Основы формирования технической и социальной
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ТЕМА: Организация подготовки производства новой продукции и формирование политики развития предприятия
Анализ факторов эффективности нововведений Этот вопрос излагается на основе разработок Жан-Жак Ламбена /13/. Нововведение определяется как творческая и успешная имплементация (работа по внедрению) прогрессивного открытия, изобретения или просто концепции. Согласно Баррейру можно выделить три составляющих нововведения:
Уровень риска, ассоциированного с нововведением, будет зависеть от двух факторов:
К этим всегда присутствующим рискам добавляется также стратегический риск, зависящий от степени новизны для самой фирмы, т.е. от степени ее знакомства с рынком и технологией.
Инновация — это результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товаров и услуг и увеличение за счет этого прибыли фирмы. Инвестиции — вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала. В состав инвестиций входят основной, оборотный капитал, нематериальные активы. Инвестор — это юридическое или физическое лицо, вкладывающее инвестиции в инновацию. Из сказанного вытекают 3 возможных критерия классификации нововведений:
Степень новизны нововведения во многом определяет уровень его конкурентоспособности. Чем дальше фирма углубляется в новые области, тем выше становится стратегический риск (табл. 5.1.). Таблица 1 Матрица “Рынок — товар”
В последние годы в промышленно развитых странах (Япония, США и др.) наблюдается увеличение удельного веса рискованных высоких технологий (“хай-тек”). Так, жизненный цикл товаров, изготовленных по высокой технологии, примерно в 3 раза короче, чем у обычных промышленных товаров, и составляет 3–5 лет. По данным американской Ассоциации по разработке и менеджменту товаров, в 1982 г. новые товары принесли 23 % прибыли, а в 1993 г.— 58 % /13, с. 358–359/. Купер (1981 г.) изучил причины успеха и провала 195 промышленных товаров. Из них 102 случая фирмы считали успехом, а 93 — провалом. Были выявлены три ключевых фактора успеха:
Пятнадцать правил успеха Купера (1993 г.) представлены в табл. 5.2., сетка предварительных оценок — в табл. 5.3.
Таблица 5.2 Пятнадцать правил успеха товара (Купер, 1993)
Таблица 5.3 Пример сетки предварительных оценок
Примечание. Значения оценок определяются экспертным методом.
Ключевым фактором успеха явно является превосходство товара, несущее покупателю нечто уникальное. Вот результаты сравнения 20 % наиболее дифференцированных товаров с 20 % наименее дифференцированными (Купер, 1993):
Основы формирования технической и социальной
Политики предприятия Политика фирмы — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в какой-либо области деятельности (технической, финансовой, социальной, внешнеэкономической и др.). Техническая политика фирмы — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в области стратегии повышения качества продукции, ресурсосбережения, организационно-технического развития производства как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Техническая политика направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и других объектов фирмы. К укрупненным этапам разработки и воплощения в жизнь технической политики фирмы, на наш взгляд, относятся: 1. проведение маркетинговых исследований с целью определения уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и разработки стратегических мер по достижению конкурентоспособности товаров в будущем; 2. разработка стратегии фирмы, в которую должна быть заложена идеология технической политики; 3. проведение НИОКР по созданию конкурентоспособных товаров и других объектов фирмы; 4. организационно-технологическая подготовка производства новых товаров; 5. производство и реализация новых товаров фирмы. Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления — один из важнейших вопросов стратегического менеджмента, т.к., во-первых, ресурсоемкость является второй стороной товара (первая — качество), во-вторых, Российская Федерация по эффективности использования ресурсов значительно отстает от промышленно развитых стран. Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны), либо на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека. Факторы ресурсосбережения для уровня фирмы рассмотрены на рис. 5.1. Для уровня страны и регионов эти факторы должны уточняться (в задачи учебного пособия это не входит). Методы ресурсосбережения — конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом. Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономических и других методов менеджмента.
Для уровня страны (региона) стратегия ресурсосбережения должна разрабатываться на длительную перспективу (например, в США действует программа ресурсосбережения на 40 лет) на основе рассмотренных выше принципов.
Рис. 5.1. Факторы ресурсосбережения Прежде чем привести виды стратегий ресурсосбережения на уровне фирмы, рассмотрим некоторые зависимости между качеством и ресурсоемкостью товара. Теоретическая зависимость между качеством товара и совокупными затратами за его жизненный цикл приведена на рис. 5.2. Рис. 5.2. Теоретическая зависимость между качеством товара и совокупными затратами
Практически устанавливается зависимость между полезным эффектом, полученным от товара за его срок службы, и совокупными затратами за жизненный цикл, начиная с маркетинга и заканчивая утилизацией после использования. Подобные зависимости могут быть установлены для конкретных видов товаров по группе сегментов. Анализ рис. 5.2 позволяет сделать вывод, что после определенного (оптимального, точка “А”) уровня качества на каждую единицу качества требуются ресурсы, возрастающие в геометрической прогрессии. На рис. 5.3 приведена матрица “Качество — ресурсоемкость”. Рис. 5.3. Матрица “Качество — ресурсоемкость” После нахождения сектора, в котором находится товар по уровню качества и ресурсоемкости, можно предварительно определить направление стратегии развития товара (рис. 5.4). Рис. 5.4. Стратегии развития товара в зависимости от уровня его качества и ресурсоемкости Социальная политика фирмы — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в области стратегии социального развития коллектива и охраны окружающей природной среды (ОПС) как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Социальная политика направлена на достижение целей в области: создания нормальных условий труда и отдыха работников; обеспечения им безопасности на производстве, в пути, быту, местах отдыха; удовлетворения и развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности их жизни; сохранения экосистемы (воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов, флоры и фауны). Количество стратегических показателей социального развития коллектива и охраны ОПС зависит от множества факторов: характера выпускаемой продукции, комплексности и сложности технологии, размещения предприятия, его сложности, географического расположения и возраста, количества работающих и демографических факторов и др. Нам представляется, что в состав обязательных показателей социального развития коллектива и охраны ОПС должны быть включены следующие: · степень соответствия показателей безопасности труда установленным нормативам; · степень обеспеченности рабочих мест производственными площадями и удовлетворения социальных производственных потребностей работников в объектах отдыха, личной гигиены, питания и др.; · степень удовлетворения социальных бытовых потребностей работников в жилье, транспортными средствами, объектами здравоохранения, образования, дошкольными учреждениями и др.; · степень отклонения показателей экологичности и эргономичности рабочих мест от установленных нормативов (по уровню температуры, шума, вибрации, запыленности, освещенности, скорости воздуха, радиоактивности и др.); · потери рабочего времени по болезням работников; · показатель травматизма; · средняя заработная плата работников по категориям; · текучесть кадров по категориям; · средняя продолжительность жизни работников по категориям; · степень отклонения показателей экологичности среды обитания от установленных нормативов по содержанию в воздухе, воде и почве экологически вредных примесей; · доля расчетной прибыли предприятия, направляемая на мероприятия по социальному развитию коллектива; · доля прибыли, направляемая на охрану ОПС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|