7 глава. Личность и сущность
В данный момент мы подошли к одному из наиболее существенных учений эзотерической психологии. Мы уже выяснили, что индивидуальность, которую мы знаем, – это просто личность, а не истинное «Я», которое остается нам неизвестным в течение всей жизни, пока мы не узнаем о его существовании путем эзотерического изучения и воспитания. Сама личность может быть разделена на две части: ложная личность и личность в собственном смысле слова. Согласно Системе Гурджиева ложная личность составляет большую часть того, что мы считаем нашей личностью, и сделана из всех тех элементов, которые наполняют наше «я»: гордости, тщеславия, самомнения, воображения, грез о нас самих и т. д.; в то же время личность в собственном смысле слова – это та часть личности, которая развивается в процессе жизни благодаря образованию, профессии, воспитанию и обучению разного рода. Короче, личность в собственном смысле – это та часть личности, которая представляет подлинную ценность как результат нашей жизни и благодаря которой мы познаем «секреты» существования. Она содержит все склонности, способности и достоинство, которых мы можем достичь или развить в процессе жизни. Это нечто действительно ценное, хотя и не является частью истинного «Я». С другой стороны, ложная личность, т. е. та часть личности, в которой мы большей частью живем, не имеет для нас истинной ценности. В процессе эзотерического воспитания ложная личность должна ослабеть, если мы идем по правильному пути, чтобы стать подлинными людьми. Другими словами, ложная личность – наш главный враг; это враг, всегда скрывающийся внутри нас, готовый разрушить и уничтожить нас. Далее о сущности. Мы рождены с тем, что Система называет сущностью, которую мы считаем выражением нашей истинной природы. Как только мы рождаемся, личность начинает развиваться внутри нас как результат воспитания, образования, обучения, подражания старшим и т. д., но это не сопровождается соответствующим ростом сущности. Сущность остается в своем инфантильном состоянии по мере роста человека. Она может остаться в таком состоянии на всю жизнь, даже если человек становится знаменитым на каком‑ нибудь поприще, которому он посвящает свою жизнь. Короче, нет соответствующего роста личности и сущности: чем больше развивается ложная личность, как нарост на самой личности, тем меньше возможности для роста сущности. Наша естественная природа в результате полностью подавлена ложной личностью, и это происходит с подавляющим большинством людей в цивилизованном обществе.
Более примитивный тип людей, в которых ложная личность слабо развита, могут иметь некоторый рост сущности; так происходит с людьми, которые живут близко к природе или занимаются творческим трудом. В таких людях сущность имеет некоторые возможности для роста, но также строго ограничена. Только в результате эзотерического воспитания мы действительно понимаем, в чем дело, и начинаем отнимать значение и силу у личности (особенно ложной личности) и переносить их на построение и развитие сущности. По терминологии Системы мы должны стараться сделать личность пассивной, т. е. сущность должна расти за счет личности, создавая таким образом возможность для истинного «Я» проявляться в нашей жизни все больше и более полно. В этом процессе ложная личность становится все слабее и слабее. Эта часть нас совсем не xороша и должна быть искоренена; но лучшие черты истинной личности могут быть использованы сущностью для ее роста и развития, как умения и способности, посредством которых она может выразить себя.
Например, представьте себе яйцо; оно состоит из желтка, белка и скорлупы. Если мы представим ложную личность как твердую скорлупу, личность как белок, то увидим, что желток (сущность) должен съесть белок (личность), чтобы развиться в птицу, и разрушить скорлупу, чтобы превратиться в живое существо. В точности то же происходит и с нами, если мы хотим стать действительно живыми людьми, а не пародиями на них, каковыми являемся сейчас, независимо от того, что мы можем казаться значительными и преуспевающими в глазах других людей и в своих собственных. Мы пытаемся показать читателю необходимость такого рода отношения к себе, каковое отразилось во взаимоотношении между личностью и сущностью. Для роста его истинного «Я» личность (состоящая в основном из ложной личности) должна быть подавлена. Это общая фраза, но когда читатель усвоит ее истоки, тогда он будет готов к более детальному и серьезному изучению предмета. В отношении вопроса о личности важно указать, что в системе Гурджиева большое напряжение возникает в связи с фактом, что прежде, чем быть готовым войти в Систему, необходимо быть на стадии, известной под названием «хороший домохозяин». Т. е. человек должен быть в состоянии зарабатывать средства к существованию, демонстрируя таким путем, что он в состоянии успешно справляться с проблемами повседневного существования и несет полную ответственность за выполнение своих обязательств. Тот, кто терпит неудачу в обычной жизни, считается не готовым воспринять систему, т. к. пока он не покажет некоторое умение во внешних предприятиях, его нельзя отнести к тем, кто способен развить определенное умение в управлении собой и своими внутренними делами. Эта точка зрения находится в резком противоречии с точкой зрения многих эзотерических систем, которые часто говорят, что чем больше человек не способен противостоять обычной жизни, тем больше он имеет шансов для истинного эзотерического развития (такое развитие предполагается полностью оторванным от обычной жизни). Система, о которой мы говорим, не поддерживает этого взгляда. Она категорически утверждает идею хорошего домохозяина как основное требование эзотерического развития. С учением о хорошем домохозяине связано другое учение о существовании того, что называется магнетическим Центром, о котором будет сказано позже в этой главе.
Очень много людей, потерпевших неудачу в жизни, пытается найти более идеалистический образ жизни, как спасение от их неудач. Они находят жизнь очень трудной для них и думают, что могут найти более легкий путь благодаря нематериальным источникам жизни. Но этот метод никогда не приносит успеха в смысле истинного внутреннего развития, хотя бы он оказался успешным в качестве одного из видов ухода от действительности. Уход от действительности и настоящий эзотеризм – это полярные противоположности, как может видеть каждый, кто пытается усвоить Систему. Это требует суровейшего реализма по отношению к себе, и в этом процессе нет места уходу от действительности. Тот факт, что надо стать хорошим домохозяином прежде, чем пытаться овладеть системой Гурджиева, отвращает очень многих молодых людей от этих попыток. Так и должно быть. Прежде, чем человек сможет работать над личностью (особенно ложной личностью), должно пройти много лет роста и развития этих черт в себе, и очень молодые люди не имеют времени для собственного развития. Они находятся еще на эмбриональной стадии развития в том, что касается развития личности. Дело не в том, что мы считаем само по себе развитие личности хорошим делом, хотя лучшая часть личности имеет свою цену. Сущность может развиться только за счет личности, поэтому если нет развитой личности, нет также простора для развития сущности. Это очень важная часть учения. Другое важное положение заключается в том, что многие люди, привлеченные Системой, думают, что они могут добавить ее к своей личности. Они думают, что могут взять себя такими, как они есть, и работая над собой, развиться эзотерически. Но это совсем невозможно. Суть эзотеризма в том, что мы должны изменить себя, т. е. стать другими существами. Мы не можем сделать этого, оставаясь верными нашей прежней личности. Поэтому важно переработать личность, чтобы она превратилась в наше подлинное «Я». Это еще один аспект данной Системы, который отличает ее так заметно от псевдо эзотерических систем. В таких системах личность продолжает строиться без подавления, и духовная гордость добавляется к гордости, тщеславию и самомнению, которые уже составляли такую значительную часть ложной личности.
В нашей жизни всегда должна быть принесена жертва ради эзотеризма, и этой жертвой должна быть личность, точнее – ложная личность, которая должна отмереть в процессе внутренней трансформации от существа, каким мы являемся сейчас, к существу, которым мы можем и должны стать. Многие серьезные последователи восточной религиозной философии слышали о конфликте между «низшим я» и «высшим Я» в борьбе за подлинное внутреннее развитие. Они понимают эту борьбу как борьбу внутри личности, когда лучшие качества борются против худших качеств и, в конце концов полностью их побеждают. Это принимают за конечную цель «духовного спасения». Если мы хоть раз соприкоснемся с Системой, то обнаружим, что эта точка зрения совершенно неверна и служит причиной неудачи многих серьезных искателей внутреннего понимания и духовного развития. На самом деле не существует конфликта, с которым можно бороться в границах личности. Это ошибочная концепция. Мы не должны бороться за духовный прогресс. Все, что мы можем сделать, – это пытаться сделать личность все более пассивной и одновременно развивать и активизировать беспомощную сущность, и тогда истинное «Я» даст почувствовать свое присутствие в нашей жизни. Истинное «Я» – это ключ ко всей проблеме; оно уже там, на своем уровне, даже если мы никогда не осознаем его существования. Если же мы осознаем его существование, это произведет на нас такое действие, которое позволит истинному «Я» вступить активно в нашу жизнь посредством нашей работы над личностью. Мы не можем сделать себя совершенными. Истинное «Я» уже совершенно; это наша связь с Божественным. Оно ждет случая, чтобы прийти в нашу жизнь. Благодаря нашей работе над личностью случится чудо. Оно произойдет по своим собственным законам. На эти законы нельзя повлиять ни борьбой, ни деятельностью любого рода. Все, что мы можем сделать, – это объединиться с законами в своих усилиях сделать личность пассивной, как описано в Системе. Таким образом, вся ситуация полностью отличатся от всего, что обычно понимают люди, изучающие восточную религиозную философию, но не имеют к ней настоящего ключа. Эту ошибку (в различных формах) делает подавляющее большинство последователей различных ортодоксальных религиозных вероучений. Они также верят, что должны бороться за «спасение». Но это совсем не борьба. Это вопрос о том, чтобы истинное «Я» возобладало в нашей жизни. Это прекрасно – узнать, что истинное «Я» уже там, совершенное и цельное, готовое взять верх, как только вы создадите для этого подходящие условия. Вызывайте эту мысль на поверхность много раз в день, и вы будете вознаграждены. Это связано с учением Системы о вспоминании себя, которое играет важную роль в Системе. «Я», которое мы вынуждены вспоминать часто в течение дня, в напряжении и конфликтах ежедневных дел, – это наше истинное «Я», о котором мы обычно не думаем, находясь под гнетом личности.
Эту главу о личности и сущности мы заключаем еще двумя важными учениями Системы Гурджиева. Это учение о центрах и о человеке № 1, 2 и 3. Согласно Системе Гурджиева у нас у всех есть умственный центр (в умственном теле) и эмоциональный центр (в эмоциональном теле). Каждый из этих центров разделен на три части: внешнюю, среднюю и внутреннюю. Умственный центр имеет дело с мыслью, эмоциональный – с чувством, и инстинктивно‑ двигательный центр – с вопросами поддержания тела, движения, активности и т. д. Есть также сексуальный центр, и мы считаем, что очень немногие люди правильно пользуются этим центром. Умственный и эмоциональный центры разделены на высшую и низшую части. У обычных людей высшие умственный и эмоциональный центры вряд ли действуют. Эти центры полностью активны на их уровне, но мы никогда не слышим, что они говорят или приказывают, т. к. наша личность мешает нам услышать их Одна из главных целей эзотерического воспитания – сделать нас способными контактировать с нашими умственным и эмоциональным центрами, чтобы дать им возможность руководить и управлять нашими мыслями и чувствами. Учение относительно человека № 2 и 3 заключается в том, что у каждого человека в основе лежит физическое или умственное начало, т. е. что мы живем главным образом од‑ яим центром. Одни из нас представляют физически‑ инстинктивный тип (человек № 1), другие – эмоциональный тип (человек № 2), третьи – умственный тип (человек № 3). Мы плохо сбалансированы И имеем тенденцию жить односторонней жизнью, что делает трудным для человека одного типа понять человека другого типа. Цель Системы – создать сбалансированного человека (№ 4), т. е. человека, развившего все свои центры и работающего в полной гармонии. В таком человеке высшие умственный и эмоциональный центры должны быть полностью активны и координировать все виды деятельности. Другой тип центра, упомянутого в Системе, – это магнетический центр. В учении сказано, что только люди с магнетическим центром могут воспринять Систему и почувствовать тягу к ней. Они чувствуют бессмысленность и пустоту обычной жизни и ищут чего‑ то другого. Средний человек не имеет магнетического центра и поэтому Система ничего не значит для него, даже если ему все старательно объяснить. Он, конечно, не удовлетворен своей жизнью, но чувствует это только потому, что не получил все, что хотел в смысле денег, положения, власти и т. д. Только люди с магнетическим центром воспринимают эту жизнь как действительно не имеющую цены с точки зрения истинного удовлетворения и готовы искать где угодно достижения более достойных целей, таких, о которых говорит эзотеризм. Учения о человеке № 1, 2 и 3 и различных центрах проливают свет на поведение В обычной жизни. Центры большей частью функционируют неправильно, что порождает несбалансированную и беспорядочную жизнь большинства. Чтобы стать гармоничным человеком, человеком № 4, мы должны привыкнуть к тому, что в терминологии Системы обозначается «четвертый путь» и является другим названием Системы. Выражение «четвертый путь» использовано потому, что в поисках духовного развития до сих пор существовало три определенных пути: 1. Путь факира, который работал преимущественно над своим телом. 2. Путь монаха, который работал над эмоциональным телом. 3. Путь йога, который работал над умственным (психическим) телом. По Системе Гурджиева человек должен работать над всеми этими телами одновременно, чтобы достичь положения гармоничного человека – человека № 4. Это четвертый путь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|