Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование с помощью электроакустической аппаратуры.




Электроакустическая аппаратура состоит из звукового генератора, и телефона, который преобразует электрическое переменное напряжение в чистые тоны, и называется аудиометр ом. Исследование слуха с помощью электроакустического прибора – аудиометра имеет преимущество перед камертонами в виде возможности подачи длительного и постоянного, чистого тона разной частоты.

Простые тоны разной частоты доставляются в маркированные наушники для левого и правого уха отдельно при исследовании слуха по воздушной проводимости. По костной проводимости слух исследуется с помощью специальной костной пластинки, которая устанавливается с помощью металлического обруча вначале на один сосцевидный отросток, а затем на другой, и к ней также доставляются простые тоны разной частоты. Рис. 50. Исследование слуха с помощью аудиометра.

Частотный диапазон аудиометра позволяет исследовать слух звуками с частотой от 64 Гц до 15000 Гц, что создает полное впечатление о состоянии слуха, но на практике исследуются частоты от 128 Гц до 8000 Гц, восприятие которых вполне обеспечивает понимание речи.

 

 

Динамический диапазон слуха оценивается в специальных единицах дБ, что удобно для сравнения с повторными обследованиями, и для определения тенденции изменения слуха. Динамический диапазон аудиометра рассчитан на интенсивность подаваемого звука от самого незначительного слухового ощущения, которое обозначается как 0 дБ до 140 дБ выше порога восприятия, которое нормально слышащим человеком воспринимается как слишком сильный звук, сравнимый со звуком авиадвигателя. Возможность исследовать слух при таком динамическом диапазоне восприятия, позволяет определить пороги возможного восприятия звука у глухих, и определить пороги неприятного ощущения хорошо слышащих.

С помощью аудиометра исследуется тональный, пороговый слух, надпороговое исследование слуха, и речевое исследование слуха. Достоверность методик во многом зависит от понимания задания, и реакции обследуемого. Поэтому перед обследованием ребенку и взрослому объясняют, что исследование проводится для определения степени снижения его слуха, и поэтому, как только в наушнике появится звук, надо сразу нажимать специальную кнопку, которую дают ему в руки, и не отпускать ее, пока слышен звук.

Метод тональной, пороговой аудиометрии означает, что слух исследуется разными тонами, или частотами, при этом для каждого тона обследуемый должен определить минимальную, пороговую интенсивность звука, которую он услышит.

Низкие пороги слухового ощущения по данным аудиометрии (около 0 дБ), указывают на сохранность слуха, а чем выше пороги слухового ощущения, тем более нарушен слух. Нужен рис аудиограммы.

На аудиограммах, которые характеризуют зависимость порога слухового ощущения от интенсивности звука, пороги дискомфорта обозначаются дополнительной штриховкой

Тональная, пороговая, аудиометрия у детей возможна чаще только с 5 летнего возраста, когда ребенок сможет понять и выполнить необходимые требования, аудиометрия невозможна при отсутствии осознанности действий, поскольку является субъективной методикой. Игровая, тональная аудиометрия проводится с 3 летнего возраста, и подготавливает ребенка к более четкому исследованию слуха.

Тональная, пороговая, аудиометрия у детей определяет слуховые пороги разных звуковых частот через наружный слуховой проход, через кость сосцевидного отростка, при минимальной, пороговой силе звука для каждого обследуемого.

Проводить исследование слуха желательно в комнате, защищенной от внешних шумов, а ребенку лучше заходить для исследования вместе с близким человеком. Частотный диапазон аудиометра, как и для взрослых, обычно имеет звуки, начиная от низких (120, 250 500 Гц), затем средних и высоких (1024, 2048,4096,6000 и 8000 Гц).

Для определения порогов восприятия тонов по воздушному проведению, обследуемому надевают наушники, маркированные для левого и правого уха, в руки дают кнопку, которую надо нажимать и удерживать все время пока он слышит звук, и усаживают спиной к панели аудиометра.

 

На панели аудиометра имеется диск, вращая который, устанавливают исследуемую частоту. Исследование лучше начинать с частоты, которая воспринимается более четко, чем другие, например с тона 1000 Гц, и вначале лучше подать заведомо слышный звук, чтобы ребенок понял, что такое тон, о котором ему говорили перед обследованием.

С этой цель вращают диск показателя интенсивности звука, начиная от заведомо слышного звука к звуку минимальной интенсивности. Если ребенок показывает, что он не слышит звука определенной интенсивности, то надо усилить силу звука, когда ребенок покажет, что он слышит, эту интенсивность звука следует считать пороговой.

Длительность подаваемых звуков не должна быть больше 2 –3 секунд, а интервалы между ними меньше 1,5 сек, в противном случае наступают явления адаптации и утомления органа слуха.

Порог восприятия звуков разной частоты через воздух и кость у нормально слышащего выстраивается на уровне «О» дБ, что показывает, что каждый тон воспринимается с интенсивностью, соответствующей шелесту листьев. Увеличение количества дБ в качестве порога восприятия, соответствует степени снижения слуха. Так, если порог восприятия звука располагается на уровне 30 дБ, это соответствует повышению слуховых порогов этого тона, или снижению слуха на этой частоте на 30 дБ, что отражается на уменьшении восприятия шепотной речи.

Исследование проводится поочередно на каждом ухе, вначале по воздушной, а затем по костной проводимости. Если обследуемый слышит звук, он нажимает на кнопку, на панели аудиометра загорается лампочка. Далее исследуется восприятие другой частоты и вновь исследование начинается с подачи звука либо заведомо слышного, либо минимального, который исследователь увеличивает по 5 дБ до тех пор, когда обследуемый услышит звук, и нажмет на кнопку. Исследование повторяют 2 – 3 раза на каждой частоте, и при стабильном ответе, отмечают найденный порог восприятия тона в дБ на специальном бланке.

Затем по такой же методике, как при воздушном проведении, проводится исследование по всем частотам через костную пластинку, установленную на сосцевидном отростке, вначале на одном, а затем другом ухе, а найденный порог восприятия тона в дБ отмечают на специальном бланке.

Дети в возрасте от 3 до 5 лет, имеющие речь, могут быть вначале обследованы игровой, тональной аудиометрией. Игровая, тональная, аудиометрия проводится с помощью аудиометра и специального стенда с освещенными картинками. Ребенку показывают, что освещать каждую картинку надо, нажимая на кнопку перед картинкой, после того как он услышит звук в наушнике.

 

 

 

Рис.58 Исследование слуха с помощью игровой аудиометрии.

Вырабатывают у ребенка условный рефлекс с помощью многократной подачи звука, который ребенок заведомо слышит, с последующим нажатием рукой ребенка на кнопку перед картинкой.

Контрольным моментом выработки условного рефлекса является отсутствие нажатия на кнопку, если звук не подается.

После выработки условного рефлекса на звук, начинают подавать в наушник тоны малой интенсивности, постепенно их усиливая. Как только ребенок слышит, он нажимает кнопку, а исследователь отмечает на аудиограмме, при какой силе звука ребенок слышит подаваемую частоту.

Вторым контрольным моментом исследования является выключение освещения картинки, и усиление интенсивности звука. Если это вызывает у ребенка неудовольствие, то указывает на устойчивый рефлекс.

Результаты исследования слуха аудиометром записываются на специальных бланках в виде сетки, где по оси абсцисс обозначены частоты в Гц, а по оси ординат интенсивность в дБ. На сетке находят точки пересечения каждой частоты обследуемого тона с точкой порога восприятия звука в дБ, как по воздушной, так и костной проводимости. После соединения точек воздушной проводимости и точек костной проводимости, образуется две кривые линии, одна по костной, а другая по воздушной проводимости, которые называются аудиограммой. Воздушная проводимость обозначается сплошной линией, а костная обозначается пунктиром, левое ухо обозначается крестиком, а правое кружочко м. Для более четкого восприятия кривые воздушной и костной проводимости для каждого уха выполняются на разных бланках и называются аудиограммой. Рис.51 Аудиограмма правого уха с нормальным слухом.

Анализ пороговой, тональной аудиограммы. Воздушное и костное восприятие всех обследуемых тонов в норме располагается по линии, соответствующей 0 дБ. Отклонение порога восприятия от нулевого уровня в пределах -+10 – 15 дБ на каждой из частот считается нормой, при условии расположения кривых воздушной и костной проводимости рядом, и при отсутствии жалоб на снижение слуха. Повышение интенсивности звука в дБ указывает на снижение слуха.

Кривая воздушной проводимости показывает пороги восприятия звуков через наружный слуховой проход по исследуемому диапазону частот, и является показателем функции звукопроведения.

Кривая костной проводимости показывает пороги восприятия слуха через кость сосцевидного отростка и является основным показателем функции звуковосприятия.

Повышение слуховых порогов по воздушной и костной проводимости указывает на снижение слуха на определенные частоты, но наряду с этим необходимо обратить внимание на расположение кривых воздушной и костной проводимости относительно друг друга.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...