Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Правовое регулирование рекламы.




 

С антимонопольным регулированием тесно связано правовое регулирование рекламы, поскольку она может оказывать большое воздействие на выбор потребителем товаров (работ, услуг) и, следовательно, влиять на общие условия обращения товаров, работ и услуг на рынке.

Основным нормативным актом, регулирующим рекламную деятельность, является Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Закон призван защищать, с одной стороны, интересы хозяйствующих субъектов и интересы потребителей рекламируемых товаров (работ, услуг) – с другой.

В соответствии с законом «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.

Из определения рекламы следует, что для ее реализации необходимо наличие следующих признаков:

1) существование рекламной информации в определенной форме;

2) публичное распространение рекламной информации;

3) предназначенность данной информации для неопределенного круга лиц;

4) цель рекламы – формирование или поддержание интереса к рекламируемым физическим или юридическим лицам, их товарам (работам, услугам), идеям и начинаниям, результатам интеллектуальной деятельности, мероприятию и т.д.

Эти признаки отличают рекламу от иной распространяемой информации. Закон не распространяется на политическую рекламу.

Формы и средства распространения рекламной информации могут быть любыми. В законе названы такие способы ее распространения:

В электронных средствах массовой информации (радио- и телепрограммах);

В периодических печатных изданиях;

В кино- и видеообслуживании;

По сетям электросвязи, на почтовых отправлениях;

Наружная (уличная) реклама;

На транспортных средствах;

С использованием почтовых отправлений (конвертов, марок и т.д.).

 

Законодательством установлены общие и специальные требования к рекламе. Общие требования сводятся к следующим:

1) Реклама должна быть добросовестной и достоверной.Недобросовестная и недостоверная реклама запрещена. Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с другими товарами; порочит честь, достоинство, деловую репутацию лица; является актом недобросовестной конкуренции и т.д. Недостоверной признается реклама, которая содержит сведения, не соответствующие действительности (о любых характеристиках товара, об условиях приобретения, ремонта, доставки и т.д.).

2) Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, иметь сходство с дорожными знаками, формировать негативное отношение к лицам, которые не пользуются рекламируемым товаром,

3) В рекламе не допускаются: использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации; указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления; демонстрация процессов курения или употребления алкогольных напитков и пива; использование образов медицинских работников и фармацевтов: указание на лечебные свойства товаров (кроме лекарственных средств и медицинских услуг); указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека.

4) В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов.

5) Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации.

6) В рекламе товаров, в отношении которых существуют

определенные правила использования, хранения или транспортировки, не должны содержаться сведения, не соответст- вующие таким правилам.

7) Не допускается использование скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями воздействие на их сознание

8) Не допускается размещение рекламы в учебниках для детей, школьных дневниках и тетрадях.

9) При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

Статья 7 закона запрещает рекламу товаров, производство или реализация которых не допускается в России; рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; взрывчатых веществ и материалов (за исключением пиротехнических изделий); органов и тканей человека в качестве объекта купли-продажи; товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации. Аналогичные требования предъявляются к рекламе товаров, подлежащих обязательной сертификации или лицензированию.

Специальные требования к рекламе могут быть установлены в отношении различных вопросов изготовления, использования рекламы, ее содержания.

Специальные требования предъявляются, например, к рекламе в радио- и телепрограммах. Нельзя прерывать рекламой детские и религиозные передачи, продолжительность которых составляет менее 15 минут; уровень звука при трансляции рекламы не должен быть выше звука прерываемой программы и т.д. В периодических печатных изданиях объем рекламы должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера.

Особенности имеет наружная реклама. Не допускается размещение рекламы на знаке дорожного движения или его опоре. Установка рекламной конструкции требует разрешения законного владельца недвижимого имущества или органов местного самоуправления.

Более строгие требования (по сравнению с общими требованиями) предъявляются к рекламе медицинских препаратов. Реклама лекарственных средств не должна обращаться к несовершеннолетним, содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования, создавать впечатление ненужности обращения к врачу, реклама должна сопровождаться предупреждением о противопоказаниях и т. д.

Особые требования предъявляются к рекламе финансовых услуг. Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности, если она не может быть определена на момент заключения договора; реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам; реклама ценных бумаг не должна содержать прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг, обещание выплаты дивидендов всем держателям и т.д.

Статья 6 ФЗ «О рекламе» посвящена защите несовершеннолетних в рекламе. В рекламе не допускается дискредитация родителей и воспитателей; побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; создание у несовершеннолетних впечатления о том, что товар доступен для семей с любым достатком; создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками; формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; показ несовершеннолетних в опасных ситуациях; преуменьшение необходимых для использования рекламируемого товара навыков; формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе возложен на антимонопольные органы. Они имеют право:

1) предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы;

2) возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства о рекламе;

3) направлять участникам рекламного процесса предписания о прекращении нарушений;

4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства; о публичном опровержении недостоверной рекламы;

5) применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях. При этом уплата штрафа правонарушителем не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Законодательством о рекламе предусмотрено и саморегулирование в этой сфере. Саморегулирование предполагает добровольный контроль хозяйствующих субъектов за поведением в области рекламы, основанный не только на нормах права, но и на правилах, установленных самим деловым сообществом.

Саморегулирование могут осуществлять общественные организации, ассоциации юридических лиц. Ст. 10 ФЗ «О рекламе» закрепляет за ними целый комплекс прав. В частности, органы саморегулирования привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, проводят независимую экспертизу рекламы и направляют рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям; привлекаются к мониторингу рекламы; обращаются в прокуратуру и органы исполнительной власти в связи с нарушениями в области рекламы, могут предъявлять иски в суд и арбитражный суд в интересах потребителей рекламы.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена для всех субъектов рекламной деятельности: рекламодателей, изготовителей рекламы и рекламораспространителей. Она может быть двух видов: административной и гражданско-правовой.

 

ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение рекламы и перечислите ее признаки.

2. Охарактеризуйте общие и специальные требования к рекламе.

3. Реклама каких товаров запрещена?

4. На какие государственные органы возложен контроль и надзор за соблюдением законодательства о рекламе? Каковы их полномочия?

5. В чем заключается ответственность за нарушение законодательства о рекламе?

6. Как осуществляется саморегулирование в сфере рекламы? Какую роль оно играет в обеспечении правопорядка?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...