Поле выполнения практических работ сдать отчет
II семестр Русский язык и литература
методические указания к практическим (семинарским) занятиям по учебной дисциплине «Русский язык» для студентов всех специальностей дневной формы обучения
Составитель Р.Г. Валиуллина Работы выполняются в тетради ПОРЯДОК (АЛГОРИТМ) ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1. Ознакомиться с кратким теоретическим материалом, касающимся практического занятия. 2. Осуществить контроль понимания наиболее общих терминов. 3. Разобрать порядок решения типовой задачи практического занятия, связанного с изучением и анализом теоретического материала, более подробно остановиться на теоретических сведениях и ознакомиться с источниками литературы, необходимыми для выполнения данного практического занятия. Студент обязан: - перед занятиями ознакомиться с заданием, его целью и задачами; - проработать теоретический материал согласно методическим рекомендациям; - активно работать в ходе занятия; выполнить задание; - оформить результаты проведения занятия согласно методическим рекомендациям. Критерии оценки работы обучающихся по итогам практических работ Рейтинговая оценка 0-3балла · 3 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент имеет знания основного программного материала, но не усвоил его деталей, испытывает затруднения при выполнении предложенных заданий, в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении; · 2 балла выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены несущественные ошибки.
· 1 балл выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент знает часть программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены существенные ошибки. · 0 баллов выставляется тогда, когда из работы ясно, что студент не знает программный материал, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены существенные ошибки. Поле выполнения практических работ сдать отчет
Выпишите из предложений местоимения и определите их разряд. Укажите, какие местоимения в классификациях, представленных в грамматиках русского языка, относятся к разным разрядам. Укажите слова, которые некоторыми учеными относятся не к местоимениям, а к другим частям речи. 1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа, вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа (А. Пушкин). 2. Что вдали блеснуло и дымится? Нет, то флот. Вот выплыли ветрилы… (А. Дельвиг). 3. Известно мне, погибель ждет того, что первый восстает на утеснителей народа, - судьба меня уж обрекла (К. Рылеев). 4. Кто сей божественный фиал разрушил, как сосуд скудельный? (Ф. Тютчев). 5. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью (И. Никитин). 6. Я – знаю все… Я – ничего не знаю, люблю, люблю, люблю. Со мною – Ты [Россия]… (А. Белый). 7. Чьи-то цепи где-то пали, что-то взято навсегда, люди новые восстали здесь, в республике труда (В. Брюсов). 8. Пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать (В. Маяковский). 9. Постиг иное слово я в буре наших дней: природа – очень ново, но человек новей! (П. Орешин). 10. Всяк кулик свое болото хвалит. 11. Некое беспокойство сквозило в ее глазах, движениях, походке (М. Шолохов). 12. Конечно, различны поэтов сорта, у скольких поэтов легкость руки! (В. Маяковский). 13. На другом берегу реки показался красный, тусклый огонек, и они от нечего делать долго решали, костер ли это, огонь ли в окне или что-нибудь другое (А. Чехов). 14. Отчизна! Не пленишь ничем ты чуждый взор… (А. Плещеев).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 16 по теме: «Грамматические признаки глагола». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности глаголов и форм глагола Основные вопросы: Выделите составные элементы морфологических признаков глагола, грамматические признаки причастия и деепричастия. Практические задания. 1. 0т приведённых глаголов 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями. Составьте по одному предложению с каждой образованной словоформой или выражением. Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать. 2. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа, найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы? Родиться — рождаться; зажигать — зажечь; произнести — произносить; удаваться — удаться; выслать — высылать; выдавать — выдать; сослать — ссылать; плавать — плыть; осуществлять — осуществить. Для справки о личных формах глаголов следует обратиться к словарям. 3. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ниже глаголов. Атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, казнить, оборудовать, ранить, расследовать, родиться, содействовать, телеграфировать. 4. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголовпростить, прощать, извинить, извинять. Опишите ситуации, в которых уместно употребить составленные вами высказывания. 5. Образуйте все возможные формы причастийи деепричастий. Образец: читать — читающий, читавший, читаемый, читанный, читан; читая, причитав… Солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, сыпать, блистать, петь. 6. Составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться. Образование форм повелительного наклонения каких глаголов вызывает трудности? Определите оттенки побуждения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 17 по теме: «Грамматические признаки наречия». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности наречий. Основные вопросы: Выделите составные элементы разрядов наречий, морфологических признаков наречий. Практические задания 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить роль наречий. Од...ноко он стоит задумался глубоко и т...хонько плачет он в пустыне. (М.Ю. Лермонтов.) 2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия. Выйдя за в...рота мы пов...рнули (в)прав(а, о) и побр...ли пыльной дорогой. (А.П. Чехов.) 3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить правописание ни нн, жи, жж в словах. Под обл...ками зал...вая воздух серебр...ыми звуками дро(ж, жж)али жав...ронки а над з...ленеющ...ми пашнями, с.лидно и чи(н, нн)о взмах...вая крыльями н...сились грачи. 4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, объяснить роль наречий. Соперн...ки (не) сколько раз встречались и побед...носно погля-ды...вая друг на друга следовали дальше. (И. Ильф, Е. Петров.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 18 по теме: «Предлог как часть речи». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности предлогов. Основные вопросы: Рассказать о предлогах как о как части речи. Производные предлоги. От чего зависит правописание и употребление предлогов? Практические задания: 1. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант и запишите. Лечащий врач был в меру озадачен состоянием больной, но уверенности в лучшее не терял. Даже в знаменитый дом на Петровской набережной дежурных не полагалось. Несмотря на все трудности, администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог. Я потихоньку от хозяина ходила на курсы компьютера и английского языка. За месяц, что я там (на новой работе. — Сост.) продержалась, работницы без конца менялись. Вячеслав занимался еще и скупкой и продажей золотых слитков: ущерб государства оценивается в 257 миллионов рублей. Все говорит о том, что эта героиня (Коробочка. — Сост.) олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли. Сразу по приезду (Чичикова. — Сост.) в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших — «мертвых душ». 1. Выписать производные предлоги. Прийти через неделю, водить хоровод вокруг ёлки, искать под землёй, достать из-под земли, отдыхать около реки, только для вас, выглянуть из-за дерева, идти вдоль улицы, построили посреди старых домов, тучи над городом, сделать в течение дня, остаться без обеда, договориться насчёт дополнительных занятий, отменить занятия в связи с морозами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 19 по теме: «Союз как часть речи». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности союзов. Основные вопросы: 1.Какую «службу» выполняют союзы? 2.Как называется такая функция? 3.Какого значения лишены союзы? 4.Назовите морфологические признаки союза? 5.На какие группы делятся сочинительные союзы? 6. На какие группы делятся подчинительные союзы?. 7.От чего зависит правописание и употребление союзов? Практические задания 1. Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции. (И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!» 2. Прочитайте предложение и найдите грамматическую основу в каждом предложении. Укажите сочинительные и подчинительные союзы и определите их значение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. При списывании укажите границы предложений в составе сложного. 1. Огонь в лампе дрыгнул и потускнел но через секунду снова разг..релся ровно и ярко. 2. Листья то летели по ветру то отвесно л..жились в сырую траву. 3. Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки. 4. Наука любит труд..любивых ибо труд это талант. 5. Агр..номы делают всё чтобы ур..жайность наших п..лей возр..стала. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 20 по теме: «Частица как часть речи». Цель – формирование грамматико-стилистических умений и навыков говорения, совершенствование умений различать морфологические особенности частиц. Основные вопросы: Рассказать о частицах как о как части речи. От чего зависит употребление частиц? Практические задания Прочитать текст, найти частицы, доказать, что это частицы, определить их значение и функцию, каковы они по составу, объяснить слитное или раздельное написание слов, постановку знаков препинания МОНАХ Я знавал одного монаха, отшельника, святого. Он жил одною сладостью молитвы — и, упиваясь ею, так долго простаивал на холодном полу церкви, что ноги его, ниже колен, отекли и уподобились столбам. Он их (не)чувствовал, стоял — и молился. Я его понимал — я, быть может, завидовал ему, — но (пускай) же и он поймет меня и (не) осуждает меня — меня, которому (не)доступны его радости. Он добился того, что уничтожил себя, свое (не)навистное я; но ведь и я — (не) молюсь не из самолюбия. Мое я мне, может быть, еще тягостнее и противнее, чем его — ему. Он нашел, в чем забыть себя... да ведь и я нахожу, хоть и(не)так постоянно. Он (не)лжет... да ведь и я (не) лгу. И.С.Тургенев Ноябрь, 1879 Определите стиль отрывка и тип текста. Докажите. Как называется такой жанр художественного произведения Выпишите из предложений частицы, приставки, части корня; обозначьте их графически. 1) Не делай ошибок. 2) Просьба была отвергнута с негодованием 3) Ни звука кругом. 4) Как ни старался вытащить рыбу, она сорвалась с крючка. 5) Нечему удивляться. 6) Куда ни посмотришь, всюду степь. 6) Что-то мне нехорошо. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 21 по теме: «Основные единицы синтаксиса». Цель – формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование умений составлять синтаксическую парадигму (ПП, Посложн., СП, СПП, ССП, БСП). Особенности грамматических конструкций в текстах разных стилей. Основные вопросы:Основные единицы языка.Что такое язык, фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение. Дать определение. Сравните: словосочетание и предложение. Назовите виды связи слов в словосочетании. Практические задания 1.Выписать из предложения все возможные словосочетания, дать характеристику словосочетаниям, сделать синтаксический разбор предложения: Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек. Какие сочетания слов нельзя было выписывать и почему? 2.Составьте словосочетания и предложения с каждым из паронимов: 1. абонент – абонемент воспоминание – напоминание тема – тематика доброта – добротность глубинный – глубокий; 2. редакторский – редакционный эффектный – эффективный вдохнуть – вздохнуть надеть – одеть снискать – сыскать. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 22 по теме: «Осложнённое простое предложение». Цель – формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование умений составлять синтаксическую парадигму (ПП, Посложн., СП, СПП, ССП, БСП). Особенности грамматических конструкций в текстах разных стилей. Основные вопросы: Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, место, значение...) осложнения простых предложений однородными и обособленными членами предложения, уточняющими членами предложения. Практические задания Тест 1.Укажите верную синтаксическую характеристику предложения Я легко полез через изгородь и пошел по еловым иглам покрывавшим землю. (А.П. Чехов) Левин расправился и вздохнув оглянулся. (Л.Н. Толстой) Положив острый подбородок на кулак скорчившись на табуретке и поджав одну ногу под себя Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов гигантских домов и маленьких обреченных на слом лачужек. (М.А. Булгаков) а) предложение осложнено обособленным определением б) предложение осложнено обособленным обстоятельством в) предложение осложнено вводными словами г) предложение осложнено однородными членами 2. Укажите предложения, осложненные обособленными определениями а) Исписанные Иваном листки сдутые налетевшим в комнату ветром валялись на полу. (М. Булгаков) б) Они смотрели на повернутые на запад окна. (М. Булгаков) в) Вслед за тем гул растревоженного улья сразу наполнил аудиторию. (Л. Леонов) г) Темно коричневая шерсть нежная блестящая мягкая очень красила олененка. 3. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами а) Ему было очень хорошо несмотря на катившийся градом пот. (Л.Н. Толстой) б) Таково состояние души человека увидевшего осенний праздник света и тишины. (В. Песков) в) Несмотря на большое количество луж мы не промочили ноги. г) Где то на речке кричали ребятишки купавшиеся спозаранку. (Ю. Бондарев) 4. Укажите предложения с осложненными вводными словами а) Неподвижный воздух казалось был наполнен какой то прозрачной пылью. (Л.Н. Толстой) б) Старик Колиной улыбки не заметил а то бы конечно обиделся. (К.Г. Паустовский) в) Скоро однако лес поредел. г) Он все понимал однако ничего не делал. 5.Укажите предложения, осложненные однородными членами, соединенными противительными союзами а) Сентябрь был тихий теплый и на счастье без дождей. б) Нет не поднимали целину на войне а начиняли минами. (В. Лидин) в) В воздухе пахло и травой и туманом одним словом ранним туманным утром. (Л.Н. Толстой) г) Вновь прибывшие тоже согласились с принятой резолюцией. 6.Укажите предложения, осложненные однородными членами, соединенными разделительными союзами. а) Мы то кричали то свистели. б) Спектакль по пьесе Ю.К. Олеши «Нищий или смерть Занда» мне очень понравился. в) Все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка или конфетку или орешек. (Н. Гоголь) г) За стеной кто- то не то смеялся не то плакал. 7. Укажите предложения, осложненные обособленными уточняющими членами предложения. а) Азазелло расставшись со своим привычным нарядом то есть пиджаком котелком и лакированными туфлями стоял неподвижно. (М. Булгаков) б) Каждое утро еще до восхода солнца Яков Лукич Островнов накинув на плечи заношенный брезентовый плащ выходил на хутор любоваться хлебами. (М. Шолохов) в) Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную… (Н.А. Некрасов) г) Это произошло зимой незадолго до Нового года. 8. Укажите предложения с обособленными приложениями. а) Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в журнале «Москва». б) Таким героем является Тихон Шербатый самый полезный человек в отряде Денисова. в) Рассказ А.П. Чехова о собаке Каштанке трогает сердца читателей. г) Отправился я со старостиным сыном и другим крестьянином по имени Егор на охоту. (И.С. Тургенев) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 23 по теме: «Сложное предложение». Цель – формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование умений составлять синтаксическую парадигму (ПП, Посложн., СП, СПП, ССП, БСП). Особенности грамматических конструкций в текстах разных стилей. Основные вопросы: Чем вызвана необходимость использования сложноподчинённых и сложносочиненных предложений? Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Практические задания Расставьте знаки препинания в следующих текстах в соответствии с действующими пунктуационными нормами. Сравните свою версию расстановки знаков с опубликованным текстом. Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор топтанный тысячами ног звонко непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остывшем воздухе поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел стараясь покрыть всю эту страшную вопящую кутерьму. Маленькие колокола тявкали заливаясь без ладу и складу вперебой точно сатана влез на колокольню <...> В черные прорези многоэтажной колокольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было как метались и кричали маленькие колокола словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел курился. Расплавляло отпускало душу на покаяние и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия). Уехала девушка которую я любил которой я ничего не сказал о своей любви и так как мне шел тогда двадцать второй год то казалось, что я остался один во всем свете. Был конец августа в малорусском городе где я жил стояло знойное затишье И когда однажды в субботу я вышел после работы от бондаря на улицах было так пусто что не заходя домой я побрел куда глаза глядят за город (И. Бунин. В августе). Очаровательное утро Свободно без прежнего трения оно проникало сквозь зарешеточное стекло промытое вчера Родионом Новосельем так и несло от желтых липких стен. Стол покрывала свежая скатерть еще с воздухом необлегающая. Щедро окаченный каменный пол дышал фонтанной прохладой (В. Набоков. Приглашение на казнь). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа № 24 по теме: «Бессоюзные сложные предложения». Цель – формирование языковой и речевой компетенций, совершенствование умений составлять синтаксическую парадигму (ПП, Посложн., СП, СПП, ССП, БСП). Особенности грамматических конструкций в текстах разных стилей. Основные вопросы: Какие знаки препинания употребляются в бессоюзных сложных предложениях? Выделите составные элементы бессоюзных сложных предложений. Практические задания Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите бессоюзные сложные предложения в тексте. Ответьте на вопросы задания. Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею. Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов, истинных ценителей русского языка звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка. Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования. Задания: 1. Расставьте недостающие знаки препинания, проанализируйте пунктуацию. Как вы думаете, что появилось раньше, знаки препинания или пунктуационные правила? 2.Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение. 3.Назовите предложение, в котором, на ваш взгляд, выражена основная мысль текста. 4.Определите тему текста. 5.В первом предложения текста найдите страдательное причастие. 6.Видите ли вы здесь бессоюзное сложное предложение? 7. Легко ли читать без знаков препинания? |
Основная литература
1. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.–10-е изд. - М.:ООО «Русское слово - учебник», 2013.-448с
Дополнительная литература
1. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1988.
2. Максимов В.И. К тайнам словообразования. – М., 1990.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1983.
4. Орфографический словарь русского языка. – М., 1982.
5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986.
6. Скворцов Л.И. Культура языка – достояние современной культуры. – М., 1991.
7. Словарь синонимов / Под ред. А.П. Евгеньевой. – Л., 1985
8. Текучев А.В., Панов Б.Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1986.
9. Успенский Л.В. Слово о словах; Ты и твое имя. – Л., 1973 (и другие издания).
10. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина, - М., 1988.
11. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1988.
Интернет-ресурсы:
1. Справочная служба русского языка, интерактивные словари. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.ru
2. Полезные ссылки по русскому языку.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morpher.ru/Russian/Links.aspx.
3. Студентам - учебные материалы по русскому языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm.
|
|