ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙСтр 1 из 3Следующая ⇒
Т.Г. Стефаненко ЭТНОПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНИК ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к третьему изданию.............................................. Предисловие к четвертому изданию.......................................... Часть I ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Этническое возрождение ия рубеже тысячелетни 1.1 Этнический парадокс современности 1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире 1.3. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности Глава 2. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний 2.1.Этнос как психологическая общность............................. 2.2.Культура как психологическое понятие.......................... 2.3.Что такое этнопсихология?............................................... Часть II ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ Глава 3. Этнопсихологические идеи в европейской науке 3.1.Зарождение этнопсихологии в истории и философии... 3.2. Изучение психологии народов в Германии и России.... 3.3. Психология народов В. Вундта......................................... 3.4. Г. Г. Шлет о предмете этнической психологии............... Глава 4. Психологическое направление ■ американскойэтнологии 4.1.Конфигурации культур.................................................... .. 4.2.Базовая и модальная личность.......................................... 4.3.Предмет и задачи психологической антропологии........ Глава 5. Сравнительно-культурный подход к построению общепенхологнческого знания 5.1.Эмпирические исследования перцептивных процессов 5.2.Зрительные иллюзии и культура....................... ............... 5.3.Цвет: кодирование и категоризация................................ 5.4. Немного о тестах интеллекта............................................ Глава 6. Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований 6.1.Релятивизм, абсолютизм, универсализм.......................... 6.2.Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека 6.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления Часть Ш ЧЕЛОВЕК И ГРУППА В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ Глава 7. Этнокультурная вариативность социализация 7.1.Социализация, инкультурация, культурная трансмиссия 7.2. Влияние культуры на развитие ребенка......................... 7.3. Этнография детства.......................................................... 7.4.Архивные, полевые и экспериментальные исследования социализации............................................ 7.5.Отрочество и «переход в мир взрослых»....................... Глава 8. Этнопсихологические проблемы исследования личности 8.1.Личность и личностные черты: универсальность или специфичность? 8.2. Национальный характер или ментальность?................. 8.3. Пути к разгадке русской души........................................ 8.4. Проблема нормы и патологии личности........................ Глава 9. Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения 9.1.Социальная психология и культурный контекст.......... 9.2.Зависимость коммуникации от культурного контекста 9.3.Экспрессивное поведение и культура............................ 9.4.Язык пространства и времени......................................... 9.5. Межкультурные различия в каузальной атрибуции..... Глава 10. Культурная вариативность регуляторов социального поведения 10.1. Регулятивная функция культуры................................... 10.2. Индивидуализм и коллективизм................................... 10.3. Изучение ценностей как путь к познанию культуры. 10.4. Культурная специфика моделей конфликта................. 10.5. Вина и стыд как механизмы социального контроля... 10.6.Конформность как регулятор поведения индивида в группе
Часть IV ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Глава 11. Межэтнические отношения и когнитивные процессы 11.1. Отношения межличностные, межгрупповые и межэтнические .. 11.2. Психологические детерминанты межэтнических отношений.... 11.3. Основные компоненты этнической идентичности..... 11.4. Язык и другие этнодифференцирующие признаки..... Глава 12. Развитие н трансформации этнической идентичности 12.1.Этапы становления этнической идентичности.......... 12.2.Влияние социального контекста на этническую идентичность ... 12.3.Стратегии поддержания этнической идентичности... 12.4. Модели измерения этнической идентичности........... Глава 13. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях 13.1.Этноцентризм как социально-психологическое явление 13.2.Этнические стереотипы и процесс стереотипизации 13.3.Этнические стереотипы: основные свойства.............. 13.4.Социальная каузальная атрибуция............................... Глава 14. Этнические конфликты-причины возникновения и способы урегулирования 14.1.Определение и типы этнических конфликтов........... 14.2.Этнические конфликты: как они возникают.............. 14.3.Этнические конфликты: как они протекают............... 14.4.Урегулирование этнических конфликтов................... Глава 15. Адаптация к новой культурной среде 15.1.Адаптация, аккультурация, приспособление.............. 15.2.Влияние на процесс адаптации к новой культурной среде:основные факторы 15.3.Последствия межкультурных контактов для групп и индивидов.... Литература
Двум Галинам Михайловнам — памяти моей Мамы Г. М. Стефаненко и моему Учителю Г. М. Андреевой Предисловие к третьему изданию Со времени появления первого (1998) и мало отличающегося от него второго (1999) изданий учебника прошло некоторое время. Но многое изменилось. Мировое развитие этнопсихологии в последние десятилетия напоминает снежный ком, докатившийся на рубеже веков и до России. Именно в последние годы появилось несколько интересных эмпирических исследований отечественных авторов. Кроме того, опубликованы переводы работ ряда известных зарубежных культурантропологов и психологов. Вместе с тем «количество» пока еще не перешло в «качество». Интегрировать множество эмпирических данных и обобщать их в подлинно универсальную этническую психологию предстоит новым поколениям исследователей, в том числе и нынешним студентам. Все это заставило меня существенно переработать большинство глав учебника и дополнить его новыми разделами: «Влияние культуры на развитие ребенка», «Пути к разгадке русской души», «Язык пространства и времени», «Изучение ценностей как путь к познанию культуры». Подверглись значительному обновлению стержневые для меня разделы, посвященные анализу этнической идентичности, чему способствовала защита мною в промежутке между появлением второго и третьего изданий учебника докторской диссертации по теме «Социальная психология этнической идентичности». Но, публикуя расширенное издание учебника, я отдаю себе отчет в том, что и оно не может охватить всей этнопсихологической проблематики. Как и прежде, я не стремлюсь к тому, чтобы изложить как можно больше концепций и теорий. Используя интегративный подход к этнопсихологии как к междисциплинарной области знания, я ставлю перед собой более конкретные задачи повышения компетентности студентов в данной области и на этой основе их подготовки к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизни. Во-первых, мне хотелось бы, чтобы читатели осознали, что представители других культур и народов в психологическом плане могут очень сильно отличаться от соотечественников, тогда поведение «чужаков» не будет восприниматься ими странным и диким, а ценности и нормы чужой культуры вызывать шок. Во-вторых, чтобы именно это осознание позволило им не только признать, но и принять различия, избавиться от предубеждений и негативных стереотипов, сформировать толерантность к культурам самых разных этнических общностей. И, в-третьих, чтобы знакомство с этнопсихологическими аспектами культуры чужих народов привело их к лучшему пониманию народа, по отношению к которому они осознают свою принадлежность. Можно только присоединиться к мнению Маргарет Мид, отметившей, что «...как путешественник, единожды вышедший из дома, мудрее человека, никогда не переступавшего собственного порога, так и знание об иной культуре должно обострить нашу способность исследовать с большей настойчивостью, оценивать с большей симпатией собственную» [Мид, 1988. С. 95]. В заключение хотела бы выразить сердечную благодарность моим студентам, штудировавшим предыдущие издания учебника и дававшим «обратную связь» на экзаменах, а также многочисленным коллегам, высказавшим одобрение в его адрес. Особая благодарность за сказанные о книге теплые слова И. С. Кону. Предисловие к четвертому изданию Когда разошлись два тиража третьего издания учебника (2003, 2004), я посчитала необходимым вновь переработать ряд глав и включить новый раздел «Культурная специфика моделей конфликта», а также значительно дополнить список литературы, Я не могу остановиться в попытках усовершенствовать учебник, поскольку этнопсихология бурно развивается, а процессы глобализации привели к тому, что межкультурное общение стало нормативным элементом современного общества. В этой ситуации все большему числу жителей нашего «маленького», но очень опасного мира требуется знакомство с основами этнопсихологии. Часть I Введение Глава 1 ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
|