Правовое регулирование международных перевозок грузов
Документы, регулирующие международные перевозки экспортно-импортных грузов, в дополнение к нормативным документам, регулирующим перевозки грузов по Российской Федерации:
- Закон РФ «О таможенном тарифе»;
- Таможенный кодекс РФ;
- Международная грузовая конвенция (КОТИФ);
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов ЕЭК ООН от 1956 г. (КДПГ);
- Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ от 1961 и 1968 гг.;
- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г.;
- Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ);
- Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС);
- Единые правовые предписания для договора о международных перевозках грузов железнодорожным транспортом (Конвенция С1М);
- Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила);
- Конвенция ООН о международных мультимодальных перевозках грузов (Женевская конвенция от 1980 г.);
- Конвенция ООН по обязательству операторов транспортных терминалов в международной торговле (Венская конвенция от 1991 г.);
- документы Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и другие международные соглашения.
Организация международных перевозок также регламентируется:
- базисными условиями поставок товаров;
- транспортными условиями договора купли-продажи товара;
- договорами на перевозку грузов;
- перевозочной документацией. Базисные условия поставок товаров:
- обязанности продавца и покупателя по доставке товара;
- момент перехода риска гибели или повреждения товара с продавца на покупателя;
- сторона, которая несет расходы, связанные с транспортировкой товара от продавца до покупателя.
Транспортные условия договора поставки регламентируют:
- порядок перевозки груза;
- условия и сроки погрузки-разгрузки;
- размер и порядок оплаты.
При формулировании транспортных условий договора поставки учитываются:
- вид используемого транспорта;
- выбранный способ перевозки;
- вид перевозимого груза;
- тип заключенной сделки;
- базисные условия поставки;
- сроки отгрузки продукции;
- место и порядок сдачи продукции продавцом покупателю;
- перевозчик, услуги которого покупаются;
- количество и местоположение портов, железнодорожных станций, пунктов перехода государственной границы, пунктов перегрузки;
- какая из сторон договора перевозки оплачивает расходы по погрузке-разгрузке и другие расходы;
- порядок расчетов за транспортировку транзитом через территорию третьих стран;
- порядок расчетов с агентами, брокерами, экспедиторами, операторами, провайдерами и другими посредниками;
- порядок страхования транспортного риска (страхование груза, страхование ответственности перевозчика);
- документы, сопровождающие груз.
Коносамент — это документ, выдаваемый судовладельцем (капитаном) грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке морским путем. Различают прямой (на один порт) и сквозной (морской транзит) коносамент. Виды коносамента:
- именной;
- на предъявителя;
- ордерный.
Основные функции коносамента:
- удостоверяет принятие груза к перевозке;
- служит товаросопроводительным документом;
- свидетельствует о заключении договора перевозки груза морским путем.
Коносамент подтверждает факт того, что продукция принята к перевозке и держатель коносамента вправе распоряжаться грузом в то время, когда груз находится в пути. Коносамент на груз, принятый на борт судна, называется бортовым коносаментом. Реквизиты коносамента:
- название судна;
- сведения о тоннаже;
- наименования портов погрузки и выгрузки;
- суммы фрахта;
- время и место встречи и др.
ЕКМТ — Европейская конференция министров транспорта, межправительственная организация, основанная в 1953 г. Разрешения ЕКМТ — это многосторонние разрешения для международных автомобильных перевозок грузов по найму или за вознаграждение транспортными предприятиями, учрежденными в стране — участнице ЕКМТ, на основе системы квоты на транспортные операции, выполняемые между странами — участницами ЕКМТ и транзитом через территорию одной или нескольких стран — участниц ЕКМТ транспортными средствами, зарегистрированными в стране — участнице ЕКМТ. Разрешения ЕКМТ недействительны для транспортных операций между страной-участницей и третьей страной. Книжка МДП — международный документ, упрощающий пересечение государственных границ автотранспортным средством (без полного досмотра груза).
Основные документы, регламентирующие порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию:
- «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ;
- «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», Указ Президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752;
- «Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. № 298;
- Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утверждена приказом МВД России от 26 мая 1997 г. № 310.
- Императивное законодательство — любое статутное право, положения которого не могут быть отделены от договорных условий без нанесения ущерба клиенту.
Сертификат о происхождении продукции является документом, однозначно свидетельствующим о том, что указанная продукция происходит из соответствующей страны, и содержит:
- письменное заявление отправителя о том, что продукция удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
- письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что сведения, представленные в сертификате, соответствуют действительности.
Страной происхождения продукции считается страна, в которой продукция была полностью произведена или подвергнута достаточной переработке в соответствии с критериями, особыми для данного вида продукции и установленными нормативами. Под страной происхождения продукции может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения продукции. Продукцией, полностью произведенной в данной стране, считаются:
- полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;
- растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;
- живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
- продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
- произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;
- продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;
- вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;
- продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею.
Критерием достаточной переработки продукции в данной стране служит изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, происшедшее в результате переработки продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: