Уроки 50-52. Политическая деятельность
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Уроки 47-49. Трудовая деятельность Издавна люди задумывались над проблемами, связанными с трудовой деятельностью человека. «Безделье - мать всех пороков», «Без дела жить - только небо коптить», «Худое ремесло лучше доброго воровства», «Труд человека кормит, а лень портит», - такие поговорки и пословицы создавались на протяжении многих веков. Почему один буквально «горит» на работе, а другой - отбывает свой срок? В чем сущность и особенности того самого труда, о котором К.Д. Ушинский сказал: «Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад»? Поразмышляем и мы на эту тему. Трудовая деятельность - явление многогранное. Попробуем сейчас убедиться в этом. Представьте себе, что вы, представители разных профессий, собрались на пресс-конференцию с целью рассмотреть процесс труда с точки зрения своей профессии. Как вы это сделаете? Итак, представьте труд с позиции экономиста, психолога, правоведа, социолога, философа. Конечно, никто таким образом трудовую деятельность не изучает, эти науки обязательно пересекаются между собой, необходимо комплексное исследование, чтобы получить объективную картину. Для успешности в работе разделимся на три творческие группы. Труд как вид человеческой деятельности
Труд как вид человеческой деятельности Идеи, потребности, интересы Цель Труд Деятельность человека становится трудом, если в ней присутствует сознательно поставленная цель!
Сизифов труд
Общие свойства трудовой деятельности: • Набор трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах. В настоящее время в результате введения новой техники и современных технологий в содержание трудового процесса меняется соотношение между трудом физическим и умственным, монотонным и творческим, ручным и механическим.
• Трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъектов трудовой деятельности. Речь идет о профессионализме - хорошем владении своей профессией, квалификации - степени готовности к какому-нибудь виду труда, степени готовности. Чтобы стать профессионалом, человеку нужно: • приобрести опыт; • иметь самодисциплину; • обладать деловой честностью; • обладать ответственностью. • Характеризуется материально-техническими условиями труда: • средствами труда; • предметами труда; • технологии. • Характеризуется способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования. Люди трудятся сообща, коллективно, при этом возникает необходимость в разделении труда. • Характеризуется структурой управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение участников. Речь идет о трудовой дисциплине, технологической дисциплине, договорной дисциплине. Важными составляющими являются инициатива и исполнительность. С точки зрения социологии, в трудовой деятельности важны:
Человеческий фактор производства П редставьте наглядно обобщенный «портрет» современного работника и продумать условия, при которых труд современного работника станет более эффективным. Современный рабочий - профессия – профессионализм Социальное партнерство В процессе трудовой деятельности возникают социально- трудовые отношения между работниками и работодателями. Они могут развиваться в двух направлениях:
• конфронтация; • социальное партнерство. Социальное партнерство В широком смысле Отношения между социальными группами, слоями, классами, в основе которых лежит достижение согласия В узком смысле Система взаимоотношений между органами государственной власти, основанная на равноправном сотрудничестве Механизм социального партнерства дает возможность решать спорные вопросы посредством переговоров, на базе разумного компромисса. Отличительные черты социального партнерства: • участие наемных работников в управлении предприятиями в разных организационных формах; • переговорный характер урегулирования возникающих между сторонами разногласий и противоречий; • наличие механизмов и правовых институтов по согласованию интересов партнеров на разных уровнях; • согласование между партнерами на высшем уровне разделения доходов и социально-экономической политики в целом; • снижение уровня и смягчение трудовых конфликтов в форме забастовок и локаутов. Итог - Представьте труд как вид деятельности. - Почему в своей схеме вы на первое место поставили интересы, а не цели? - Что может быть мотивом для трудовой деятельности? - Почему в современных условиях меняются требования к человеческому фактору? - Представьте, что вы руководитель предприятия. Что вы сделаете, чтобы улучшить работу своего предприятия? При ответе используйте материалы учебника на с. 202. - Что такое «социальное партнерство»? - Как происходит становление социального партнерства в России? Домашнее задание Выучите § 19, выполните задания.
Ключевые понятия Труд - планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Средства труда - различные технические устройства, необходимые для производства, энергетические и транспортные линии и другие материальные объекты, без которых невозможен трудовой процесс. Предмет туда - то, на что воздействуют средства труда. Профессионализм - хорошее владение своей профессией. Квалификация - степень готовности к какому-нибудь виду труда. Социальное партнерство ~ система взаимоотношений между слоями, классами, органами государственной власти, основанная на равноправном сотрудничестве.
Технологическая дисциплина - строгое выполнение технологических норм. Договорная дисциплина - строгое следование условиям договора. Условия труда - отражение степени опасности или безопасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье, настроение и работоспособность человека. Культура труда - совершенствование трудовой среды; культура взаимоотношений между участниками труда, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе; осмысление участниками трудовой деятельности содержания трудового процесса, его особенностей, творческое воплощение замысла. Человеческий фактор - наиболее широкое обозначение всей совокупности свойств работника (квалификации, мотивов поведения, интересов, сознания, культуры и т. д.).
Уроки 50-52. Политическая деятельность Наверняка вы слышали следующие расхожие высказывания: «Какая грязь эта политика! И слышать о поли гике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость - это и есть политика!» Однако есть и другие мнения. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» (Ш. Монталабер, французский писатель), «Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С. Маршак, советский поэт). - Так что такое «политика»? Что представляет собой политическая деятельность? Кто и как участвует в ней? - Прочитайте вступление к параграфу. - Охарактеризуйте различные подходы к пониманию политики. - В чем сущность третьего подхода? - На с. 204 учебника приведены два определения политики как деятельности, Сравните их. - Что общего вы обнаружили?
- Мы знаем структуру любой деятельности. Не исключение и трудовая деятельность. Как вы думаете, какие цели могут ставить перед собой политики? - Оцените их с нравственной точки зрения. Вспомните популярное выражение о «грязной» политике. - Как вы относитесь к творчеству Н. Макиавелли?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|