Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Например, Русские народные игры: «Краски», «Почта», «Ловишки», «Жмурки», «Горелки» и др.

Воспитание этики межнационального общения между детьми дошкольного возраста.

Наилучшее воздействие на формирование

дружеских чувств к детям других национальностей

оказывает общение с ними в быту и детском саду.

М.И.Богомолова

В настоящее время перед национально-региональной системой воспитания и обучения встал ряд специфических задач, от решения которых зависит социально-культурное развитие народов России.

Резкое возрастание интереса к проблеме межнационального общения обусловлено сегодня самой жизнью, необходимостью снятия напряженности между народами, при этом замечу, что действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала.

Этика межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений.

Этикой межнационального общения человек способен овладевать буквально с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к внешним формам поведения. Питательной средой для нее служит уважение к человеку, когда детям еще не известно о существовании разных народов, а затем к человеку иной национальности, когда они узнают об этом. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ценность гуманных отношений, в которых утверждается чувство собственного достоинства.

Сегодня общество задумывается, какие же задачи должны решаться в детском саду в русле обсуждаемой проблемы. По моему убеждению, у дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку они взаимосвязаны. Воспитывая симпатию к детям разных национальностей в основном через предлагаемые мною темы: любовь к матери, родным, близким людям; верность другу и любовь к родной природе, я вызываю желание дружить с ними, раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываю уважение к народам, которых они представляют.

Важно также дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела - значит и человек добрый, хороший.

Решение названных задач возможно благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких (четырех-пяти) народах: месте жительства каждого из них; труде, по возможности с учетом его специфики направленности на общее благо; быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья); языке, народном творчестве (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры), искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства), нравственных общечеловеческих качествах народа.

Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные. Воспитанники должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

В связи с этим, рассмотрю средства воспитания культуры межнационального общения у старших дошкольников.

Средство – это то, что служит для осуществления какой-либо цели.

Для успешного и эффективного процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников необходимо применение различных средств. Прежде всего, к средствам воспитания принято относить различные виды деятельности.

Эффективность использования любых средств во многом зависит от нас - воспитателей, нашей профессиональной этики и нравственной культуры.

К средствам воспитания этики межнационального общения можно отнести:

1.традиции.

2.общение.

3.художественную литературу.

4.сказки.

5.пословицы и поговорки.

6.национальные куклы.

7.подвижные игры с использование национальных атрибутов.

8.произведения искусства и др.

Более подробно рассмотрю практическое обоснование системы воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Как уже было отмечено, важным условием жизнедеятельности человека является общение, в ходе которого ребенок усваивает систему ценностных ориентаций, нравственные установки, я рассматриваю культуру межнационального общения как составляющую культуры поведения человека. В связи с этим, воспитание у детей культуры межнационального общения - это интегрированный процесс введения детей в мир отношений людей - представителей разных культур и формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей и способностей к конструктивному диалогу и сотрудничеству.

Данный процесс включен во все доступные для дошкольника в саду виды деятельности: коммуникативную, игровую, трудовую, познавательную, продуктивную и требует поэтапной организации деятельности. Каждому из этапов будут характерны определенные условия, средства, результаты деятельности.

Рассмотрим некоторые этапы игр и видов непосредственно образовательной деятельности по реализации целей воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

Непосредственно образовательная деятельность взрослого и ребёнка данной темы разработана с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации воспитательной работы в группе.

1-й этап: «Я и мой мир»

Цель – самоидентификация ребенка, принятие себя как личности, члена семьи, ребенка, ориентация в социальных отношения в микросреде (семье, ближайшем окружении), формирование умения конструктивно взаимодействовать с членами семьи, уважения к своей семье и своему миру.

К этому этапу относятся:

Тренинг для детей старшей группы по теме: «Я мальчик, я девочка». Цель: формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и девочек.

Игра «Знакомство»;

Игра «Найди пару»;

Игра «Взаимное доверие»;

Игра «Возрастная последовательность»;

2-ой этап: «Я и моя нация»

Цель: национальная самоидентификация ребенка, формирование представлений о собственной национальности и культуре своего народа, ознакомление с культурой других народов, развитие уважительного отношения к культуре другого человека.

Во многом эффективность культуры межнационального общения обеспечивает национальная самоидентификация (отождествление себя как представителя определённой нации, национальности, народа).

В старшем дошкольном возрасте ребёнок может осознать понятия планеты Земля, нации, народы, многообразие народов, моя национальность, мой народ, народное творчество. Например:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы по теме: «Русский национальный костюм».

Цели: создать у детей представление о себе, как о гражданах России, достойных продолжателях и хранителях её культурных традиций; приобщать к сокровищнице народной поэтической речи.

Й этап: «Я и другие народы»

Цель - расширение представлений и знаний о культуре других народов, осознание себя как активного участника межнационального общения, развитее способности к диалогу и сотрудничеству в межнациональном общении.

Воспитание этики межнационального общения у дошкольников требует формирования у них представлений о других народах и положении себя в системе отношений народов России. В случае отсутствия данных представлений в сознании детей обучение непосредственно навыкам межнационального общения не будут иметь почвы под собой. Ребенку в этом возрасте тогда будет не понятно об общении с кем именно идет речь. Например, к этому этапу относятся:

Дни народной игры

Цели: знакомить детей с разнообразием народных игр.

Например, Русские народные игры: «Краски», «Почта», «Ловишки», «Жмурки», «Горелки» и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...