ногами, и как это у вас хватило упорства сесть за руль самолета». А меня так и подмывает сказать в ответ: а не лучше ли я расскажу вам о суффиксах? Да, да, о суффиксах, над которыми я бился до одурения, Когда после войны я начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходят в школе. Особенно плохо обстояло дело с грамматикой, и немало пота я пролил, прежде чем одолел ее! Конечно, это вещи разные - сидеть над учебником и вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи качества, которые требуются для того, чтобы хорошо сделать эти непохожие друг на друга дела. Да, очень часто жизнь, напервый взгляд, легкая и безмятежная жизнь, устраивает человеку серьезную проверку, и никто, кроме него самого, об этом даже не подозревает. Честь и слава Тому, кто не ожидает благодарности, не гоняясь за похвалами, выбирает трудный и благородный путь. Сегодня, сейчас надо быть смелым и правдивым. Сегодня, сейчас надо не отступать перед трудностями. Сегодня - вступиться за слабых и стоять за правду, сегодня - проявлять настойчивость и упорство. (А.П.Маресьев.)  
Практическая работа №5 По теме: «Слово в лексической системе языка» Цель – обогащение словарного запаса общенаучной, терминологической специальной лексикой и сочетаниями, активизация их в речи Основные вопросы: Что называется лексическим и грамматическим значением слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Дайте определение понятиям: что такое омонимы, синонимы, антонимы. Практические задания Составьте предложения, в которых выявились бы значения следующих пар слов: невежа - невежда, абонент - абонемент, континент - контингент, искусный-искусственный. Объясните значение архаизмов. Подберите к ним синонимы из активного запаса современного русского языка: брадобрей, водомет, лицедей, оный, вельми, волхвы, политес, алчба, сонм, лоно, зефир, рыбарь, лепта, топталище, всуе, длань, живот, зацепы, кивот, отроковица, прах, содом, агнец, ахи, алкать, веси, лепота, оратай, огневица, орясина. Какие словари нужно использовать при подготовке ответа на данный вопрос: -каково происхождение слов вдребезги, азбука; -каково значение слов идти, конь; -что означают выражения танталовы муки, попасть впросак; -как правильно поставить ударения в словах мельком, ворота; -объясните значения слов акселерация, олимпиада, публикация. Определите, какое из слов, данных в скобках, Н.В. Гоголь ввел в окончательный вариант поэмы " Мертвые души ". Обоснуйте свое мнение. а) Собираясь писать письмо, Плюшкин (обмакнул, всунул) перо в чернильницу с какой-то заплесневевшей жидкостью и множеством мух на дне... б) - Нет, матушка, - отвечал Чичиков (усмехнувшись, улыбнувшись...). Подберите близкие по содержанию русские пословицы: а)Речь лучше короткая, а веревка длинная. б) Рис рассыплешь - собрать можно, слово скажешь - назад не вернешь. в)Тот, кто не учится, ходит в потемках. г)От хорошего слова и камень добреет. Назовите русские имена персонажей произведений Л. Н. Толстого: Пьера Безухова, Элен Курагиной, Китти Щербацкой, Жюли Курагиной. Стивы Облонского, Долли Облонской.    
Практическая работа №6по теме: «Русская лексика с точки зрения её происхождения». Цель – обогащение словарного запаса общенаучной, терминологической специальной лексикой и сочетаниями, активизация их в речи; анализировать языковой материал; определять факторы, влияющие на изменения в языке; совершенствовать речевые умения. Основные вопросы: Назовите отличительные признаки исконно русской лексики, заимствованной лексики, старославянизмов. Практические задания Найдите ошибки в приведённых ниже предложениях и исправьте их: 1. В моей жизни это было самое памятливое событие. 2. В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии. 3. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан. 4. В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 5. Пророки не могли бы доказывать существование аллаха тем знаменем, что птицы держатся в воздухе, «летают под твердью неба». 6. Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нем из-за плохого питания. 7. Несмотря на определенные трудности, наше командование сумело сыскать расположение старейшин. 8. Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками команд. 9. Изобретательный бухгалтер знал, как уклониться от уплаты налогов.     Заполнить таблицы 3-мя примерами на каждый столбик (из теста или своими)  
Лексика по происхождению
Старославянская Исконно-русская Заимствованная
     

 

Лексика ограниченного употребления
Диалектизмы Профессионализмы Просторечия и жаргонизмы
     

 

Пассивная лексика
Историзмы Архаизмы Неологизмы
     

 

Практическая работа № 7по теме:«Фразеологизмы». Цель – обогащение словарного запаса общенаучной, терминологической специальной лексикой и сочетаниями, активизация их в речи Основные вопросы: Дать определение понятиям: что такое фразеология, свободные и несвободные словосочетания, клише и этикетные слова? Практические задания 1. Крылатое выражение или есть ли фразеологизм в предложениях (указать букву и выписать фразеологизм): а). Затаив дыхание, дети сидели у Лежачего камня. Они смотрели фильм, затаив дыхание. б). За этот год он далеко ушел по всем предметам. Мы возвращались из леса; Коля и Тоня далеко ушли вперед. в). Я хочу заниматься музыкой и знаю, что мои родители в этом пойдут мне на­встречу. Ваня плохо знает дорогу, пойдем ему навстречу. г). Коля лентяй и двоечник, а дома его только по головке гладят. Мать взяла на руки маленькую дочку и погладила ее по головке. 2. Объясните лексическое значение словосочетаний, перепишите, вставляя нужную букву: Грибная к..мпания - к..мпания друзей; гр..бной канал - гр..бной дождь; разв..вается флаг – разв..вается ребенок; осв..щу вопрос - осв..щу храм, осв..щу игру актеров; выт..чка на блузке - выт..чка детали; пол..скать белье - пол..скать ребенка; выт..сненный из толпы – выт..сненный рисунок; нав..вать сны – нав..вать кудри; нащ..пать лучины - нащ..пать травы; ум..лять остаться - ум..лять достоинства; пар..дировать на плацу-пар..дировать поэта; удариться оз..мь - подрастает оз..омь; об..жать стадион - об..жать слабых; отв..рить картофель - отв..рить окно; разр..женный воздух - разр..женный клоун; скр..пить печатью договор – скр..петь зубами во сне; кос..ный мозг – кос..ные взгляды. 3.Распределить фразеологизмы в два столбика, записав в первый столбикфразеологизмы, состоящие из синонимов, а во второй из антонимов. Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт, ни голоден, переливать из пустого в порожнее, чёрным по белому, с больной головы да на здоровую, ни конца, ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.  
Практическая работа № 8 по теме: «Лексические нормы». Цель – обогащение словарного запаса общенаучной, терминологической специальной лексикой и сочетаниями, активизация их в речи Основные вопросы:Какие существуют лексические нормы, перечислите. Объясните, в чем разница между монологом и диалогом, тавтологией и плеоназмом. Практические задания Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях (задание составлено по материалам прессы, радио- и телепередач): 1.Это был исключительно криминальный человек: он не занимался ни политикой, ни крупным бизнесом. Российская армия формирует в освободившихся районах отделения милиции из жителей, прилегающих к Чечне областей; эти люди хорошо знают менталитет местности. Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на бытовую технику! Людей, приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине. Выходец из России, этот колоритный человек окончил медицинский факультет, хотя врачом никогда не работал, был необыкновенно богат и хлебосолен. Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой. Главное для пловцов-синхронистов — согласование движений. Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании. Каждый работник предприятия понимает: осилить эти рубежи будет непросто. Любая проверка — она играет на пользу предприятию, потому что предприятию всегда проще разобраться вместе с кем-то в том, что творится на предприятии. В этой статье подводится резюме выступлениям сборной российских атлетов на Олимпиаде в Сиднее.     2.Из приведенных в скобках паронимов выберите нужный. Мотивируйте свой выбор. 1. Люди часто не понимают (сущность – существо) происходящих событий. 2. Между странами установились (дружественные – дружеские) отношения. 3. Эти модели после (апробирования – апробация) переданы в массовое производство. 4. Испытание нового автомобиля (проводится – производится) в течение месяца. 5. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометки – пометы). 6. Автор брошюры не приводит никаких (основания – обоснования) своих выводов. 7. Предложенное в статье решение кажется (проблемный – проблематичный). 8. Необходимо повсеместное создание (демократичные – демократические) органов самоуправления. 9. Он привык работать без надрыва (методически – методично), четко выполняя все (методические – методичные) рекомендации. 10. Аспирант собирается (представить – предоставить) свою работу на конкурс. 11. В развитии русского языка немаловажную роль играют внеязыковые (факты – факторы). 12. Военнослужащим, инвалидам, (командированным – командировочным) билеты предоставляются вне общей очереди.  
Практическая работа № 9по теме: «Фонетические единицы языка». Цель – формирование речевой компетенции в рамках темы, развитие и совершенствование орфографических умений в области правописания согласных корня слова. Основные вопросы:На какие фонетические единицы членится наша речь? Чем отличается звук от фонемы? Дайте определение понятиям. Практические задания 1.Протранскрибируйте. Определите количество букв и звуков в словах. Ёж, суета, платье, клоун, бороться, ящур, хлесткий, жесть, жакет, эра, гараж, сельдь, магия, рваться, ямб, Украина, бадья, тростник, молиться. 2.Перепишите. Расставьте ударения в словах. Творог, ракушка, оптовый, столяр, августовский, путепровод, щавель, премировать, красивее, баловать, аристократия, договор, цемент, квартал, тортов, позвонит, алфавит, хвоя, дефис, сироты, досуг, средства, статуя, красивее, свекла, шинель. 3. Запишите. Объясните значения слов. Традиция, триумф, постамент, актуальный, антракт, брошюра. 1.Запишите. Обозначьте мягкие согласные: Напимер:Ате[л,]е, Ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, мулине, дельта, денационализация, интенсивный, интервал, панель, шинель, пантера, темп, тембр, компьютер, майонез, термос, террор, агрессия, депрессия, пресса, экспрессия, музей, депо, шимпанзе, кодекс, патент, термин, денди, бассейн, коттедж, компетентный    
Практическая работа № 10по теме: «Орфоэпические нормы» Цель – обогащение и активизация в речи терминологии русского языка, правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме; Основные вопросы: Выделите составные элементы понятия орфоэпии. Норма языка. Укажите принципиальные различия между произносительной нормой и нормой ударения, звукописью и благозвучием речи. Практические задания Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед (е) в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта? Распределите в 3 колонки слова:  
Произносится мягко Произносится твердо Допустимы оба варианта

 

Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.

Чем различаются слова:
а) галка-галька, пар - парь, прав - правь, гол-голь, жар - жарь, полка-полька;
б) щей-шей, щит - шит, пищи-пиши, распущу-распушу?

Подберите по 3 пары слов, которые различаются только:
а)одним гласным звуком;
б)одним согласным звуком;
в)местом ударения.

 

Практическая работа № 11 по теме «Способы словообразования». Цель – обогащение и активизация в речи терминологии русского языка, правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме; Основные вопросы: Составьте перечень способов словообразования и поясните… Практические задания 1. Объедините родственные слова, выделите в них корни. Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далёкий, отдалённый, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей). 2. Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне. Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос. 3. Выделите основу и окончание в следующих словах. Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее. 4. Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению). Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность. 5. Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению). Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный. 6. Выполните письменный морфемный разбор предложенных слов. Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалёкий, наслаждение, топлёное (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.  
Практическая работа № 12 по теме «Основные орфоэпические законы в области гласных и согласных звуков» Цель – обогащение и активизация в речи терминологии русского языка, правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме; Основные вопросы: Выделите составные элементы понятия орфоэпии в области гласных и согласных. Норма языка. Практические задания Составьте и запишите словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения: атлас, видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки. Выпишите существительные мужского рода и поставьте ударение: алкоголь, алфавит, досуг, дефис, документ, доллар, занавес, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, партер, портфель, планер, псевдоним, пурпур, созыв, отсвет, стартер, столяр, творог, центнер, часовщик, шофер. Выпишите существительные женского рода. Поставьте ударение: бюрократия, ветла, девица, деспотия, дремота, зевота, засека, злоба, индустрия, искра, истерия, камбала, кета, кулинария, ломота, молодежь, немота, петля, просека, простыня, ракушка, свекла, серьга, статуя, хвоя, щеколда, флюорография. Перепишите примеры из произведений М.Ю. Лермонтов, поставьте ударение в глаголах прошедшего времени: 1. Она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала. 2. Скакун лихой, ты господина из боя вынес как стрела, но злая пуля осетина его во мраке догнала. 3. В груди проснулися желания, во взоре слезы родились. 4. И стали три пальмы на Бога роптать; на то ль мы родились, чтоб здесь увядать... 5. Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы. 6. Поверь, когда б меня не создал Бог, он ниспослать бы в мир тебя не мог. 7. Он поднял взор: ее окно озарено лампадой, блещет; кого-то ждёт она давно. 8. И создал я тогда в моём воображении по лёгким признакам красавицу мою. 9. И свет дрожащего огня, упав на смуглые ланиты, черкесу придал вид сердитый. 10. Улана проклял милый пол.  
Практическая работа № 13 по теме: «Лексико-грамматическое значение существительного». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности имени существительного Основные вопросы: Выделите составные элементы лексико-грамматических разрядов имён существительных. Практические задания. Определите род следующих существительных: Артист, братишка внук, волк, девочки, дедушка, доярка, жена, женщина, заяц, львица, медведь, орел, тигр, тракторист, учительница, художник. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения, составьте с ними предложения. Авеню, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, реле, сабо, салями, танго, филе, фойе, фрау, шимпанзе, эскимо. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа: Абзац, альпинист, баян, богатырь, волжанин, двор, директор, импульс, карандаш, комбикорм, корпус, кубик, мех, орден, парус, плащ, победитель, поэт, пояс, пропуск, пустяк, римлянин, сорт, суп, тон, трубач, фильм, цех, шарф, шифр. Определите разряд имени существительного (собственное или нарицательное) и назовите его морфологические признаки: КУБА, ЖИГУЛИ, ТЕКСТИЛЬЩИК, ЛЕНА, НАДЕЖДА, ПАСТУХ, ПАСТУХОВ, ШАХТЫ, ОМ, ЗЕМЛЯ, БАРОН. Проанализируйте употребление имен собственных в текстах. Как изменяется их лексическое и грамматическое значение?Обоснуйте. 1. Но нельзя же корить людей за то, что они не Львы Толстые, не Спенсеры (Ю.Трифонов). 2. У моцартов революции всегда есть свои сальери (Е.Евтушенко). 3. Каждый маленький город хочет быть похожим на Нью-Йорк. Есть Нью-Йорки на две тысячи человек, есть на тысячу восемьсот. Один Нью-Йоркчик нам попался даже на девятьсот жителей (И.Ильф и Е.Петров).    
Практическая работа № 14по теме: «Лексико-грамматическое значение прилагательного». Цель – формиро­вание грамма­тико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности прилагательного Основные вопросы: Выделите составные элементы лексико-грамматических разрядов имён прилагательных. Практические задания . 1. Допишите окончания имен прилагательных и глаголов. 1. Моим чичероне по новой больнице был… стар… знаком… доктор Савинова. 2. Совхоз «Заря» досрочно закончил… сев озимых. 3. Добавление к овощн… рагу сочн… кольраби придает кушанью особый вкус. 4. Зрителями был… тепло встречен… лауреат Международного конкурса пианистов Мария Гринберг. 5. Перед клеткой, где шимпанзе кормил… детеныша, собралось много зевак. 6. Кенгуру нес… в сумке крошечного кенгуренка. 2.Проанализируйте прилагательные в данных предложениях. Рассмотрите возможность замены кратких форм полными, и наоборот, ответ аргументируйте. 1.Чуть живые в ночь осеннюю мы с охоты возвращаемся… (Н. Некрасов). 2. Пылай, камин, в моей пустынной келье… (А. Пушкин). 3. Суровою зимой я более доволен (А. Пушкин). 4. Но скучен нам простой и гордый твой язык (А. Пушкин). 5. Богат и славен Кочубей. Его луга необозримы… Но Кочубей богат и горд не долгогривыми конями, не златом, данью крымских орд, не родовыми хуторами (А. Пушкин). 6. Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье? (А. Пушкин). 7. Ты мне верна (А. Пушкин). 8. Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех… Все тихо, просто было в ней (А. Пушкин). 9. Свет решил, что он умен и очень мил (А. Пушкин).  
Практическая работа № 15 по теме: «Лексико-грамматическое значение числительного и местоимения». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности числительных и местоимений. Основные вопросы: Выделите составные элементы лексико-грамматические разряды имён числительных и местоимений. Практические задания 1.Определите разряд количественных числительных по составу и впишите их в соответствующую графу:
Простые числительные Сложные числительные Составные числительные
     

 

Три, восемнадцать, сорок четыре, девяносто, сто сорок один, сто два, девяносто, двадцать, один, одиннадцать, шестьсот, восемь, триста, три, тридцать три, тысяча пятьсот, восемьсот восемь.

Выпишите из предложений местоимения и определите их разряд. Укажите, какие местоимения в классификациях, представленных в грамматиках русского языка, относятся к разным разрядам. Укажите слова, которые некоторыми учеными относятся не к местоимениям, а к другим частям речи.

1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа, вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа (А. Пушкин). 2. Что вдали блеснуло и дымится? Нет, то флот. Вот выплыли ветрилы… (А. Дельвиг). 3. Известно мне, погибель ждет того, что первый восстает на утеснителей народа, - судьба меня уж обрекла (К. Рылеев). 4. Кто сей божественный фиал разрушил, как сосуд скудельный? (Ф. Тютчев). 5. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью (И. Никитин). 6. Я – знаю все… Я – ничего не знаю, люблю, люблю, люблю. Со мною – Ты [Россия]… (А. Белый). 7. Чьи-то цепи где-то пали, что-то взято навсегда, люди новые восстали здесь, в республике труда (В. Брюсов). 8. Пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать (В. Маяковский). 9. Постиг иное слово я в буре наших дней: природа – очень ново, но человек новей! (П. Орешин). 10. Всяк кулик свое болото хвалит. 11. Некое беспокойство сквозило в ее глазах, движениях, походке (М. Шолохов). 12. Конечно, различны поэтов сорта, у скольких поэтов легкость руки! (В. Маяковский). 13. На другом берегу реки показался красный, тусклый огонек, и они от нечего делать долго решали, костер ли это, огонь ли в окне или что-нибудь другое (А. Чехов). 14. Отчизна! Не пленишь ничем ты чуждый взор… (А. Плещеев).

 

Практическая работа № 16 по теме: «Грамматические признаки глагола». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности глаголов и форм глагола Основные вопросы: Выделите составные элементы морфологических признаков глагола, грамматические признаки причастия и деепричастия. Практические задания. 1. 0т приведённых глаголов 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями. Составьте по одному предложению с каждой образованной словоформой или выражением. Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать. 2. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа, найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы? Родиться — рождаться; зажигать — зажечь; произнести — произносить; удаваться — удаться; выслать — высылать; выдавать — выдать; сослать — ссылать; плавать — плыть; осуществлять — осуществить. Для справки о личных формах глаголов следует обратиться к словарям. 3. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ниже глаголов. Атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, казнить, оборудовать, ранить, расследовать, родиться, содействовать, телеграфировать. 4. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголовпростить, прощать, извинить, извинять. Опишите ситуации, в которых уместно употребить составленные вами высказывания. 5. Образуйте все возможные формы причастийи деепричастий. Образец: читать — читающий, читавший, читаемый, читанный, читан; читая, причитав… Солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, сыпать, блистать, петь. 6. Составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться. Образование форм повелительного наклонения каких глаголов вызывает трудности? Определите оттенки побуждения    
Практическая работа № 17 по теме: «Грамматические признаки наречия». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности наречий. Основные вопросы: Выделите составные элементы разрядов наречий, морфологических признаков наречий. Практические задания 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий. Од...ноко он стоит задумался глубоко и т...хонько плачет он в пустыне. (М.Ю. Лермонтов.) 2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре­пинания, сделать морфологический разбор наречия. Выйдя за в...рота мы пов...рнули (в)прав(а, о) и побр...ли пыль­ной дорогой. (А.П. Чехов.) 3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре­пинания, объяснить правописание ни нн, жи, жж в словах. Под обл...ками зал...вая воздух серебр...ыми звуками дро(ж, жж)али жав...ронки а над з...ленеющ...ми пашнями, с.лидно и чи(н, нн)о взмах...вая крыльями н...сились грачи. 4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки пре­пинания, сделать синтаксический разбор предложения, объяснить роль наречий. Соперн...ки (не) сколько раз встречались и побед...носно погля-ды...вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.)  
Практическая работа № 18 по теме: «Предлог как часть речи». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности предлогов. Основные вопросы: Рассказать о предлогах как о как части речи. Производные предлоги. От чего зависит правописание и употребление предлогов? Практические задания: 1. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант и запишите. Лечащий врач был в меру озадачен состоянием больной, но уверенности в лучшее не терял. Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось. Несмотря на все трудности, администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог. Я потихоньку от хозяина ходила на курсы компьютера и английского языка. За месяц, что я там (на новой работе. — Сост.) продержалась, работницы без конца менялись. Вячеслав занимался еще и скупкой и продажей золотых слитков: ущерб государства оценивается в 257 миллионов рублей. Все говорит о том, что эта героиня (Коробочка. — Сост.) олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли. Сразу по приезду (Чичикова. — Сост.) в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших — «мертвых душ».     1. Выписать производные предлоги. Прийти через неделю, водить хоровод вокруг ёлки, искать под землёй, достать из-под земли, отдыхать около реки, только для вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль улицы, построили посреди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, остаться без обеда, договориться насчёт дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами.  
Практическая работа № 19 по теме: «Союз как часть речи». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности союзов. Основные вопросы: 1.Какую «службу» выполняют союзы? 2.Как называется такая функция? 3.Какого значения лишены союзы? 4.Назовите морфологические признаки союза? 5.На какие группы делятся сочинительные союзы? 6. На какие группы делятся подчинительные союзы?. 7.От чего зависит правописание и употребление союзов? Практические задания 1. Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции. (И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!» 2. Прочитайте предложение и найдите грамматическую основу в каждом предложении. Укажите сочинительные и подчинительные союзы и определите их значение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. При списывании укажите границы предложений в составе сложного. 1. Огонь в лампе дрыгнул и потускнел но через секунду снова разг..релся ровно и ярко. 2. Листья то летели по ветру то отвесно л..жились в сырую траву. 3. Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки. 4. Наука любит труд..любивых ибо труд это талант. 5. Агр..номы делают всё чтобы ур..жайность наших п..лей возр..стала.    
Практическая работа № 20 по теме: «Частица как часть речи». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности частиц. Основные вопросы: Рассказать о частицах как о как части речи. От чего зависит употребление частиц? Практические задания   Прочитать текст, найти частицы, доказать, что это частицы, определить их значение и функцию, каковы они по составу, объяснить слитное или раздельное написание слов, постановку знаков препинания МОНАХ Я знавал одного монаха, отшельника, святого. Он жил одною сладостью молитвы — и, упиваясь ею, так долго простаивал на холодном полу церкви, что ноги его, ниже колен, отекли и уподобились столбам. Он их (не)чувствовал, стоял — и молился. Я его понимал — я, быть может, завидовал ему, — но (пускай) же и он поймет меня и (не) осуждает меня — меня, которому (не)доступны его радости. Он добился того, что уничтожил себя, свое (не)навистное я; но ведь и я — (не) молюсь не из самолюбия. Мое я мне, может быть, еще тягостнее и противнее, чем его — ему. Он нашел, в чем забыть себя... да ведь и я нахожу, хоть и(не)так постоянно. Он (не)лжет... да ведь и я (не) лгу. И.С.Тургенев Ноябрь, 1879 Определите стиль отрывка и тип текста. Докажите. Как называется такой жанр художественного произведения   Выпишите из предложений частицы, приставки, части корня; обозначьте их графически. 1) Не делай ошибок. 2) Просьба была отвергнута с негодованием 3) Ни звука кругом. 4) Как ни старался вытащить рыбу, она сорвалась с крючка. 5) Нечему удивляться. 6) Куда ни посмотришь, всюду степь. 6) Что-то мне нехорошо.    
Практическая работа № 21 по теме: «Основные единицы синтаксиса». Цель – формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование умений составлять синтаксическую парадигму (ПП, Посложн., СП, СПП, ССП, БСП). Особенности грамматических конструкций в текстах разных стилей. Основные вопросы:Основные единицы языка.Что такое язык, фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение. Дать определение. Сравните: словосочетание и предложение. Назовите виды связи слов в словосочетании. Практические задания 1.Выписать из предложения все возможные словосочетания, дать характеристику словосочетаниям, сделать синтаксический разбор предложения: Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек. Какие сочетания слов нельзя было выписывать и почему? 2.Составьте словосочетания и предложения с каждым из паронимов: 1. абонент – абонемент воспоминание – напоминание тема – тематика доброта – добротность глубинный – глубокий; 2. редакторский – редакционный эффектный – эффективный вдохнуть – вздохнуть надеть – одеть снискать – сыскать.    
Практическая работа № 22 по теме: «Осложнённое простое предложение». Цель – формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование умений составлять синтаксическую парадигму (ПП, Посложн., СП, СПП, ССП, БСП). Особенности грамматических конструкций в текстах разных стилей. Основные вопросы: Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, место, значение...) осложнения простых предложений однородными и обособленными членами предложения, уточняющими членами предложения. Практические задания Тест 1.Укажите верную синтаксическую характеристику предложения Я легко полез через изгородь и пошел по еловым иглам покрывавшим землю. (А.П. Чехов) Левин расправился и вздохнув оглянулся. (Л.Н. Толстой) Положив острый подбородок на кулак скорчившись на табуретке и поджав одну ногу под себя Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов гигантских домов и маленьких обреченных на слом лачужек. (М.А. Булгаков) а) предложение осложнено обособленным определением б) предложение осложнено обособленным обстоятельством в) предложение осложнено вводными словами г) предложение осложнено однородными членами 2. Укажите предложения, осложненные обособленными определениями а) Исписанные Иваном листки сдутые налетевшим в комнату ветром валялись на полу. (М. Булгаков) б) Они смотрели на повернутые на запад окна. (М. Булгаков) в) Вслед за тем гул растревоженного улья сразу наполнил аудиторию. (Л. Леонов) г) Темно коричневая шерсть нежная блестящая мягкая очень красила олененка. 3. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами а) Ему было очень хорошо несмотря на катившийся градом пот. (Л.Н. Толстой) б) Таково состояние души человека увидевшего осенний праздник света и тишины. (В. Песков) в) Несмотря на большое количество луж мы не промочили ноги. г) Где то на речке кричали ребятишки купавшиеся спозаранку. (Ю. Бондарев) 4. Укажите предложения с осложненными вводными словами а) Неподвижный воздух казалось был наполнен какой то прозрачной пылью. (Л.Н. Толстой) б) Старик Колиной улыбки не заметил а то бы конечно обиделся. (К.Г. Паустовский) в) Скоро однако лес поредел. г) Он все понимал однако ничего не делал. 5.Укажите предложения, осложненные однородными членами, соединенными противительными союзами а) Сентябрь был тихий теплый и на счастье без дождей. б) Нет не поднимали целину на войне а начиняли минами. (В. Лидин) в) В воздухе пахло и травой и туманом одним словом ранним туманным утром. (Л.Н. Толстой) г) Вновь прибывшие тоже согласились с принятой резолюцией. 6.Укажите предложения, осложненные однородными членами, соединенными разделительными союзами. а) Мы то кричали то свистели. б) Спектакль по пьесе Ю.К. Олеши «Нищий или смерть Занда» мне очень понравился. в) Все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка или конфетку или орешек. (Н. Гоголь) г) За стеной кто- то не то смеялся не то плакал. 7. Укажите предложения, осложненные обособленными уточняющими членами предложения. а) Азазелло расставшись со своим привычным нарядом то есть пиджаком котелком и лакированными туфлями стоял неподвижно. (М. Булгаков) б) Каждое утро еще до восхода солнца Яков Лукич Островнов накинув на плечи заношенный брезентовый плащ выходил на хутор любоваться хлебами. (М. Шолохов) в) Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную… (Н.А. Некрасов) г) Это произошло зимой незадолго до Нового года. 8. Укажите предложения с обособленными приложениями. а) Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в журнале «Москва». б) Таким героем является Тихон Шербатый самый полезный человек в отряде Денисова. в) Рассказ А.П. Чехова о собаке Каштанке трогает сердца читателей. г) Отправился я со старостиным сыном и другим крестьянином по имени Егор на охоту. (И.С. Тургенев)  
Практическая работа № 23 по теме: «Сложное предложение». Цель – формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование умений составлять синтаксическую парадигму (ПП, Посложн., СП, СПП, ССП, БСП). Особенности грамматических конструкций в текстах разных стилей. Основные вопросы: Чем вызвана необходимость использования сложноподчинённых и сложносочиненных предложений? Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Практические задания Расставьте знаки препинания в следующих текстах в соответствии с действующими пунктуационными нормами. Сравните свою версию расстановки знаков с опубликованным текстом. Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор топтанный тысячами ног звонко непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остывшем воздухе поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел стараясь покрыть всю эту страшную вопящую кутерьму. Маленькие колокола тявкали заливаясь без ладу и складу вперебой точно сатана влез на колокольню <...> В черные прорези многоэтажной колокольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было как метались и кричали маленькие колокола словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел курился. Расплавляло отпускало душу на покаяние и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия). Уехала девушка которую я любил которой я ничего не сказал о своей любви и так как мне шел тогда двадцать второй год то казалось, что я остался один во всем свете. Был конец августа в малорусском городе где я жил стояло знойное затишье И когда однажды в субботу я вышел после работы от бондаря на улицах было так пусто что не заходя домой я побрел куда глаза глядят за город (И. Бунин. В августе). Очаровательное утро Свободно без прежнего трения оно проникало сквозь зарешеточное стекло промытое вчера Родионом Новосельем так и несло от желтых липких стен. Стол покрывала свежая скатерть еще с воздухом необлегающая. Щедро окаченный каменный пол дышал фонтанной прохладой (В. Набоков. Приглашение на казнь).    
Практическая работа № 24 по теме: «Бессоюзные сложные предложения». Цель – формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование умений составлять синтаксическую парадигму (ПП, Посложн., СП, СПП, ССП, БСП). Особенности грамматических конструкций в текстах разных стилей. Основные вопросы: Какие знаки препинания употребляются в бессоюзных сложных предложениях? Выделите составные элементы бессоюзных сложных предложений. Практические задания Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите бессоюзные сложные предложения в тексте. Ответьте на вопросы задания. Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею. Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов, истинных ценителей русского языка звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка. Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования. Задания: 1. Расставьте недостающие знаки препинания, проанализируйте пунктуацию. Как вы думаете, что появилось раньше, знаки препинания или пунктуационные правила? 2.Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение. 3.Назовите предложение, в котором, на ваш взгляд, выражена основная мысль текста. 4.Определите тему текста. 5.В первом предложения текста найдите страдательное причастие. 6.Видите ли вы здесь бессоюзное сложное предложение? 7. Легко ли читать без знаков препинания?

 

 

Основная литература

 

1. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.–10-е изд. - М.:ООО «Русское слово - учебник», 2013.-448с

 

 

Дополнительная литература

1. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1988.

2. Максимов В.И. К тайнам словообразования. – М., 1990.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1983.

4. Орфографический словарь русского языка. – М., 1982.

5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986.

6. Скворцов Л.И. Культура языка – достояние современной культуры. – М., 1991.

7. Словарь синонимов / Под ред. А.П. Евгеньевой. – Л., 1985

8. Текучев А.В., Панов Б.Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1986.

9. Успенский Л.В. Слово о словах; Ты и твое имя. – Л., 1973 (и другие издания).

10. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина, - М., 1988.

11. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1988.

 

Интернет-ресурсы:

1. Справочная служба русского языка, интерактивные словари. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.ru

2. Полезные ссылки по русскому языку.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morpher.ru/Russian/Links.aspx.

3. Студентам - учебные материалы по русскому языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...