Путь шариата в оберегании супружеской жизни
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ПРОТИВОЯДИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СУПРУГОВ ОТ РАЗВОДА
Мухаммад ибн Насыр аль-Хумаййид Перевод: Ибрахим Таиржан Содержание
Предисловие
Хвала и благодарность принадлежат Аллаху. Мы просим у Него помощи и прибегаем к его защите от зла нашей плоти и ошибок наших деяний. Никто не сможет ввести в заблуждение того, кого Аллах наставит на верный путь. Никто не сможет наставить на верный путь того, кого Аллах ввел в заблуждение. Я свидетельствую, нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. У него нет сотоварищей. Я свидетельствую также, что Мухаммад – Его раб и посланник. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»[1] «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами»[2]. "О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот уже достиг великого успеха" [3]. Итак. Поистине, ислам позаботился о создании семьи, и о ее благородной жизни в сени учения высокочтимого шариата и руководства лучшего из созданий, нашего пророка Мухаммада ибн 'Абдуллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Воистину, он был идеальным примером и великим образцом. "В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха" [4]. Тот, кто желает прожить счастливую супружескую жизнь, должен придерживаться этого прямого пути и верной дороги.
Достойно сожаления то, что распространилось в исламских обществах в виде поспешности развода из-за причин, которые можно исправить. Я посчитал, что необходимо обратить внимание на это положение, - поскольку в нем имеется плохое воздействие на личность и общество, - а также исследовать его причины и изучить средства его исправления в сени исламского учения. И я принялся писать об этой теме в исследовании, которое я назвал: "Противоядие[5] для защиты супругов от развода", прося у Всевышнего Аллаха помощи, наставления и принятия, и надеясь, что разумные примут его и будут действовать согласно ему. Во-первых, я упомянул в нем исламский путь оберегания супружеской жизни. Затем я присоединил к нему разъяснение плодов брака. После чего я подробно описал причины развода и попытался указать на исправление каждой причины, которую можно поправить, разъясняя причины развода со стороны мужа, затем со стороны жены, а потом со стороны родственников обоих супругов или других лиц. Далее я прояснил результаты развода, а затем дал совет каждому, кто может быть причиной развода. Потом я упомянул то, что можно сделать после наступления развода, как последняя попытка для исправления перелома, объединения союза и исправления отношений между супругами. Затем я завершил тему упоминанием того, что следует после затруднения жизни между супругами, а это – разлучение, как сказал Всевышний: "Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму" [6]. Потом я упомянул предписания развода, и целью здесь является (поиск соблаговоления) Аллаха. И да будет благословение и приветствие Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Путь шариата в оберегании супружеской жизни Поистине, Всевышний Аллах установил для супругов положения, при помощи которых их жизнь становится правильной, а их совместное проживание становится продолжительным. Также Он сделал обязательными для каждого из супругов права, которые необходимо соблюдать по отношению друг к другу. Мы упомянем здесь совокупность священных текстов шариата, которые разъяснили эти права. И это - путь, который необходимо соблюдать супругам для того, чтобы прожить счастливую жизнь. Всевышний сказал: " Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению" [7]. Всевышний также сказал: "После чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму" [8]. Пречистый Аллах еще сказал: "Живите с ними достойно" [9]. Также Всевышний сказал: "Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку" [10]. От Му'авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: "Я спросил: "О, посланник Аллаха, какое право имеют наши жены?" Он ответил: "Если ты ешь, то должен кормить и ее, если ты одеваешься, то должен одевать и ее. И не бей ее по лицу и не говори: "Да обезобразится твое лицо", и не отлучай ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому)"[11]. От Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, передается, что она сказала: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Какая бы женщина ни умерла, в то время как ее муж остался доволен ею, она войдет в рай"[12]. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: "У посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросили: "Какая из женщин лучше?" Он ответил: "Та, которая радует (своего мужа), если он посмотрит на нее. Она повинуется его велениям, и не противоречит ему ни в себе, ни в своем имуществе тем, что ему не нравится"[13].
Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если мужчина позвал свою жену к постели, и она отказалась прийти, ангелы будут проклинать ее до наступления утра"[14]. От Талька ибн 'Али, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, пусть она явится к нему, даже если и будет у печи[15]".[16] От 'Амра ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, передано, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Послушайте, поистине, вы имеете право над своими женщинами. И ваши женщины также имеют право над вами. Что касается вашего права над вашими женщинами, так это чтобы они не позволяли сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите[17]. И чтобы они не разрешали входить в ваши дома тому, кого вы не любите. Послушайте, их право над вами, чтобы вы хорошо одевали и кормили их"[18]. Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Женщине недозволенно соблюдать (добровольный) пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения, и она не должна разрешать входить в его дом (кому-либо), кроме как с его разрешения"[19]. Это лишь небольшое количество воды из большого разлива. Кто желает дополнения по этому вопросу, пусть прочтет главы о браке в книгах сунны и описания жизни Избранного, да благословит и приветствует его Аллах, с его супругами, матерями правоверных, да будет доволен всеми ими Аллах, ибо в этом содержится много блага и обилие знания. Плоды брака Поистине, ислам побудил к браку, поскольку в нем имеются огромные плоды для личности и общества. Всевышний сказал: "Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь" [20]. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак[21], то пусть женится"[22]. Также он сказал: «Этот мир – вещь (для пользования). И лучшим благом этого мира является праведная жена»[23].
Мы упомянем здесь совокупность плодов брака. Среди них: Во-первых. Успокоение и умиротворение души. Всевышний сказал: " Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих" [24]. Всевышний также сказал: "Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них" [25]. То есть, они - укрытие (покой) для вас, а вы – укрытие (покой) для них, как прокомментировали этот аят Ибн 'Аббас и группа предшественников, да будет доволен ими Аллах[26]. Во-вторых. Опускание взора и оберегание половых органов. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и оберегать половые органы (от распутства)"[27]. Ибо каждый из супругов прикрывает друг друга и защищает его от совершения распутства. В-третьих, появление достатка (богатства), которое обещал Пречистый Аллах неимущим Своими словами: "Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий" [28]. В-четвертых, появление праведного потомка, благодаря которому будет продолжаться деяние человека после его смерти. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Когда человек умирает, то его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается (и после его смерти); знание, которое приносит пользу людям; и праведный сын, который молится за него»[29]. В-пятых, увеличение мусульманской общины. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Женитесь на любящих и часто рожающих (женщинах и девушках), ибо я буду гордиться вами перед (другими) общинами»[30]. В-шестых, оставление потомства и продолжение человеческого рода для того, чтобы поклоняться Всевышнему Аллаху и населять Землю. Всевышний сказал: "Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь – Близкий, Отзывчивый" [31]. И хотя данный аят и является обращением к народу Салиха, мир ему, однако эти цели, указанные в аяте, являются умыслом во всех общинах[32]. В-седьмых. Взаимное знакомство и сближение между людьми, как сказал Всевышний: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга" [33].
В-восьмых, исполнение благочестия к родителям и поддержание родственных уз, а также достижение великой награды от Всевышнего Аллаха тем, кто совершает благочестие к родителям и поддерживает родственные узы. От пророка, да благословит и приветствует его Аллах, передается, что он сказал: "Господь доволен, когда доволен родитель, и Аллах гневается, когда гневается родитель"[34]. Всевышний также сказал: "Которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета, которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают молитву, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель – сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!" [35] Причины развода Мы упомянем здесь совокупность причин, которые иногда ведут к разводу. Затрагивая причины развода, мы обнаруживаем, что среди них есть те, для которых имеется решение, и те, для которых нет выхода, кроме развода. Мы, если на то будет воля Аллаха, скоро упомянем соответствующие решения, основываясь при этом на священных текстах шариата для каждой причины, которую можно исправить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|