Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности
Стр 1 из 21Следующая ⇒ Конституция Российской Федерации и уголовно-процессуальное законодательство.
Основные начала, принципы уголовно-процессуального законодательства определяет Конституция РФ. Именно они характеризуют российский уголовный процесс как процесс демократического общества строящего правовое государство (гл. 1, 2, 7 Основного закона государства). Конституция России восприняла основные положения правовых актов мирового сообщества, относящихся к судопроизводству по уголовным делам. Регулируя начала правосудия, Конституция РФ фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности. Требование равенства между людьми выражает важнейшая категория этики – категория справедливости. Ст. 19 Конституции провозглашает: «Все равны перед законом и судом». Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения и других обстоятельств. Конституция гарантирует охрану жизни, чести, достоинства человека, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрану частной жизни. Защита этих прав предусматривается документами мирового сообщества. При этом во многих случаях их гарантом выступает судебная власть. Охране достоинства человека посвящена ст. 21 Конституции. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Статья 23 устанавливает право каждого на защиту чести и достоинства. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность согласно статье 22 Конституции. Только по судебному решению допустимы арест, заключение под стражу и содержание под стражей. Лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов до судебного решения.
Право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну устанавливает ст.23 Конституции, а ст.24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений устанавливает ст. 23 Конституции. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. 1. Статья 25 Конституции гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в них лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Таким образом, восприняв общепризнанные нравственно-правовые ценности важнейших международно-правовых актов, Конституция РФ 1993 года существенно усовершенствовала основы российского законодательства. Глубоким нравственным содержанием наполнена, прежде всего, статья 6 «Назначение уголовного судопроизводства». В ней говорится, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1. защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2. защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса)
Уголовный процесс – это деятельность государственных органов и должностных лиц (суд, следователь, дознаватель, прокурор) и др. участников (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель), направленная на выявление, расследование преступлений и рассмотрение уголовных дел в суде.
Под содержанием понимается деятельность в форме уголовно-процессуальных отношений. Элементы, входящие в содержание: · Деятельность (система упорядоченных действий), которая четко определена в законе государственных органов, их должностных лиц и иных, участвующих в процессе. · Отношения (правоотношения), возникающие в ходе осуществления деятельности (производства по уголовным делам) и проявляющимся в реализации прав и обязанностей соответствующих органов и лиц, участвующих в таких отношениях. · Обязательная и тщательная правовая регламентация деятельности и возникающих на ее основе отношений УПК РФ ст. 5 п.56 уголовное судопроизводство – это досудебное и судебное производство по уголовному делу. I. Назначение уголовного процесса. УПК РФ ст. 6 Задачи: 1. защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших преступления; 2. защита личностей от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; 3. уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания; 4. отказ от уголовного преследования невиновных, освобождения их от наказания, реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Производство по уголовным делам и законодательство, его регламентирующее имеют свои задачи (цели), в состав которых входят две группы задач: задачи непосредственные (произведены в ст. 6) и задачи общесоциальные – охрана прав и свобод человека и гражданина, а равно других многоплановых интересов общества и государства.
Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности
Ч. 2 ст. 163 УПК предусматривает привлечение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к работе следственной группы. Согласно ч. 2 ст. 95 УПК, в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи оперативных сотрудников с подозреваемым и обвиняемым, содержащимися под стражей, с письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело. В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК после направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания самостоятельно обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.
Во-вторых, уголовно-процессуальная регламентация осуществления оперативно-розыскной деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений означает, что материалы, полученные в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, теряют свойства «не подлежащих разглашению данных» или «материалов, добытых негласным путем и не имеющих доказательственной перспективы». Напротив, теперь многие из них могут иметь значение данных, полученных в предусмотренном законом порядке. На этой основе им открывается путь в уголовно-процессуальное доказывание. Положительно может решаться вопрос об их допустимости в процессе производства по уголовному делу. В-третьих, впервые в истории уголовного процесса законодатель допускает использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, если они отвечают требованиям» предъявляемым к доказательствам УПК (ст. 89 УПК). Кроме того, законодатель впервые сформулировал непосредственно в УПК определение понятия «результатов оперативно-розыскной деятельности», обозначив их как «сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда» (п. 36 ст. 5 УПК). Таким образом, в современных условиях становится все более актуальным вопрос о природе и сущности соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, особенно применительно к стадиям досудебного производства.
Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности представляет собой систему, в которой можно выделить следующие основные элементы: 1) соотношение организационных и процессуальных форм взаимодействия оперативных и следственных аппаратов при решении уголовно-процессуальных задач; 2) соотношение процессов познания в следственной и оперативно-розыскной деятельности; 3) соотношение оперативного документирования и процессуального оформления доказывания; 4) соотношение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных правоотношений. Практика борьбы с преступностью накопила значительный опыт организации взаимодействия следственных и оперативных аппаратов. Основное назначение такого взаимодействия сводится к обеспечению наиболее эффективного сочетания сил, средств и методов правоохранительных органов для достижения единой цели в борьбе с преступностью — всестороннего и полного раскрытия и расследования совершенных преступлений. Представляется, что взаимодействие следователя и оперативного работника целесообразно рассматривать в качестве неразрывного процесса на протяжении всего досудебного производства, т.е. в рамках оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования, а при необходимости — и судебного разбирательства. Теория оперативно-розыскной деятельности, выражая свое отношение к данному институту, исходит из того, что одним из субъектов взаимодействия является оперативный аппарат, в частности его конкретный сотрудник, а не орган дознания вообще. Применительно к рассматриваемому виду деятельности субъектом взаимодействия выступает правоохранительный орган, наделенный специальными полномочиями, т.е. правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность и иметь для этого специальные силы и средства в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|