Деловая оценка и аттестация персонала
Основные понятия: Понятие деловой оценки персонала. Цели, задачи, направления и виды оценки персонала. Текущая периодическая оценка персонала. Деловая оценка персонала: основания, этапы, методы. Процедура аттестации: цель, задачи, функции, этапы. Деловая оценка персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. На основании степени указанного соответствия решаются следующие задачи: • выбор места в организации и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника; • разработка возможных путей совершенствования деловых и личностных качеств сотрудника; • определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины. Деловая оценка персонала решает ряд дополнительных задач: • установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам; • удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик. Оценка персонала в кадровой работе осуществляется по ряду направлений (см. рис. 35). Деловую оценку персонала можно разделить на два основных вида: оценку кандидатов на вакантные должности или рабочие места (отбор персонала); текущую периодическую оценку персонала предприятия (аттестацию персонала) (см. рис. 36). Оценка кандидатов на вакантные должности (отбор персонала) включает: предварительное собеседование; анализ анкетных данных; наведение справок о кандидате; проверочные испытания, тестирование; медицинское освидетельствование; основное собеседование; подготовку экспертного заключения.
Текущая периодическаяоценка персонала (аттестация) предусматривает: проведение предварительной оценки сотрудника со стороны его внешнего окружения; обобщение руководителем подразделения данных предварительной оценки и подготовка к оценочной беседе; оценочную беседу руководителя с подчиненным; подготовку руководителем экспертного заключения и передачу его службе управления персоналом; проведение в ряде случаев оценочной беседы сотрудника с аттестационной комиссией. Рекомендуемая периодичность текущей оценки персонала – не реже одного раза в год. При необходимости могут производиться дополнительные виды оценки по результатам обучения, по контролю хода адаптации сотрудников и т.п. Деловая оценка персонала преследует следующие цели: - оценить квалификацию и личностные качества претендентов при найме персонала; - установить степень соответствия занимаемой должности; - усовершенствовать использование трудового потенциала работников; - выявить вклад сотрудников в общие результаты труда; - поощрение и продвижение сотрудников, выявление необходимости повышения квалификации; - усовершенствование структуры аппарата управления; - усовершенствование стиля и методов управления; - усиление взаимосвязи руководителей и подчиненных. Процедуры деловой опенки можно классифицировать по нескольким основаниям. по целям: - оценка кандидатов на вакантную должность при отборе персонала; - текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала; предмету оценки: - оценка деловых и личностных качеств; - оценка качества труда; - оценка результатов труда; объекту оценки: - оценка руководителей, производимая с учетом организаторских качеств и ориентирующаяся на результаты коллективного труда всего подразделения; - оценка специалистов и производственного персонала, производимая, в основном, по результатам индивидуальноготруда.
Деловая оценка включает в себя ряд этапов: F подготовительный этап по организации системы оценки, включающий в себя: - разработку методики оценки и установление стандартов результативности труда по каждому рабочему месту, определение критериев оценки; - выработку механизма проведения деловой оценки; - определение состава оценочной комиссии, места, времени и сроков оценки; - разработку процедуры обработки результатов оценки и подведения ее итогов; - определение порядка документационного и технического обеспечения процесса оценки; - установление порядка консультирования оценочной комиссии со стороны разработчиков методики и экспертов; F сбор предварительной информации (индивидуальная, необобщенная оценка сотрудника со стороны субъектов оценки); F обобщение информации, полученной в результате первичной оценки; F подготовка оценщиков и оцениваемого к проведению оценочного мероприятия (например, беседы), обсуждение оценки; F формирование оценочным комитетом экспертного заключения по результатам деловой оценки; F принятие решения и документирование итогов оценки. В качестве основного субъекта деловой оценки выступает непосредственный руководитель оцениваемого работника. Но кроме него субъектами деловой оценки могут выступать: - оценочный комитет, состоящий из нескольких контролеров (в данном случае сокращается угроза предвзятости в проведении оценки); - коллеги оцениваемого (в данном случае необходима хорошая информированность коллег о результатах его работы, а также отсутствие стремления продвинуться по службе за счет преуменьшения заслуг своего коллеги); - подчиненные оцениваемого; - независимый наблюдатель (т.е. кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации; в основном используется для оценки высшего руководства или как альтернатива при обвинениях в предвзятости оценки, проводимой другими субъектами); - сочетание всех или некоторых из указанных субъектов. Оценивать работника могут клиенты, потребители, коллектив. Кроме этого в деловой оценке важную роль играет самооценка.
Одним из важнейших вопросов при разработке методики деловой оценки персонала является определение критериев и показателей оценки. При всем многообразии показателей, используемых при оценке персонала конкретных должностей, возможна их определенная классификация по группам. Деловая оценка персонала должна отвечать на вопрос, насколько фактическое состояние по данному критерию соответствует требованиям должности или рабочего места. Классификационными группами (критериями) и соответствующими каждой группе показателями оценки являются: F показатели результативности труда, среди которых выделяют: - «жесткие» показатели, поддающиеся объективной оценке; - «мягкие» показатели, зависящие от субъективного мнения оценщика и часто использующиеся в подразделениях с ограниченной возможностью измерения конкретного результата; F условия достижения результатов труда: - планирование работы; - организация и регулирование процесса; - учет и контроль хода работы; F показатели профессионального поведения: - сотрудничество и коллективизм в работе; - готовность взять на себя дополнительную ответственность; - самостоятельность в принятии решения; F личностные качества: - работоспособность; - лидерские качества; - дисциплинированность; - психологическая гибкость и др. Методы деловой оценки персонала – способы установления конкретных значений показателей деловой оценкиперсонала. Методы деловой оценки персонала можно разделить на три группы: - качественные; - количественные; - комбинированные методы. К качественным методам относят: - метод анкет, по которому оценщик отмечает в анкете соответствие или несоответствие каждого предложенного утверждения по отношению к оцениваемому сотруднику; - методы биографического описания; - деловую характеристику; - устный отзыв; - метод сравнения с эталоном; - оценку на основе дискуссии. Количественные методы – это все методы, включающие числовую оценку уровня качеств работника. К ним относятся методы: - шкалирования, предполагающий балльное определение значений показателей, где баллы отражают степень выраженности показателя;
- альтернативного ранжирования, согласно которому по каждому показателю составляются ранжированные ряды сотрудников; - попарного сравнения (альтернативных характеристик), согласно которому проводится последовательное сравнение по определенному показателю рейтингов сотрудников друг с другом; - заданного распределения оценок, в соответствии с которым заранее задаются проценты распределения оцениваемых сотрудников по рейтингам; - управления по целям, суть которого заключается в предварительном установлении целевых показателей работы и в последующем их сопоставлении с результатами и эффективностью труда работников; на основании этой информации устанавливается вклад каждого сотрудника в достижение целей организации. Комбинированные методы представляют собой специальные тесты, методы экспертных оценок и другие комбинации качественных и количественных методов. Аттестация персонала – процедура определения квалификации, деловых знаний, практических навыков, деловых качеств работника и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Цель проведения аттестации кадров – рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. По результатам проведения аттестации кадров принимается решение, изменяющее или сохраняющее аттестуемому занимаемую должность. Главное назначение аттестации – не контроль исполнения, а выявление резервов повышения уровня отдачи работников. В отечественной практике сложилось 3 типа аттестации по принадлежности к сферам профессиональной деятельности: - аттестация государственных служащих; - аттестация персонала организаций основного звена управления; - аттестация научных и научно-педагогических работников. Поскольку аттестация первого и третьего типа проводится в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в данном вопросе преимущественно будет рассмотрена аттестация персонала организаций основного звена управления. Функции по проведению аттестации распределяются между: - руководителями структурных подразделений, сотрудники которых проходят аттестацию; - специалистами кадровых служб. В обязанности руководителей структурных подразделений входит: - консультирование по выделению существенных параметров оценки; - участие в аттестационных процедурах в качестве экспертов, подготовка индивидуальных оценочных материалов (характеристик, рекомендаций, анкет) для аттестуемых;
- иногда участие в работе аттестационных комиссий. Специалисты кадровых служб отвечают: - за разработку общих принципов оценки персонала, основанную на корпоративной политике; - разработку нормативных и методических материалов; - организацию аттестационных процедур; - контроль реализации аттестационных процедур; - обработку и анализ данных; - хранение и использование полученной в ходе аттестации информации о персонале; подготовка решений по дальнейшему развитию карьеры аттестуемых. Аттестация включает в себя два основных элемента: - оценку труда; - оценку работников. Оценка труда преследует своей целью сопоставление планируемых результатов труда, зафиксированных в технологических картах, планах и программах работы организации с фактическими результатами выполняемого труда, его содержанием, качеством и объемом. Оценка работников направлена на выяснение их степени подготовленности к выполнению именно того вида деятельности, которым они занимаются, а также на определение уровня их потенциальных возможностей для оценки перспектив роста. Крупные компании, как правило, используют оба элемента аттестационной оценки. В большинстве организаций аттестация организуется ежегодно, а в отдельных компаниях – каждые полгода, однако в таких случаях применяются упрощенные формы аттестации. При заполнении оценочной формы аттестующий не только указывает балльную оценку труда или самого сотрудника, но и дает развернутое обоснование своей оценки. Процедура аттестация включает в себя несколько этапов: F подготовку аттестации, предполагающую: - разработку принципов и методики проведения аттестации; - издание документов по подготовке и проведению аттестации (приказов, плана проведения аттестации, инструкций по хранению персональной информации и др.); - подготовку специальной программы организации проведения аттестационных мероприятий; - материально-техническое обеспечение аттестации (бланки, специальные компьютерные программы и т.д.); F проведение аттестации, что включает в себя: - самостоятельную подготовку отчетов (по разработанной службой персонала структуре) аттестуемыми и руководителями; - заполнение оценочных форм аттестуемыми, руководителями, их коллегами и другими сотрудниками; F анализ результатов, включающий в себя: - оценку труда; - оценку персонала; - обобщение и обработку данных. Оценка труда направлена на выявление работников, которые: - не соответствуют стандартам труда; - соответствуют стандартам труда; - существенно превышают стандарты труда. Оценка персонала предполагает: - определение уровня развития профессионально важных качеств у конкретного работника; - сопоставление полученных результатов с требованиями к занимаемой должности; - выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами; - прогнозирование роста эффективности деятельности каждого из сотрудников; - определение перспектив роста; - подготовку решений по ротации персонала. Обобщение и обработка данных означают: - составление сравнительных таблиц эффективности деятельности сотрудников; - выделение сотрудников, чью работу нельзя признать эффективной и чей уровень развития профессионально важных качеств не является оптимальным (проблемную группу ); - выделение сотрудников, способных к развитию и ориентированных на профессионально-служебное продвижение ( группы роста ); выработка всесторонних рекомендаций по использованию данных аттестации. После подведения итогов аттестации: - полученная информация анализируется; - вырабатываются рекомендации по работе с персоналом. Проведение деловых оценок персонала и их результаты позволяют: - совершенствовать расстановку кадров посредством реализации планов кадрового резерва; - стимулировать трудовую деятельность персонала за счет более полного учета результатов труда в системе материального поощрения; - сформировать положительное отношение к труду, повышать степень удовлетворенности работой; - выявлять целевые направления повышения квалификации сотрудников; - совершенствовать формы и методы работы руководителей и специалистов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|