Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические принципы и системный подход о инженерной психологии




Для успешного решения перечисленных задач в инженерной психологии разработан ряд методологических принципов. Выполнение их на практике способствует повышению результативности инженерно-психологических исследований и разработок. Основными из этих принципов являются следующие.

Принцип гуманизации труда. При решении важнейших практических вопросов, в том числе и таких, как повышение производительности, качества и эффективности труда, отечественная инженерная психология исходит прежде всего из требований, предъявляемых человеком к технике и организации труда, из его возможностей и особенностей деятельности. Принцип гуманизации подчеркивает также ведущую, творческую роль человека в процессе труда. Противоположным ему является принцип симпфликации (упрощения), широко распространенный в зарубежной инженерной психологии. При реализации этого принципа стремятся к максимальному упрощению деятельности человека, из нее выхолащиваются все творческие элементы, а сам человек низводится до придатка машины, оставаясь исполнителем лишь механических действий и движений.

Принцип активного оператора. В общем случае активность человека определена его человеческой природой, тем, что человек в процессе работы обязательно имеет в виду конечную цель своих взаимодействий с машиной; тем, что он не просто перерабатывает информацию, принимает решение, манипулирует органами управления, но обязательно действует, имеет свое личное отношение к выполняемым действиям, активно стремится к цели. Поэтому согласно принципу активного оператора при определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы он не был просто придатком машины, а осуществлял активные функции. Это вызвано тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективность его работы при этом может оказаться невысокой. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизиологические затраты оказываются меньшими. Необходимо уже на стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельности, ее психологическую структуру, функции и уровень активности оператора. Из этого вытекает следующий принцип, который может быть определен как принцип проектирования деятельности.

Принцип проектирования деятельности. Вопрос о проектировании деятельности был поставлен в 1967 г. [92]. Проект деятельности должен выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. Точно так же, как при разработке СЧМ проектируются технические устройства, необходимо спроектировать деятельность человека, который будет пользоваться этими устройствами. Более того, сами эти устройства, используемые в СЧМ (системы отображения информации, коммуникации, ввода информации в машину и т. п.), должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности человека-оператора. Их нельзя рассматривать сами по себе, безотносительно к человеку. К техническим устройствам нужно подходить как к средствам сознательной деятельности человека.

Принцип последовательности. Согласно ему выполнение инженерно-психологических требований не должно представлять собой одноразовое мероприятие по созданию проекта деятельности оператора, а должно быть обеспечено на всех этапах существования СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. Иными словами, проект деятельности оператора должен явиться не только основой построения СЧМ, но и основой для ее правильного применения по назначению, включая такие вопросы, как обучение и тренировки операторов, организация их труда, контроль и оценка результатов их деятельности и т. п. Реализация на практике принципа последовательности позволяет разработать и внедрить единую систему инженерно-психологического обеспечения СЧМ на всех этапах ее существования.

Принцип комплексности. Реализация этого принципа означает необходимость развития междисциплинарных связей инженерной психологии, взаимодействия ее с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева и других о комплексном изучении человека и человеческого фактора [5]. Подчеркивая ведущее, первостепенное значение психологической проблематики, необходимо иметь в виду, что только ею не исчерпываются все «человеческие» проблемы, возникающие при анализе, изучении и оптимизации СЧМ. В связи с этим возникает потребность тщательного изучения не только информационного взаимодействия, но и других аспектов функционирования систем «человек — машина», в частности антропометрических, гигиенических, физиологических и т. п.

Основой для практической реализации рассмотренных принципов является применение системного подхода. Сущность такого подхода для анализа различ ных явлений в природе и обществе раскрыта в работе В.П. Кузьмина [84].

Весьма актуально применение системного подхода к изучению систем «человек — машина». Дело в том, что человек-оператор, будучи сам специфической сложной системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними. Основные черты системного подхода применительно к инженерно-психологическим явлениям и процессам сводятся к следующему [92].

Во-первых, с позиций системного подхода психические явления следует рассматривать как многомерную и многоуровневую систему. Многомерность проявляется в том, что при изучении психических процессов необходимо в совокупности рассматривать их различные характеристики: информационные, операционные, мотивационные и т. п. Причем каждая из этих характеристик может быть рассмотрена на различных уровнях их изучения. Так, например, процесс принятия решения оператором может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как некоторое действие, и как сложный в психическом отношении творческий процесс, и как социально-психологическое образование со своими параметрами. При этом структура и механизмы принятия решения будут различными на разных уровнях психической регуляции деятельности.

Во-вторых, при изучении психических свойств человека нужно учитывать множественность тех отношений, в которых он существует. Это обусловливает разнопорядковость его свойств. Поэтому важной задачей является определение того, какие свойства человека, в каких случаях и каким образом нужно учитывать при проектировании и эксплуатации СЧМ. Для этого нужна разработка многомерной классификации свойств человека. Природные свойства нервной системы, способности, черты характера, мотивация и готовность к деятельности — все это свойства разного порядка. И, очевидно, их следует учитывать по-разному при решении различных задач оптимизации систем «человек — машина».

Например, считается (и это в общем верно), что надежность человека в СЧМ в значительной мере определяется уровнем его тренированности. Однако В.Д. Небылицин [118], уделивший очень много внимания изучению свойств нервной системы и индивидуальных различий между людьми, показал, что в сложных ситуациях, опасных для жизни, иногда берут верх природные свойства человека, определяемые свойствами его нервной системы. Как видим, в зависимости от обстоятельств, даже при решении одной и той же задачи (оценка надежности деятельности человека в СЧМ) приходится принимать во внимание различные свойства человека.

В-третьих, система психических свойств человека не является чем-то застывшим и неизменным. Системный подход требует рассматривать психику человека в динамике, в развитии. Это положение имеет большое значение для инженерной психологии. Определяя, например, требования к системе отображения информации, конструктор может исходить из некоторой экспериментально проверенной схемы, характеризующей структуру операции приема информации человеком. Но в ходе обучения, тренировки и приобретения профессионального опыта эта структура может измениться3. Поэтому то, что было сделано на основе первоначальных рекомендаций, может оказаться впоследствии уже не самым лучшим вариантом.

3 Хорошо, например, известно, что опытный оператор при оценке ситуации часто ограничивается показаниями лишь небольшого числа приборов.

 

Учет данного положения возможен путем создания адаптивных систем, причем таких, в которых адаптация (приспособление к новым, изменившимся условиям) осуществляется с помощью технических устройств. Некоторый опыт в этом направлении уже есть. К ним относятся системы со сменными [17] или развивающимися мнемосхемами [196]; системы, в которых вычислительная машина как бы прослеживает стратегию деятельности человека и в зависимости от этой стратегии осуществляет селекцию информации, передаваемой человеку [60]; системы с применением логического фильтра — преобразователя, включаемого между объектом управления и оператором, через который информация в преобразованной адекватной для восприятия форме поступает к оператору. Настройка фильтра — преобразователя осуществляется в зависимости от состояния человека-оператора [60].

Наконец, в-четвертых, из системного подхода вытекает необходимость иного (по сравнению с часто встречающимся) понимания детерминизма (причинной обусловленности) психических процессов. Очень часто при анализе психических явлений причины и следствия представляются в виде одномерной цепочки. Следовательно, понятие детерминизма в этом случае отождествляется с той его формой, в которой он существует в классической механике, где речь идет о детерминизме линейного, «жесткого» типа. Такое понимание детерминизма мало пригодно для инженерной психологии. Как отмечал Л.С. Рубинштейн, то или иное воздействие на человека вызывает какой-либо эффект не прямо и непосредственно: этот эффект опосредствуется внутренними условиями, всем психическим складом человеческой личности [159]. В детерминистическом анализе психических явлений важное значение имеет введенное П.К. Анохиным понятие «системообразующий фактор». Он выступает в роли фактора, организующего всю систему процессов, включенных в тот или иной акт. Так, в деятельности оператора таким системообразующим фактором является цель, организующая всю систему психических процессов и состояний, включенных в эту деятельность.

Примером реализации рассмотренных принципов системного подхода является концепция включения, разработанная А.А. Крыловым [40, 81]. Теоретическим обоснованием и экспериментальным исследованием он показал, что новые сигналы не блокируются на «входе» оператора, а ведут к гибкой перестройке информационного процесса в мозгу оператора. «Новый» процесс, включаясь в систему протекающих психологических процессов, приводит к перестройке ее в новую систему. После перестройки изменяется характер протекания психических процессов. На основе концепции включения предложена система частных принципов организации информационных процессов применительно к деятельности оператора.

Реализация рассмотренных принципов позволяет решить основную задачу инженерной психологии, направленную на гуманизацию труда и оптимизацию деятельности человека-оператора. Однако решение этой задачи не является самоцелью, оно должно способствовать решению основной народнохозяйственной задачи — повышению эффективности общественного производства. На основании этого могут быть сформулированы условия проведения инженерно-психологических разработок и внедрения их в жизнь. Суть их заключается в следующем.

1. Конечным, выходным результатом инженерно-психологических разработок должно быть получение и оптимизация обобщенных показателей деятельности оператора и системы «человек — машина», и прежде всего таких, как эффективность, надежность, точность, быстродействие и др. При этом следует иметь в виду, что стабильные и высокие значения этих показателей не могут быть обеспечены без создания оптимальных условий деятельности оператора.

2. Получение и оптимизация требуемых показателей деятельности оператора и СЧМ должны осуществляться уже на этапе проектирования, поскольку возможности их оптимизации и корректировки в процессе эксплуатации крайне ограничены. Поэтому по своему характеру инженерная психология должна быть прежде всего проективной.

3. В процессе разработки на основе проекта деятельности человека должны быть обеспечены требуемые значения показателей функционирования СЧМ (так называемые потенциальные значения). Учет инженерно-психологических требований в ходе эксплуатации СЧМ позволяет поддерживать ее реальные характеристики на уровне, близком к потенциальному.

Нетрудно видеть, что первое условие определяет конечный результат инженерно-психологических разработок, второе показывает, когда этот результат должен быть обеспечен, а третье определяет способ его получения. Только при таком подходе к проведению инженерно-психологических исследований и разработок может быть обеспечено создание высокоэффективных систем «человек — машина» за счет всестороннего учета человеческого фактора при их проектировании, производстве и эксплуатации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...