Типы задач взаимодействия клиента с психологом-консультантом . Понятие о психологическом типе взаимодействия.
Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои жизненные сложности со стороны, обсудить с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником трудностей. Обычно они не осознаются и не контролируются самим человеком. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней, изменить установку на других людей и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение. В то же время позиция психолога должна внушать реалистический оптимизм. Психолог-консультант не должен давать прямых советов и рекомендаций, поскольку в этом случае он берет ответственность за происходящее на себя. Для развития личности консультируемого важно, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность и сам принимал решения. Взаимодействие на равных - оптимальный вариант в консультировании. Во время консультации клиент чувствует себя полноправным партнером психолога. В этом случае он активно работает и принимает на себя ответственность за те или иные решения и личностные изменения. Однако хороший профессионал - это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, говоря о чем-то с уверенностью и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет. Одна из распространенных ошибок практических психологов - взаимодействие "сверху вниз", позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком "правильной, хорошей" жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии. Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие, как правильные или неправильные. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать, исходя из житейской психологии.
Обращение к психологу-консультанту часто связано с использованием понятия нормы - возрастного психического развития или нормы поведения личности. "Я не такой, как все..." - эта мысль содержится в явном или неявном виде в словах клиента, обратившегося за консультацией. Человек обычно хочет сопоставления себя с другими людьми, хочет найти свое место в мире людей, обрести свою самобытность. Психолог-консультант с помощью своих знаний и умений помогает ему найти свою индивидуальность. При этом важно, чтобы консультант ориентировался не на социально принятые нормы, а на ценности, жизненные принципы и идеалы самого клиента. Человек в процессе консультации должен быть максимально включенным в беседу, эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом, чувствовать себя комфортно, видеть доброжелательное и безоценочное отношение к себе. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза. Если в процессе консультации выясняется необходимость диагностической работы, то она проводится в специально назначенное время. Рассмотрим наиболее типичные проблемы, с которыми обращаются к психологу клиенты. Первый тип проблем - ожидание социальных или нравственных оценок по шкале "правильно - неправильно", "хорошо - плохо". В прямом виде эти переживания в словах клиента могут быть сформулированы следующим образом: "Проверьте меня, нормальный ли я...?"; "Это же плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слушался с первого раза"; "Нельзя же его все время хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего..." и т.п. Аналогичны запросы клиента по нравственным критериям добра и зла.
В этих случаях полезно изменение системы оценок в процессе консультации, которое позволит человеку расширить свои представления о себе. Важно показать клиенту ограниченность шкалы "хорошо-плохо". Второй тип проблем - вопросы "Как поступить?"; "Что делать?" Задача психолога - не принимать решения за клиента, а помочь понять психологическую сущность его проблемы и на этой основе клиент сам должен принять решение. Только третий тип проблем может быть назван собственно психологическими задачами. Вопрос касается значения того или иного факта, поступка, переживания. "Как понять? Что это значит?" и т.д. В практике работы таких клиентов встречается немного. Чаще ставятся задачи двух первых типов; дело психолога-консультанта - помочь человеку переформулировать их в задачи психологические. Консультирование - достаточно сложный вид профессиональной деятельности психолога. Одной из наиболее типичных трудностей в работе консультанта можно назвать желание клиента изменить других и нежелание менять себя. Несмотря на то, что клиент сам обращается за помощью к консультанту, он нередко противится изменениям. Это может быть связано с отсутствием у человека убежденности в необходимости изменений, насаждаемых извне, страхом перед неизвестностью и возможной неудачей, нежеланием нарушать сложившийся стереотип поведения, отсутствием доверия к консультанту. Обращаясь за консультацией, клиенты часто подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных проблем. Для них характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена ревнует меня безо всякого повода". Однако порой человек при обращении за консультацией осознает роль личных качеств и говорит о своих проблемах: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее без всякого повода". Это может дать основу для конструктивной работы клиента над собой. Профессиональными качествами психолога-консультанта должны быть наблюдательность и понимание клиента. В процессе беседы консультант внимательно слушает, а также наблюдает за поведением консультируемого. Смысл речевого высказывания, а также другая полезная информация могут быть выражены в интонации речи, мимике, жестикуляции, позе человека. Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант умеет проявить интерес и выслушать клиента. Это одно из необходимых профессиональных качеств психолога-консультанта.
Поскольку во время консультации человек сообщает о себе личную информацию, психолог должен соблюдать конфиденциальность. Любые сведения, полученные от клиента, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Умение встать на позиции пришедшего на прием человека должно сочетаться у консультанта с умением сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у него может возникнуть синдром сгорания или коммуникативной перегрузки. В своей деятельности консультанту важно разграничивать личные и профессиональные проблемы. Психолог не должен переносить свои отношения с людьми в частной жизни, внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом, на его ситуацию. При этом следует иметь в виду, что клиент порой склонен переносить на консультанта отношения с другими людьми. Это может осложнить процесс консультирования возникновением конфликтов или слишком близких отношений. Тесные личные отношения между консультантом и клиентом приводят к тому, что консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента. Некоторые клиенты проявляют склонность манипулировать психологом, то есть эксплуатировать его для достижения каких-либо своих психологических целей. Например, утвердиться в собственной значимости или, наоборот, найти подтверждение своей жертвенной судьбы. Известный американский психолог Эверетг Шостром в своей книге "Анти-Карнеги, или человек-манипулятор" описал 8 таких типов. Профессионализм психолога должен проявиться в том, чтобы распознать манипулятора и изменить его манипулятивную позицию на позицию конструктивного взаимодействия.
Основные ошибки начинающих психологов при проведении консультационной беседы: · 1) отсутствие необходимого психологического контакта, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата; · 2) переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется; · 3) жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе; · 4) мнение собеседника не выслушивается или дискредитируется; · 5) создаются препятствия для разъяснения и обоснования клиентом своей точки зрения; · 6) постановка клиенту прямых вопросов ("в лоб") при неясных мотивах беседы (Рабочая книга.., 1996, с.74). Психологу-консультанту необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Для этого в повседневной практической работе консультантов используется "супервизия" (supervision). В переводе с английского supervision означает "наблюдение за чьей-то работой". Большинство консультативных служб приветствуют и обычно обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами. Она может проводиться опытным персоналом (штатными сотрудниками), профессиональными ассоциациями, групповыми лидерами. В любом случае должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией, и т.п. (Меновщиков, 1998, с.97). Необходимо подчеркнуть, что супервизор -это не контролер или надзиратель, а опытный коллега, который оказывает поддержку и помощь в понимании и решении сложных ситуаций практической консультативной деятельности. Ситуация общения клиента с психологом-консультантом включает такие составляющие: 1. Личность клиента и его переживания; 2. Личность психолога-консультанта (наставника) в единстве его самостных и функциональных образований; 3. Взаимоотношение между клиентом и психологом. Саму ситуацию создают вполне определенные внешние обстоятельства, и это является причиной обращения за психологической помощью. Если сопоставить ситуации обращения клиента к представителю другой профессии системы «человек-человек»: юристу, учителю, врачу, священнику, руководителю, даже официанту и ситуации обращения человеком за психологической помощью, мы увидим очень много различий. Обращаясь ко всем без исключения представителям иных коммуникационных профессий, клиент: а). Знает, чего он хочет; б). Осведомлен в той или иной мере о нормах взаимоотношений с представителем данной профессии; в). Достаточно хорошо понимает меру ответственности и ограничений свою и профессионала. Скажем, человек понимает и принимает заранее возможность того, что результат лечения не зависит исключительно от квалификации врача и его рекомендаций даже при наличии самых необходимых медикаментов.
В области психологической помощи существуют вполне определенные трудности, связанные как со спецификой профессии, так и с неопределенностью статуса и прерогатив психолога. Первая из трудностей состоит в том, что психолог работает не с ситуацией, а с переживанием, системой ценностей, отношений и состояний человека. Прояснение подлинных мотивов и жизненных смыслов человека может сделать излишней саму жизненную ситуацию, коль скоро она является производной от психологической проблемы клиента. Если в других профессиях межличностные отношения играют лишь определенную роль, а' иногда никакой, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста (например, официанта), то в консультативной ситуации именно характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные качества психолога, предъявляемые и не предъявляемые клиенту, но улавливаемые последним, играют определенную, главную роль в динамике процесса и в конечном итоге действенности психологической помощи. В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером А.А. Бодалев выделяет несколько моделей помощи человеку: педагогическую, диагностическую, социальную, медицинскую модель. Собственно психологическая (психотерапевтическая) модель описывается так: причины личностных проблем или неблагополучия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодействии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. Данная модель рассматривает дисгармонии в отношениях между людьми и самим собой, использует не абстрактные знания науки, а закономерности человеческого бытия. Эта модель используется прежде всего в работе психологов, психиатров, психотерапевтов. В нашей стране эта модель разрабатывалась прежде всего психиатрами и врачами-психотерапевтами. Сопоставление психологической помощи и медицинского лечения не просто аналогия. В обеих ситуациях изначально известен симптом страдания, который необходимо понять индивидуально, причем психологическая помощь не сводится к использованию здравого смысла и житейского опыта, а основывается на общих закономерностях общения и структурирования психики. Цель одна у обеих — избавление от страданий. Отличие же психологического лечения от медицинского кроется в двух основных особенностях: а) природа страданий — проблема недовольств, неудовлетворенностей — кроется не в телесных недугах, а в сфере общения, особенностях личности, в восприятии себя и ситуации и т. п.; б) природа воздействия также лежит в сфере психологических процессов — в общении, специфике взаимодействия, личностных установках общающихся. Оказание психологической помощи проводится в допущении, что клиент — здоровый человек, изначально ответственный за себя и свои поступки (А.А. Бодалев, В.В. Столин). Основная задача психолога — вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к психологической информации. В связи с этим Г. С. Абрамова выделяет четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом. Во-первых, социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и психологическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы («правильно — неправильно»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволит увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. Во-вторых, этические задачи, когда клиент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хорошо — плохо»). Психологу необходимо показать ограниченность оценочной шкалы, которая не дает возможности клиенту анализировать динамичность психологической информации. В-третьих, нравственные задачи. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии добра и зла, которые требуют осуществления выбора. Необходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к осознанию нетождественности этих критериев для разных людей. В-четвертых, собственно психологические задачи. В общем виде они характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения. Большую часть реальных клиентов составляют люди, ориентирующиеся на социальные и этические задачи взаимодействия с психологом. Работа психолога-консультанта связана с тем, чтобы они совместно с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты. 4. Виды психологической помощи Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям: 1) по времени действия: неотложная — необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная — полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации); 2) по направленности: прямая — направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся — ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая — в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи. 3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную; 4) по выполнению функций психологом: диагностическая — постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская — отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п, информационная — сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая; 5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки); 6) по вмешательству психолога: директивная — указующая, дающая советы, как жить, недирективная — идущая за клиентом. 5. Определение понятия, цели, задачи психологического консультирования Трудно дать четкое определение психологическому консультированию или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное, консультирование руководителей, и др. Консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из-под опеки психотерапии. Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем (направлено «вширь»), чем психотерапия (направлено «вглубь»). Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия — это долговременный процесс реконструкции личности, характеризующийся глубокими изменениями в ее структуре Консультирование — это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика. Консультирование отказывается от концепции болезни, то есть признает право человека на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Основной функцией психолога-консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование его активности работы над собой, что является одной из задач психотерапии. Подготовка консультанта не ориентирована на глубокое освоение методов психотерапии. Рядом авторов отмечается, что психологическое консультирование — это «первичная психотерапия» (П. П. Горностай, С. В. Васьковская) или «начальный этап психотерапии» (В. Ю. Меновщиков). Также отмечается функция психолога-консультанта как посредника между клиентом и психотерапевтом. Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. В целом эффективность консультативного процесса связывают с личностным продвижением и ростом. По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие клиента и создание здоровых микро- и макросистем для функционирования индивидуумов. При этом они настаивают, что главной является вторая цель, и в этом видят залог эффективности консультирования. В процессе консультирования психолог, как правило, решает такие задачи: 1) помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации; 2) актуализирует психические силы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем. Соответственно консультативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи психологу нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие обратиться за помощью. В первую очередь выясняются причины и источники развития проблем клиента. Терапевтическая задача — это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию психологических ресурсов клиента, эффективность которых будет намного выше, если терапевтическая коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.
ЛИТЕРАТУРА:
1) http://sudushka1.narod.ru/index/0-94
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|