Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ХРАМОСЛУЖЕНИЕ. Курс 3. УРОК 1.

К онспект выполнил: КОРОТКОВ

Изменения: РАСА

Редакция текста: Ас В h дагастъ

2019

ХРАМОСЛУЖЕНИЕ. Курс 3. УРОК 1.

 

  ТРИЗНА

 

СОДЕРЖАНИЕ: ТРИЗНА

 

 

       Обряд Тризны есть обряд Памятования по умершим (усопшим, погибшим, павшим, ушедшим и т.д.).

 

       Тризна имеет несколько видов:

 

1. Войская тризна, т.е. тризна в память погибшего в бою воя;

 

2. Боярска тризна, т.е. тризна в память яркого мудрого человека, боярин тут в смысле муж Бо-ярый т.е. муж, который яркие деяния совершили в своей жизни;

 

3. Мирская тризна т.е. тризна в честь умершего общинника;

 

4. Мальска тризна в честь умершего ребенка, или как еще говорят: В честь малого, или – детская. Однако «детская тризна» сюда не подходит, так как в народе детской тризной называли еще игру, когда дети в игре играли в обряд проведения, и поэтому чтобы не путать ее с игрой, она называется – Мальска;

 

5. Родовая тризна — это у нас тризна в честь умершего родича;

 

6. Людска тризна - т.е. это поминальный обряд в честь умершего человека. Сейчас поясню т.е. пришедший человек поселился, допустим, на торжище т.к. приехал торговать. А тут смерть его «прихватила». А у него здесь ни родственников, ни близких, ни друзей, т.е. он посторонний, а обряд все равно надо провести, поэтому по нему проводили Людску тризну.

 

 

 

Далее возвращаемся. Войска тризна разделялась на три части:

  • Княжья тризна, или ее иногда называют Княжеська — это обряд поминования грубо говоря, воинского начальника, погибшего в бою;

 

  • Славна тризна, или которая как бы сейчас сказали: Славная - это тризна в честь воинов, тоже погибших в бою, но здесь уже, будем говорить, это касается и десятских, и сотников, и круговых, и тысятских т.е. всех остальных, погибших в бою;

 

  • Старая тризна, или ее еще называют, Велика тризна — это в честь всех ратных людей, которые умерли от старости. Допустим, человек всю жизнь занимался воинским делом, а потом уже (умер).

Дальше: Боярская тризна тоже имела две формы, она разделялась на:

 

v Светла тризна — это когда какой-то светлый, молодой, но просветленный человек т.е. деятельный человек, умер в возрасте, как правило до 50 - 60 лет. Ему устраивали Светлу тризну в память т.е. уважаемый человек оставил после себя след в жизни.

 

v Старобоярска - означала, что умер старый, пожилой человек, умудренный мудростью, это как, допустим, Волхв Велимудр - он же умер древним старцем, поэтому и говорилось: Старобоярска тризна.

 

 

Далее у нас - Мирская тризна делилась на несколько частей:

 

  • Заветная тризна - это когда умерший отдавал распоряжение о том, что делать после его смерти т.е., допустим умерший завещал себя «курганить» т.е. не «кродировать», а захоронить себя в кургане, чтобы его Душа была как бы поближе к кургану, т.к. Крода ушла в Вышний мир, а здесь он как бы сам, оставлял завещание, чтобы его Душа была привязана к данной земле, чтобы его Душа могла помогать оберегать. Ну, возьмем же того Сканда Ирийского – поэтому мы имеем Скандинавию: его же не сожгли, а курганили т.е. захоронили в кургане. Но заметьте, курган, когда курганят, не в земле выкапывают, а над землей т.е. тоже есть разница: Упокоить в земле т.е. в глубь, а есть поверх- над землей. Ну, это мы потом разберем. И вот одна из них – Заветная тризна. И он завещал, допустим, либо курганить, либо Кроду. И на тризне т.е. вот это и упоминают, допустим, чтобы женщины и дети по нем не плакали. Или он мог отдать распоряжение, чтобы на тризне были такие-то и такие-то люди т.е. если они даже живут, допустим, далеко, но, чтобы их пригласили, т.е. ну, понятно, что он оставил как бы свой завет. Это одна Мирская тризна.

 

  • Дайна тризна т.е. это тризна над женщиной, не имеющей детей т.е. не оставившей потомства. Т.е., допустим, она вышла замуж, но началась война - мужчины и женщины же вместе становились на защиту, так? И допустим, ее сразили стрела или, допустим, меч, и она погибла, защищая, но как бы потомство не успела воспроизвести. Или, допустим, она пошла в лес, и ее дерево привалило, или под лед провалилась. Т.е. детей не оставила. Поэтому Дайна тризна по тем, кто не родил. Может и такое быть, что умерла, а не могла родить. Дайна тризна как раз и обозначает: тризна по женщине, не родившей детей. Но, может даже она и рожала, но дети умерли т.е. здесь говорится о том, что женщина не оставила потомства - в этом смысле.

 

  • Дальше пишем - Нави тризна совершается по людям, по которым считалось, что их извели т.е. они умерли от болезни, если на них порчу навели, сглаз, проклятие, лихоманку, и пр. и человек сгорел от болезни и умер, Т.е. если перевести на наше время, то Нави тризна может совершаться, допустим, если молодой умер от инфаркта миокарда.

 

  • Младо тризна — это тризна по человеку мужского пола, не оставившего после себя потомства. Т.е. Дайна тризна - для женщины, не оставившей потомства, а Младо – для мужчины: либо он взрослый, но не женился и холостым помер т.е. жизнь своего Рода не продлил. Это про тех, у кого вообще нет детей.

 

  • Божья тризна — это когда всем Мїромъ, всей Общиной хоронили человека, когда допустим, жил человек воспитал детей, они создали семьи, и когда они разъехались, и он остался один т.е. Роды переселились, а кто-то остался у Отчих могил. Допустим, он остался с младшим сыном, а младший сын погиб у него или пропал без вести. И человек остался один. И поэтому его хоронят всей общиной. Поэтому по нему и справляли Божью тризну, т.е. когда по нему Всем Миром. До сих пор осталось выражение: Похоронить человека по-божески. Вот и есть Божеская тризна.

 

 

       Дальше следующая у нас - Мальска тризна, она делилась на две формы, две части:

 

§ Младычна тризна т.е. Младычну тризну сотворяли в Роду, когда ребенок был посвящен Богам. Это не значит в нашем понимании, что этот ребенок умер. Ребенка посвятили Богам, значит, его отдали в скит жрецу. Помните, когда детей отдавали Бабе Йоге? т.е. этих детей, как бы принесли в жертву Роду, для всего мира они как бы сгорели, а на самом деле – нет. И по ним после этого, после самого обряда после того, как детей, как бы Богам принесли, а родителей же у них нет, поэтому как раз и проводили Младычну тризну – для всего мира этих детей как бы и нет.

       Родители и посаженные родители уже не смогут же выбрать ребенку жениха или невесту, так? Ребенка в другой мир, как бы, уже отправили, поэтому проводилась Младычна тризна. Т.е. для родителей этот ребенок, как бы мы сказали, как бы умер. Хотя ребенок, вырастая, он всё равно мог к ним приходить, приносить им дары, подарки, мог заботиться, но он уже не был продолжателем дела отца, имею в виду, его родовой профессии и пр. Но Род-то он все равно будет продолжать. Но, если, допустим, его отец был ковалем, то этот - будет уже основателем Рода жреца, уже жреческого Рода, а не Рода ковалей, потому что он прошел обряд Младычной тризны. А Род ковалей продолжают его братья по крови.

 

§ Дальше - Лунна тризна - проводилась по детям, которые не прожили 29 месяцев, т.е. мы помним, что Луна у нас оборачивается 29 с долей дня, а здесь как бы один день, как лунный месяц, поэтому 29 месяцев. Т.е если так посчитать, то у нас в году 9 месяцев, то получается 3 года и 2 месяца, как бы мы сказали, 3 года с четвертью т.е. по детям до 3-ёх с четвертью и проводилась Лунна тризна. Лунна и есть вторая форма Мальска тризны. А уже другие дети, старше, идут в другую, т.е. если старше, то там у нас еще есть – Родовая тризна.

 

Родовая тризна тоже делится на несколько частей:

 

ü Памятна тризна, которая устраивается в память всех Предков своего Рода. Когда ее проводить мы знаем - в календаре есть Родительские дни, когда мы отцов, матерей, усопших дедов, и прадедов, а есть Дни памяти Предков, когда – Предков всего Рода. Вот это у нас и есть Памятна тризна;

 

ü   Старша тризна по умершему Главе Рода;

 

ü Старицка тризна — это тризна по старшей женщине в Роду. А старшая женщина называлась Старица, а не как сейчас - старушка, Были старцы и старицы. Это не обязательно жена главы рода, т.е. может быть, у главы Рода умерла его мать или бабка. Вот по ней и проводят эту тризну;

 

ü Родовична тризна — это тризна по умершему родственнику т.е. тому, кто принадлежит к твоему Роду-племени, а принадлежавший к Роду называется Родович;

 

ü Тяжка тризна справлялась по детям до 12 лет или до 108 месяцев — это была Тяжка тризна, т.е. от 30 до 108 месяцев. 30 месяцев – это совсем малые дети, а 108 – это у нас 12 лет.

 

ü Именная тризна – это в память всех носивших данное имя в Роду. Т.е. как правило, если вы помните, мы разбирали, помните Любомир – свадьба? В честь кого дети будут названы? Т.е. как бы, внуки - в честь дедов, и пр. Т.е. поэтому проводили тризну в определенный день, допустим, выбрали, и в этот день проводилась тризна по всем, кто с этим именем в Роду. Считались, что, если Именную тризну проводить, то все Предки Рода с этим именем, как бы приходят на данную тризну, и они потом, после тризны, помогают своему Роду.

 

ü Дальше, Чиста тризна т.е. здесь уже тризна по умершим от 12 до возмужания т.е. у девочек это до 16 лет, а у мужчин до 21 года. Т.е. до времени создания семьи т.е. после создания семьи мы уже разбирали выше – другие тризны. А до этого времени они были как бы чисты перед людьми и Богами, понятно, почему чисты?

 

ü Для других есть Великородная тризна – туда мы относим всех остальных. Т.е. это те, кто у нас семейные, и детей имеющие, и прочие. Т.е. Великородная тризна она по тем, кто сделал Род Великим, кто Род приумножил трудом, достатком, детьми. Великородную тризну также называют просто Тризной, или как бы мы сейчас сказали советским языком: Тризна с большой буквы.

 

 

Структура тризны:

 

1. Памятование.

2. Преставления.

3. Урочное – деяние (как правило, на специальном месте: если это воин, то его соратники показывали эпизоды его жизни, битв, в которых он сражался).

4. Требница.

5. Общее памятование.

 

1. Памятование — это когда приходит жрец или капен, либо кто-то из служителей к уже умершему, и просит всех родичей выйти. Мы разберем это. И он читает либо наставления, либо памятование. Наставление — это когда наставляют на путь. Есть такое понятие: читают Книгу Мертвых, это есть – Наставление. А Памятование — это когда читают определенный текст, то есть как бы памятуют о данном человеке, который жил праведной жизнью и перед Богами рассказывают об его заслугах. Есть такое понятие: то, что положено знать мертвым не положено знать живым

 

2. Преставления — это когда преставляют к человеку определенные требы: вот, допустим, лежит человек на ложе или в ладье, а к нему преставляют цветы, блины, свечи, огневицы, благовония т.е. это всё расставили вокруг. Понятно, что это такое? Не представление, а преставления. Преставления — это если, допустим, лежит воин, то к нему приставят рядом меч, щит, доспехи, кольчугу т.е. не обряжают в это, а ставят рядом с ним то, что оно возьмет с собой в путь. И он как бы преставился перед Богами: Вот, видите, я трудился, и вот плоды моего труда рядом со мной. Представлены вокруг меня родственники, которые подтверждают, что это моих рук дело, что это мои труды.

 

3. Урочные - Образные деяния — это как бы показывают либо танцами, либо пением, либо поединками разными т.е. как бы представляют об его жизни.

 

4. Требница – это все приносят требы. Ну, допустим, если это на погосте происходит, где родовой жертвенник и туда все приносят требы. И от Требницы у нас и осталось то, что мы ходим на могилы и приносим дары – требы, мы тоже совершаем Требницу.

 

5. Общее памятование — это когда за общим столом сидят и поминают человека добрым словом, как у нас сейчас – кто-то Сварги ему пречистой желает, кто-то по привычке: Царство ему небесное! т.е. пожелание ему каждый ему высказывает – вот это и есть Общее памятование. Ну, это как бы общая трапеза, но не просто трапеза, когда похоронили, помянули, а теперь можно и наесться, нет, а именно Общее памятование - здесь это и высказывания доброго о человеке совмещаются с трапезой.

 

       Но есть Наставление и есть Памятование. С чем это связано? Допустим, во многих Родах знали, чуть ли ни наизусть, ну вот как принято сейчас говорить: Наставления. Или как многие говорят: Славянскую Книгу Мертвых, куда двигаться и прочее. Это как у тех же желтых, там просто прячут, а потом приходит буддийский монах и начитывает буддистскую Книгу Мертвых. Или в Египте. А у наших знали, поэтому давали как бы Памятование, т.е. как бы напоминали просто, что, как и чего. А сам путь он как бы уже знал, потому что и воспитывался, и обучался, и он знал всю эту систему. Поэтому рассказывать, как это - у буддистов ему об этом не надо было т.к. он и сам это знал. А читалась, допустим, та же Книга Мертвых, будем говорить – Напутствие, тогда, когда он этого еще не знал т.е. в 12-16 лет, когда он еще не дошел до этого – вот тогда это ему и начитывалось.

 

       Запишем один из листов Тризны Памятование. И писать будем именно по – славянски. В тексте нет такого понятия, как большие и маленькие буквы, там, как бы все одно и тоже.

 

ТРИЗНА:

 

 

 

 

Фонетически звучит примерно так:

 

       «В день сеи сотворяще всеродно тризну велику по родовичу наша (имярек) из рода древняго, рода славнаго Богами и Предками хранимаго. И помяняше всяк родович за трапезой тризны словесами лепыми живот и все деяния славны во славу Рода его Веры Предков его и Отчизны его. Пред Боземи представша Людина Человеце бысть и сохраняша Род и премнаго возмножаша его потомками зело славнымя и деяниями добрымя. Возславиша всех Бозех и Предков наша помяняше словесами чистымя светлу Душу, коия торит пути своя во Сваргу Пречистую да ко очагу Рода древнего да ко Предкам своя, коие ожидаше родовича из мира Яви изшедшаго и во Слави Светлай со миром возродивши ся (т.е. возродивши себя - здесь «СЯ» – отдельная форма, сокращенная). По глаголу и воле Сварога вознесёт ся Душа сия во небесныя кущи Вырия и обрящет Злат Путь дабы предстать пред светлы очи Бозех наша и благими словесами и повелицеи (т.е. по великой) Совести наша глаголиша всем Предкам сего Рода великаго кои зрят тризну сию и со небес внимаша нам. Бысть живот его всеблагостным во мире Яви (современным языком сказали бы: Благодатной была жизнь его явная) и живет память о (имярек) во сердцах наша яко завещаша Бози светлы и многомудры Предки. И провожаша во путь далечны глаголим всеродно. Да буде для тя Сварожий З лат Путь не в тягость и сподоби ся (т.е. сподоби себя) проторить его со честию велицеи яко ториша Злат Путь многомудры Предки наша. Да свершить ся таинство сие по предначертанию Бозех, ибо Тако бысть! Тако еси! Тако буди»!

 

       Можно и на одном дыхании все предложение прочитать. Это одна из методик. Когда ты вдыхаешь, то ты же забираешь в себя, а когда выдыхаешь, то, как бы излучаешь.

       Сразу хочу сказать – это одно из начетных изречений т.е. тех, которые начитываются умершем. Т.е. если мы внимательно рассмотрим его, то здесь кому читается эта нами записанная Тризна? Это читается и Родовичу, это может читаться и мужу бо-ярому т.е.  на основе чего мы это делаем? А потому что "сохраняша Род и премнаго возмножаша его потомками «зело славнымя», и деяниями добрымя ". Т.е. понятно, что детям такое не читается, потому что дети это все те, кто, грубо говоря, не успели завести семью и произвести потомство. А когда здесь говорится, что потомками «дзело славными», то это уже либо исполнили долг перед Родом, либо уже имеют потомственный круг, и не только дети, но у данного человека еще и есть что? Ведь говорится, что он – преумножил. Это значит, он своих детей либо поженил, либо замуж выдал. Но здесь, в первую очередь сыны, потому что он их женил, свой Род преумножил т.е.  здесь вот такая форма.

 

       Плюс к тому, мы еще будем возвращаться к Тризне, потому что есть понятие чельник т.е. допустим, когда человек лежит на ложе или в ладье, но дома, как правило, ложе делали, отсюда и выражение: На смертном одре. Т.е. там - ложе, и человек лежит на поверхности. Чельник т.е.  на чело ему накладывалась специальная вышивка - вышитая лента, которую как бы называют: Посмертная берегиня,  с определенным текстом - ну, там обращение к Ладе – Богородице, потому что Лада же - Мать всех Богов и Богинь и всех людей,  поэтому у нас что говорят? «Чтобы там, в следующем мире, у него всё было ладно, всё ладом».

 

       Кроме того, раньше иногда вкладывали в руки дощечки, либо это была доска и на ней был определенный текст вырезан, т.е. заранее приготовленный, либо вкладывали в руку бересту с определенным текстом. На одном из уроков мы это запишем. И заметьте, христиане это переняли: у католиков этого нет, а эти РПЦешники это переняли, т.е. у них есть такое понятие, как венчик, т.е. и ленту на лоб накладывают, хотя у всех других христиан мира нет такого, и в руку вкладывают грамоту. Только если у нас - как путеводное у него в руке: он же путь торит, то у них - отправляется "сей раб божий» на каторгу посмертную рабом в рай. Это все мы будем разбирать.

 

       Также на уроках мы будем и детские тризны разбирать и все остальные. Мы сейчас как бы наметили основы, чтобы знать, какая тризна, как называется, к какой категории относится, и пр. Но хочу сразу сказать, что любая тризна должна идти от сердца, и любая тризна должна быть, по Совести.

 

       Было еще такое понятие, как Мнимая тризна. Это не означало, что на живого человека тризну сделали, и он Душу Богу отдал, нет. Мнимая тризна — это то, допустим, ушел человек на охоту и пропал, может в болоте сгинул, может медведь заломал или еще что то, ну произошло что-то. Так вот Мнимую тризну могли сделать по пропавшему через 16 лет т.е. через Круг Жизни. Потому что считалось, что если человек ушел, то всякое может быть, но за 16 лет человек должен найтись. Потому что придания рассказывают: ну, вот придание об охотнике - охотился и сорвался со скалы, и всё. И хотя звери его не трогали, но у него ноги были раздроблены и ходить он не мог, а ушел он далеко, и вот он строил себе лежбища типа землянок, и ползком передвигался. А уходил-то он – и на лодках переправлялся, а потом уже со временем и лодок не было. И как предание рассказывает, человек приполз домой за день до своей Мнимой тризны, т. е.  сила воли была такая, что приполз. А уходили - то на охоту на год, на два, ну, на пушного зверя, помните, мы разбирали заимки охотничьи? Кто – то шли и ставили даже ватажьи хоромы. Я имею в виду - на лодках сплавлялись, уходили на год, на два, особенно молодые. Т.е. уяснили, да? Всегда ждали человека до последнего.

       Мнимая тризна – почему она мнимая? Потому что там читался текст не как об усопшем, а как о человеке, отправившемся в далекий путь, чтобы тризна дала ему силы, и чтобы либо он домой вернулся, либо в тот мир пошел - следующий. Со временем мы все тризны запишем. А если и не запишем, то взяв служебник, и зная стилистику можно уже и прочитать.

 

       По Совести, заметьте, бывало, что тризны и не проводились, если кто-то напакостил в Роду, и его выгнали из Общины, и даже если он умер, могли сделать Кроду или курган, но тризну, не справляли. Почему? Потому что он выбрал путь вне Мира, вне Общины, вне Рода т.е. он предал все устои Предков, поэтому многие в древности, как бы  боялись, особенно, так называемые – «шибко умные»,  боялись не того, что их изгонят из Общины, из города и пр., а боялись остаться без тризны. Поэтому у христиан примерно та же картина - боялись остаться без отпевания. А кого не отпевали христиане? Того, кого предали анафеме. А анафема маленько не правильно переводят, как проклятие, а более точный термин анафема – это забвение, изгнание, но не проклятие, т.е. забвение, изгнали и забыли, и значит, ни тризны, ни отпевания, ничего по нему не проводят.

 

       Разбор слов «ко і h» и «кои зрят». «Кои зрят» — это просто форма наблюдения, соединения, у нас стоит ИЖЕ – союзная форма, т.е. находиться рядом, просто наблюдать: кои, которые - просто смотрят. А «ко і h» - уже не союзная форма идёт, а связная, во-первых, вселенская форма и проникновение силы откуда? - соединение земного и небесного, потому и читаем: «ко і h ожидаше родовича» т.е. они же его не просто ожидают, смотрят - придет или не придет?  А они же его именно встречают, берут за руки и сопровождают т.е. поддерживают. Т.е. «кои» - просто наблюдение, а ко і h – это взаимосвязь. Кои – это кои, а коіh – это коие.  Разобрались?

 

       Д.З.: Возьмете дома конспекты Древнерусского и посмотрите полный обзор Образов Буквицы.  Составьте образные соединения и посмотрите, чем они различаются. Здесь же еще какая форма? Вот вы пишете по Древнерусскому, и у вас ваша рука все эти энергообразы повторяет, т.е.  механически образы идут в мозг, и как бы идет наложение, раскрытие, поэтому и удобнее. На этом урок окончен! Но не тема - к этой теме мы будем возвращаться еще много раз!

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...