Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели монопольной власти.




Индекс Лернера Часто вместо МС исп-ют АС

Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель концентрации отраслевого рынка или распределение рын власти м/у всеми участниками рынка.

S1 — удельный вес самого крупного предприятия;

S2 — удельный вес следующего по величине предприятия;

Sn- удельный вес наименьшего предприятия.

 

Определение Р и V пр-ва в условиях олигополии.

Уникальность олигополии в том, что кажд фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при опред-ии Р и V пр-ва. Осознание взаимозавис-ти оли-в и возм-ть явной или неявной координации совместных действий явл-ся ключевым моментом в олиг поведении.

Разновидность О: 1. Картель – организация неск-х производителей, совместно принимающих решения об уровне Р, V пр-ва или о разделе рынка. 2. Картелеподобные структуры – фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конк-в. 3. Нескоординированные олиг-ии – фирмы не вступают в контакт ине пытаются найти общ решения.

Олигополист поведение, основанное на тайном сговоре. Фирмы очень быстро осознают завис-ть друг от друга и начинают подстраивать свое поведение под конкурентов, кот ведут себя аналогично – ситуация неявного сговора. В рез-те сниж Р у одного к-та, происх-т сниж и у др. Фирма –к-т еще > сниж Р и в рез-те Р стан-ся = Р в усл СК. Это не выгодно фирмам. В рез-те фирмы начинают действ-ть, соизмеряя свой доход с пред изд. Поведение кажд фирмы на своей части рынка приобретает мон-ий хар: Р↑, TR↑, Q↓. Пределом такого сговора явл условия монополии кажд фирмы на своей части рынка. Не вступая в контакт, фирмы ведут себя как единая монополия с общим V предлож и Рм. В этой модели всегда сущ возм некорректного поведения: 1) конк в рез-те технич инноваций сниж изд, пониж Р и захватывают большую часть рынка. 2) мошенничество посредством ценовых скидок 3) эк спад 4) антимон закон-во.

Олигополии с доминирующей фирмой. 2 модели поведения: 1.Лидерство домин фирмы 2.Барометрическое повед

Эта можель выгодна домин фирме: 1) фирма ведет себя как мон, формально им не являясь. 2)за счет эффекта масштаба сризд настолько низки, что устанавливаемые Р не велики. В рез-те барьеры вхождения велики. 3) Фирма на конкур краю производит диффернецированные товары той же ценовой группы. Эти конкур фирмы явл удобным объектом для венчурных вложений доминирующей фирмы.

Черты О: 1) наличие домин фирмы выгодно для потреб, тк Р не велика, а V предл большой. 2) Дом фирма не стремится моноп-ть рынок, тк, с одной стор, низкая Р позвол поддерж барьеры для входа нов конкур-в. С др стороны, в следствие мон хар-ра повед фирмы ее прибыль оказ высокой, чтобы обесп необход-ю норму отдачи на огромный вложенный капитал. Если бы дом фирма полностью мон-ла рынок, то в рез она имела бы настолько выс прибыль, что: 1)либо проникающих на рынок к-в ухудшили бы ее положение и дестабилизировали рынок. 2) либо гос-во взяло бы вирму под антимон конроль.

Особенности олигоп-го ценообразования: 1) негибкость цен в краткоср Т 2)Возм-ть ценовых войн 3)В долгоср Т фирмы-олиг-ты → к согласованию цени их изменению в сторону повышения 4)Ценообраз осущ-ся по принципу «издержки +». Фирмы оценивают свои изд-ки на ед продукции при некот плане и добавляют наценку в размере 10-15%.

 

Определение Р и V пр-ва в условиях МК.

Краткосрочное равновесие: Фирма управляет V пр-ва и Р, руководствуясь мах прибыли. Свобода управления ограничена, фирма м устан > выс Р, чем у к-та, но эта Р не мб намного выше, иначе покуп купит аналогичный товар у конк-в.

Равновесие в долгоср Т: низкие барьеры вхожд и возм получить прибыль привлечет в отрасль в долгоср Т нов фирмы, а действующие увел пр-во. В рез доля рынка снихится, тк на рынке будет действовать больше фирм. Рост предлож приведет к сниж Р, что уменьшит спрос на прод некот фирм, причем спрос станет > эласт-м. So часть фирм будет вынуждена покинуть рынок Спрос для оставшихся фирм возрастет и станет несколько < эласт-м. Такие колебания будут продолжаться, пока фирмы не придут в равновесие, те пока не будут получать только нормальную прибыль.

В условиях МК фирмы имеют возм-ть завышать цены и занижать выпуск.

Теорема избыточной мощности. Поскольку в долгоср равновесии Р спроса выше пред изд фирмы, найдутся покуп, кот согласились заплатить за доп ед больше, чем израсходовала бы фирма. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покуп отрасль недоисп-ет ресурсы для пр-ва нужного им товара. Но увел выпуска не в интересах фирмы, тк при этом сократилась бы их прибыль. Те теорема изб мощн утверждает, что сем выше степень диффер продукции, тем значительнее отклонение исп-ых мощностей V пр-ва и Р от наиб эффективных, те теорема показывает, что об-ву приходится расплачиваться за разнообразие продуктов.

Нулевые эк прибыли типичны для фирм МК, только если рассматривать их поведение в статике, те когда фирме удалось осущ-ть данную дифф продукта, и на этом она прекратила его дальнейшее совершенствование. Др фирмы подталкивают эк положение этой фирмы. В реальности фирма продолжает дифф продуктов, поэтому фирмы-МК могут получать эк прибыль и в долгоср Т.

 

Антимонопольная политика.

Мон и олиг позволяют осущ-ть экономию на масштабах, снижать ср изд и проявлять активность с инновационной т зрения. Прав-во→1) препятствовать л.б проявлению неконкур поведения 2) не сдерживать эффективное исп-е преимуществ крупномасштабному пр-ву.

Запрещены: тайные сговоры + 1) договоренность м/у произв-ми и торговцем не продавать ↑или↓ Р пр-ля.

2)Продажа по демпинговым Р 3)применение связывающих контрактов 4)использование цен дискрим, если она не связана со сниж изд или поддержанием конкурентоспос фирм.

АМП -система мер, направленная на защиту и усиление конк-ции путем создания препятствий при возник мон власти.

АМ методы: 1) административно-правовое воздейтвие (запрет м, роспуск м, расчленение на ряд самост произв-в) 2) админ-экон возд (преследов продавцов, осуществляющих цен дискр путем исп рекламы) 3)экон возд (налоговая политика, кот вынуждает назначать Р, близкие к СК, поощрене выпуска тов-субститутов, увел импорта.)

Естественная мон и ее регулирование. 1) прямое регулирование: контроль за ценообр (Р на уровне пред или мред изд), устан верхних пределов Р, допущение цен дискрим.2) косвенное налогооблажение 3) реформирование структуры ЕМ: регулирование ядра инфраструктуры ЕМ, развитие конк в отрасли.4) национализация.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...