Дид . игра «Братцы – акробаты»
Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах Дид. игра «Магазин» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Дид. игра «Звуковое лото» Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ….? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой. Дид. игра «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за). Дид. игра «Угадай слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. Дид. игра «Путешествие в страну звуков» 1 вариант Цель: Развивать фонематический слух. Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять.
2 вариант Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух. Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона. 3 вариант Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги. Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д. 4 вариант Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах. Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички с буквами «К» в начале, середине и в конце слова и сам раскладывает по одной картинке в каждый вагон, проговаривая слово с одновременным движением пальчика по табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, середине или конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего. Дид. игра «Автобус» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места. Дид. игра «Ворота» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды).
Дид. игра «Подними нужную карточку» Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук. Дид. игра «Слова – друзья» Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова. Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие). Дид. игра «Звуковые часы» Цель: Учить детей измерять длину слов. Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове. Дид. игра «Найди общий звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах. Дид. игра «Назови звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю. Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек. Дид. игра «Цветочки – лепесточки» Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного). Дид. игра «Третий лишний» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом). Дид. игра «Найди ошибку» Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука.
Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука). Дид. игра «Братцы – акробаты» Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч.
Дид. игра «Назови слова» Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки. Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец». Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу. Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало (жарко). Вдруг небо тучей затянуло, Из тучи молния (сверкнула). Я сегодня утром рано Умывалась из под (крана). Наша старшая сестра Вяжет с самого (утра). Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с (Тамарой). Я не бегаю к врачу, Я сама его (лечу). Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную (лепили). Как у нашей дочки Розовые (щечки). Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало (жарко). А рядом бегемотики Схватились за (животики). А слониха вся дрожа, Так и села на (ежа).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|