Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и элементы коммерческой деятельности. Место транспортного обеспечения в коммерции




Транспортное обеспечение коммерческой деятельности

 

Оглавление

Введение Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2

1.1. Понятие и элементы коммерческой деятельности. Место транспортного обеспечения в коммерции 2

1.2. Место транспорта в политике распределения коммерческого предприятия 4

Контрольные вопросы 8

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Глава 2. ТРАНСПОРТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ 8

2.1. Сущность и общая характеристика транспорта 8

2.2. Понятие транспортной услуги и ее основные особенности 9

Контрольные вопросы 11

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Глава 3. УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ ТОВАРА КАК ОСНОВА ВЫБОРА
СХЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 11

3.1. Базисные условия поставки 11

3.2. Сроки поставки товаров, предусматриваемые в коммерческих контрактах 15

3.3. Транспортное страхование 16

Контрольные вопросы 17

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Глава 4. ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ 18

4.1. Понятие груза. Классификация грузов и их основные характеристики 18

4.2. Сравнительная характеристика различных видов транспорта 19

4.3. Характеристика грузопотоков 21

4.4. Основные показатели качества транспортной продукции 23

4.5. Маркетинговые методы оценки конкурентоспособности видов транспорта 24

Контрольные вопросы 26

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Глава 5. ГРУЗОВЫЕ И КОММЕРЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 26

5.1. Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта 26

5.2. Материально-техническая база железнодорожного транспорта 27

5.3. Договор перевозки на железнодорожном транспорте 30

5.4. Правила приема грузов к перевозке на железной дороге 30

5.5. Правила выдачи грузов на железной дороге 32

5.6. Упаковка и маркировка грузов при перевозке железнодорожным транспортом 33

Контрольные вопросы 33

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ 34

6.1. Современное состояние автомобильного транспорта. Классификация автомобильных перевозок 34

6.2. Характеристика технических средств автомобильного транспорта 35

6.3. Договор перевозки на автомобильном транспорте 37

6.4. Правила приема и выдачи грузов на автомобильном транспорте 38

6.5. Упаковка и маркировка грузов, перевозимых автомобильным транспортом 40

Контрольные вопросы 40

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ 41

7.1. Перевозка грузов с использованием нескольких видов транспорта. Понятие прямого смешанного сообщения 41

7.2. Контейнерные перевозки 43

7.3. Интермодальные и мультимодальные технологии перевозок 43

Контрольные вопросы 45

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ 46

8.1. Понятие скоропортящихся грузов. Основные условия их транспортировки 46

8.2. Классификация изотермического подвижного состава 46

8.3. Перевозка скоропортящихся продуктов по железным дорогам 48

8.4. Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом 48

8.5. Перевозка скоропортящихся грузов в прямом смешанном сообщении 49

Контрольные вопросы 50

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Глава 9. ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 50

9.1. Транспортно-технологическая информационная система управления предприятием 50

9.2. Понятие информационной технологии (ИТ) 51

Контрольные вопросы 55

Глава 10. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Ошибка! Закладка не определена.

ДЕЛОВАЯ ИГРА Ошибка! Закладка не определена.

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ДОСТАВКИ ГРУЗА Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие и элементы коммерческой деятельности. Место транспортного обеспечения в коммерции

Коммерческая деятельность - это система оперативно-организационных мероприятий, направленных на совершение купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Коммерция как вид деятельности предполагает рациональную организацию коммерческих процессов в торговле с целью их наиболее эффективного выполнения, быстрейшего доведения товаров до конечных потребителей путем осуществления актов купли-продажи.

Именно коммерция является базисом товарного обращения, выполняет его основную функцию - смену формы стоимости. Однако этим функции коммерческой деятельности не ограничиваются, так как товарное обращение невозможно без мероприятий, связанных с продолжением процесса производства уже в сфере обращения.

Таким образом, процессы, обеспечивающие товарообращение, можно представить в виде следующей схемы (рис. 1.1).

Целесообразно расшифровать элементы товарообращения.

Коммерческие процессы - процессы, связанные непосредственно со сменой стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров.

Торговые услуги - услуги, необходимые для обслуживания покупателя. В настоящее время эта сфера все более расширяется и включает все больше дополнительных услуг: доставку товаров на дом, сборку и установку товара, прием заказов у покупателей.

Технологические процессы - процессы, связанные с физическим продвижением товара как потребительной стоимости и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения. Технологические процессы - важнейшее связующее звено между продавцом и покупателем, без которого невозможно осуществлять коммерческую деятельность. Место транспорта в производственно-коммерческой цепи показано на рис. 1.2.

Рис. 1.1. Структура коммерческой деятельности

Рис. 1.2. Место транспорта в производственно-коммерческой цепи

Таким образом, транспортное обеспечение является структурным составляющим предпринимательской деятельности. Выбор схемы и технологии перевозки существенно влияет на многие сферы предпринимательской деятельности: конкурентоспособность, цену и качество товара, его доступность и привлекательность, что в свою очередь сказывается на прибыли коммерческой организации.

Очевидно, что для того чтобы товар был использован, его необходимо доставить к потребителю. Как таковое, производство без потребления бессмысленно. Целью деятельности транспорта является перемещение товара от мест производства к месту их потребления.

Транспорт не только завершает производственный процесс коммерческого предприятия, но также является элементом маркетинга, так как помогает стимулировать продажи. Для сохранения качества своего товара и обеспечения высокого уровня продажного сервиса коммерсанту необходимо комплексно подходить к выбору транспортной схемы и впоследствии производить анализ влияния выбранной технологии перевозок.

При выборе того или иного варианта транспортировки необходимо учитывать следующие моменты.

• Условия поставки должны в наибольшей степени удовлетворять требованиям покупателя и реализовывать возможности продавца. В данном случае чем больше услуг по поставке (перевозке) товара будет предоставлено покупателю и чем качественнее будут эти услуги, тем выше будет конкурентоспособность продавца.

• Вид транспорта и вид подвижного состава должны обеспечивать качественную перевозку, т.е. допустимую для данного вида груза скорость, необходимые нормы сохранности, нужную регулярность отправок и т.п.

• Следует учитывать влияние стоимости перевозки на цену контракта, так как чересчур дорогой вид транспортировки, хоть и очень качественный, может существенно снизить конкурентоспособность товара.

• Для повышения качества сервиса рекомендуется осуществлять транспортное страхование, которое обеспечивало бы страхователю возмещение убытков, связанных с некачественной транспортировкой грузов.

• При осуществлении внешнеэкономических контрактов необходимо определять условия оформления таможенных документов и оплату таможенных пошлин.

Подробное детальное решение этих задач может в значительной степени защитить предпринимателя от различных недоразумений производственного и коммерческого характера и укрепить его положение на рынке.

1.2. Место транспорта в политике распределения
коммерческого предприятия

Пространственная и временная разобщенность требует значительных затрат на доставку до потребителя товаров и оказание услуг клиентам. Поэтому каждое коммерческое предприятие осуществляет политику распределения. Сам процесс распределения представляет собой совокупность стадий, действий и мероприятий по выявлению, определению, выбору и привлечению потребителей, рационализации путей и средств поставки товаров согласно условиям договора купли-продажи, обоснованию способов и видов складирования этих товаров (рис. 1.3). С процессом распределения связаны все решения, так или иначе соприкасае-мые с движением товара от производителя к потребителю.

Рис. 1.3. Процесс распределения товаров

Политика распределения - совокупность и направление действий по разработке и реализации комплекса маркетинга (распределительного микса), входящих в этот комплекс действий и операций по доведению продукта до конечного потребителя (рис. 1.4).

Рис.1.4. Распределительный комплекс маркетинга

Политика распределения направлена на создание и поддержание эффективного взаимодействия между всеми субъектами экономической системы, которые осуществляют перемещение подготовленного для продажи товара определенных качества и количества в конкретное время в установленное место. В коммерческом отношении такая взаимосвязь обеспечивает предпринимателю получение запланированной прибыли и наиболее качественное удовлетворение потребностей покупателей.

Организация товародвижения осуществляется посредством каналов сбыта и путей сбыта.

Канал сбыта - совокупность юридических и (или) физических лиц, а также средства цепи движения товара, которые осуществляют передачу очередному субъекту цепи распределения права собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Путь сбыта - способ, при помощи которого осуществляется перемещение товара от производителя к потребителю. От выбранного канала зависят скорость, время, эффективность движения и качество поставки товара. Выбор пути распределения предполагает технико-экономическое обоснование с учетом социально-экологических факторов.

Товар как фактор системы распределения имеет следующие характеристики:

1) способность к складированию;

2) транспортабельность;

3) уровень непрерывности, частота потребности в продукте;

4) отзывы о потреблении продукта.

Одновременно с этим система распределения сама включает функции, обеспечивающие конкурентоспособность товара. К этим функциям относятся:

• накопление, сортировка и размещение товаров;

• обеспечение сохранности и защиты товара, находящегося на хранении или в процессе передачи прав на владение им;

• передача прав собственности на товар от продавца к покупателю;

• поддержание коммуникаций, ведение переговоров и коммерческих сделок между покупателями и продавцами;

• концентрация и рассредоточение товаров.

Сбыт является неотъемлемым элементом коммерческой деятельности, так как он представляет собой завершающую, наиболее ответственную стадию достижения целей предпринимателя и обеспечения потребителей необходимыми товарами. Классической функцией сбыта является формирование и поддержание эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного потребителя. Эту же функцию, только с технологических позиций, выполняет транспорт. Таким образом, очевидно, что транспортное обеспечение непосредственно влияет на организацию сбыта, а значит, и на конкурентоспособность продукта. Рассмотрим более детально, какие факторы влияют на конкурентоспособность продукта. В практике маркетинга разработана следующая таблица оценки сильных и слабых сторон продукта (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Анализ конкурентоспособности продукта по основным критериям

Как видно из рис. 1.5, транспорт влияет, по меньшей мере, на два критерия из шести: скорость поставки и надежность поставки. Кроме того, выбранная транспортная схема может существенно повлиять и на качество товара, и на связи с постоянными покупателями.

Перспективным направлением, позволяющим уменьшить ошибки при выборе транспорта, является логистика. Логистика в социально-экономическом аспекте изначально связана с организацией материально-технического и транспортного обслуживания. В общем, логистика - это сфера управленческой деятельности, совокупность сложившихся методологий, теорий, методов и способов исследования и оптимизации всех видов потоков (физических, информационных, финансовых, энергетических и т.д.), сопровождающих экономические, социальные, экологические и коммуникативные процессы в сфере формирования, создания, обращения и потребления товаров и услуг.

В частности, распределительная логистика охватывает исследование и оптимизацию потоков, сопровождающих процесс разработки стратегии распределения (выбор путей, каналов и органов сбыта продукции) и процесс формирования и функционирования системы физического перемещения товара по выбранному каналу. Распределительная логистика может быть разделена на две взаимодополняющие части: логистику стратегического распределения и логистику физического распределения (маркетинг-логистика). Очевидно, что маркетинг-логистика является разделом логистики, осуществляющим исследования и оптимизацию всех видов потоков, внутри которых происходит физическое перемещение товара по выбранной схеме (каналу, пути). Структура маркетинг-логистики в графическом виде приведена на рис. 1.6.

Рис. 1.6. Маркетинг-логистика как подсистема логистики

На рис. 1.6 видно, что транспорт занимает в управленческой производственной подсистеме значительную часть. В свою очередь рационализацию выбора транспортной схемы обеспечивает транспортная логистика. Главная цель маркетинг-логистики заключается в обеспечении готовности поставки товара покупателю с высоким уровнем сервиса их обслуживания и разумными затратами.

Выбор и реализация каналов и путей распределения являются одним из наиболее сложных вопросов коммерческой и управленческой деятельности. По данным исследователей, издержки на логистику в развитых странах составляют около 11-15% национального дохода. Неослабевающая актуальность проблем перемещения грузов подтверждается тем, что около 50% всех затрат на логистику приходится на транспорт. Расходы на транспорт относительно к производственным издержкам составляют 15-20%. Поэтому выделенная из системы маркетинг-логистики транспортная логистика является одной из важнейших частей организации производственной и коммерческой деятельности.

Транспортная логистика занимается определением потоков, которые предприятие осуществляет на внутреннем и внешнем уровнях производственно-коммерческой деятельности.

Задачами транспортной логистики, позволяющими достичь этой цели, являются:

• обоснование лизинга или привлечения транспортных средств от специализированных организаций;

• аренда транспортных средств;

• выбор оптимального комплекса, комбинации транспортных средств;

• определение оптимальных транспортных маршрутов;

• разработка планов использования и загрузки транспортных средств.

Очевидно, что повышение уровня сервиса требует дополнительных затрат, в том числе для улучшения обслуживания клиента за счет более быстрой и качественной транспортировки товара, необходимы дополнительные средства, которые могут более или менее сильно повлиять на продажную стоимость товара.

Выбор между собственным парком подвижного состава и услугами специализированной организации осуществляется с учетом удаленности потребителя, скорости, частоты и надежности поставок, пропускной способности, доступности, загруженности транспортных линий, а также стоимостных показателей, используемых топлива и электроэнергии.

Перемещение товаров может производиться посредством железнодорожного, воздушного, автомобильного, водного и трубопроводного видов транспорта. Очень часто при транспортировке комбинируются услуги нескольких видов транспорта. Непосредственно процесс перевозки даже при использовании только одного вида транспорта может выполняться по-разному.

При выборе вида транспорта наряду со стоимостными затратами (транспортные расходы, складские расходы, затраты на упаковку и т.д.) необходимо учитывать то, что во время непосредственно транспортировки возможны порча и утрата груза, потеря массы и другие виды рисков. Кроме того, задержка груза в пути следования может привести к отказу потребителя от товаров данного поставщика. В некоторых случаях за несвоевременную поставку грузов предусмотрены штрафы.

Во время выбора вида транспорта необходимо учитывать не только издержки, но и долгосрочные последствия, связанные с качеством сервиса и имиджем предприятия. Выбор транспорта зависит от множества таких факторов, как состояние рыночной конъюнктуры, устойчивость цен, уровень запасов товаров и сырья на предприятии. В связи с этим решения по выбору транспортной схемы, как правило, имеют краткосрочный, оперативный характер.

Контрольные вопросы

1. Определите место транспорта в коммерческой деятельности.

2. Назовите основные виды операций, обеспечивающих перемещение груза.

3. Перечислите основные вопросы транспортного обеспечения коммерческой деятельности.

4. Определите влияние качества транспортного обеспечения на конкурентоспособность предприятия.

5. Дайте понятие и определите структуру сервиса послепродажного обслуживания.

6. Сформулируйте определение процесса распределения и распределительной политики. Каковы их основные цели и задачи?

7. Дайте определение каналу сбыта и пути сбыта. В чем их отличие?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...