Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде в 1917г. Современная оценка событий. 34
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Февральские события в Петрограде всколыхнули страну, повсюду создавались органы местного самоуправления. Временное правительство, которое должно было действовать лишь до созыва Учредительного собрания и в силу этого было вынуждено лавировать между основными политическими силами, действовавшими в стране, не спешило с решением основных проблем: аграрного и национального вопросов, удовлетворением социальных требований рабочих. Рост недовольства политикой Временного правительства порождал кризисы правительства. Произошел раскол революционных сил. Апрельский кризис: демонстрации под антивоенными лозунгами. Министр иностранных дел П. Н. Милюков, выступавший за неукоснительное выполнение Россией союзнического долга, вынужден подать в отставку. Сформировано коалиционное правительство (эсеры А. Ф. Керенский, В. М. Чернов, меньшевики И. Г. Церетели, М. И. Скобелев и др.). 4 апреля — возвращение в Петроград из эмиграции лидера большевиков В. И. Ленина и провозглашение им курса на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, выход из войны и отказ в доверии Временному правительству (“Апрельские тезисы”). Усилились леворадикальные настроения, выросло число сторонников большевиков. Июльский кризис правительства связан с неудачами на фронте. Антиправительственная демонстрация в Петрограде расстреляна. Падение авторитета Временного правительства. Создано второе коалиционное правительство во главе с Керенским, которое поддержали лидеры эсеров и меньшевиков в Советах. Двоевластие кончилось. Большевики (VI съезд партии, июль—август 1917 г.) провозгласили окончание мирного периода развития революции и взяли курс на подготовку вооруженного восстания. Альтернативы развития страны — демократия, военная диктатура, революционная диктатура. Назревание заговора в целях установления военной диктатуры Л. Г. Корнилова, поддержанного Керенским. Подавление военного мятежа. Рост влияния левых революционных сил, падение авторитета меньшевиков и эсеров. Распад революционного лагеря на два — умеренный (кадеты, правые эсеры, анархисты) и леворадикальный (большевики, эсеры, часть анархистов). Большевизация Советов (осень 1917 г.), которые превращались в органы подготовки вооруженного восстания, революционизирование масс, неспособность Временного правительства контролировать ситуацию, катастрофическое падение его авторитета — все это облегчало большевикам путь к власти.
^ Гражданская война и интервенция в России: причины, сущность и итоги. 35 Гражданская война (1918—1922) как наиболее острая форма социального противоборства, вооруженная борьба за власть между различными социальными группами была продолжением революционного процесса. В России она усугублялась военной интервенцией. Основные этапы войны: весна — осень 1918 г.— мятеж белочехов; первые иностранные десанты в Мурманске и на Дальнем Востоке; поход армии П. Н. Краснова на Царицын; создание эсерами и меньшевиками Комитета Учредительного собрания в Поволжье; восстания эсеров в Москве, Ярославле, Рыбинске; усиление “красного” и “белого” террора; создание Совета рабоче-крестьянской обороны в ноябре 1918 г. (В. И. Ленин) и Реввоенсовета (Л. Д. Троцкий); провозглашение республики единым военным лагерем; осень 1918 г. — весна 1919 г. — усиление иностранной интервенции в связи с окончанием мировой войны; аннулирование условий Брестского мира в связи с революцией в Германии; весна 1919 г. — весна 1920 г. — выступление армий белых генералов: походы А. В. Колчака (весна—лето 1919 г.), А. И. Деникина (лето 1919 — весна 1920 г.), два похода Н. Н. Юденича на Петроград; апрель — ноябрь 1920 г. — советско-польская война и борьба с П. Н. Врангелем. С освобождением Крыма к концу 1920 г. закончились основные военные действия. В 1922 г. был освобожден Дальний Восток. Страна стала переходить к мирной жизни. Так, большевики отстаивали социализм, часть меньшевиков и эсеров были за Советы без большевиков. Среди белых были монархисты и республиканцы (либералы); анархисты (Н. И. Махно) выступали то на одной, то на другой стороне. С самого начала Гражданской войны военные конфликты затронули почти все национальные окраины, в стране усилились центробежные тенденции. Победа большевиков в Гражданской войне была обусловлена: концентрацией всех сил (чему способствовала политика “военного коммунизма”); превращением Красной Армии в реальную военную силу во главе с рядом талантливых военачальников (за счет использования профессиональных военных специалистов из числа бывших царских офицеров); целенаправленным использованием всех экономических ресурсов оставшейся в их руках центральной части Европейской России. Белые армии потерпели поражение, не сумев объединить все антибольшевистские силы, действовать согласованно, а также привлечь на свою сторону колеблющихся крестьян (часто в их тылу шла партизанская война), а также представителей нерусского населения. Произвол, карательные экспедиции, погромы, невыполненные обещания также не способствовали завоеванию поддержки широких масс города и деревни, у которых не вызывало энтузиазма обещание реставрации старых порядков. Проблемы Гражданской войны до сих пор вызывают пристальный интерес у историков и порождают многочисленные дискуссии. Но урок этой страницы истории ясен: Гражданская война — величайшая трагедия всего народа, повлиявшая на судьбы не только отдельных людей, но и целых поколений. Ее жестокость и жертвы оставили тяжкий след в истории России, наглядно продемонстрировав пагубность противостояния и насилия. Проведение политики “военного коммунизма” было вызвано как идеологией большевизма (отрицание частной собственности, рыночного товарообмена и денежного обращения, замена их централизованным производством и распределением, директивными методами управления экономикой), так и условиями военного времени (кризис экономики, голод, вызвавший отток рабочей силы из городов, нарушение экономических связей между промышленным Центром и другими районами страны и т. д.). Система чрезвычайных мер “военного коммунизма” включала в себя: ускорение темпов национализации, ликвидацию частных банков, частной торговли, домовладений и другой собственности; введение карточек и талонов на продукты питания и промтовары; всеобщую трудовую повинность, трудовые мобилизации (декабрь 1918 г.); уравнительную оплату труда; введение продразверстки (январь 1919 г.); внедрение “потребительских коммун” в сельском хозяйстве; ужесточение директивного управления; “коммунизацию быта”. В период “военного коммунизма” был осуществлен переход к однопартийной системе (подавление левоэсеровского антибольшевистского выступления 6 июля 1918 г.), развязан в ответ на покушения на жизнь руководителей партии, в том числе Ленина, “красный террор” (действия ВЧК). Установление диктатуры пролетариата влекло за собой господство насильственных методов, характерных для всякого революционного преобразования, но в условиях России носивших особенно жесткий характер.
^ Экономический и общественно-политический кризис в Советской России в начале 20-х гг ХХв. Переход к НЭП. 36 НЭП был принят 10 съездом в 1921 году. НЭП – это политика партии и советского гос-ва, проводившаяся в переходный период от капитализма к социализму (с 1921 по 1936 гг.), была рассчитана на преодоление разрухи, на создание фундамента социальной экономики, развитие крупной промышленной установки экономической смычки между городом и деревней, укрепление союза рабочего класса и крестьянства, вытеснение и ликвидацию капиталистических элементов, победу социализма. НЭП – это цельный неразрывный комплекс мер переходного периода: 1. Укрепление союза рабочего класса и крестьянства. 2. Развитие промышленности на базе электрификации. 3. Кооперирование населения. 4. Использование товарно-денежных отношений. 5. Внедрение хозрасчёта. 6. Временное допущение капиталистических элементов в экономику при наличии командных высот в руках гос-ва. 7. Замена продразвёрстки продналогом, переход к свободной торговле. 8. Сдача в аренду частным лицам мелких предприятий. 9. Свободное развитие кустарных промыслов. 10. Привлечение иностранного капитала в концессии. (Концессия – это договор передачи на определённых условиях принадлежащих гос-ву участков земли, залежей полезных ископаемых и других хозяйственных объектов крупным монополиям или зарубежным капиталистическим монополиям.). Первые успехи и противоречия НЭПа. В 1922-1027 гг. ежегодные темпы роста промышленности в среднем составляли 30-40%; в с/х - 12%; в результате за 5-6 лет были достигнуты довоенные объёмы производства в этих отраслях. Быстро восстанавливался транспорт. Преодолевалась инфляция, укреплялась денежная система. В октябре 1922 года выпущен червонец, имевший твёрдое обеспечение. К весне 1924 года завершена денежная реформа, покончено с голодом, страна была накормлена, одета. Оживились все стороны жизни страны. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ НЭПа: 1. Приоритет промышленности над с/х выливался в перекачивание средств из деревни в город путём ценовой и налоговой политики. На промтовары сбытовые цены искусственно завышались. Закупочные цены на сырьё и продукты занижались. 2. Осенью 1923 года разразился кризис сбыта. Заготавливание плохими и дорогими промтоварами, которые население отказывалось покупать. 3. В 1924 году разразился кризис цен, когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб гос-ву за бесценок. В середине 20-х гг. упал объём гос-ых заготовок хлеба и сырья. Это снизило экспорт, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки пром. оборудования. Для выхода из кризиса надо было искать меры, и Сталин их нашёл: 1. Усилено централизованное руководство экономикой. 2. Ограничена самостоятельность предприятий. 3. Увеличены цены на промтовары. 4. Повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев, кулаков. Всё это означало свёртывание НЭПа. Сказалось главное противоречие: свобода предпринимательства, хозрасчёт не могли существовать одновременно с командно-административной системой. От политики НЭПа выиграло одно крестьянство. Рабочие оказались в худшем положении. Их зарплата в 1925-1926 гг. в среднем в промышленности составляла 93,7% довоенного уровня. В деревне НЭПом была недовольна сельская беднота. Вывод: в 20-е годы возможны были 2 варианта НЭПа: 1. Его трансформация в рыночную экономику (Бухарин) 2. Переход к жёстким административным методам (Сталин). Мы выбрали 2 вариант. Конец НЭПа – 1928-1929 гг.
^ Свертывание НЭПА, осуществление форсированной индустриализации и принудительной коллективизации сельского хозяйства. 37
С конца 20-х гг. в СССР происходит свертывание НЭПа. Принцип равнозначности намечаемых преобразований (индустриализация народного хозяйства, кооперирование крестьянства и превращение социалистического уклада в абсолютно преобладающий, подъем благосостояния и культуры трудящихся) Сталин и его сторонники заменили идеей решающего значения ускоренного роста промышленности и реконструкции народного хозяйства на промышленной основе. 1929 год Сталин назвал «годом великого перелома». В своей статье «Год великого перелома», опубликованной к 12-й годовщине Октября, он говорит о признаках этого перелома, решительном переломе в области производительности труда, о том, что мы «с успехом разрешили своими собственными силами проблему накопления, заложив основы тяжелой индустрии». Следующим признаком великого перелома, по его мнению, явился поворот крестьянских масс к сплошной коллективизации. В целом сталинский план предлагал вернуться к идеям сверхиндустриализации, которые его автор в середине 20-х годов называл «фантазией», а в конце 20-х годов признал реальным. Был взят курс на форсированную индустриализацию. Он осуществлялся не путем сопоставления различных вариантов, а в ходе устранения противников с арены политической деятельности. Выбор сталинской стратегии и определил «великий перелом» на рубеже 20-30-х годов. Переход к форсированной индустриализации и форсированному варианту строительства социализма резко усиливал потребность в щироком использовании командно-административных форм политической организации, дающие центру возможность быстро концентрировать материальные, финансовые и людские ресурсы на ключевых участках, существенно повышая темпы их развития. Следствием утверждения командно-административных методов управления стали ограничение демократии и подмена выборных органов их исполнительным аппаратом. Произошло фактически отчуждение трудящихся от власти и установление режима личной власти Сталина. На рубеже 1929-1930 гг. в промышленности были созданы крупные объединения, сосредоточившие в своих руках все вопросы, относящиеся к производству, сбыту и снабжению. В практику входили все более жесткая централизация, администрирование, приказы. Усиливается монополизация промышленности. В 1929 г. Главки были заменены 33 всесоюзными отраслевыми объединениями (Союзнефть, Союзуголь и т.п.). В 1931-1932 гг. ликвидируется система ВСНХ, заменяемая целым рядом промышленных наркоматов. В 1936 г. Наркомтяжпром руководит непосредственно 355 крупными предприятиями вместо 32 на начало 1933 г. И монополизирует более половины продукции тяжелой промышленности. В 1930-1940-е гг. количество наркоматов продолжало расти. В первой пятилетке 1200 небольших сахарных заводов, разбросанных по всей стране, стали управляться из Москвы. Трест по добыче нефти на Сахалине был передан в непосредственное ведение московских учреждений. Формой принуждения в отношении крестьянства стало осуществление курса на ускоренную коллективизацию деревни. С осени 1929 г. Сталин заявляет о необходимости проведения сплошной коллективизации с применением насилия. До периода сплошной коллективизации существовали различные формы производственной кооперации: сельхозартели, товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), коммуны. В начальный период сплошной коллективизации особенно широко были распространены ТОЗы. В 1929 г. этот вид кооперации составлял 60,2 %. Но по мере развертывания сплошной коллективизации низовые формы простейшей кооперации игнорировались. С 1931-1932 гг. сельскохозяйственная кооперация полностью прекратила свое существование. Соответственно с этим коллективизация проводилась в большинстве случаев путем непосредственного вовлечения единоличных хозяйств в колхозы, минуя первоначальную школу совместного хозяйствования в кооперативах. Форсированная индустриализация и создание колхозно-совхозной системы осуществлялись директивно-командными методами, сопровождались насилием и репрессиями. ^ Политическая система СССР в 1930-е гг. Формирование культа Сталина. 38 Политическую систему, утвердившуюся в СССР в 1930-е годы, принято именовать тоталитарной системой власти, при которой осуществлялся полный (тотальный) контроль со стороны органов государственной власти над всеми сферами общественной жизни, включая и личную жизнь человека при фактической ликвидации конституционных прав и свобод. Одной из причин установления тоталитарной системы в СССР стала монополия на власть большевистской партии. Руководство Компартии было фактически неподконтрольно партийным массам. В 1930-е годы многие старые большевики были уничтожены. А новые партийные руководители были обязаны своим назначением И. В. Сталину, безоговорочно принимали его единовластие. Определенную роль в утверждении тоталитаризма сыграли личные качества Сталина, который обладал необычайной силой воли, всегда знал, чего хочет, и настойчиво добивался поставленной цели. Еще в 1922 г. В. И. Ленин рекомендовал снять Сталина с поста Генсека, мотивируя свое предложение грубостью Сталина, его мстительностью, нетерпимостью к критике. Но в силу различных причин Сталин остался Генсеком и в течение 1920-х годов устранил своих политических соперников. После 1929 г. фактически стал диктатором. В обществе ликвидируются гражданские свободы, строится система всеохватывающих массовых общественных организаций (комсомол, пионерская организация, профессиональные союзы и творческие объединения), с помощью которых партия воспитывала народ и обеспечивала контроль над обществом. Важнейшей составляющей советской политической системы было установление власти «вождя всех времен и народов» - Сталина, культа его личности. Культ личности - это чрезмерное возвеличивание, признание особых достоинств одного человека, что в определенных условиях приводит к личной диктатуре. Сталина всячески возвеличивали, его слова считались единственно верными. Всюду были его портреты, статуи. Постепенно все рычаги руководства сводились к одному человеку - Сталину. Восхваления в его адрес все более усиливаются, постепенно превращаясь в культ личности Сталина. 21 декабря 1929 г. газета «Правда» отдала семь страниц из восьми статьям, посвященным Сталину по случаю его 50-летия. Доктрина непогрешимости Сталина родилась, по всей вероятности, после опубликования в марте 1930 г. его статьи «Головокружение от успехов». Вопреки возражениям ряда высших руководителей страны Сталину удалось возложить всю вину за «перегибы» коллективизации на местные органы власти. Даже плохо информированные аппаратчики, по-видимому, знали, что коллективизация была бедствием, приведшим к гибели миллионов людей и развалу сельского хозяйства. Однако официальной идеологии было предписано в обязательном порядке прославлять коллективизацию как великое достижение сталинского руководства. Такое расхождение между официальными заявлениями и социальной действительностью вовлекало партийных аппаратчиков в процесс создания культа личности Сталина. Культ Сталина как непогрешимого вождя перерос в настоящее обожествление после 1938 г. Эпитет «сталинский» стали все чаще применять к людям, институтам, идеям, событиям и даже истории. Это было отходом даже от начала 1930-х годов, когда в подобных случаях употреблялись определения «ленинский», «большевистский» или «советский». Фразы типа «учение Ленина и Сталина» остались, но появились и новые штампы, характеризующие строительство социализма в СССР как «дело великого Сталина», как «гениального зодчего коммунизма», а советскую историю как «сталинскую эпоху» Термин «сталинизм» открыто не употреблялся, но в неофициальной обстановке использовался, в том числе и бывшими руководителями страны. Руководители страны сознательно фальсифицировали итоги выполнения первых пятилеток с целью укрепления авторитета проводимой Сталиным политики, подтверждения дальновидности и непогрешимости вождя, желания скрыть грубейшие просчеты и произвол, проводимой политики. В противном случае, признание невыполнения намеченных заданий означало бы подтверждение правоты Бухарина и «уклонистов», предупреждавших об опасности политики «подхле-стывания» страны. В итоге к концу 1930-х годов в СССР была создана социальная система, которая определяется как «государственный социализм». Произошло обобществление всех средств производства и ликвидация частной собственности. Функции распоряжения собственностью и политическая власть стали осуществляться номенклатурой и в определенной степени их вождем - Сталиным. ^ Нарастание угрозы 2-й мировой войны, ее начало и внешнеполитическая деятельность СССР (1939-1941гг.). 39 Результаты первой мировой войны были закреплены системой Версальских договоров (1919). Но они, во-первых, не устранили серьезных геополитических противоречий между крупнейшими государствами (Германией и Францией, Германией и Англией, Японией и США и т.д.). Во-вторых, у политического руководства большинства стран сохранялись представления о войне как естественном средстве достижения политических целей. Своей агрессивной политикой в 30-е годы выделялись Германия, Италия и Япония. Руководство СССР также оценивало возможную войну как источник новых, так называемых «социалистических революций». Поэтому Лига Наций, созданная в 1919г. как международная организация для поддержания мира, была не способна выполнить свои задачи. Гражданская война в Испании в 1936 году оказала существенное влияние на внешнюю политику Советского Союза. В октябре 1936 г. СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республики. Однако гражданская война закончилась в 1939 г. победой франкистов. ^ Антигитлеровская коалиция: взаимодействия союзников и их разногласия. 40 В первые месяцы войны начала активно складываться антигитлеровская коалиция в составе СССР, Великобритании и позднее США. Коалиция была основана на идее борьбы против фашизма, сохранении суверенитета и независимости своих государств. Каждая из сторон преследовала свои собственные политические интересы. Начавшиеся переговоры с Великобританией и США завершились подписанием 12 июля 1941 года советско-английского соглашения о сотрудничестве, согласно которому обе стороны обязались не заключать сепаратный мир с Германией. 16 августа было заключено экономическое соглашение о торговле и кредитах. За ними последовала оккупация Ирана, а также давление на Турцию и Афганистан с целью добиться их нейтралитета. Московская конференция. Вопрос об открытии второго фронта стал главным предметом переговоров. Однако Англия и США оказа лись неготовыми оказать военную помощь Советскому Союзу. Осенью 1941 г. состоялась Московская конференция союзников. СССР, Англия и США рассмотрели план экономических поставок в СССР. 1 октября 1941 г. Гарриман, Бивербрук и Молотов подписали в Москве трехстороннее соглашение о поставках в СССР вооружения, военного снаряжения и продовольствия. Поставки (400 танков, 500 самолетов ежемесячно, алюминий) начались сразу же. С октября 1941 г. по июнь 1942 г. СССР получил 3 тыс. самолётов, 4 тыс. танков, 20 тыс. различных транспортных средств. Советский Союз присоединился к Атлантической хартии и Декларации 26 государств (названных Объединенными нациями), подписанной 1 апреля 1942 г. в Вашингтоне. ^ Основные этапы Великой Отечественной войны. Мобилизация сил и срдств страны на обеспечение победы. 41 Официальным началом войны на Западе относят 1 сентября 1939г. – нападение Германии на Польшу.Причины: стремление Германии установить мировое господство, уничтожить социализм в России и славянские народы.История войны в России вкл. 3 периода: 1) Начальный – 22 июня 1941г.-18 ноября 1942г.: операция под Ельней, битва под Москвой, когда гитлеровцы впервые потерпели сильное поражение.
Победоносное завершение Великой Отечественной Войны и воторой мировой войны, их урок и итоги. 42 1944-1945 гг. Советский Союз достиг экономического, военно-стратегического и политического превосходства над Германией. Восстановление народного хозяйства в послевоенное десятилетие. Возврат к довоенной модели экономического развития. 43 После окончания войны главной задачей политики СССР в первые послевоенный годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. В 46 г. принят план развития страны в годы 4-ой пятилетки (46-50 гг.). К 50 г. было восстановлено и построено вновь около 6 тыс. предприятий, в основном в тяжелой промышленности. Важное место в восстановлении промышленности уделялась электростанциям. Огромные средства были направлены на восстановления Днепрогэса. Уже в 47 г. – Днепрогэс дал промышленный ток. Сельское хозяйство вышло из войны ослаблено. В 46-49 гг. в пользу колхозов было прирезано около 11 млн. гектар земли крестьян. Началось укрупнение колхозов. В начале 50-х годов в деревни отправляли удобрения, технику, что позволяло достичь уровня 40 г. В 47 г. отменили карточную систему и провели денежную реформу. Война изменила общественно-политическую обстановку в стране. Однако власть была обеспокоена оживлением политической жизни. В стране вновь начались депрессии. В 48 г. появились лагеря специального режима для осужденных за антисоветскую деятельность. В 48-53 гг. политзаключенные лагерей Воркуты, Норильска, Печоры поднимали восстания в лагерях. В эти же годы проводилась депортация населения с западной Украины и Прибалтики в сибирские лагеря. Велась борьба с творческой интеллигенцией. В 46 г. постановлением ЦК КПСС были подвергнуты критике журналы «Ленинград», «Нива», творчество Зощенко и Ахматовой. Идейному разгрому подверглась наука. Большую поддержку получили лжеученые Лысенко, Лепешинская, которые вводили свои открытия о концепции наследственности, отрицая выводы науки, пороча ученых. Вновь нагнеталось атмосфера страха и террора. Возникло «Ленинградское дело» против видных деятелей партии Ленинграда, многих из которых репрессировали. В 53 г. арестована группа кремлевских врачей, обвиненные в смерти Жданова. Со смертью Сталина дело прекратили. 5 марта Сталин умер, и появилась надежда на проведение в стране демократических преобразований. После войны укрепился международный авторитет СССР, установились дипломатические отношения с 52 странами мира. В 46 г. с участием СССР прошла парижская мирная конференция, на которой были подписаны мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Видную роль стал играть СССР в созданной в 45 г. организации объединенных наций (ООН). В 45-46 гг. советские юристы выступали на Нюрнбергском процессе над главными нацистскими военными преступниками. В 46 г. началась «холодная война» между западом и востоком, основанная на гонке вооружения. В 49 г. создается совет экономической взаимопомощи стран социалистического содружества. В 55 г. создается организация варшавского договора – военно-политический союз европейских политический стран. СССР проводил политику давления на соц. Страны, стремился оказывать влияния на развивающиеся страны. «Холодная война»: ее причины, сущность и последствия. 44 Исход второй мировой войны: разгром мощных военных монстров Германии и Японии свидетельствовал и об изменении соотношения сил в мире. Союзные войска четырёх держав – СССР, США, Великобритании и Франции оккупировали территорию Германию и Австрии в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, на оккупированию советскими войсками часть Германии, Чехословакию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию. Страна, истощённая войной, нуждалась в мире, восстановлении экономики и людских ресурсов, укреплении и защите своих границ. В отличие от СССР США стали господствующей мировой державой, обладающей экономической, воздушной, морской и атомной мощью. В результате эффективной стратегии – получении материальных выгод «с большими прибылями и минимальной ценой» - США увеличили валовой национальный продукт в 1,7 раза (без учёта инфляции). В войну они потеряли всего 300 тыс. убитыми. Доллар стал самой устойчивой валютой, а Нью-Йорк – самым большим финансовым рынком мира. Экономическое могущество США, развившаяся за годы войны промышленная и финансовая экспансия в другие страны способствовали претензиям США на роль мирового гегемона. В 1945 году в послании президента Трумэна конгрессу говорилось, что победа во 2 мировой войне поставила американский народ перед необходимостью править миром. В последующих планах Белого дома предусматривалось прекращение союзных отношений с СССР. В сентябре 1945 года Объединенный комитет начальников штабов одобрил идею нанесения ударов США по потенциальному противнику. Тогда же был разработан меморандум с предложением «отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории». В 1945 году американским планом войны с Советским Союзом («Дропшот») намечалось сбросить на 100 городов нашей страны 300 атомных бомб при первом ударе. Как свидетельствуют рассекреченные документы, американские военные планы второй половины 40-х годов основывались на следующих положениях: война с СССР – реальность, если не удастся «отбросить» мировоё социализм; СССР и его союзники не должны достичь уровня США в военном и экономическом отношении; США должны быть готовы первыми испытать ядерное оружие. В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой СССР, которая якобы носила агрессивный характер. Данная точка зрения восходит к послевоенным выступлениям западных политиков, в частности Уинстона Черчилля. В марте 1946 года, выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента Г. Трумэна, У. Черчилль сформулировал цели «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», направленной против растущей опасности для «христианской цивилизации» со стороны «коммунистических или неофашистских государств». Для этого, как он считал, необходимо, чтобы США и их западные союзники (Англия, Канада) сохраняли монополию на секретные сведения или опыт в отношении атомной бомбы, объединили под единым руководством и для совместного использования свои военно-морские силы, авиацию и базы. Основную угрозу мировому сообществу Черчилль видел в росте влияния коммунистических партий в странах Европы, которые, по его мнению, «действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, получаемым от коммунистического центра». Поскольку, отмечал Черчилль, русские уважают только военную силу, западные страны должны отказаться от прежней доктрины равновесия сил и перейти к созданию значительного перевеса в военной мощи над СССР. Речь отставного премьера получила незамедлительную реакцию. В феврале того же года в ответ на запрос госдепартамента США временный поверенный в делах США и СССР Д. Кеннан направил в Вашингтон секретный доклад В нём СССР обвинялся в агрессивных намерениях по отношению к США, в стремлении «разрушить наш традиционный образ жизни, ликвидировать международное влияние нашего гос-ва с тем, чтобы обеспечить безопасность советской власти». Полит. Планы западных стран, и в первую очередь США, разработанные для руководства во взаимоотношениях с СССР, получили в историографии название «доктрины сдерживания». Немецкие физики первые начали работу по созданию атомной бомбы, но до самого конца войны союзники по антигитлеровской коалиции не имели точных сведений о том, на каком этапе находятся эти работы. Ученые-атомники США, среди которых было много эмигрантов из Европы, опасались, что фашисты создадут ядерное оружие прежде, чем закончится война, и сделали все возможное, чтобы развернуть аналогичные разработки в США. Они начинали работать над бомбой, руководствуясь высокими побуждениями: такое оружие было необходимо на случай, если гитлеровская армия получит его первой и использует на полях сражений. Но когда они завершили свое дело, стало ясно, что у фашистов бомбы нет и не будет и Германия на пороге полного поражения. Но тут вмешались американские политики и военные, решившие подвергнуть атомной бомбардировке Японию, хотя в этом уже не было необходимости. С трудом, убедив власти США, физики получили возможность в глубочайшей тайне, вдали от войны, работать над проблемой овладения энергией атомного ядра, над подготовкой ядерного реактора. Это был подлинный заговор науки против фашизма, но участники заговора не до конца представляли себе будущее. Все работы по созданию атомной бомбы протекали в обстановке абсолютной секретности. Очень немногие знали о том, что скрывается за вывеской Манхэттенского проекта. Даже госдепартамент США до начала Ялтинской конференции в феврале 1945 г. ничего не знал о проекте создания атомной бомбы. О целях проекта не было известно и объединенному комитету начальников штабов. Знали лишь отдельные лица, по выбору президента Ф. Рузвельта. Манхэттенский проект имел свою полицию, контрразведку, систему связи, склады, поселки, заводы, лаборатории, свой колоссальный бюджет. По размаху работ и размерам капиталовложений он был и поныне остается самым крупным научным проектом. Решение о создании новой универсальной международной организации, цель которой - предупреждение угрозы возникновения войны в любом регионе мира и развитие межгосударственного сотрудничества - было принято на Ялтинской (Крымской) конференции глав государств антигитлеровской коалиции (от СССР - Иосиф Сталин, от США - Франклин Делано Рузвельт, от Великобритании - Уинстон Черчилль), проходившей с 4 по 11 февраля 1945 года. Ранее конкретные предложения по этому вопросу были выработаны на конференции представителей СССР, США и Великобритании, состоявшейся 21 августа - 28 сентября 1944 года в г. Думбартон-Оксе (США). Именно эта конференция сформулировала основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), определила её структуру и функции. Руководители антигитлеровской коалиции приняли решение созвать 25 апреля 1945 года в городе Сан-Франциско конференцию Объединенных Наций для выработки устава новой международной организации - ООН. Устав ООН официально вступил в силу с 24 октября 1945 года. Именно эта дата считается Днем рождения ООН. По уставу ООН главными составляющими этой организации являются: 1)Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций,2) Совет Безопасности,3)Экономический Совет,4)Социальный Совет,5)Опекунский Совет,6)Международный Суд; 7)Секретариат. Руководит работой Секретариата Генеральный секретарь ООН. С момента учреждения ООН и до сегодняшнего дня сменилось уже 7 Генеральных секретарей:1-ый Трюгве Ли (Норвегия); 2-ой Даг Хаммершельд (Швеция); 3-ий У Тан (Бирма); 4-ый Курт Вальдхайм (Австрия); 5-ый Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) 6-ой Бутрос Бутрос Гали (Египет); 7-ой Кофи Атта Аннан (Гана). ООН стремится не только предотвратить новую мировую войну, но и улучшить социальное, экономическое, культурное и экологическое развитие Земли. С 1946 года в Париже действует особый специализированный орган ООН - ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры), которая активно борется за сохранение памятников мировой культуры. Стремясь содействовать распространению в мире идей гуманизма и демократии, Генеральная Ассамблея в декабре 1948 года приняла Всемирную Декларацию прав человека, в разработке которой принимали участие делегации СССР, УССР и БССР В этом документе декларируется право каждого человека на жизнь, свободу, частную собственность, неприкосновенность личности и т.п. без различия расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального и социального происхождения. ^ Поиск путей демократизации советского общества после смерти И.В. Сталина. Трудности противоречия политического развития. 45 1953-1964 гг. вошли в историю как время хрущевской «оттепели». После смерти И. В. Сталина впервые за много лет появилась возможность изменения политического режима в стране. Начиналась политика десталинизации. Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н. С. Хрущев. Председателем Совета Министров СССР был назначен Г. М. Маленков, министром иностранных дел - В. М. Молотов, министром обороны - Н. А. Булганин. Во главе нового министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Выдвижение Н. С. Хрущева в качестве единоличного лидера прошло в своем развитии четыре этапа: 1) период триумвирата - Берия, Маленков, Хрущев (март-июнь 1953 г.); 2) период формального лидерства Маленкова (июнь 1953 г. - январь 1955 г.); 3) период борьбы Хрущева за единоличную власть (февраль 1955 г. - июнь 1957 г.); 4) период единоличного лидерства Хрущева и формирования оппозиции «молодого» аппарата (июнь 1957 г. - октябрь 1964 г.) Все претенденты на политическое лидерство находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. ^ Особенности социально-экономического и духовного развития советского общества в 50-е-60-е гг. 46 950-е и начало 1960-х годов считаются самым успешным периодом в развитии экономики с точки зрения как темпов экономического роста, так и эффективности общественного производства. Средние темпы экономического роста - 6,6 % в 1950-е гг. и 5,3 % в 1960-е гг. -были беспрецедентными за всю историю СССР. Советская экономика развивалась в русле общемировой тенденции «наверстывания», когда государства, пережившие длительную стагнацию, после накопления необходимого потенциала стремятся догонять страны, вырвавшиеся за это время вперед (в послевоенном мире в роли такого лидера выступали США). Знаменитый лозунг Хрущева «Догнать и перегнать Америку!» имел под собой реальное основание. Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием, а легкой промышленности - сырьем. Одной из центральных задач нового руководства объявлялось повышение благосостояния народа. Для ее решения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953) Пленуме ЦК КПСС. Главное место в ней занимали следующие вопросы: повышение государственых закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Теперь государство определяло лишь объем заготовок продукции, подлежащий сдаче. Во второй половине 1950-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем централизованная система управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.Непоследовательность и непродуманность преобразований в стране вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.) Результатом этого явились массовые протесты городского населения. Рабочие одного из крупнейших заводов г. Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Тенденции к свертыванию демократии, возврату к сталинизму постепенно набирали силу. ^ Содержание и оценка процессов социально-экономического и политического развития СССР в 1965-1985гг. 47 Пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) принял новый порядок планирования сельскохозяйственного производства: планы закупок сельхозпродукции стали устанавливаться на пятилетку; закупочные цены повысились; за сверхплановую продукцию платили полторы цены; сократились налоги; поощрялось развитие личного подсобного хозяйства. Намеченные меры дали результаты: темпы роста легкой промышленности, базирующейся на сельскохозяйственном сырье, и пищевой промышленности удвоились. На следующем пленуме ЦК партии (сентябрь 1965 г.) было принято решение о проведении экономической реформы в промышленности. Суть ее: расширение хозрасчета на предприятиях; сокращение числа плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; недопущение изменения плановых заданий без согласования с предприятиями. В подготовке и реализации реформы активную роль играл А. Н. Косыгин. Первые ее итоги были обнадеживающими. Но позже стали вносить корректировки, дополнения, до неузнаваемости исказившие ее сущность. К началу 1970-х гг. реформа фактически сошла на нет. Причина неудачи в том, что реформы не пошли вглубь, не затронули основ хозяйственного механизма. И в сельском хозяйстве и в промышленности сохранялась прежняя система экономических и общественных отношений. ^ Попытка социалистической модернизации, перестройка в СССР и ее итоги. 48 К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально- экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это, Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли КПСС), ликвидирована однопартийная система рукозодства страной, стали возникать различные партии и общественные движения ^ Попытка государственного переворота в СССР в 1991 г. и ее провал. Распад СССР. 49 Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н..Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию. Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей. ^ Становление новой российской государственности (1991-настоящее время). 50 Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности: собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры, действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г. подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики, но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства. Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается и сегодня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|