Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о клиенте, заказчике и пользователе психологической информацей.

Особенность работы практического психолога состоит в том, чтобы в ситуации принятия заказа определить, с кем он имеет дело — с заказчиком или с клиентом. Для решения этого вопроса психологу приходится выполнять одну очень важную роль, которую можно было бы обозначить как роль психолога иссследователя. Суть ее состоит в том, чтобы с высокой степенью достоверности воспроизвести происхождение психологической информации, с которой он собирается работать. Для этого он должен обладать соответствующими профессиональными навыками, позволяющими определить происхождение психологической информации, среди этих навыков главный — это навык ведения интервью с клиентом или заказчиком.

Восстановление последовательности событий, порождающих психологическую информацию, предполагает введение контекста и подтекста в текст, сообщаемый психологу. Это структурирует ситуацию взаимодействия психолога и клиента и позволяет ре­шить еще один важный вопрос — вопрос о пользователе психологической информации. Другими словами, вопрос о том, кому и с какой целью может быть пере­дана полученная информация.

В отношении психологической информации о детях до 14 лет этот вопрос решается однозначно — психологическая информация сообщается людям, которые несут ответственность за ребенка, то есть его родителям. Родители по своему усмотрению могут использовать эту информацию.

В отношении взрослых людей вопрос о пользователе психологической информации решается так: взрос­лому человеку сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания психологической информации с точки зрения заказчика на нее. Таким образом, клиент имеет возможность сопоставить свои данные с требованиями и может увидеть их соответствие или несоответствие.

Сообщение психологической информации в любом случае носит безоценочный характер, предполагает адекватный для клиента язык ее передачи, при этом соблюдается главный принцип работы практического психолога: «не навреди».

Таким образом, социальный заказ на работу практического психолога отражает осознание в обществе ценности индивидуальности человека и отношение к ней как к социальной и психологической реальности. Своей практической работой психолог уточняет этот заказ и создает условия для осознания социального статуса своей профессии.

Главное, что пользователем психологических знаний (не путать с психологической информацией, которую психолог-консультант передает клиенту) может быть только психолог.

Понятие «клиент» конституирует позицию практического психолога. Клиент и практический психолог — это две стороны одной медали. Поэтому дадим определение понятия «клиент».

Клиент — это тот, кто:

а) испытывает психологические трудности, которые доходят до уровня психологических страданий, с которыми человек не может справиться сам с помощью привычных для него средств;

б) ищет психолога, т. е. того, кто окажет ему помощь в работе с психологическими страданиями;

в) добровольно обращается к психологу за такой помощью;

г) заключает с психологом письменный или устный договор об оказании психологической помощи и соглашается оплачивать работу психолога (или принимает во внимание, что работа психолога будет оплачена государством или спонсором).

Практический психолог имеет собственную практику — практику оказания психологической помощи добровольно обратившемуся к нему клиенту. Что касается понятия «психологическая помощь», то здесь нам удобно объяснить его через указание целей и задач:

1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;

2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;

3) изменение отношения к проблеме — ее переформулировка;

4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;

5) развитие реалистичности и плюрализма мировоззрения;

6) повышение ответственности клиента и выработка у него готовности к творческому освоению мира.

В центре психологической помощи стоят следующие виды деятельности практического психолога:

сопереживание (работа с переживаниями клиента и со своими собственными);

активное психологическое обучение (результатом которого является повышение психологической — общенческой, коммуникативной — компетентности);(9:)

формирование новых копинг-стратегий; культурная со-продуктивность (см. об этом далее).

 

Клиент – человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психоло­гической информации.

Заказчик – человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организа­ции или других людях).

Пользователь – человек, получающий от психолога психологическую информацию.

 

 

Клиентом является человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, то есть передает практическому психологу знание о себе или о других людях. При сообщении этого знания он предполагает или реально указывает свою роль в происхождении этого знания. Он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

 

Если воспользоваться другим определением, то клиент — это человек, который включен в процесс получения психологической информации. Эта «включенность» мешает ему увидеть главное в психологической информации — критерии ее достоверности, отрефлексировать способы ее получения. Работа практического психолога и направлена на изменение отношения клиента к содержанию и способам получения Психологической информации.

 

Заказчик сообщает практическому психологу информацию. При этом он не видит своей роли в ее прохождении, он не считает себя ответственным за ее происхождение. Отчужденность от психологической информации приводит к тому, что заказчик стремится переложить на психолога ответственность за возможное использование этой информации.

 

Восстановление последовательности событий, порождающих психологическую информацию, предпо­лагает введение контекста и подтекста в текст, сообщаемый психологу.Это структурирует ситуацию взаимодействия психолога и клиента и позволяет решить еще один важный вопрос — вопрос о пользователе психологической информации.Другими словами, вопрос о том, кому и с какой целью может быть передана полученная информация.

 

В отношении психологической информации о детях до 14 лет этот вопрос решается однозначно — психологическая информация сообщается людям, которые несут ответственность за ребенка, то есть его родителям Родители по своему усмотрению могут использовать эту информацию.

 

В отношении взрослых людей вопрос о пользователе психологической информации решается так взрос­лому человеку сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания психологической информации с точки зрения заказчика на нее.Таким образом, клиент имеет возможность сопоставить свои данные с требованиями и может увидеть их соответствие или несоответствие.

 

Сообщение психологической информации в любом случае носит безоценночный характер, предполагает адекватный для клиента язык ее передачи, при этом соблюдается главный принцип работы практического психолога «Не навреди».

 

 

Практический психолог в своей работе открывает для клиента психическую реальность его собственной жизни, для этого он владеет специальными знаниями, позволяющими вычленить, описать, проанализировать эту реальность. К числу таких знаний относится и знание практического психолога о способах выделения психической реальности во взаимодействии с клиентом. Эти способы основаны на анализе текста, предъявляемого клиентом.

 

Сам текст — его вербальные и невербальные особенности — позволяет увидеть в нем средства объективной и субъективной модальности', используемые клиентом.

 

 

При работе с заказом на работу практический психолог может зафиксировать то, на какие особенности психологической информации в большей мере ориентируется клиент. В самом общем виде эти особенности психологической информации можно представить по следующей шкале — признание уникальности психологической информации. Содержательно переживания клиента регулируются его отношением к этому параметру психологической информации. Если он признает уникальность психологической информации, то содержание переживаний будет связано с ее пониманием-непониманием; если же отрицает уникальность психо­логической информации, то содержание переживаний клиента будет связано с ее оценкой по самым разным оценочным шкалам, включающим и эмоциональные, и рациональные, и другие виды оценок.

 

Перед практическим психологом встает задача — вызвать переживание клиента, основанное на безоценочном отношении к психологической информации, открывающем возможность ее понимания, а если необходимо, то и изменения. Это будет возможно, если клиент признает уникальность своей психологической информации и увидит возможность ее использования в широком контексте жизни.

 

Чтобы создать для клиента такую ситуацию переживания, практическому психологу надо сориентироваться в системе оценок, на основе которой клиент воспринимает психологическую информацию. По нашему мнению, для профессиональной работы вполне возможно использовать представление о задачах взаимодействия с психологом, которые есть у клиента.

 

Как известно из общей психологии, задачу можно понимать как цель, данную в определенных условиях. Такими условиями и будет система оценок, в которых клиент воспринимает психологическую информацию. Цели будут представлять собой предмет взаимодействия с психологом или, иначе,— тему взаимодействия с ним. («О чем мы будем говорить?»}

 

Анализ практики работы психологов позволяет выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом, которые существенно отличаются системой оценок, в которых клиентом воспринимается психологическая информация.

 

Охарактеризуем эти четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом. Первый тип задач взаимодействия может быть назван социальными задачами. Они специфичны тем, что клиент воспринимает психологическую информацию, тему взаимодействия с психологом на основе строго нормированных социальных оценок, которые могут быть ранжированы по шкале «правильно—неправильно», или по-другому: «соответствует норме -- отступает от нормы - - не соответствует норме». Человек оценивает свои переживания и психологическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы. Так возникают переживания, которые можно в общем виде описать как переживание несоответствия обобщенной норме. В прямом виде эти переживания в заказе клиента могут быть сформулированы следующим образом: «Проверьте меня, нормален ли я...» Это отношение к психологической информации по принципу: «А что люди скажут?» Эти социальные критерии обедняют жизнь человека, приводят к постоянным ситуациям дискомфорта, которые могут спровоцировать психосоматические заболевания, например гипертонию, сахарный диабет.

 

Социальные задачи взаимодействия клиента с психологом требуют изменения системы оценки клиента. Изменение системы оценок во взаимодействии с практическим психологом позволяет клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширяет перспективы, позволяет отойти от шаблонного поведения и переживания.

 

Другую категорию задач взаимодействия клиента и психолога можно обозначить как задачи этические. Переживания клиента ориентированы на шкалу этической оценки: «Хорошо—плохо» Формулируя свое отношение к цели взаимодействия, осуществляя выбор своего отношения, он уже воспринимает психологическую информацию в свете этого отношения. В конечном счете, это приводит к тому, что появляется избиратель­ное отношение к психологической информации, основанное на этой оценке. Если клиент сам затрудняется сделать оценку своих переживаний, он ориентируется на других людей, которые помогают ему оценить переживание как «хорошее» или как «плохое», то есть в конечном счете соответствующее общественному критерию. Особенность этого критерия по сравнению с социальными нормами состоит в том, что он неоднозначен и требует от клиента осуществления выбора, принятия решения об отношении к содержанию психологической информации.

 

Этическая задача дает возможность клиенту осуществить выбор между оценкой других и своими переживаниями. Если клиент осуществляет выбор с ориентацией на оценку других, то он лишает себя возможности переживать как ценность содержание психологической информации. Если он ориентируется на свои переживания и свои собственные критерии оценки, то он приближается к выделению содержания психологической информации. В заказе на работу практического психолога эти задачи выглядят следующим образом: «Это же плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слушался с первого раза»; «Нельзя же его все время хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего...» и т. п.

 

Психолог, работая с таким заказом, с такой задачей взаимодействия клиента, должен не только четко обозначить тему взаимодействия с ним, но и выделить и обсудить с клиентом систему его оценок. Психологу необходимо показать ограниченность оценочной шкалы — «хорошо—плохо», которая не дает возможности клиенту анализировать динамичность психологической информации.

 

Третья категория задач взаимодействия клиента с психологом может быть названа нравственными задачами.Они связаны с ориентацией переживаний на критерии добра и зла, которые, как известно, требуют осуществления нравственного выбора, конкретизирующего эти критерии в реальных жизненных обстоятельствах. Сами по себе критерии добра и зла по отношению к переживаниям человека, по отношению к психологической информации не вносят в них качественных изменений. Это в свое время показал Вл. Соловьев, который говорил о том, что «для того чтобы безусловная идея добра могла быть достаточным ос­нованием человеческих действий, необходимо со стороны субъекта соединение достаточной нравствен­ной восприимчивости к ней с достаточным знанием о ней»*.

 

Эти задачи взаимодействия клиента и психолога не имеют логического конца, так как нет четкого критерия добра и зла, который был бы однозначно применен к анализу психологической информации. Продол­жим в этом цитирование Вл. Соловьева: «Исторические образы жизненного добра не имеют внешнего единства и законченности и потому требуют от человека не формальной покорности, а осознания их по существу и внутреннего содействия в их продолжающемся росте».

 

Добро по природе своей условно, оно требует от человека особого отношения к себе и другим людям, того отношения, которое ничем внешним не обуслов­лено, то есть той нравственной философии человека, которая пронизывает все возникающие переживания.

 

Психологическая же информация, то есть тема взаимодействия психолога и клиента, всегда конкретна, хотя и основана на жизненной философии клиента.

 

Работа практического психолога с нравственной задачей клиента состоит в том, чтобы показать ему условность критериев добра и зла, которыми он пользуется, подвести его к осознанию нетождественвости этих критериев для разных людей. Отсюда и нетождественность переживаний людей, основывающихся на этих критериях, а следовательно, и самоценность этих переживаний.

 

Четвертая категория задач, которые могут быть выделены во взаимодействии клиента и практического психолога, мы назовем собственно психологическими задачами. В общем виде они характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении того или иного содержания психологической информации. Вопрос, обращенный к психологу, часто даже лексически содержит эти слова: «Как понять? Что это значит? Не до конца понимаю» и т. п.

 

Специфичность этих задач в том, что клиент не только демонстрирует свою систему оценок переживаний, но и готовность се изменять, сопоставлять разные системы оценок. Говоря по-другому, он открыт для освоения других форм поведения, оценок, он способен к другим переживаниям, а значит, иным перспективам и целям своей деятельности.

 

Надо отметить, что в практике работы таких клиентов встречается немного. Большую часть реальных клиентов составляют люди, ориентирующиеся на социальные и этические задачи взаимодействия с психологом. Работа практического психолога связана с тем, чтобы они переформулировали задачу в задачу психологическую. Такая переформулировка задачи взаимодействия с клиентом открывает для него психологическую реальность и позволяет психологу действительно оказывать психологическую помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.

 

Переформулировка для клиента задачи взаимодействия в психологическую уже и есть шаг к оказанию ему психологической помощи, так как таким образом он (клиент) получает возможность выделения психической реальности и оформления ее в виде темы взаимодействия с психологом.

 

Перед психологом встает один из трудных вопросов — вопрос о способах фиксации содержания психологической задачи для клиента. Опыт работы позволяет использовать для этой цели четыре модальности, позволяющие описывать для клиента его психологическую задачу. Эти модальности следующие; «я хочу» (потребности, мотивы, влечения и другие проявления мотивационно-потребностной сферы), «я могу» (делать, сделать и другие проявления способностей человека), «я чувствую» (чувственный тон, эмоции, настроения, переживания и другие проявления эмоционально-во­левой сферы человека) и «я думаю» (ощущения, восприятия, представления памяти, образы мышления и другие проявления когнитивной сферы человека). Используя эти модальности при сборе психологической информации, практический психолог способствует формулированию клиентом собственной психологи­ческой задачи взаимодействия с ним и одновременно сам психолог демонстрирует клиенту свою профессиональную ПОЗИЦИЮ,

 

Не последнее место в профессиональной позиции квалифицированного психолога занимает его представление о содержании психологической помо­щи как цели профессионального взаимодействия с клиентом.

 

Сразу договоримся, что слово «помощь» мы будем рассматривать как псевдонаучный термин, который только в словосочетании «психологическая помощь» теряет этот оттенок псевдонаучности, так как можно выделить и описать содержание психологической помощи как цели взаимодействия практического психолога и клиента.

 

Содержание психологической помощи может быть представлено следующим образом.

 

• Оказание клиенту помощи через сообщение ему объективной психологической информации, Этим занимается психодиагностика — одно из направлений практической психологии Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достовер­ность информации и форму ее сообщения клиенту Клиент же сам вырабатывает отношение к этой информации и сам принимает решение о ее использовании

 

• Психологическая коррекция предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствий с возрастной нормой психического развития. Психолог работает с такими по­нятиями, как возрастная норма освоения какого-либо вида деятельности (чтения, письма, счета и т п] и индивидуальный темп ее освоения.

 

Содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа усвоения какого-либо вида деятельности в соответствии с общественными требованиями к ней

 

Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Мы уже отмечали, что цель психологического консультирования — в обеспечении человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни Продуктивность связана прежде всего со способностью человека находить возможно большое число вариантов поведения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь воз­можность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры Это дает возможность соответствовать данной культуре и рефлексировать в ней.

 

• Психотерапия как вид психологической помощи предполагает активное воздействие психотерапевта на личность клиента Клиент психотерапевта — это человек, требующий реконструкции его личности. Другими словами, это больной человек, нуждающийся в организованном воздействии на его психическую реальность с целью ее восстановления, или реконструкции.

 

Если в психологическом консультировании ответственность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяется между психологом и клиентом, то в психотерапии, особенно на первых ос этапах, ответственность за реконструкцию личности клиента несет и психотерапевт. Практически всегда психотерапия осуществляется на фоне медикаментозного воздействия на клиента и выступает как вспомогательный метод лечения.

 

 

Мы уже говорили о том, что тема взаимодействия клиента и практического психолога задается текстом заказа. В этом тексте психолог выделяет систему оценок клиента, в которой он воспринимает психологическую информацию и создает необходимые условия для переформулирования текста заказа в психологическую задачу. Основной критерий психологической задачи связан с появлением у клиента вопроса о значении психологической информации.

 

Вот в этот момент у психолога и возникает вопрос о том, как решать психологическую задачу клиента.

 

Мы уже отмечали, что в профессиональной деятельности практического психолога большое значение имеет его позиция. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная теория или содержание

научных знаний практического психолога. Именно обобщенная теория и дает возможность ответить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

 

История психологии как науки показывает, что все конкретные психологические теории связаны с использованием основных научных категорий, отражающих специфику предмета психологии как науки. Эти категории как формы мышления о внутреннем мире человека по мере становления научного психологического знания наполнялись новым содержанием, уточнялись с помощью других категорий и понятий, но по форме оставались теми же

 

Отношение практического психолога к основным категориям психологической науки и определяет его исходную методологическую позицию в решении психологических задач клиента

 

Какую научную категорию практический психолог считает основной, какой он видит связь ее с другими категориями, как осуществляет конкретизацию этих категорий при анализе уникальной ситуации жизни клиента? Ответы на эти вопросы и позволяют увидеть и отрефлексировать содержание методологической основы решения психологических задач.

 

Практический психолог пользуется этими методами и научными категориями, но для решения не научных, а психологических задач конкретного клиента.

 

Остановимся несколько подробнее на содержании основных научных психологических категорий, составляющих основу решения психологом задач клиента.

 

 

Категория общения характеризует объективные связи человека с социальной средой.Эти связи представлены в его внутреннем мире в особых формах, не сводимых к другим.К ним относятся также феномены социальной нормы, социального ожидания, социального стереотипа.Все эти феномены требуют и особых научных форм для мышления о них.Такими формами становятся в настоящее время научные категории и понятии социальной психологии, изучающей эти феномены специальными методами.Как известно, «социальная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп».

 

Социальная психология изучает такие проблемы, как комформность человека в группе, групповая структура и групповая динамика, а также различные аспекты общения коммуникативный, интерактивный и перцептивный

 

Коммуникативный аспект общения связан с обменом информацией Интерактивный аспект общения проявляется в возможности сотрудничать, помогать друг другу, координировать и согласовывать свои действия. Перцептивный аспект общения включает выделение индивидуальных свойств и качеств другого человека на основе идентификации, рефлексии и стереотипизации.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1) http://uchebnik-online.net/book/59-prakticheskaya-psixologiya-uchebnik-abramova-gs/11--3-ponyatie-o-socialnom-zakaze-na-rabotu-prakticheskogo-psixologa.html

2) http://studopedia.org/6-14102.html

3) http://abc.vvsu.ru/Books/ebooks_iskt/Электронныеучебники/Правовая%20информатика/students.soros.karelia.ru/~marisha/urfak/t_11_8.htm

4) http://evolkov.net/practic.psychol/method/Liders.AG.Pract.psych.as.coadjuvant.prof.html

5) http://www.psyho.ru/library/books/abramova-gs-prakticheskaya-psixologiya/2/3/

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...