Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционный строй и государственный строй: общее и особенное.

Рассматривая вопрос о конституционном строе, его понятии, содержании, чертах, следует в первую очередь отметить связь данного понятия с общественным и государственным строем. Зачастую в научной юридической литературе можно встретить примеры использования данных понятий как синонимичных, взаимозаменяющих друг друга. Однако так ли это на самом деле? Одинаково ли содержание конституционного, общественного и государственного строя? Следует сразу отметить, что единого понимания рассматриваемых категорий в науке не существует. Если говорить о Республике Беларусь, то отсутствует и нормативное их закрепление, хотя Раздел 1 Конституции называется «Основы конституционного строя». Но значит ли это, что конституционный строй охватывает лишь те отношения, которые прописаны в первом разделе Основного Закона? И как соотносятся понятия «конституционный строй» и «основы конституционного строя»? Важность выработки единых позиций в отношении понимания конституционного строя и нормативного закрепления его понятия, отражающего конкретные черты и содержание, обусловлена не только научным интересом, а конкретными проблемами в области реализации конституционно-правовых норм. Ведь использование термина «конституционный строй» в нормативной плоскости требует его четкого понимания. К примеру, в Конституции Беларуси можно встретить несколько норм, упоминающих о конституционном строе:

- Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок;

- любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону;

- установлен запрет на создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя;

- запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия;

Однако наиболее аргументированным доводом, обосновывающим необходимость четкого понимания и нормативного закрепления понятия «конституционный строй», является норма Уголовного кодекса Республики Беларусь, которая в качестве преступления рассматривает публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь.

Проанализировав научную литературу по данной тематике, большинство позиций ученых можно сгруппировать, выделив три подхода в соотношении понятий «общественный строй» и «конституционный строй»:

- отождествление понятий;

- необходимость исключения понятия «общественный строй» из понятийного аппарата конституционно-правовой науки;

- разграничение понятий (различные точки зрения указываются ниже).

Еще в досоветский период в России соперничали два понятия конституционного строя. Одно из них связывалось с представительным правлением, недопущением абсолютизма государства. Другое – с устройством любого государства, имеющего основной закон.

Под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех ее сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений.

О.Е. Кутафин отмечает, что общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее – социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.

Богданова Н.А. определяет конституционный строй как закрепленное конституционно-правовыми нормами устройство государства и общества, а также положение человека в системе отношений: государство – общество – личность[1].

Она также отмечает, что категория «конституционный строй» шире категории «государственный строй», поскольку в ней заложены основы устройства общества в целом. В этом ее связь с социологической категорией «общественный строй». У данных категорий родственная предметная область – таковой является устройство общества, но социология изучает содержательную сторону общественных отношений, а конституционное право определяет статусные характеристики и правовые связи между элементами конституционного строя.

Категория «конституционный строй» является наиболее общей для конституционного права, так как максимально охватывает сферу конституционно-правового регулирования. Она устанавливает внешние границы конституционного права при отделении его от других отраслей.

Боброва Н.А. отмечает, что не всякий общественный строй является конституционным, равно как само наличие конституции вовсе не свидетельствует о гарантированности конституционного строя[2]. Конституционный строй, по ее мнению, возникает с момента признания народа в качестве источника государственной власти. Народовластие является сущностью конституционного строя.

Таким образом, наряду с формальным признаком конституционного строя – наличием писаной конституции (хотя это не является абсолютным правилом) и провозглашением в ней суверенитета народа – конституционный строй обладает более существенной характеристикой – реальное обеспечение народовластия.

По мнению Лучина В.О. конституционный строй – это система общественных отношений, выражающих и обеспечивающих суверенитет народа, основные права и свободы человека и гражданина, определяющих принципы гражданского общества, тип и форму государства, организацию государственной власти и местное самоуправление. Конституционный строй представляет собой механизм выражения и реализации естественного права народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Конституционный строй тесно связан с такими понятиями как «гражданское общество» и «правовое государство».

Пляхимович И.И. считает, что в качестве философско-социологического базиса понятия конституционного строя рассматривается категория общественного строя – система общественных отношений, имеющая свои законы функционирования и развития. Конституционный строй – это часть общественного строя, и включает не все общественные отношения, а лишь урегулированные конституцией. В структуре конституционного строя он выделяет сферы гражданского общества и государства.

Василевич Г.А. считает, что «конституционный строй – это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны и для которого характерна … гарантированность прав и свобод человека и гражданина»[3].

Как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество являться неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о наличии конституционного строя.

Необходимо различать понятия «конституционный строй» и «основы конституционного строя».

Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы – система принципов и норм, их регламентирующих.

Исходя из широкого понимания, основы конституционного строя – находящиеся под защитой государства сущностные социально-нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества[4].

В узком, формально-юридическом смысле основы конституционного строя – это самостоятельный конституционно-правовой институт.

Белорусские ученые определяют основы общественного строя как совокупность правовых норм, закрепляющих основополагающие принципы экономической, политической, социальной и духовно-культурной сфер жизни общества в их органическом единстве и взаимозависимости, имеющие базовую, определяющую значимость в данном государстве[5].

Общая специфика основ конституционного строя может быть выражена в следующем:

- основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

- политико-правовой характер;

- нормативность и общеобязательность;

- юридическое верховенство по отношению к остальным положениям Конституции, всем нормативным актам государства;

- определенность и категоричность;

- сжатость и концентрированность положений;

- постоянность действия;

- общеприемлемость, свобода от идеологических установок;

- целостность;

- устойчивость и особый порядок изменения.

В отличие от конституций 18-19 веков в современных основных законах имеется много норм, относящихся к обществу, общественному строю, которые сгруппированы в тексте основных законов либо в одной главе, либо в нескольких.

В одной главе: Конституция Кубы 1976 г.: «Политические, социальные и экономические основы государства»; Конституция России 1993 г.: «Основы конституционного строя».

В нескольких главах: Конституция Италии 1947 г.: «Этико-социальные отношения», «Экономические отношения», «Политические отношения»; Конституция Вьетнама 1992 г.: «Социалистическая республика Вьетнам – политические отношения», «Экономическая система», «Культура, образование, наука, техника»; Конституция КНДР 1972 г.: «Политика», «Экономика», «Культура».

Раздел I Конституции Республики Беларусь называется «Основы конституционного строя». Изменение положений данного раздела допустимо в особом порядке – только путем референдума, что свидетельствует об особой значимости принципов и норм, содержащихся в этом разделе.

В Конституции Республики Беларусь отчетливо прослеживается взаимосвязь между базовыми ценностями общества и закрепленными в ней правовыми принципами. Именно такое сочетание позволяет обеспечить устойчивость строя, его непреходящую ценность.

Причем основные цели и ценности белорусского народы выражены уже в Преамбуле Конституции: стремление утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желание обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства.

Правовое закрепление основ конституционного строя предполагает использование норм с высокой степенью нормативности: норм-принципов, целей, дефиниций, учредительных норм. Такие нормы содержат исходные положения о собственности и характере экономики, о социальных отношениях, о политической власти и характере государства, об идеологическом плюрализме и т.д.

! См. примеры в Конституции Республики Беларусь.

Можно выделить четыре главные стороны общественного строя:

- основы экономических отношений;

- основы социальных отношений;

- основы политических отношений;

- основы духовно-культурных отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...