Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы формирования технической и социальной




ТЕМА: Организация подготовки производства новой продукции и формирование политики развития предприятия

  1. Анализ факторов эффективности нововведений.
  2. Основы формирования технической и социальной политики предприятия.
  3. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  4. Организационно-технологическая подготовка производства.
  5. Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства.

Анализ факторов эффективности нововведений

Этот вопрос излагается на основе разработок Жан-Жак Ламбена /13/.

Нововведение определяется как творческая и успешная имплементация (работа по внедрению) прогрессивного открытия, изобретения или просто концепции. Согласно Баррейру можно выделить три составляющих нововведения:

  • потребность, подлежащая удовлетворению, т.е. функции или набор функций, которые нужно выполнить;
  • концепция объекта или совокупности объектов, способная удовлетворить потребность, т.е. новая идея;
  • компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния.

Уровень риска, ассоциированного с нововведением, будет зависеть от двух факторов:

  • степени оригинальности и сложности концепции, определяющей восприимчивость рынка и издержки перехода для пользователя (рыночный риск);
  • уровня технологической инновации, необходимой для имплементации концепции, т.е. технической осуществимости нововведения (технологический риск).

К этим всегда присутствующим рискам добавляется также стратегический риск, зависящий от степени новизны для самой фирмы, т.е. от степени ее знакомства с рынком и технологией.

Инновация — это результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товаров и услуг и увеличение за счет этого прибыли фирмы.

Инвестиции — вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала. В состав инвестиций входят основной, оборотный капитал, нематериальные активы.

Инвестор — это юридическое или физическое лицо, вкладывающее инвестиции в инновацию.

Из сказанного вытекают 3 возможных критерия классификации нововведений:

  • степень новизны для фирмы;
  • характер концепции, на которой основано нововведение;
  • интенсивность нововведения.

Степень новизны нововведения во многом определяет уровень его конкурентоспособности. Чем дальше фирма углубляется в новые области, тем выше становится стратегический риск (табл. 5.1.).

Таблица 1

Матрица “Рынок — товар”

Рынок Товары и технологии:
  известные новые
Известный Концентрация Технологический риск
Новый Коммерческий риск Диверсификация (максимальный стратегический риск)

 

В последние годы в промышленно развитых странах (Япония, США и др.) наблюдается увеличение удельного веса рискованных высоких технологий (“хай-тек”). Так, жизненный цикл товаров, изготовленных по высокой технологии, примерно в 3 раза короче, чем у обычных промышленных товаров, и составляет 3–5 лет. По данным американской Ассоциации по разработке и менеджменту товаров, в 1982 г. новые товары принесли 23 % прибыли, а в 1993 г.— 58 % /13, с. 358–359/.

Купер (1981 г.) изучил причины успеха и провала 195 промышленных товаров. Из них 102 случая фирмы считали успехом, а 93 — провалом. Были выявлены три ключевых фактора успеха:

  • превосходство товара над своими конкурентами, которое воспринимается потребителями;
  • маркетинговые “ноу-хау” фирмы, т.е. лучшее понимание рынка, поведения покупателей, темпов принятия новинки, длительности ЖЦТ и размеров потенциального рынка;
  • технологическое “ноу-хау”, т.е. высокая синергия НИОКР и производства.

Пятнадцать правил успеха Купера (1993 г.) представлены в табл. 5.2., сетка предварительных оценок — в табл. 5.3.

Таблица 5.2

Пятнадцать правил успеха товара (Купер, 1993)

1. Превосходный товар: товар дифференцированный, уникальный в своем роде, приносящий покупателю дополнительные преимущества.
2. Сильная маркетинговая ориентация: направленность разработки на рынок и на клиента.
3. Глобальная концепция товара: замысел и разработка товара с самого начала ориентированы на мировой рынок.
4. Интенсивный первичный анализ: еще до начала разработки выделяются кадровые и финансовые ресурсы на углубленное технико-экономическое обоснование.
5. Точная формулировка концепции: перечень конкретных задач, выбор целевого рынка, набора свойств и позицирования товара.
6. Структурированный план освоения: переход от намеченного позицирования к плану операционного (тактического) маркетинга в терминах цены, сбыта и коммуникации.
7. Межфункциональная координация: новый товар — дело всей фирмы; нужно организовать интерфейс НИОКР — Производство — Маркетинг (тактический).
8. Поддержка руководства: вместо прямого вмешательства нужна специальная структура поддержки инновации, ресурсы и правильное видение процесса.
9. Использование синергии: реализовать сильные стороны, используя технологический и коммерческий синергизм.
10. Привлекательность рынков.
11. Предварительный отбор решений.
12. Контроль за ходом разработки.
13. Доступ к ресурсам, инвестициям.
14. Роль фактора времени: быстрый приход на рынок — это источник конкурентного преимущества, но эта цель должна достигаться не в ущерб качеству.
15. Многоступенчатая поэтапная процедура разработки.

Таблица 5.3

Пример сетки предварительных оценок
Источник: Консалтинговая группа МДА /13/

  Идеи товара
Критерий Оценка
оценки Очень высокая Высокая Низкая Очень низкая
Привлекательность
1. Тенденция рынка возникающий растущий стабильный в стадии упадка
2. Срок жизни товара 10 лет и более 5–10 лет 3–5 лет 1–3 года
3. Скорость распространения очень высокая довольно высокая низкая очень низкая
4. Потенциал рынка (физический) > 10 000 тыс. 10000–5000 тыс. 5000–1000 тыс. < 1000 тыс.
5. Потенциал рынка (денежный) 1 миллиард 1 миллиард–500 миллионов 500–100 миллионов < 100 миллионов
6. Потребность покупателей не удовлетворяется удовлетворяется плохо удовлетворяется хорошо удовлетворяется очень хорошо
7. Отношение торговцев восторженное позитивное нейтральное сдержанное
8. Потребность в рекламной поддержке низкая 0–2 % малозначимая 2–5 % высокая 5 % очень высокая >5 %
9. Доступность рынка очень легкая легкая плохая очень плохая
Конкурентоспособность
1. “Притягательность” товара очень высокая высокая средняя слабая
2. Отличительные качества эксклюзивность значительные отличительные особенности слабые отличительные особенности простое копирование (“как все”)
3. Сила конкуренции очень слабая слабая сильная очень сильная
4. Продолжительность эксклюзивности > 3 лет 1–3 года < 1 года < 6 мес
5. Соответствие фирме укрепляет фирму хорошо сочетается слабая связь никакой связи
6. Цена намного ниже немного ниже равна выше
7. Совместимость клиент — торговец полная совместимость легко совмещается совмещается с трудом новый канал сбыта
8. Адекватность торгового персонала высокая адекватность легко адаптируется конверсия возможна, но сложна новый торговый персонал
9. Уровень качества значительно превосходит слегка превосходит такой же уступает

Примечание. Значения оценок определяются экспертным методом.

Ключевым фактором успеха явно является превосходство товара, несущее покупателю нечто уникальное. Вот результаты сравнения 20 % наиболее дифференцированных товаров с 20 % наименее дифференцированными (Купер, 1993):

  • уровень успеха, соответственно, 98,0 и 18,4 %;
  • доля рынка — 53,5 и 11,0 %;
  • доля рентабельных товаров — 84,0 и 26,0 %.

Основы формирования технической и социальной

Политики предприятия

Политика фирмы — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в какой-либо области деятельности (технической, финансовой, социальной, внешнеэкономической и др.).

Техническая политика фирмы — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в области стратегии повышения качества продукции, ресурсосбережения, организационно-технического развития производства как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Техническая политика направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и других объектов фирмы.

К укрупненным этапам разработки и воплощения в жизнь технической политики фирмы, на наш взгляд, относятся:

1. проведение маркетинговых исследований с целью определения уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и разработки стратегических мер по достижению конкурентоспособности товаров в будущем;

2. разработка стратегии фирмы, в которую должна быть заложена идеология технической политики;

3. проведение НИОКР по созданию конкурентоспособных товаров и других объектов фирмы;

4. организационно-технологическая подготовка производства новых товаров;

5. производство и реализация новых товаров фирмы.

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления — один из важнейших вопросов стратегического менеджмента, т.к., во-первых, ресурсоемкость является второй стороной товара (первая — качество), во-вторых, Российская Федерация по эффективности использования ресурсов значительно отстает от промышленно развитых стран.

Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны), либо на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека.

Факторы ресурсосбережения для уровня фирмы рассмотрены на рис. 5.1. Для уровня страны и регионов эти факторы должны уточняться (в задачи учебного пособия это не входит).

Методы ресурсосбережения — конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом.

Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономических и других методов менеджмента.

Для уровня страны (региона) стратегия ресурсосбережения должна разрабатываться на длительную перспективу (например, в США действует программа ресурсосбережения на 40 лет) на основе рассмотренных выше принципов.

 

Факторы ресурсосбережения
Технические Организационные Социально-экономические
- применение технологий, обеспечивающих минимальные потери материалов - совершенствование организации учета получения и использования ресурсов - анализ действия закона масштаба, закона экономии времени и др.
- применение (обновление) оборудования, требующего оптимального расхода материалов - сокращение цикла от получения до использования ресурсов - применение к управлению ресурсами научных подходов менеджмента
- улучшение качества применяемых ресурсов и создание материалов с заранее заданными свойствами - повышение качества ремонта технологического оборудования - применение методов ФСА, прогнозирования, ЭММ
- совершенствование технической базы транспортирования и хранения ресурсов - совершенствование организации производства и труда с целью экономии ресурсов - Улучшение условий труда и отдыха работников
- создание экспериментальной базы для моделирования расхода ресурсов - организация вторичного использования ресурсов - применение мер стимулирования и ответственности за экономию
  - разработка и внедрение организационно-технических мероприятий по экономии ресурсов - осуществление социально-психологических мероприятий по экономии

Рис. 5.1. Факторы ресурсосбережения

Прежде чем привести виды стратегий ресурсосбережения на уровне фирмы, рассмотрим некоторые зависимости между качеством и ресурсоемкостью товара.

Теоретическая зависимость между качеством товара и совокупными затратами за его жизненный цикл приведена на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Теоретическая зависимость между качеством товара и совокупными затратами

 

Практически устанавливается зависимость между полезным эффектом, полученным от товара за его срок службы, и совокупными затратами за жизненный цикл, начиная с маркетинга и заканчивая утилизацией после использования. Подобные зависимости могут быть установлены для конкретных видов товаров по группе сегментов. Анализ рис. 5.2 позволяет сделать вывод, что после определенного (оптимального, точка “А”) уровня качества на каждую единицу качества требуются ресурсы, возрастающие в геометрической прогрессии.

На рис. 5.3 приведена матрица “Качество — ресурсоемкость”.

Рис. 5.3. Матрица “Качество — ресурсоемкость”

После нахождения сектора, в котором находится товар по уровню качества и ресурсоемкости, можно предварительно определить направление стратегии развития товара (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Стратегии развития товара в зависимости от уровня его качества и ресурсоемкости

Социальная политика фирмы — генеральная линия, система стратегических мер, проводимая руководством фирмы в области стратегии социального развития коллектива и охраны окружающей природной среды (ОПС) как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Социальная политика направлена на достижение целей в области: создания нормальных условий труда и отдыха работников; обеспечения им безопасности на производстве, в пути, быту, местах отдыха; удовлетворения и развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности их жизни; сохранения экосистемы (воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов, флоры и фауны).

Количество стратегических показателей социального развития коллектива и охраны ОПС зависит от множества факторов: характера выпускаемой продукции, комплексности и сложности технологии, размещения предприятия, его сложности, географического расположения и возраста, количества работающих и демографических факторов и др.

Нам представляется, что в состав обязательных показателей социального развития коллектива и охраны ОПС должны быть включены следующие:

· степень соответствия показателей безопасности труда установленным нормативам;

· степень обеспеченности рабочих мест производственными площадями и удовлетворения социальных производственных потребностей работников в объектах отдыха, личной гигиены, питания и др.;

· степень удовлетворения социальных бытовых потребностей работников в жилье, транспортными средствами, объектами здравоохранения, образования, дошкольными учреждениями и др.;

· степень отклонения показателей экологичности и эргономичности рабочих мест от установленных нормативов (по уровню температуры, шума, вибрации, запыленности, освещенности, скорости воздуха, радиоактивности и др.);

· потери рабочего времени по болезням работников;

· показатель травматизма;

· средняя заработная плата работников по категориям;

· текучесть кадров по категориям;

· средняя продолжительность жизни работников по категориям;

· степень отклонения показателей экологичности среды обитания от установленных нормативов по содержанию в воздухе, воде и почве экологически вредных примесей;

· доля расчетной прибыли предприятия, направляемая на мероприятия по социальному развитию коллектива;

· доля прибыли, направляемая на охрану ОПС.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...