Г) форма контроля самостоятельной работы студентов
Методическая разработка практических занятий для студентов
Практическое занятие № 9 Тема: " Инфузионная терапия у детей." Цель занятий: Научить студентов методам инфузионной терапии.
Базисные знания:
Продолжительность занятий: 4 часa
Место проведения занятий: МУЗ ДГКБ № 8.
Методическое и материально-техническое оснащение: - Методическая разработка практического занятия; - Больные для курации в отделении; - Схемы и микротаблицы:
1. Стадии ДВС-синдрома; 2. Программа инфузионной терапии; 3. Алгоритм острой дегидратации на фоне кишечной инфекции; 4. Отрицательное взаимодействие лекарств в инфузионных растворах; 5. Программа инфузионной терапии при кетоацидозе и кетоацидотической коме при сахарном диабете; 6. Нормы электролитов, КЩР; 7. Дозировка лекарств, применяемых при лечении неотложных состояний; 8. Алгоритм неотложной помощи при септическом шоке; - Набор ситуационных задач.
Хронокарта занятия.
Содержание темы – приложение №1
Студент должен знать 1. Особенности водно-электролитного обмена у детей; 1. Изменения водно-электролитного состояния при различных патологических 2. Основные препараты, используемые при инфузионной терапии у детей; 3. Задачи инфузионной терапии; 4. Расчет объема инфузионной терапии; 5. Определение качественного состава жидкостей для инфузионной терапии; 6. Методы контроля инфузионной терапии; 7. Осложнения инфузионной терапии;
Студент должен уметь 1. Определять показаний для инфузионной терапии; 2. Выбрать пути введения жидкости; 3. Рассчитать количество и качество вводимой жидкости; 4. Контролировать инфузионную терапию; 5. Проводить профилактику осложнений инфузионной терапии
Учебная карта занятия
а) контрольные вопросы по теме занятий: 1. Особенности водно-электролитного обмена у детей; 2. Изменения водно-электролитного состояния при различных патологических 3. Основные препараты, используемые при инфузионной терапии у детей; 4. Задачи инфузионной терапии; 5. Расчет объема инфузионной терапии;
6. Определение качественного состава жидкостей для инфузионной терапии; 7. Методы контроля инфузионной терапии; 8. Осложнения инфузионной терапии
б) самостоятельная работа во внеаудиторное время: 1. Вопросы по теме для самостоятельного изучения; 2. Работа в библиотеке с литературой; 3. Подготовка реферативных сообщений; 4. Решение тестовых заданий и ситуационных задач из сборника для студентов медицинских вузов.
в) самостоятельная работа в аудиторное время ( инструкции для самостоятельной работы): 1. - получают инструкцию по самостоятельной работе в устной форме 2. - студентам выдаются схемы сбора анамнеза и и обследования больного 3. - самостоятельно осуществляют курацию больных 4. - образцы ведения документации. 5. - студенты заполняют дневники микрокурации с оценкой 6. - написание карты инфузионной терапии; 7. - обоснование клинического диагноза, проведение дифференциального диагноза
г) форма контроля самостоятельной работы студентов 1. Выполнение тестовых заданий (приложение №2) 2. Решение ситуационных задач (приложение № 3) 3. Доклад реферативных сообщений 4. Отчет по курации больных
Вопросы для самостоятельного изучения студентами: 1. Водно-электролитный обмен у детей; 2. Нарушение водно-электролитного обмена при токсикозах, пневмонии, сахарном диабете, токсикозе с эксикозом у детей. Практические навыки: 1. Определение показаний для инфузионной терапии; 2. Выбор пути введения жидкости; 3. Расчет количества и качества вводимой жидкости; 4. Контроль инфузионной терапии; 5. Профилактика осложнений инфузионной терапии.
Темы для реферативных сообщений: 1. Особенности проведения инфузионной терапии у новорожденных детей; 2. Особенности проведения инфузионной терапии при ВДКН, сольтеряющая форма.
Список литературы по теме Основная литература: 1. Острые токсикозы у детей раннего возраста. Папаян А.В., Цыбулькин Э.К. - Л., 2. Михельсон В.А. Детская анестезиология и реаниматология - М., 1985. 3. Алгоритмы неотложной помощи в педиатрии (учебное пособие). Челябинск, 4. Основные принципы проведения инфузионной терапии в педиатрии. Учебно-методическое пособие рекомендации, ЧГМА, 1998.
Дополнительная литература: 1. Цыбулькин Э.К. Неотложная терапия в алгоритмах. - СПб., 1998. 2. Диагностика и терапия синдрома ДВС крови у детей. Учебно-методические 3. А.Д. Петрушина, А.Д. Мальченко, Л.Н. Кретинина. Неотложные состояния у
Методическая разработка практических занятий рассмотрена на заседании кафедры от «28 августа 2009г. (протокол № 1)
Зав. кафедры пропедевтики детских болезней и педиатрии д.м.н., проф. _________________А.Н. Узунова
инфузионная терапия токсикозов
Наряду с лечением расстройств периферического кровотока, инфузионная терапия является основной в ведении токсического синдрома у детей. Показанием к назначению инфузионной терапии являются определенная тяжесть состояния больного и все те нарушения, которые требуют ограничения поступления жидкости через рот. К ним относятся сопорозное или коматозное состояние, стойкая гипертермия, не поддающаяся антипиретической терапии, наличие у больного рвоты, пареза кишок. Начать инфузионную терапию – это значит обеспечить необходимый контроль, выбрать путь внутривенной инфузии, рассчитать объем и состав переливаемых жидкостей. Все формулы расчета инфузионной терапии достаточно условны, поэтому она должна проводиться с учетом динамики клинической картины и лабораторных данных, позволяющих оценить адекватность лечения, при необходимости провести его коррекцию. Следует придерживаться основного правила: коррекция водно-электролитных расстройств проводится по принципу – лечение «шаг за шагом». Каждый шаг необходимо ограничить во времени (6-8 ч) и заканчивать клиническим и (по показаниям) биохимическим контролем. Клинические критерии адекватности инфузионной терапии должны основываться на динамике симптомов обезвоживания, водной перегрузки или неврологических расстройств. Должны учитываться появление сухости кожи и слизистых оболочек либо, напротив, пастозности голеней, стоп и периорбитальных отеков, выбухания или втяжения большого родничка; нормализация или подъем температуры тела; изменение в течение короткого промежутка времени размеров печени; уменьшение степени тахикардии и др. Наиболее информативными показателями адекватности общего количества жидкости, назначенной ребенку, служат динамика ЦВД, гематокрита, среднего часового диуреза, относительной плотности мочи. Ежедневно или 2 раза в сутки больного необходимо взвешивать. Выбор объема водной нагрузки можно считать правильным, если величины гематокрита и среднего часового диуреза соответствуют возрастной норме, ЦВД не выше 0,784 кПа (8 см вод. ст.) и не ниже 0,196 кПа (2 см вод. ст.), колебания относительной плотности мочи не выходят за пределы 1,010-1,015.
Адекватность качественного состава контролируют по концентрации натрия, калия, хлора, белка, мочевины, глюкозы, плазмы крови, показателям КОС. Примером подобного рода контроля может быть схема, используемая в Ленинградском городском реанимационно-консультативном центра (таблица 1). Выбор пути инфузии зависит от условий, в которых оказывается больной ребенок, характера ведущего патологического процесса и тяжести состояния ребенка. Если больной в сознании и у него нет рвоты, то жидкость назначают через рот («выпаивание» в ранних стадиях токсикоза). Во всех других случаях растворы вводят парентерально. Предпочтительно применять внутривенный путь введения, так как при расстройствах периферического кровообращения нарушено всасывание из подкожной клетчатки и мышц. Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|