Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г) форма контроля самостоятельной работы студентов

Методическая разработка практических занятий для студентов

 

Практическое занятие № 9

Тема: " Инфузионная терапия у детей."

Цель занятий: Научить студентов методам инфузионной терапии.

 

Базисные знания:

  1. Особенности водно-электролитного обмена у детей (Физиология плода и детей/ А.С. Батуев, В.Д. Глебовский, В.А. Жданов и др. Под редакцией В.Д. Глебовского М.: Медицина, 1988 – 224с.).
  2. Изменения водно-электролитного состояния при различных патологических
    состояниях (Патологическая физиология / Под редакцией А.Д. Адо и Л.Н. Силимовой. – 2-ое издание переработанное и дополненное. М.: Медицина, 1980 – 520с.; Патофизиология: Учебник в 2-х томах / Литвицкий П.Ф. – 2-ое издание переработанное и дополненное. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2003).
  3. Основные препараты, используемые при инфузионной терапии у детей (Фармакология: учебник для вузов / Д.А. Харкевич – 10-е издание, исправленное, переработанное и дополненное М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 – 752с.).

 

Продолжительность занятий: 4 часa

 

 

Место проведения занятий: МУЗ ДГКБ № 8.

 

Методическое и материально-техническое оснащение:

- Методическая разработка практического занятия;

- Больные для курации в отделении;

- Схемы и микротаблицы:

 

1. Стадии ДВС-синдрома;

2. Программа инфузионной терапии;

3. Алгоритм острой дегидратации на фоне кишечной инфекции;

4. Отрицательное взаимодействие лекарств в инфузионных растворах;

5. Программа инфузионной терапии при кетоацидозе и кетоацидотической коме при сахарном диабете;

6. Нормы электролитов, КЩР;

7. Дозировка лекарств, применяемых при лечении неотложных состояний;

8. Алгоритм неотложной помощи при септическом шоке;

- Набор ситуационных задач.

 

Хронокарта занятия.

 

Этапы занятий Длительность этапов
Вступительное слово преподавателя. 5 минут
Контроль исходного уровня знаний. 10 минут
Закрепление знаний, коррекция исходного уровня. 15 минут
Формирование умения обследовать больного, интерпретировать данные физикального, лабораторного и инструментального исследований, а также формулировать клинический диагноз и определять лечебную тактику. 40 минут
Совместный обход и обсуждение больных. 50 минут
Итоговый контроль - решение задач: постановка диагноза, проведение дифференциального диагноза, написание программы инфузионной терапии. 50 минут
Заключительное слово преподавателя. Задание на дом. 10 минут

 

Содержание темы – приложение №1

 

 

Студент должен знать

1. Особенности водно-электролитного обмена у детей;

1. Изменения водно-электролитного состояния при различных патологических
состояниях;

2. Основные препараты, используемые при инфузионной терапии у детей;

3. Задачи инфузионной терапии;

4. Расчет объема инфузионной терапии;

5. Определение качественного состава жидкостей для инфузионной терапии;

6. Методы контроля инфузионной терапии;

7. Осложнения инфузионной терапии;

 

Студент должен уметь

1. Определять показаний для инфузионной терапии;

2. Выбрать пути введения жидкости;

3. Рассчитать количество и качество вводимой жидкости;

4. Контролировать инфузионную терапию;

5. Проводить профилактику осложнений инфузионной терапии

 

Учебная карта занятия

 

а) контрольные вопросы по теме занятий:

1. Особенности водно-электролитного обмена у детей;

2. Изменения водно-электролитного состояния при различных патологических
состояниях;

3. Основные препараты, используемые при инфузионной терапии у детей;

4. Задачи инфузионной терапии;

5. Расчет объема инфузионной терапии;

6. Определение качественного состава жидкостей для инфузионной терапии;

7. Методы контроля инфузионной терапии;

8. Осложнения инфузионной терапии

 

б) самостоятельная работа во внеаудиторное время:

1. Вопросы по теме для самостоятельного изучения;

2. Работа в библиотеке с литературой;

3. Подготовка реферативных сообщений;

4. Решение тестовых заданий и ситуационных задач из сборника для студентов медицинских вузов.

 

в) самостоятельная работа в аудиторное время ( инструкции для самостоятельной работы):

1. - получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме

2. - студентам выдаются схемы сбора анамнеза и и обследования больного

3. - самостоятельно осуществляют курацию больных

4. - образцы ведения документации.

5. - студенты заполняют дневники микрокурации с оценкой

6. - написание карты инфузионной терапии;

7. - обоснование клинического диагноза, проведение дифференциального диагноза

 

г) форма контроля самостоятельной работы студентов

1. Выполнение тестовых заданий (приложение №2)

2. Решение ситуационных задач (приложение № 3)

3. Доклад реферативных сообщений

4. Отчет по курации больных

 

Вопросы для самостоятельного изучения студентами:

1. Водно-электролитный обмен у детей;

2. Нарушение водно-электролитного обмена при токсикозах, пневмонии, сахарном диабете, токсикозе с эксикозом у детей.

Практические навыки:

1. Определение показаний для инфузионной терапии;

2. Выбор пути введения жидкости;

3. Расчет количества и качества вводимой жидкости;

4. Контроль инфузионной терапии;

5. Профилактика осложнений инфузионной терапии.

 

Темы для реферативных сообщений:

1. Особенности проведения инфузионной терапии у новорожденных детей;

2. Особенности проведения инфузионной терапии при ВДКН, сольтеряющая форма.

 

 

Список литературы по теме

Основная литература:

1. Острые токсикозы у детей раннего возраста. Папаян А.В., Цыбулькин Э.К. - Л.,
1984.

2. Михельсон В.А. Детская анестезиология и реаниматология - М., 1985.

3. Алгоритмы неотложной помощи в педиатрии (учебное пособие). Челябинск,
2003 г.

4. Основные принципы проведения инфузионной терапии в педиатрии. Учебно-методическое пособие рекомендации, ЧГМА, 1998.

Дополнительная литература:

1. Цыбулькин Э.К. Неотложная терапия в алгоритмах. - СПб., 1998.

2. Диагностика и терапия синдрома ДВС крови у детей. Учебно-методические
рекомендации, ЧГМА, 1988.

3. А.Д. Петрушина, А.Д. Мальченко, Л.Н. Кретинина. Неотложные состояния у
детей. Москва, "Медицинская книга" издательский центр "Академия", издательство НГМА, 2001.

 

Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры от «28 августа 2009г. (протокол № 1)

 

 

Зав. кафедры пропедевтики детских

болезней и педиатрии д.м.н., проф. _________________А.Н. Узунова

 

инфузионная терапия токсикозов

 

 

Наряду с лечением расстройств периферического кровотока, инфузионная терапия является основной в ведении токсического синдрома у детей. Показанием к назначению инфузионной терапии являются определенная тяжесть состояния больного и все те нарушения, которые требуют ограничения поступления жидкости через рот. К ним относятся сопорозное или коматозное состояние, стойкая гипертермия, не поддающаяся антипиретической терапии, наличие у больного рвоты, пареза кишок.

Начать инфузионную терапию – это значит обеспечить необходимый контроль, выбрать путь внутривенной инфузии, рассчитать объем и состав переливаемых жидкостей.

Все формулы расчета инфузионной терапии достаточно условны, поэтому она должна проводиться с учетом динамики клинической картины и лабораторных данных, позволяющих оценить адекватность лечения, при необходимости провести его коррекцию. Следует придерживаться основного правила: коррекция водно-электролитных расстройств проводится по принципу – лечение «шаг за шагом». Каждый шаг необходимо ограничить во времени (6-8 ч) и заканчивать клиническим и (по показаниям) биохимическим контролем.

Клинические критерии адекватности инфузионной терапии должны основываться на динамике симптомов обезвоживания, водной перегрузки или неврологических расстройств. Должны учитываться появление сухости кожи и слизистых оболочек либо, напротив, пастозности голеней, стоп и периорбитальных отеков, выбухания или втяжения большого родничка; нормализация или подъем температуры тела; изменение в течение короткого промежутка времени размеров печени; уменьшение степени тахикардии и др. Наиболее информативными показателями адекватности общего количества жидкости, назначенной ребенку, служат динамика ЦВД, гематокрита, среднего часового диуреза, относительной плотности мочи. Ежедневно или 2 раза в сутки больного необходимо взвешивать. Выбор объема водной нагрузки можно считать правильным, если величины гематокрита и среднего часового диуреза соответствуют возрастной норме, ЦВД не выше 0,784 кПа (8 см вод. ст.) и не ниже 0,196 кПа (2 см вод. ст.), колебания относительной плотности мочи не выходят за пределы 1,010-1,015.

Адекватность качественного состава контролируют по концентрации натрия, калия, хлора, белка, мочевины, глюкозы, плазмы крови, показателям КОС. Примером подобного рода контроля может быть схема, используемая в Ленинградском городском реанимационно-консультативном центра (таблица 1).

Выбор пути инфузии зависит от условий, в которых оказывается больной ребенок, характера ведущего патологического процесса и тяжести состояния ребенка. Если больной в сознании и у него нет рвоты, то жидкость назначают через рот («выпаивание» в ранних стадиях токсикоза). Во всех других случаях растворы вводят парентерально. Предпочтительно применять внутривенный путь введения, так как при расстройствах периферического кровообращения нарушено всасывание из подкожной клетчатки и мышц.

Таблица 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...