Понятие и предмет конституционного права.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ! По данному вопросу читать с.8-18 УМК «Конституционное право. Ч.1. Кн.1. Теоретические основы». Термин «Конституционное право» обычно рассматривается в трех аспектах: - как отрасль права; - как наука; - как учебная дисциплина. Ø Формирование конституционного права Как отрасль права конституционное право имело довольно позднее формирование (18-19 век). Это связано со спецификой предмета правового регулирования, одной из сторон которого являются отношения по поводу ограничения государственной власти, недопущения ее произвола в целях защиты прав человека. Поскольку до упомянутого времени государства имели форму правления преимущественно в виде абсолютной либо дуалистической монархии, то и правовых норм, которые бы были призваны ограничить власть монарха и составили бы отдельную отрасль права, практически не существовало. Поэтому в условиях абсолютизма, деспотической власти конституционное право не могло получить своего широкого развития. Хотя существовали и исключения: отдельные институты конституционного права, нормы которых содержались в различных правовых актах, возникли до 18-19 веков. Так, в Великобритании были приняты следующие документы: – Великая Хартия Вольностей 1215 г. – первый конституционный акт в истории Великобритании, который является важнейшим правовым памятником конституционной истории Англии до сего дня. Хартия признается в качестве одного из основополагающих законов Великобритании. Статьи Хартии можно поделить на три основные группы: 1. Статьи, касающиеся материальных интересов различных социальных групп населения; 2. Статьи, реформирующие государственный механизм английского королевства, так называемые «конституционные статьи»;
3. Статьи, устанавливающие принципы деятельности судебно-административного аппарата[1]. Согласно Хартии: – власть короля была ограничена в налоговой и судебной сферах. Феодалов мог судить только суд равных лиц; – ст. 39 Хартии предусматривает возможность применения наказания свободных не иначе как по законному приговору равных и по закону страны; – был создан комитет из 25 баронов, который наблюдал за соблюдением Хартии королем. – Петиция о праве, принятая в Англии в 1628 г., возлагала на короля определенные обязанности, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. В Петиции из одиннадцати статей восемь были посвящены неприкосновенности личности. – Хабеас Корпус Акт 1678 г., который установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и др. – «Билль о правах» (1689 г.), который принял Парламент после революции в Англии 1688 г. с целью защиты граждан от нарушений со стороны монархии. Была установлена свобода слова и прений в парламенте, свобода выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю и другие права. В силу указанных выше причин формирование конституционного права представляло собой длительный процесс, в котором в качестве основных можно выделить следующие с обытия и документы, повлиявшие на возникновение и развитие конституционного права: - Борьба североамериканских колоний – Декларация независимости 1776 г.; - Английская буржуазная революция – Билль о правах 1689 г.; - Французская буржуазная революция – Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В этих документах было закреплено: - естественные и неотъемлемые права человека; - народ – источник власти; - государство должно защищать интересы народа; - принцип разделения властей. Формирование конституционного права имело свои особенности, в качестве которых можно отметить следующие. Первоначально круг субъектов и сфера применения норм конституционного права были ограничены. Наблюдалась однобокость конституционного развития: регулировался порядок формирования и осуществления государственной власти. Причиной тому послужила концепция естественного права, получившая широкое развитие в конце 17-18 веках. Считалось, что естественные права существуют объективно и не нуждаются в конституционно-правовом закреплении. Отсутствие в первоначальном тексте Конституции США норм о правах человека объясняют одной из этих причин. После 2 мировой войны конституционное право нацелено на проблемы защиты социальных, экономических, культурных прав; все большее внимание уделяется дополнительным гарантиям реализации и защиты прав человека; уточняется вопрос о предмете конституционного права (уже не только регулирование осуществления публичной власти); появляются новые институты конституционного права и др.
Ø Определение конституционного права как отрасли права. Предмет правового регулирования. Конституционное право – ведущая отрасль любого национального права. Однако единообразия подходов к ее определению среди ученых так и не существует. Это связано с тем, что понятие отрасли конституционного права неразрывно связано с ее предметом правового регулирования, который является ключевым признаком в формировании и обособлении любой отрасли права. Из теории права известно, что предметом любой отрасли являются общественные отношения, на которые распространяют свое действие нормы данной отрасли права. Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих конституционно-правовые отношения. А вот какие именно отношения регулируются конституционным правом, каков предмет его правового регулирования – в этом и состоит проблема, к решению которой ученые подходят по-разному. Исторически конституционное право в большинстве стран развивалось как государственное право, которое было связано с публичной властью и отражало статус монарха, а затем и других государственных органов. Лишь позднее, в период формирования ограниченной конституционной монархии, в предмете конституционного права выделились иные отношения, связанные с закреплением прав и свобод подданных, ограничивающих власть государства.
В России иные, не связанные с государственным устройством отношения, становятся предметом государственно-правового регулирования лишь в начале 20 века: в Манифесте Государя «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. впервые ставится вопрос о «даровании населению незыблемых основ гражданской свободы». В советский период имел место классово-идеологический подход, в рамках которого ученые по-своему понимали предмет конституционного права. Можно выделить 6 групп ученых, высказывающих свои позиции, преобладавшие в тот период. 1) Первая группа ученых (В.А. Власов, С.С. Кравчук, А.И. Лепёшкин, С.С. Студеникин, Б.В. Щетинин и др.) стояла на традиционной позиции перечисления в соответствии с внутренней логикой Конституции СССР, основных институтов, образующих предмет государственного права: общественного и государственного устройства СССР; принципов организации и деятельности государственных органов; основных прав, свобод и обязанностей граждан и т.п. (институциональный подход). Данная позиция на практике приводит к тому, что в случае изменения конституции приходиться дополнять или изменять содержание всего предмета государственного права. 2) Вторая группа ученых (С.М. Равин, Я.Н. Уманский и др.) считала, что предметом государственного права являются отношения, регулируемые конституционными нормами и институтами. 3) Третья группа ученых (В. Карпик, В.Ф. Коток, А. Кудинов, Ю. Чарнецкая и др.) в определении предмета государственного права основной упор делала на значимость отношений, регулируемых нормами данной отрасли права для общества, народа, наций. Так, В.Ф. Коток считал, что предметом государственного права являются общественные отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации советского общества и выражающие суверенитет советского народа и советских наций.
4) Четвертая группа ученых (А.И. Лепёшкин и др.) предметом государственного права видела общественные отношения, закрепляющие основы политической организации социалистического общества и деятельность представительных органов государственной власти. 5) Пятая группа ученых (А.Х. Махненко, В.С. Основин, Г.И. Петров, Б.В. Щетинин и др.) подчеркивали двоякое назначение отрасли государственного права. По их мнению, общественные отношения, регулируемые нормами государственного права, можно разделить на две группы: а) закрепляющие основные вопросы организации советского общества и государства; б) непосредственно действующие в конкретных областях общественной жизни, связанных с образованием и функционированием представительных органов государственной власти. 6) Шестая группа ученых (О.О. Миронов,В.Т. Кабышев и др.) вообще исходила из невозможности определения конкретного предмета государственного права, отстаивая точку зрения, согласно которой конституционное законодательство регулирует конституционные отношения. Под последними понималась фактическая конституция государства, представляющая собой стабильное соотношение социальных сил, складывающихся во взаимоотношениях между классами, народами, нациями и государством по поводу суверенитета, власти и свободы личности. Основная дискуссия велась вокруг двух основных концепций, авторы которых – В.Ф. Коток и А.И. Лепешкин – отстаивали противоположные подходы к определению предмета этой отрасли права и науки. В.Ф. Коток защищал позицию широкого понимания государственного права, отождествляя государственно-правовое регулирование с конституционным регулированием. Довольно широко очерчивая предмет анализируемой отрасли, он включал в него «те регулируемые правом развивающиеся общественные отношения, которые определяют основные черты социально-экономической системы и политической организации общества, выражают суверенитет народа, а в многонациональных государствах – также и суверенность наций»[2]. А.И. Лепешкин включал в предмет государственного права те отношения, которые связаны с осуществлением государственной власти. Государственно-правовые отношения, по А.И. Лепешкину, возникают в процессе не вообще всяких взаимоотношений органов государства с гражданами, а лишь в связи с участием последних в осуществлении определенных функций государственной власти (участие в выборах, в работе органов власти и т. п.)[3]. Определения, даваемые разными авторами конституционному праву, хотя и отличаются друг от друга, но традиционно на первый план выдвигались отношения между государственными органами и отношения между гражданами и государством, связанные с осуществлением политической власти.
В 80-90-е гг. 20 века наметилась тенденция к смещению акцентов в сторону реализации прав человека в конституционном праве. Так, М.В. Баглай определяет конституционное право как «совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти»[4]. В настоящее время можно также выделить различные позиции по вопросу определения предмета конституционного права. Одной из первых определение предмета «постсоветского» государственного права дала Е.И. Козлова. Она отметила, что государственное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной, но его регулированию подвергается лишь определенный слой отношений в указанных сферах. К таковым автор отнесла базовые, основополагающие отношения в каждой из указанных сфер. Далее она перечисляет основные субинституты конституционного права, соответствующие структуре действующей Конституции России. Как указывалось выше, М.В. Баглай выделяет в предмете конституционного права две основные сферы общественных отношений: а) охрана прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); б) устройство государства и государственной власти (властеотношения). Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев и А.Г. Чернавский выделяют три сферы общественных отношений, входящих в предмет конституционного права: а) отношения в сфере основ конституционного строя; б) отношения в сфере закрепления и охраны статуса личности; в) отношения в сфере организации и деятельности действующего в интересах функционирования прав и свобод человека и гражданина и их охраны конституционного механизма власти. Белорусские ученые (Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько) в качестве предмета конституционного права рассматривают «наиболее важные общественные отношения, составляющие основу государства и общества и непосредственно связанные с осуществлением государственной власти». Далее они детализируют это определение: «Конституционное право регулирует основополагающие отношения, определяющие основы общественного (конституционного) строя, правовой статус личности, форму правления, территориально-политическое устройство, избирательную систему, систему государственных органов, принципы ее организации и деятельности, а также иные общественные отношения, соответствующие господствующим публичным интересам»[5]. А.С. Автономов определяет: «Государственное право – это отрасль права, в сферу регулирования которой входят политические отношения в рамках одной страны»[6]. Есть и оригинальные точки зрения. Так, В. Усанов считает, что «нормы конституционного законодательства работают вместе с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости и вместо них… Нормы конституционного законодательства способны в области правоприменительной деятельности заменять нормы отраслевого законодательства при неконституционности или отсутствии последних… Таким образом, совокупный предмет всех отраслей национального права является предметом и конституционно-правового регулирования, на который конституционное право воздействует с помощью своих специфичных средств… Предмет конституционного права и предмет национального права принципиально совпадают. Конституционное право работает везде, где работает национальное право… Таким образом, если использовать аналогию с выделением общей и особенной частей в рамках отдельных отраслей права, то можно охарактеризовать конституционное право как общую часть национального права»[7]. Распространенным является утверждение об обязательном присутствии в конституционно-правовых отношениях публичного (властного) элемента, наличие которого обусловлено политическим характером отношений, участием в них публичной власти. Как уже указывалось, некоторые авторы прямо называют конституционно-правовые отношения политическими. Обобщая все указанные выше подходы можно отметить две главные составляющие общественных отношений, которые относятся к предмету конституционного права: государственная власть и гражданская свобода. Поиск баланса между этими необходимыми явлениями общественной жизни и является основной целью конституционно-правового регулирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|