Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уроки 50-52. Политическая деятельность




Уроки 47-49. Трудовая деятельность

Издавна люди задумывались над проблемами, связанными с трудовой деятельностью человека. «Безделье - мать всех пороков», «Без дела жить - только небо коптить», «Худое ремесло лучше доброго воровства», «Труд человека кормит, а лень портит», - такие поговорки и пословицы создавались на протяжении многих веков. Почему один буквально «горит» на работе, а другой - отбывает свой срок? В чем сущность и особенности того самого труда, о котором К.Д. Ушинский сказал: «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад»?

Поразмышляем и мы на эту тему.

Трудовая деятельность - явление многогранное. Попробуем сейчас убедиться в этом. Представьте себе, что вы, представители разных профессий, собрались на пресс-конференцию с целью рассмотреть процесс труда с точки зрения своей профессии. Как вы это сделаете?

Итак, представьте труд с позиции экономиста, психолога, правоведа, социолога, философа.

Конечно, никто таким образом трудовую деятельность не изучает, эти науки обязательно пересекаются между собой, необходимо комплексное исследование, чтобы получить объективную картину. Для успешности в работе разделимся на три творческие группы.

Труд как вид человеческой деятельности

 

Труд как вид человеческой деятельности

Идеи, потребности, интересы

Цель

Труд

Деятельность человека становится трудом, если в ней присутствует сознательно поставленная цель!

 

 

Сизифов труд

 

Общие свойства трудовой деятельности:

• Набор трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В настоящее время в результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механическим.

• Трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности. Речь идет о профессионализме - хорошем владении своей профессией, квалификации - степени готовности к какому-нибудь виду труда, степени готовности. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно:

• приобрести опыт;

• иметь самодисциплину;

• обладать деловой честностью;

• обладать ответственностью.

• Характеризуется материально-техническими условиями труда:

• средствами труда;

• предметами труда;

• технологии.

• Характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Люди трудятся сообща, коллективно, при этом возникает необходимость в разделении труда.

• Характеризуется структурой управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение участников. Речь идет о трудовой дисциплине, технологической дисциплине, договорной дисциплине. Важными составляющими являются инициатива и исполнительность.

С точки зрения социологии, в трудовой деятельности важны:

• вид труда; • средства труда; • НТП; • функции контроля • степень безопасности; • влияние на здоровье; • настроение • работоспособность • улучшение условий; • климат в коллективе; • творчество

Человеческий фактор производства

П редставьте наглядно обобщенный «портрет» современного работника и продумать условия, при которых труд современного работника станет более эффективным.

Современный рабочий - профессия – профессионализм

Социальное партнерство

В процессе трудовой деятельности возникают социально- трудовые отношения между работниками и работодателями. Они могут развиваться в двух направлениях:

• конфронтация;

• социальное партнерство.

Социальное партнерство

В широком смысле

Отношения между социальными группами, слоями, классами, в основе которых лежит достижение согласия

В узком смысле

Система взаимоотношений между органами государственной власти, основанная на равноправном сотрудничестве

Механизм социального партнерства дает возможность решать спорные вопросы посредством переговоров, на базе разумного компромисса.

Отличительные черты социального партнерства: • участие наемных работников в управлении предприятиями в разных организационных формах;

• переговорный характер урегулирования возникающих между сторонами разногласий и противоречий;

• наличие механизмов и правовых институтов по согласованию интересов партнеров на разных уровнях;

• согласование между партнерами на высшем уровне разделения доходов и социально-экономической политики в целом;

• снижение уровня и смягчение трудовых конфликтов в форме забастовок и локаутов.

Итог

- Представьте труд как вид деятельности.

- Почему в своей схеме вы на первое место поставили интересы, а не цели?

- Что может быть мотивом для трудовой деятельности?

- Почему в современных условиях меняются требования к человеческому фактору?

- Представьте, что вы руководитель предприятия. Что вы сделаете, чтобы улучшить работу своего предприятия? При ответе используйте материалы учебника на с. 202.

- Что такое «социальное партнерство»?

- Как происходит становление социального партнерства в России?

Домашнее задание Выучите § 19, выполните задания.

 

Ключевые понятия

Труд - планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления.

Средства труда - различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс.

Предмет туда - то, на что воздействуют средства труда.

Профессионализм - хорошее владение своей профессией.

Квалификация - степень готовности к какому-нибудь виду труда.

Социальное партнерство ~ система взаимоотношений между слоями, классами, органами государственной власти, основанная на равноправном сотрудничестве.

Технологическая дисциплина - строгое выполнение технологических норм.

Договорная дисциплина - строгое следование условиям договора.

Условия труда - отражение степени опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека.

Культура труда - совершенствование трудовой среды; культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе; осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, творческое воплощение замысла.

Человеческий фактор - наиболее широкое обозначение всей совокупности свойств работника (квалификации, мотивов поведения, интересов, сознания, культуры и т. д.).

 

 

Уроки 50-52. Политическая деятельность

Наверняка вы слышали следующие расхожие высказывания: «Какая грязь эта политика! И слышать о поли гике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость - это и есть политика!» Однако есть и другие мнения. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» (Ш. Монталабер, французский писатель), «Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С. Маршак, советский поэт).

- Так что такое «политика»? Что представляет собой политическая деятельность? Кто и как участвует в ней?

- Прочитайте вступление к параграфу.

- Охарактеризуйте различные подходы к пониманию политики.

- В чем сущность третьего подхода?

- На с. 204 учебника приведены два определения политики как деятельности, Сравните их.

- Что общего вы обнаружили?

 

ПОЛИТИКАКАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКИ
Деятельностный характер Особая роль больших социальных групп Связь с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти

 

Имеет своим объектом общество в собственной стране. Различают: экономическую, политическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, культурную, экологическую, кадровую. В то же время все объекты политик имеют также субъекты политики Имеет объектом мировое сообщество, международные отношения

 

- Мы знаем структуру любой деятельности. Не исключение и трудовая деятельность. Как вы думаете, какие цели могут ставить перед собой политики?

- Оцените их с нравственной точки зрения. Вспомните популярное выражение о «грязной» политике.

- Как вы относитесь к творчеству Н. Макиавелли?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...