для студентов заочной формы образования, 2014-2015 уч. год
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ по курсу ”Бизнес-планирование” для студентов заочной формы образования, 2014-2015 уч. год Лекция 1 Бизнес-планирование и его место в реализации общей стратегии организации
К вопросу 1. Место и роль бизнес-планирования в реализации общей стратегии организации Методология бизнес-планирования распространяется: 1. на деловые предложения, проекты, сделки (венчурные, инвестиционные), 2. на замыслы (открытие собственного дела, увеличение собственной доли на целевом рынке), 3. намерения (выйти на внешний рынок со своей продукцией, услугой, товаром); 4. усовершенствования (производимого товара, изделия, услуги) и мероприятия, связанные с внедрением новой технологии, 5. нововведения (предусматривающие внедрения ноу-хау), 6. заявки на кредит (для получения инвестиций), 7. прогнозы развития торговой организации
Основные характеристики бизнес-плана: 1. Бизнес-план излагает цели, оценки и финансовые прогнозы. Тем самым помогает определить текущее положение организации, направление деятельности и способы для достижения поставленных целей. 2. Бизнес-план является постоянно действующим руководящим документом. Он должен систематически актуализироваться (обновляться), в него должны вноситься необходимые изменения, связанные как с внутрифирменными, так и с происходящими во внешнем окружении (на микро, мезо и макро уровнях) изменениями. 3. Бизнес-план - это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.
4. Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. 5. Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер-инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован. Цели бизнес-плана могут быть направлены на (Учебное пособие стр. 43-45): 1. получение обобщенной финансовой оценки предыдущего этапа развития организации, а также оценка её современного экономического потенциала. 2. разработку или уточнение прежней стратегии развития организации или отдельных направлений её деятельности, а также определение способов реализации стратегических целей и задач. 3. позиционирование организации на конкурентных рынках и в отношении организаций-конкурентов. 4. выполнение роли связующего звена между стратегическим и тактическим планированием, контроль, анализ регулирования и оперативный учет. 5. разработку и технико-экономическое, финансовое и социальное обоснование бизнес-проектов, интернет-проектов, программ развития организации, а также коммерческих предложений. 6. привлечение инвесторов для реализации тактических планов, программ, коммерческих проектов. 7. снижение уровня совокупного риска организации в ходе осуществления проекта 8. разработку и осуществление проектов создания новой продукции, товаров и услуг. 9. формирование наиболее благоприятного общественного мнения в отношении организации (паблик-рилейшнз), стратегии её развития, планов будущей деятельности, определение степени социальной ответственности и социальной защищенности работников. 10. стандартизацию процесса ознакомления потенциальных инвесторов с данной организацией и состоянием финансовых и иных дел на ней.
Бизнес-план имеет две группы пользователей: § внутренние (инициатор бизнес-идеи - учредители и персонал организации): В данном случае предприниматель выясняет финансовую состоятельность нового (осуществляемого) им дела; § внешние (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры)– в этом случае - в эффективности бизнеса необходимо убедить других.
Отличия технико-экономического обоснования от бизнес-плана
К вопросу 2. Типология бизнес-планов и основные области их применения
Конкретными областями применения бизнес-плана являются следующие: · разработка системы внутрифирменного бизнес-планирования; · разработка и реализация плана увеличения объема производства и роста объема товарооборота; · разработка и реализация мероприятий, связанных с повышением конкурентоспособности реализуемого товара (услуги), а также организации в целом; · разработка стратегии увеличения собственной доли организации на целевом рынке; · разработка комплекса мероприятий по проведению или повышению эффективности рекламной компании организации; · обоснование новой, более современной структуры управления организацией; · разработка и реализация выхода организации на рынок (в том числе внешний) с новым товаром, услугой; · разработка и реализация инвестиционных проектов; · подготовка обоснованных заявок с целью получения банковских кредитов на развитие организации; · организация и осуществление совместных с иностранными компаниями производств и совместных предприятий; · разработка и обоснование мероприятий по созданию финансово-промышленных групп · организация и проведение инвестиционных конкурсов (торгов) по продаже акций приватизируемых организаций; · подготовка и осуществление факторинговых операций; · подготовка и осуществление операций финансового лизинга; · подготовка и осуществление операций по приобретению акций АО на фондовом рынке; · обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; · перепрофилирование существующей организации (осуществляемое, например, на основе конверсий), выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций; · обоснование проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных организаций; · открытие нового предпринимательского дела, определение профиля будущего организации и основных направлений его коммерческой деятельности; · разработка и обоснование комплекса мероприятий по обеспечению успешного функционирования и дальнейшего развития государственных и негосударственных учреждений;
обоснование увеличения до определенного уровня стоимости организации К вопросу 3. Основные подходы в технологии разработки бизнес-планов К вопросу 3.
Рис. Стадии разработки бизнес- плана
К вопросу 4. Стратегическое планирование как основа разработки бизнес-плана Сравнительная характеристика стратегического, тактического и бизнес-плана
К вопросу 5. Проблемы белорусской практики бизнес-планирования
Главными проблемами планирования в торговле можно назвать следующие: - специфика условий становления бизнес-планирования: социально-экономическая среда, правовые условия, в которых работают белорусские организации, отсутствие развитой инфраструктуры, необходимого информационного обеспечения; - плохой анализ торговой деятельности (в 95% случаев анализ системно не применяется); - ошибки в планировании бюджета; - отсутствие четких конкретно доведенных до каждого уровня управления целей плана; - отсутствие элемента “предвидения” и торговой стратегии менеджмента как таковой; - низкая степень привлечения торговой команды к планированию и её права собственности; - постоянный дефицит времени для планирования; - плохая информация по запланированным результатам деятельности - враг самых хороших планов; - отсутствие текущего контроля выполнения плановых показателей (контролируются только конечные результаты в конце периода); - допускаемые ошибки в бизнес-планировании, обусловленные подменой планирования интуицией и практическим опытом, недостаточная квалификация менеджеров и т.п. Ряд проблем в сфере планирования можно и продолжать, конкретизируя на формат ритейлера. Задача заключается не в том, чтобы указать на проблемы, а в том, чтобы предложить пути их решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|