Динамика развития: характеристика стабильных и критических периодов.
Выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода. Дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований. Кризис новорожденности (0—2 месяца). Младенчество (2 месяца — 1 год). Кризис одного года. Раннее детство (1—3 года). Кризис трех лет. Дошкольный возраст (3—7 лет). Кризис семи лет. Школьный возраст (8—12 лет). Кризис тринадцати лет. Подростковый (пубертатный) период (14—17 лет). Кризис семнадцати лет. Юношеский период (17—21 год).
27. Критерии построения возрастных периодизаций в отечеств и зарубеж возрастной психологии. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на 3 группы: * Первая группа вкл в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу: в основу ставятся биологические процессы созревания, а остальные процессы развития рассматриваются как производные.
1) Пер-ция Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства): 0 - 3 года -- раннее детство; 3 - 5 лет -- дошкольное детство; 6 - 12 лет -- наче школьное обр; 12 - 16 лет -- обучение в средней школе; 17 л и старше -- высшее и университетское обре. 2) Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство; 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости) * Ко 2й группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. 1) Зигмунд Фрейд прослеживает линию - психосексуального развития. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания. Возрастное развитие, его стадии, связаны со смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. 0 - 1год оральная стадия. Реб получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я"). 1 - 3 анальная стадия. Формируется опрятность, аккуратность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в резул чего в личности реб начинает формир - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть). 3 - 5 л фаллическая стадия. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). 5 - 12 л латентная ст как бы временно прерывает сексуальное разв реб. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы реб напр-ются на общение с друзьями, школьное обучение. 12 - 18 л генитальная ст соответствует собственно половому разв реб. 2) Л. Колберг сделал акцент на моральное развитие. 1. Страх наказания (до 7 л): страх перед правом силы, страз быть обманутым и недополучить благ. 2. Стыд перед окр людьми (13 л): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. 3. Совесть (после 16 л): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.
3) Э. Эриксона пер-ция личностного рав: (нормальная линия разв/аномал-я линия разв) 1) доверие -- недоверие (1 год); 2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2 - 4 года); 3) предприимчивость и чувство вины (4 - 6 лет); 4) умелость и неполноценность (6 - 11 л); 5) идентификация личности и путаница ролей (12 - 15 лет - девочки и 13 - 16 л- мал); 6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни); 7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст); 8) целостность и безнадежность. На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу. 4) Ж. Пиаже за основу взял интеллектуальное развитие: 1) сенсомоторная стадия (от рож до 18 -- 24 месяцев);2) дооперационная ст (от 1, 5 - 2 до 7 л); 3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 л); 4) стадия формальных операция (от 12 до 17 лет). * Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков. 1) Периодизация Л.С. Слободчикова: 1 ступень -- оживление (от рождения до 1 года); 2 ступень -- одушевление (от 1 г до 5 - 6 л); 3 ступень -- персонализация (от 6 до 18 лет); 4 ступень -- индивидуализация (от 17 до 42 л). 2) Периодизация Выготского и Эльконина используются 3 критерия - соц ситуация разв, ведущая деят-ть и возрастное новообразование. Младенчество (от рож до 1 г), Раннее детство (1-3 л), Игровой возраст, дошк (3-6 лет), Шк возр (6-12), Юность (12-20), Молодость (20-25 л), Взрослость (25-60 лет),Старость (от 60 л)
28.Проблема периодизации жизни взрослого человека. Возрастные периодизации психич развития взрослого человека. Учитывая социальные, психологические и биологические факторы, исследователи определяют границы взрослости по-разному. Например, Е Эриксон выделяет раннюю взрослость (20-45 лет), среднюю взрослость (40-60) и позднюю взрослость (свыше 60 л) По мнению Бромлея, взрослость состоит из 4х стадий: ранней (20-25 л), средней (25-40 л), поздней взрос (40 - 55 л) и предпенсионного возр-та (55-65 л) После нее наступает старение, в котором выделяют стадии \"удаления от дел\", или \"отставки\" (65-70 лет), старости (70 л и более и дряхлости \"болезненной старости и смерти
По периодизации Ананьева, средний возраст (зрелость) состоит из 2х фаз (от 21-22 до 35 л и от 36 до 55 - 60 л), затем наступает преклонный возраст (от 55-60 до 75 л), далее - старость (75-90 л) и возраст долгожители5-90 лет) Одна из специфических проблем - это определение объективных критериев зрелости человека. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии: Ранняя взрослость от 20 до 40 Зрелая взрослость от 40 до 60 Поздняя взрослость от 60 и старше. Для определения возраста человека используют также понятие \" биологический возраст \", \" социальный возраст\" и \"психологический возраст\" Психологический возраст указывает на уровень адаптированности человека к требованиям окружающего мира, характеризует развитие его интеллекта, способность к обучению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как идентичность, жизненно ный план, переживания, установки, мотивы, смыслы и т.д. Социальный возраст определяют, учитывая соответствие положения человека существующим в конкретном социуме нормам Биологический возраст чаще всего указывает на соответствие состояния организма и его функциональных систем определенному моменту жизни человека
30.Кризис юности. Варианты взросления в юности. Кризисы возрастного развития. Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи. Крушение надежд переживается очень тяжело – необходимо снова начинать работу по самоопределению. Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы. Процесс адаптации первокурсников к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неподготовленность к обучению в вузе; неумением осуществлять психологическое саморегулирование собственного поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычного; поиском оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживанием быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие и т.п. В силу недостаточностижизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой. В поведении юношей и девушек проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности.
В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональной и жизненном выборе, несоответствие ожиданий и представлений о профессии и реальностью ее освоения. В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с кризисом смысла жизни. Актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. Отсюда – интерес к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитании. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм. Кризис юности Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности – и вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности. Позитивное начало кризиса юности связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Начало ступени индивидуализации (по периодизации В.И.Слободчикова) означает вступление человека в период не только возрастного (общего для всех), но и индивидуального становления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|