Физические и химические свойства природных вод. Вода как среда обитания гидробионтов.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Биологический факультет Кафедра экологии УТВЕРЖДАЮ: Декан биологического факультета Учебная программа по дисциплине: «УЧЕНИЕ О ГИДРОСФЕРЕ» Программа разработана к.б.н., доц. Шургановой Г.В., Утверждена на заседании кафедры «____»____________ 2006 г. Зав. каф. экологии, проф. __________ Д.Б. Гелашвили Нижний Новгород, 2006 Программа дисциплины «Учение о гидросфере»
Цель курса: Целью курса является изучение системы основных научных представлений при комплексном подходе к изучению гидросферы. Интегративность изложения современных проблем и представлений о гидросфере достигается использованием основных положений различных дисциплин (гидрологии, гидрофизики, гидрохимии, гидробиологии и др.). Задачи курса: Дать представление о наиболее общих закономерностях процессов в гидросфере, показать взаимосвязь гидросферы с атмосферой, литосферой. Познакомить студентов с основными закономерностями географического распределения водных объектов разных типов: океанов и морей, озер, рек, ледников, подземных вод, болот, водохранилищ, их гидрологическими, гидрофизическими, гидрохимическими, гидробиологическими особенностями. В результате изучения данного курса студенты должны: · Получить современные представления о гидросфере и ее составляющих. · Освоить особенности морфометрии и гидрологии водных объектов разных типов, их гидрохимические и гидрофизические характеристики. · Получить представления об основных экологических группировках разнотипных водоемов, составляющих гидросферу.
Место курса в профессиональной подготовке Курс «Учение о гидросфере» является фундаментальной научной дисциплиной. Курс предполагает знание основ географии, физики, химии, экологии, зоологии, ботаники. Читается в качестве базового курса в VIII семестре. Требования к уровню освоения материала. Освоение содержания курса предполагает формирование у студентов современных представлений о гидросфере. Промежуточный контроль освоения материала должен проводиться в форме устных и письменных тестов. Итоговая оценка по курсу формируется на основе результатов этих тестов, активности студентов во время практических занятий, а также проверки знаний на экзамене II. Содержание курса. ВВЕДЕНИЕ Вода в природе и в жизни человека. Понятие о гидросфере. Единство гидросферы. Энергетические основы круговорота воды. Науки о природных водах: гидрология, гидрофизика, гидрохимия, гидробиология. Интегративность изложения современных проблем и представлений о гидросфере. ГИДРОСФЕРА И ТИПЫ ПРИРОДНЫХ ВОДОЕМОВ. Круговорот воды: глобальный круговорот, его материковые и океанические звенья. Круговорот веществ в водоемах. Миграция наносов и солей. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его состав и функционирование, масштабы этого процесса в гидросфере. Биогеохимические циклы основных элементов живого вещества – углерода, азота, фосфора, кремния. Синтез и распад органического вещества в гидросфере. Вода как биокосное тело гидросферы. Распределение природных вод в Мировом океане и в континентальных водоемах. Классификация водоемов: океаны и моря, озера и водотоки, водохранилища и пруды. Характеристика морской среды с экологической точки зрения. Мировой океан. Океаны и моря. Средиземные, окраинные и межостровные моря. Заливы, фьорды, лиманы, лагуны, проливы: гидрологическая, гидрофизическая и гидрохимическая характеристики.
Зональность в море: вертикальная и горизонтальная экологическая зональность, климатическая зональность. Рельеф дна Мирового океана. Донные отложения. Гидротермальные образования в океанах. Движение водных масс в океане: приливы, течения, волны. Апвеллинг и его роль в процессах обмена поверхностных и глубинных вод. Континентальные водоемы. Озера и их размещения на земном шаре. Особенности морфометрии и гидрологии озер. Классификация озер по минерализации и солевому составу воды. Реки и их распространение на земном шаре. Река и речная сеть. Долина и русло реки. Продольный профиль реки. Плесы и перекаты. Особенности гидрологии рек. Малые реки: гидрология, загрязнение. Искусственные водоемы: пруды, водохранилища. Назначение водохранилищ и их размещение на земном шаре. Виды водохранилищ и их классификация. Основные морфометрические и гидрологические характеристики водохранилищ. Отличия водохранилищ от рек и озер, их гидрологическая специфика. Влияние водохранилищ на речной сток и окружающую природную среду. Болота как специфические образования гидросферы. Происхождение болот и их распространение на земном шаре. Влияние болот на речной сток. Подземные воды: запасы и ресурсы, использование, загрязнение, охраны. Роль подземных вод в питании рек. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРИРОДНЫХ ВОД. ВОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ГИДРОБИОНТОВ. Основные особенности воды как среды обитания. Химические свойства природных вод. Вода как растворитель. Физические свойства природных вод. Агрегатные состояния воды: жидкая вода, водяной пар, лед. Термодинамические (теплоемкость, теплота плавления, теплота парообразования) и механико-динамические свойства воды (плотность, вязкость, различные виды движения). Плотность воды и ее зависимость от температуры, минерализации (солености) и давления. Лед как среда обитания. Соленость. Классификация водоемов по содержанию соли в воде. Факторы, влияющие на величину солености. Ионный состав морских и пресных вод. Адаптации гидробионтов к изменению солености. Осморегуляция и понятие «критической солености», парадокс солоноватых вод. Соленость и пространственное распределение гидробионтов.
Температура. Термический режим океана и континентальных вод. Температурная стратификация, ее сезонная и широтная изменчивость. Температура как фактор, регулирующий скорость энергетического обмена гидробионтов. Коэффициент Вант-Гоффа и температурная кривая Крога. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Стено- и эвритермные организмы. Тепловодные и холодноводные организмы. Температура и распространение организмов. Свет. Источники света в водоемах. Распространение света в водной среде. Прозрачность и цветность воды природных водоемов. Биологическое воздействие излучений разных частей спектра на гидробионтов. Свет как фактор, регулирующий условия существования и поведения гидробионтов. Фотосинтез растений, связь освещенности с фотосинтезом. Свет и биологические ритмы. Хроматическая адаптация гидробионтов. Газовый режим. Режим кислорода и углекислоты в водоемах разного типа. Особенности дыхания гидробионтов в воде. Приспособления гидробионтов к жизни в водоемах с разным содержанием кислорода. Оксифилы и анаэробы. Сероводород, его образование и окисление. Активная реакция среды. Колебания рН в природных водоемах. Окислительно-восстановительный потенциал в воде и грунтах и его влияние на процессы жизнедеятельности гидробионтов. Гидростатическое давление. Влияние гидростатического давления на вертикальное распределение и биологические особенности организмов. Перемещения и перемешивание вод. Течения. Общая схема циркуляции вод в океане. Приливно-отливные явления. Специфика организмов, населяющих приливно-отливные зоны. Апвеллинг. Состав и продуктивность зон апвеллинга. Ветровое и термическое перемешивание. Голомиктические и меромиктические озера (по Хатчинсону), состав и особенности населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|