Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии

Предмет и задачи прикладной акмеологии

План

1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания.

2. Методологические основания фундаментальной и прик­ладной акмеологии.

3. Критерии выделения прикладных областей акмеологии.

Ключевые слова: фундаментальные теории, прикладные тео­рии, инновационные акмеологические технологии, методоло­гические основания прикладной акмеологии.

Содержание ключевых слов:

  • структура акмеологического знания — содержит, как и в лю­бой другой науке, основные компоненты: знания о предмете и методологические знания (знание о знании), что позволяет вы­делять теоретическую акмеологию и эмпирические акмеологические исследования (уровни акмеологического знания), а так­же фундаментальную и прикладную акмеологии, в зависимос­ти от научных или практических ориентаций;
  • фундаментальные теории — ориентированы на решение на­учных проблем, связаны с формированием акмеологического знания, его понятийно-категориального и концептуального ап­парата, а также фундаментальных методов акмеологического исследования;
  • прикладные теории — ставят цели поиска средств для решения конкретных проблем в определенных практических областях че­ловеческой деятельности для их развития и совершенствования.

Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания

А. делится на теоретическую и практическую. В А. проводятся фундаментальные и эмпирические исследования.

Прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с практической ориентацией.

Методологические исследования относятся к любому уров­ню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии.

Фундаментальные теории ориентированы на решение науч­ных проблем, связаны с формированием психолого-акмеологического знания, понятийно-категориального аппарата, авто­рских и коллективных концепций. Они отвечают на два вопро­са: "Что познается?" (объект, предмет, проблема) и "Как позна­ется?" (метод), т. е. эти вопросы связаны с решением познава­тельных задач.

Прикладные теории ориентированы на решение актуальных практических проблем, на преобразование изучаемого объекта и отвечают на вопрос "Для чего познается?".

Иными словами, фундаментальные и прикладные теории различаются не по объекту или методу, а по цели: решаются познавательные задачи или практические.

Прикладные теории ставят своей задачей поиск средств для достижения намеченных обществом практических целей. Их задача — найти пути и способы использования познанных фун­даментальными теориями законов и закономерностей. Прик­ладные теории непосредственно касаются определенных прак­тических отраслей человеческой деятельности и прямо отвеча­ют, для чего необходимо, например, личностно-профессио­нальное развитие государственных служащих.

Вообще деление теорий по ориентации достаточно условно, так как любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач. В строгом смысле следует говорить лишь о преимущест­венной ориентации той или иной теории: научной, фундамен­тальной или практической, прикладной, что и дает основание для отнесения в ту или иную категорию.

То же относится и к эмпирическим акмеологическим иссле­дованиям: они могут быть ориентированы на решение научных проблем, например, на формирование специальной акмеологической теории, или практических. Фактически два аспекта акмеологического знания непрерывно связаны между собой че­рез две из ее функций: познавательную и практическую.

Итак, термины "фундаментальный" и "прикладной" обозна­чают направленность акмеологического знания в целом и не тождественны терминам "теоретический" и "эмпирический", обозначающим его уровни. В первом случае основанием деления является целевая установка, во втором — уровень абстракции.

Деление теорий на уровни и типы по различным основаниям (по объекту, уровню абстракции, концептуальному подходу, це­левой установке и т. д.), т. е. построение их типологий, в конеч­ном счете их обоснованной иерархии, отражает сложную струк­туру предмета акмеологии, способ ее деления на уровни, сфе­ры, структуры. Вопросы структуры предмета акмеологии и ак­меологического знания тесно связаны между собой, а это, в свою очередь, означает, что адекватное изображение предме­та акмеологии требует постоянного совершенствования и раз­вития методологических концепций, технологий и методов, связанных с описанием структуры отображающего знания.

Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии

Акмеология, как любая новая наука, находящаяся в состоя­нии метанаучной рефлексии, обретает свой парадигмальный статус в системе всех трех оснований: философском, гумани­тарном, социально-научном. При этом под акмеологичвской па­радигмой понимается не только ее самостоятельность, разгра­ничивающая на качественном уровне одно научное знание от другого, когда имеющееся знание о человеке не может объяс­нять проблемы его жизнедеятельности с точки зрения существующих наук (например, с позиции антропологии, этнологии, социологии, наконец, психологии); это рассогласование между науками приводит к их кризису, в результате которого им на смену приходит новая парадигма, способная объяснять новую систему научных фактов, теорий, методов. О парадигмальной самостоятельности акмеологии можно говорить также с точки зрения критериев выделения научного знания.

Онтологический критерий, согласно которому выделяются специфические объекты науки, различные проявления, вопло­щения, взаимодействия объекта в сфере социальной реальнос­ти. Таким основным объектом акмеологии является професси­ональная деятельность и личностное развитие специалистов. Этот объект равно и инновативный для современной отечест­венной науки, и актуальный, требующий решения целого комплекса проблем прикладного, практического характера.

Эпистемологический критерий свидетельствует о теоретико -познавательных возможностях акмеологии, ее отличиях от дру­гих наук, изучающих человека и профессиональные аспекты его деятельности.

Институционально — организационный критерий: формы иституционализации и организации акмеологической научной, практической, учебной, издательской, ассоциативной (науч­ные сообщества, междисциплинарное и международное приз­нание и т. п.) деятельности.

Этический критерий, который, пожалуй, менее всего в поле зрения акмеологии. С одной стороны, согласно этому крите­рию, нужно заниматься определением профессионально-нрав­ственных качеств, ценностей, норм, правил поведения, кото­рыми должен руководствоваться в своей деятельности сам акмеолог. С другой стороны, он должен разрабатывать морально-нравственные принципы, ценности, профессиональную этику и ментальность, духовность у своего основного объекта — гос­служащих.

Итак, парадигмальный статус акмеологии заключается в признании научным сообществом складывающихся представ­лений о предмете и объекте акмеологической науки, ее осново­полагающих теорий, специфических методологических прин­ципов и методов исследования, различного рода концепций, подходов и технологий. Междисциплинарный, комплексный, интегративный характер акмеологического знания, вбирай!" щий в себя совокупность философских, гуманитарных, соци­ально-научных оснований, позволяет акмеологии на уровне своей метатеории развиваться в трех основных парадигмальных направлениях: психотехнологическом, социокультурном и мыследеятельностном, каждое из которых имеет свои специ­фические технологии, методы, техники, ориентированные не только на исследовательские и обучающие функции, но и на решение конкретных актуальных проблем. Это системное ме-татеоретическое развитие акмеологии позволяет видеть в перс­пективе ее проблемное (предметно-объектное) поле гораздо более широким и глубоким по сравнению с уже сложившимися тремя акмеологическими парадигмами: профессиональная компетентность работников, их социально-коммуникативная компетентность и личностное развитие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...