Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Оценка практической деятельности

 

Оценка практической деятельности опирается на материальные результаты труда ребенка. Схематично это выглядит так: хорошо или плохо получилось, успел ли «выполнить норму». Критерии оценки здесь вполне определенные. Это технологические требования (соответствие конструктивным особенностям образца и чистота обработки), которые могут быть одинаковыми по отношению ко всем при наличии у детей хороших инструментов и нужных материалов.

Но вот быстрота практических действий и связанный с ней объем выполненной за урок работы вряд ли должны всегда однозначно влиять на оценку. Кто не укладывается в отведенное время? Лодырь и копуша, которому нужно за это снизить оценку? А может, это очень старательный ученик, который просто нервничает и боится что-то забыть, быть смешным в глазах товарищей? Или он просто «боровичок», который никуда не торопится и делает все основательно? Да и рука у всех детей развита по-разному. Поэтому мы никогда не должны ругать тех, кто не успел закончить игрушку. Будем хвалить передовиков, а отстающим поможем (доделает после уроков, если учитель может это обеспечить, или дома, если изделие должно было быть закончено на этом уроке и не пострадает при переноске).

Общая оценка за урок может объединить результаты практической работы и теоретический ответ. Отличный теоретический ответ может повысить оценку за урок с хорошей до отличной (изделие выполнено с небольшими погрешностями).

Рассмотрим вопрос об отметках. С одной стороны, существует точка зрения, что первоклассникам вообще нельзя ставить отметки, поскольку это зачастую травмирует ребенка. «Я так старался, а мне поставили тройку!» И объективное объяснение критерия оценки в данном случае не помогает, потому что ребенок тяжело переживает не только низкую оценку у себя, но и высокую оценку у соседа по парте. У педагогов вызывает тревогу также то обстоятельство, что у морально слабого ученика на этом фоне может легко развиться комплекс неполноценности. Как же быть? Не будем нажимать, быстрые результаты в ущерб здравому смыслу не годятся.

Доведем до сведения малыша, что «труд» — это не просто учебный предмет. Мы учимся работать. А за работу всегда платят зарплату. У нас это — оценки. И зарплата у нас может быть только «5» или «4».

Приведем ребенку очень простые аргументы. Мама покупает батон хлеба, испеченный на «5», — свежий, румяный, с хрустящей корочкой. Ну в крайнем случае, на «4» — побледнее или с немножко неровным бочком. Но вот если он плохо пропекся (а это 3 балла), мама его ни за что не купит. И никогда никто не возьмет любую другую вещь, сделанную на тройку. Поэтому и у нас будет или «5», или «4», или вообще ничего, пустая клеточка. Она обозначает, что ты сегодня ничего не заработал.

Ребенок постепенно привыкнет к такой системе зачетов, к возможной пересдаче работы, к необходимости исправления, к постоянному нацеливанию только на высокий результат. Ожидаемый эффект в данном случае обеспечивается запрограммированной возможностью получить именно 5 баллов, поскольку учитель при выборе объекта труда в первую очередь заботится о соответствии трудозатрат возможностям учащихся его класса. Тройки очень редки, в основном их получают дети, старающиеся второпях закончить изделие.

Весьма важна форма выставления оценок. Поскольку, как мы выяснили выше, не все дети заканчивают изделие одновременно, учитель может называть оценки постепенно, в конце практической работы.

Привлечение же всего класса к «взаимной» оценке всегда дает одни и те же результаты. Если учитель в конце урока выставляет все изделия на доску (а некоторые из них не завершены) и спрашивает, какое из них самое лучшее, в классе повисает пауза — каждому ребенку дорога именно его работа. И каждый ждет, что назовут его. Потом потихоньку кто-то все-таки укажет на изделие своего друга, а тот, движимый чувством благодарности, похвалит в ответ его работу. Затем дети будут называть подряд другие игрушки. И, в конце концов, учитель скажет коронную фразу: «Все сегодня хорошо потрудились, всем поставим пятерки». Кроме того, что это неправильно, потому что все работы разные, а в учебной деятельности оценивается не процесс, а результат, дети, сделавшие самые лучшие работы, бывают справедливо разочарованы. А троечники облегченно вздыхают, — за хороший результат никогда не нужно бороться, все равно тебя «пожалеют».

Возникает вопрос: неужели вот так строго, по-взрослому, нужно оценивать изделия любой сложности, в любом классе? А почему же все-таки учителя говорят: «Все сегодня хорошо потрудились, всем поставим пятерки»?

Такая форма «усредненной» оценки тоже имеет право на существование, но в строго определенных случаях. Во-первых, это может быть при коллективном изготовлении изделия, когда каждый ребенок внес вклад в общее дело. Во-вторых, если тема только начинается, новым для ребенка является практически все. Тогда даже получение более-менее положительного результата можно оценить высшим баллом.

Например, в четвертом классе дети обрезают канцелярским ножом кубик пенопласта, превращая его в многогранник. Затем наждачной бумагой зашлифовывают ребра, чтобы многогранник стал шариком. И уже шарик, насаженный на зубочистку, окрашивают гуашью, смешанной с клеем, втыкают в него еловые иголки. На получившийся кактус приклеивают несколько «торцовочек», чтобы кактус «расцвел». Вряд ли здесь мы можем поставить разные оценки. Конечно, похвалим отдельно тех, у кого шарик получился покруглее и цветок попышнее. Но отметки у всех будут одинаковые, потому что с абсолютно новой работой справились все.

И все же? Ведь ребенок должен учиться оценивать работу? Только не чужую, а в первую очередь свою. Значит, когда мы делаем игрушку на базе известной детям технологии, нам придется называть вслух очень понятные и хорошо запоминающиеся критерии (для детей это слово заменим на «требования к качеству»).

В каждом конкретном случае это будут технологические требования, связанные с характером работы.

Например, в переплетном изделии в первую очередь нужно, чтобы блок листов был обрезан ножом очень ровно (значит, фальцлинейку не сдвинули с места ни разу, пока обрезали блок), картонная обложка обтянута отделочной бумагой без пузырей (значит, клеем намазали всю поверхность, без пропусков), изделие не должно покоробиться (значит, его сушили не просто на воздухе, а под прессом).

К выпуклой аппликации-картине требования будут другие. С обратной стороны нужно не забыть приклеить петельку-подвес, причем бумажная заплатка, удерживающая петельку, должна быть маленькой и красивой по форме, все детали должны быть вырезаны плавной линией, без зазубрин. Выпуклые детали должны быть изогнуты так, чтобы цветок сильно выступал над поверхностью (радиус искривления достаточно большой). Композиция должна располагаться в самом центре фоновой детали.

Обратим внимание на то, что среди критериев нет общих фраз — «работа должна быть аккуратной», «работа должна быть красивой», «нужно «хорошо» вырезать»...

Итак, мы оценим все работы. Пятерки и четверки назовем громко, публично. Остальных называть не будем, скажем только, что на сегодня хорошая оценка не получается, нужно еще немного поработать. Индивидуально, на ушко, без демонстраций скажем каждому, что именно нужно исправить и тогда показать работу, чтобы получить свои 4 или 5 баллов.

Если мы хотим добиться, чтобы ребенок уважал учителя, никогда не позволим себе забыть проверить задания. В журнале пустая клеточка! Ученик не аттестован по этому уроку. А если таких клеточек несколько, это тревожный сигнал - мы растим человека «с двумя левыми руками». Ситуацию нужно исправить незамедлительно, проведя разъяснительную работу с родителями. Предельно уважительно объясним усталой, постоянно занятой маме, чтобы она тихонько, без нажима напоминала о незачете, старалась не делать работу за ребенка, потому что это будет нечестно — получить такую же пятерку, как другие, работавшие самостоятельно.

Особенно важно, чтобы такой ученик получил оценку за исправленное изделие публично, в начале следующего урока. Похвалим его лишний раз, что он нашел время, чтобы переделать работу, когда другие отдыхали, потому что он уважает свой труд, будет потом настоящим мастером.

Как добиться того, чтобы учащиеся стремились делать работы качественно, на высоком уровне? Для этого очень полезно в конце каждой четверти устраивать настенные выставки, например, в коридоре, возле дверей своего класса. Пусть ребята вместе с вами сравнивают, коллективно обсуждают каждую работу и выбирают по заранее обусловленным критериям только самые лучшие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...