Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление региональным развитием




Местные органы власти любого уровня — региона, города или района — выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Объекты управления функционированием Объекты управления развитием
• дороги • уборка мусора • водо-, газо-, тепло-, электроснабже­ние • состояние и эксплуатация жилого фон­да • парки, благоустройство • возникновение новых и развитие старых производств • развитие городской инфраструкту­ры, прежде всего связи и комму­никаций • занятость • уровень благосостояния

 

Рис. 1. Управление функционированием и развитием

Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традиционным вопросам экономического развития присоединяются вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы пущены на самотек, и в то же время он может быть более гладким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет успех той или иной социально-экономической политики.

Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

Ø создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;

Ø регулирование деловой активности;

Ø прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Рассмотрим эти методы управления региональным развитием.

К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.

В странах Запада администрация все чаще осуществляет инвестиции в региональную инфраструктуру, предпринимает определенные акции по реорганизации земельных участков, а также проводит работу в рамках регионального маркетинга для привлечения новых видов бизнеса в регион. Администрации российских регионов в условиях становления рыночных отношений помимо этих видов косвенного воздействия осуществляют прямую поддержку новых институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры.

Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы, аэропорт и пр. По отношению к земле также можно совершать целенаправленные действия — объединять и дробить земельные участки, выкупать и продавать их, сдавать в аренду и даже передавать в безвозмездное пользование. От конкретных действий в отношении земли зависят как общее направление, так и интенсивность новой деловой активности в регионе.

Относительно самостоятельным фактором экономического развития любого региона в последнее время стал международный фактор: чем интенсивнее международные связи, тем больший импульс, как правило, получает экономическое развитие региона. Содействие международным связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций в регион становятся относительно самостоятельным и весьма эффективным инструментом экономического развития в целом.

Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.

Данные методы воздействия на предпринимателей нередко подвергаются обоснованной критике. В частности, доказывается, что такие меры ведут к прямым потерям ресурсов регионов и городов и не влияют в конечном счете на размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообложения, как правило, есть величина несоизмеримо меньшая, чем разница по другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта и пр.) Более того, конкуренция между регионами и городами часто ведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из вступающих в такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, а с другой стороны, все они заранее уменьшают поступления в свой бюджет.

В целом стратегия налогового и прочего влияния оказывается эффективной лишь тогда, когда у властей имеется подробная информация, в том числе аналитическая, о состоянии того или иного бизнеса и о факторах, влияющих на принятие стратегических решений. Обычно подобной информации у администрации нет. Более того, информация такого рода обычно утаивается с целью получения налоговых и других льгот. Все это приводит к тому, что налоговые льготы становятся необоснованным и односторонним выигрышем бизнеса.

В то же время особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов в современных российских условиях позволяет достичь весьма значимых результатов. Так, администрация Новгородской области установила налоговые льготы для инвестиций на территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области в будущем.

К регулирующим воздействиям администрации относится установление правил пользования землей. Например, в 90-е годы в отечественной практике организации жилищного строительства стало правилом строительство "с нагрузкой", когда частный инвестор получал право на строительство (или капитальный ремонт здания) лишь в том случае, если соглашался определенную долю готового жилья передать городским властям, а также при условии восстановления или расширения общегородских сетей и коммуникаций.

Выделение соответствующих зон использования земли для жилищного строительства, для торговли и бизнес - центров, для промышленного использования оказывает влияние на частных инвесторов, планирующих развитие своей деловой активности. При планировании и осуществлении того или иного строительства можно изменять обычные правила застройки, тем самым предоставляя конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы.

 

 

Заключение

Несмотря на значительные различия в экономическом развитии отдельных субъектов РФ, укрепление экономических основ федерализма возможно только в условиях единства экономического пространства РФ. Это в свою очередь означает про­ведение единой социальной и экономической политики в отношении всех субъектов РФ, основанной на равноправии субъектов Федера­ции во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; равноправии хозяйствующих субъектов, независимо от места их регистрации и деятель­ности, обеспечении свободного перемещения това­ров, услуг, финансовых средств, трудовых ресурсов на всей терри­тории государства.

Стратегия социально-экономического развития дает возможность определить общие и секторальные ориентиры внутреннего развития региона, учесть и «применить» интересы и стратегические планы отдельных хозяйствующих субъектов, точно взвесить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и гео-экономический потенциал, получив таким образом синергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) для развития региона на длительный период времени.

Подводя итоги, можно выделить, что именно стратегия социально-экономического развития позволяет согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого вектора развития. Этот вектор формируется с учетом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Следует заметить, что долгосрочная региональная стратегия – это не «застывший и неприкасаемый» документ. Напротив, стратегия предполагает внесение в нее необходимых корректировок с учетом анализа ее промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках; создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций. Известно, что конкуренции на рынке инвестиций становится более жесткой и интернациональной. Что бы победить в этом соревновании, инвесторам следует представить убедительные планы стратегического развитии на длительную перспективу, создать лучшие условия и гарантии, выдержать схватку за инвестора у других схожих регионов. Это особенно актуально для значительного числа российских регионов, не имеющих нефтегазовых месторождений, и зачастую в глазах инвесторов почти не отличающихся друг от друга; сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволяют создать в регионе целые кластеры – группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций. Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно концентрировать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях.

Библиографический список

1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2008. ISBN 5-01-0018219-5.

2. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2007. ISBN 5-6199-00573-0.

3. Бункина М.К., Семёнов В.А. Макроэкономика. – М.: АО "Дис". – 2009. ISBN 5-282-02465-9.

4. Вводный курс по экономической теории / под ред. Г.П. Журавлёвой. –М.: ИНФРА-М. – 2009. ISBN 5-01-0018119-5.

5. Вопросы экономики. 2011, №3 – С.4-19 Кудрин А., Сергиенко О. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России. ISBN 5-78624-0005-0.

6. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд., испр., доп. – М.: Высшее образование, 2008. – 654 с. ISBN 5-16-0021373-6.

7. Экономическая статистика: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА – М,2008 - ISBN 5-16-0200184-0.

8. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000-2007/ Под ред. Е.Т. Гайдара. – М.: Дело, 2008 г.- ISBN 5-86225

9. Экономическая теория / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: Изд-во Российской экономической академии. – 2005. - ISBN 5-238-00010-3.

10. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 31)/ под.ред. Синельникова-Мурылёва — М.:ИЭПП, 2010. - ISBN 5-85639-182-9.

11. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2009. - ISBN 3-406-41135-5.

12. Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2008. - ISBN 5-85971-052-6.

13. Моисеев А.С. – Достоинства и недостатки рыночной и командно-административной экономических систем/Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – №8. - ISBN 5-282-02465-9

14. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2008. - ISBN 5-16-002173-6.

15. Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на- Дону: Феникс, 2009. - ISBN 5-01-001819-5.

16. Петраков Н.Я. Актуальные проблемы современного этапа трансформации отношений собственности в России / Вопросы экономики. – 2011. – №2. - ISBN 5-01-001819-5.

17. Петраков Н.Я. Отношения собственности в переходной экономике/ Промышленная политика в Российской Федерации – 2008. – № 3. - ISBN 5-16-002173-6.

18. Сергушкина Л.Г. Роль и функции государства в рыночной экономике / Финансист. – 2009. – №5. - ISBN 5-282-02465-9.

19. Токмачева М.Н. Государство и рыночная экономика / Финансист. – 2011. – №5. - ISBN 6-5842-2235-9

20. Труханов И.А. Индивидуальное и рыночное предложение, эластичность предложения / Вопросы экономики. – 2007. – №1. - ISBN 978-5-238-01196-7

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...