Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность
Как педагоги мы должны уметь поддержать любые попытки наших подопечных внести свой собственный вклад в групповые отношения и почувствовать себя нужными. Когда учитель говорит: «Я знаю, что ты можешь, и я нуждаюсь в твоей помощи», ученики воспринимают это как привилегию, а не как обязанность. И наоборот, если вы своим тоном или каким-либо другим способом демонстрируете, что просите их помощи в какой-то деятельности только потому, что эта деятельность «ниже вашего достоинства», они скорее всего откажут. Речь идет о базовой человеческой потребности быть кому-нибудь нужным. Как известно, большой процент суицидов и депрессий происходит от ощущения ненужности и бессмысленности собственной жизни. Когда мы структурируем отношения между учениками нашего класса таким образом, чтобы каждому ребенку хотелось как-то укрепить благополучие своих одноклассников и класса в целом, мы удовлетворяем одну из базовых потребностей человека — быть нужным. Особенно в этом нуждаются ученики со страхом неудачи. Они, как правило, не чувствуют не только своей интеллектуальной состоятельности, но также не могут найти способа быть нужными без нашей помощи. Когда ученики вносят свой собственный вклад в групповые отношения, они чувствуют свою нужность. Это дает им ощущение причастности, включенности в школьную жизнь — мощный фактор личностного развития (повышения самоуважения). Ученики с высоким самоуважением могут лучше и больше вносить в групповые отношения, их вклад неповторим и оригинален. Так по спирали идет этот тонкий процесс приобщения к доброте. Помочь ученикам вносить свой вклад в групповые отношения можно используя ряд приемов, описанных в этой главе. Все они группируются в две стратегии. #page#.
Стратегия 1. Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса Чем больше ответственности в действиях ученика мы хотим видеть, тем больше возможностей для свободных самостоятельных выборов мы должны ему дать. Речь идет о том, чтобы сделать ученика своим помощником в решении каких-то проблем учебного процесса. При этом ученик получает определенную независимость и легитимную власть. Мы уже говорили о том, что для многих властолюбивых, активных и деятельных натур это — единственный способ канализировать их энергию и удовлетворить их потребность организовывать и руководить чем-то или кем-то «мирным способом». Легитимная власть — власть, данная нами, предполагает, что учитель сможет авансировать доверие ученику. В отечественной детской психологии эту проблему разрабатывает Е.В. Субботский. Он считает, что самый эффективный из всех воспитательных приемов — сделать «непослушного» ребенка проводником и защитником социальных норм в глазах остальных детей. Это означает, что вчерашний шалун, наделенный учителем властью поддерживать дисциплину среди сверстников, быстро превращается в образец хорошего поведения. Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении самых разных учебных задач. Первый шаг в формировании чувства причастности — обращаться как можно чаще к ученикам за помощью в решении дежурных классных проблем. Есть много дел, которые нужно ежедневно выполнять в классе и которые не требуют вашего контроля и непосредственного руководства. Это может быть поливка цветов, организация дежурств, сбор денег на экскурсии и многое другое. Одна мудрая учительница пятого класса всегда составляет список дел, которые нужно выполнять в классе в течение учебного года. Эти дела распределяются между учениками, но в списке намеренно на несколько дел больше, чем учеников в классе. Когда в середине учебного года в класс приходит новый ученик, учительница приветствует его словами: «Я так рада, что ты пришел в этот класс! Мы действительно нуждаемся в тебе, у нас не хватает учеников, чтобы делать вокруг все, что нужно. Мы на тебя надеемся!» Можете быть уверены, что новые ученики в этом классе чувствуют свою нужность, связь с другими учениками и свою ценность с первых минут.
Поощряйте выражение учениками своего мнения и позволяйте им делать выбор. Другой способ научить учеников вносить свой вклад в общее благополучие класса — просить их выражать свое мнение и высказывать свои предпочтения по поводу учебного процесса. Это особенно уместно в старших классах. Как правило, мы можем предоставить старшеклассникам выбор того, когда, как и где проводить тот или иной урок. Например, изучая комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», 9-й «А» выбирает чтение вслух, 9-й «Б» — просмотр видеокассеты со спектаклем, а 9-й «В» — собственную постановку. 9-й «А» выбирает одно основательное сочинение по этой теме, а 9-й «Б» — несколько коротких эссе. Такие приемы формируют у учеников ощущение причастности, а учителям дают свежие впечатления от многолетнего преподавания одного и того же. Даже первоклассники могут делать простые выборы: как сидеть на классной дискуссии — за партами или в кругу? Где сидеть в классе — у окна или у доски? Чем можно рисовать географические карты на уроке об окружающем мире: красками, карандашами или фломастерами? Принимайте правила вместе с учениками. Правила, которые устанавливаются в классе, — это закон и для вас, и для ваших учеников. Их принимают не для того, чтобы ограничить поведение учеников. Настоящая цель правил — помочь учителю учить эффективно, помочь ученику эффективно учиться и классу — эффективно функционировать. Грубой ошибкой учителя будет установка: «Выполняй правила, потому что я так сказал!» Это реплика несостоятельного педагога. Совсем по-другому звучит: «Выполняй правила, так как ты сам получишь от этого большую выгоду». И ученики, осознавая это, становятся более сплоченными. Вот пример неправильного и, к сожалению, типичного поведения учителя в классе.
Воспитательница школы-интерната вместе с группой восьмиклассников делает домашнее задание. Один из учеников — Федя Крутое — мешает соседу по парте. Воспитательница Татьяна Ивановна говорит: «Так… тот, кто получает три замечания, выходит вон из класса до конца всех занятий! — И без паузы продолжает: — Крутое, у тебя уже два замечания». Неудивительно, что Федя Крутое тут же лезет к своему соседу снова. «Крутое, немедленно выйди из класса!» — уже кричит Татьяна Ивановна и подходит к сидящему Крутову, «помогая» ему уйти. Он упирается, она тащит его к двери и, вытолкнув в коридор, негромко говорит: «Пойди посиди в параллельном классе до звонка, а потом можешь вернуться!» Федя Крутое не вернулся после звонка в класс и перестал здороваться с Татьяной Ивановной. До этого дня у них были неплохие отношения, и такая «месть» ученика обидела учительницу. К чувству обиды примешивалось и смутное чувство вины. Поэтому Татьяна Ивановна проявила большую смелость и мудрость, обратившись со своей проблемой к психологу. Какие правила педагогического воздействия нарушила Татьяна Ивановна?
Все вместе это свидетельствует о непрофессиональном поведении учителя, желающего, чтобы «было, как он сказал», даже если его требования непонятны. Такая воспитательная практика только прикрывается флером партнерства (словами «правила», «условия взаимоотношений» и т.д.), оставаясь по сути недемократичной, разрушающей, а не формирующей личную ответственность учеников. В результате такого воспитания ученики могут стать послушными, но не ответственными. Эти ошибки самому учителю иногда кажутся незначительными, ведь он старается ради учебного процесса, и в конце концов Федя Кругов действительно мешал соседу по парте. Однако вред, нанесенный всем присутствующим неумелым поведением Татьяны Ивановны, много серьезнее вреда, нанесенного им поведением Феди Крутова. Татьяна Ивановна дала ученикам урок вседозволенности и неверности своему слову.
Конечно, все сказанное выше не означает, что, приняв правила совместно с учениками, учителя избавляются от проблем. Учитель говорит ученику-нарушителю: «Ты забыл правило такое-то!» Однако на самом деле ученики никогда не забывают правила. Скорее, они выбирают поведение, игнорирующее то или иное правило. При этом они прекрасно знают, что ведут себя неправильно. Можно много времени посвятить выучиванию, зазубриванию, повторению правил. Это не уменьшит количество «плохого поведения». Единственный конструктивный способ сделать так, чтобы правила соблюдались, — привлечь учеников к их созданию. Когда вы вместе со своими учениками будете заниматься созданием правил жизни в вашем классе, расскажите им, что существует два типа правил: первый тип — разрешающие правила — описывает все, что способствует хорошей жизни и приятной учебе в классе, и второй тип — запрещающие правила — описывает то, делает жизнь в классе трудной и непродуктивной. После этого спросите всех ребят: Какие условия им нужны для того, чтобы в этом классе было удобно учиться, и при каких условиях достижение их целей становится невозможным? Фактически их ответы и составят «Правила класса». Изменения правил возможны и даже необходимы, но, конечно, не таким образом, как это делала Татьяна Ивановна. Все новые обстоятельства должны быть оценены самими учениками с точки зрения того, «способствуют» или «мешают» они жизни и учебе в этом классе. После этого принимается коллективное решение о дополнениях в правилах. Самостоятельно принятые правила трудно «забываются», напротив, поражает энтузиазм, с которым ученики стараются им следовать.
Стратегия 2. Оказание моральной поддержки ученикам, которые стараются помочь другим Когда дети (и взрослые тоже!) помогают друг другу, их самоуважение возрастает. Они не только способны вносить свой собственный вклад в общее дело, но и устанавливать особые отношения с одноклассниками, суть которых — доверие и взаимопомощь. Ученическое репетиторство. Репетиторство — вот один из путей, идя по которому ученики могут по-настоящему помочь друг другу. Если у ребенка проблемы с теоремой, которую вы объясняли ему уже три раза, может быть, объяснение кого-то из учеников окажется ему понятнее, чем ваше четвертое. В любом классе найдутся несколько потенциальных профессоров, чтобы прийти на помощь учителю. Такое шефство одного ученика над другим полезно обоим, ведь тут действует принцип: «Наконец-то сам разобрался, пока другому объяснял». Действительно, объяснение вслух да еще «своими словами» закрепляет материал и совершенствует навыки. Ученики всех классов, от первого до последнего, должны быть включены в процесс репетиторства. Причем не только в пределах одного класса. Старшие могут отлично «натаскивать» младших, например, в чтении. И наоборот, компьютерные фанаты 10—12 лет могут выступать авторитетными консультантами старшеклассников. Не нужно стыдиться этого гуманного дела — взаимопомощи. Пусть все помогают всем. Класс «А» — классу «Б» (вместо того чтобы ставить одну параллель в пример другой, что педагогически безграмотно, учитель может объединить два класса и создать пары по выбору для взаимопомощи), старшие — младшим, обычный класс — классу коррекции и т.д. Пусть во всех классах висят индивидуальные плакаты под общим заглавием: «Знания и умения, которым я могу научить других ребят». Особенно расширяется спектр навыков, которым можно научить других, во внеклассной работе (неакадемической области). Гриша Кондратьев, четвероклассник, был тихоней и двоечником, но в процессе налаживания взаимопомощи в его классе отважился и предложил научить желающих прыгать в высоту через планку. Первоклассники с неважными результатами по физкультуре и ученики с плохой координацией с большим энтузиазмом учились у него. Самоуважение Гриши значительно выросло. Ученики выражают признание и одобрение друг другу. Обычно класс вступается за одного из учеников на фоне всеобщего плохого поведения, когда все дети «взбунтовались» против какого-то учителя. Но можно научить детей такому же единодушному коллективному признанию своих одноклассников в неконфликтной ситуации. Как оказывать поддержку друг другу? Вот несколько проверенных приемов:
Кстати, описанные приемы являются старинной традицией многих авторских школ. Таблица 9. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|