Структура контрольной работы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Центральный филиал Кафедра уголовно-правовых дисциплин
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения контрольных работ по дисциплине «Уголовное право. Общая часть»
для студентов заочной формы обучения (специальность 030501.65 Юриспруденция) Воронеж Составители: Смирных Д.В., старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия.
Одобрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол №7 от 30 марта 2007 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение студентом контрольной работы - составная часть учебного процесса, одна из форм организации и контроля самостоятельной работы студента, котораяявляется итогом самостоятельного изучения нормативного материала и специальной литературы по уголовному праву. Контрольная работа имеет целью формирование у студентов навыков углубленного рассмотрения содержания дисциплины, самостоятельного исследования проблем в изучаемой отрасли знаний, применение полученных теоретических знаний для решения конкретных практических задач, работы с научной литературы и нормативными правовыми актами. Кроме того, выполнение контрольной работы преследует цель углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний. Задачами выполнения контрольной работы являются: - самостоятельное изучение соответствующей темы (раздела) уголовного права; - формирование навыка самостоятельной работы по подбору и обработке литературы, нормативных правовых актов и материалов юридической практики, обобщению опубликованных данных и формулированию выводов по конкретной теме; - выявление способности решать задачи юридического характера по изучаемой дисциплине. - контроль качества усвоения изученного материала и самостоятельной работы студента.
ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВАРИАНТАМ, РАЗРАБОТАННЫМ КАФЕДРОЙ
Приступая к написанию работы, студент должен изучить дисциплину в объеме, установленном учебным планом Академии, и в соответствии с программой курса. Процесс подготовки к выполнению контрольной работы по дисциплине «Уголовное право» включает в себя несколько этапов:
- определение варианта контрольной работы. Номер варианта контрольной работы для каждого студента должен совпадать с последним числом зачетной книжки. Если последнее число зачетной книжки 0, то это будет соответствовать 10 варианту контрольной работы[1]; - внимательно изучение темы и вопросов, содержащихся в приведенном к ней плане. В частности, необходимо изучить литературу, рекомендуемую к каждой теме и другие источники, которые могут быть использованы в работе. Из подобранной литературы выбрать материал, имеющий отношение к вопросам плана; - при ответе на теоретические вопросы необходимо составлять план ответа, а каждый вопрос плана сопровождать собственными комментариями; - в случае необходимости - подбор практического материала по теме работы; - написание и оформление контрольной работы должно осуществляться в строго определенные учебным планом сроки. Оформление текста контрольной работы должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями. Варианты и тематика теоретических вопросов контрольных работ по уголовно-исполнительному праву разрабатывается кафедрой в соответствии с программой учебной дисциплины и утверждается на заседании кафедры. Теоретические вопросы контрольных работ отражают отдельные аспекты уголовно-исполнительного права, отвечают ее основному содержанию и целевым установкам. Выбранный студентом вариант контрольной работы согласовывается с преподавателем. Контрольная работа по дисциплине уголовное право включает два блока заданий. Два первых вопроса контрольной работы входят в теоретический блок и посвящены наиболее важным вопросам учебного дисциплины. Ответы на теоретические вопросы должны основываться на действующем уголовно-исполнительном законодательстве, современном научном понимании данного вопроса и содержать выводы, сделанные в результате анализа проблемы. Второй блок контрольной работы содержит практические ситуации, возникающие в деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания. Ответ должен содержать подробный анализ ситуации, особое внимание необходимо обратить на четкость формулирования ответа со ссылкой на нормативные акты.
Варианты контрольных работ Вариант № 1 1. Дайте понятие уголовного права, его предмета, метода и системы. 2. Раскройте содержание принудительных мер медицинского характера. 3. Калугин был привлечен к уголовной ответственности за изнасилование 12-летней П. В ходе предварительного следствия заболел. Судебно-психиатрическая экспертиза установила, что у него хроническое психическое расстройство, лишающее Калугина возможности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Наряду с этим было признано, что в момент совершения изнасилования он был вменяем. 1. Какое уголовно-правовое значение имеет заболевание Калугина после совершения изнасилования? 2. Какие меры воздействия могут применяться к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости?
Вариант № 2 1. Понятие преступления и его уголовно-правовое значение. 2. Раскройте содержание принудительных мер воспитательного воздействия. 3. Клюквин, находясь в нетрезвом состоянии, из хулиганских побуждений стал приставать на улице к незнакомым ему Сазоновой и Бырыниной, оскорблял их, выражался нецензурно, бросил в Сазонову кирпич, но не попал. После этого он обломал на дереве ветку и дважды ударил ею Сазонову по лицу, а когда Бырынина, пресекая хулиганские действия, схватила Клюквина за воротник, он ударил ее веткой по плечу. Клюквин был осужден по ч. 1 ст. 213 УК РФ за хулиганство, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия. 1. Каково содержание объективной стороны преступления, совершенного Клюквиным? 2. Правильно ли суд квалифицировал его действия? Если нет, то почему?
Вариант № 3 1. Понятие состава преступления и его уголовно-правовое значение. 2. Раскройте особенности уголовной ответственности за преступления с двумя формами вины. 3. Коптев и Ефремов задумали похитить грузы, перевозимые в контейнерах на платформах поездов. На железнодорожном перегоне при помощи гаечного ключа и ломика они устроили крушение поезда. Из разбитого контейнера они взяли несколько рулонов ткани и различные галантерейные товары на крупную сумму денег. Похищенное за полцены было реализовано скупщику краденого.
1. Укажите объекты и предметы совершенных преступлений? 2. Чем отличается объект от предмета преступления? Вариант № 4 1. Раскройте понятие вменяемости, невменяемости, возрастной невменяемости и ограниченной вменяемости. 2. Раскройте понятие толкования уголовного закона. 3. Ермаков, находясь в нетрезвом состоянии, играл в волейбол во дворе общежития. Туда же пришел Гурин, проживавший в том же общежитии. Ермаков стал приставать к нему. Гурин попросил Ермакова отойти, но тот ударил его кулаком в живот и ногой в пах, а когда Гурин упал, то нанес удар ногой в лицо. Затем, видя, что Гурин не встает, он стал оказывать ему помощь: делал искусственное дыхание, обливал водой, отпаивал молоком. Но ни его действия, ни медицинская помощь не помогли. Гурин умер. 1. Какая форма вины имеется в действиях Ермакова? 2. Можно ли применить для оценки его действий ч. 4 ст. 111 УК? 3. Что понимается под двойной (смешанной, сложной) формой вины? В чем заключается специфика ответственности за преступление, совершенное с двумя формами вины?
Вариант № 5 1. Действие уголовного закона во времени. Раскройте содержание обратной силы уголовного закона. 2. Юридическая и фактическая ошибки, их уголовно-правовое значение. 3. Капустин взял у своего приятеля, работающего на складе химических реактивов, сильнодействующий яд для борьбы с домашними грызунами, упаковал его в оказавшуюся под рукой коробку из-под детского питания и понес к себе домой. Во дворе дома он встретил Соседова, употребил с ним спиртное и, оставив на детской площадке коробку с ядом, ушел домой. Спустя некоторое время Капустин вспомнил о коробке, вышел во двор и увидел, как трехлетние дети пробуют ее содержимое. Своевременное оказание медицинской помощи спасло детей от смерти, однако их родители обратились в прокуратуру с требованием привлечь Капустина к уголовной ответственности за его общественно опасное поведение. Обоснованно ли требование родителей?
Вариант № 6 1. Понятие необходимой обороны и условия ее правомерности. 2. Особенности назначения наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров. 3. Воронков и Захаров договорились похитить из сберегательного банка крупную сумму денег. Вооружившись обрезами, они вошли в Сбербанк, где Воронков заставил находившихся там граждан лечь на пол и молчать. Захаров в это время подошел к кассирам и, угрожая обрезом, потребовал деньги. Кассир Князева сумела достать служебный пистолет и попыталась выстрелить в нападавших. Боясь быть задержанными, Воронков и Захаров бежали с места преступления.
Какую стадию совершения преступления образуют выполненные Воронковым и Захаровым действия? Возможен ли на этой стадии совершения преступления добровольный отказ от него?
Вариант № 7 1. Условно-досрочное освобождение от наказания и его влияние на исправление осужденных. 2. Раскройте понятие невиновного причинения вреда. 3. Клесов в нетрезвом состоянии спал дома. В это время во двор зашел пьяный Козлов. Он попросил Цареву, знакомую Клесова, вызвать его. Женщина ответила, что Клесова нет дома. Однако Козлов начал стучать в дверь и окна, нарушая покой жильцов, оскорбил и толкнул Цареву. Клесов, желая успокоить Козлова, открыл дверь. Тот вошел в сени и на почве личных неприязненных отношений ударил Клесова несколько раз руками и ногами, причинив его здоровью легкий вред. Затем он схватил валявшийся в сенях нож, однако Клесову в борьбе удалось отобрать его и нанести ножом Козлову удар в грудь. От полученного ранения Козлов скончался. 1. Дайте оценку действиям Клесова? 2. Возможна ли необходимая оборона при переходе оружия от нападающего в руки защищающегося?
Вариант № 8 1. Сравните прямой и косвенный умыслы. 2. Назовите отличие крайней необходимости от необходимой обороны. 3. Куликов пришел к бывшей жене, чтобы уговорить ее возобновить совместную жизнь. Получив отказ, он нанес женщине несколько ударов ножом в голову, причинив тяжкий вред ее здоровью. После этого потерпевшая побежала в другую комнату, однако Куликов догнал ее, свалил на пол и стал душить. Куликова попросила не убивать ее и напомнила бывшему мужу о маленьких детях. Последний прекратил посягательство и выбежал из комнаты. 1. Есть ли в действиях Куликова добровольный отказ от совершения убийства? 2. Подлежит ли Куликов уголовной ответственности и если да, то за что?
Вариант № 9 1. Специальный субъект в уголовном праве и его отличие от простого субъекта. 2. Обстоятельства, смягчающие ответственность, и их отличие от обстоятельств, отягчающих ответственность. 3. Колунов, совершил мелкое хулиганство. На сделанное ему милиционером Бугровым замечание стал угрожать последнему, заявив, что «приколет» его. После чего Колунов, сделав правой рукой движение за спину, стал нападать на Бугрова. Тот, восприняв нападение как реальную угрозу его жизни, произвел предупредительный выстрел в воздух. Однако Колунов продолжал свои действия, угрожая расправой. В момент, когда он сделал движение в сторону сотрудника милиции и расстояние между ними сократилось до 1,5 м, Бугров, поскользнувшись, произвел выстрел, причинив ранение Колунову в живот. От гнойного перитонита, развившегося в результате ранения, Колунов через полтора месяца умер. 1. Должен ли Бугров нести уголовную ответственность за причинение вреда здоровью Колунова? 2. Какая форма вины имеет место в случае совершения преступлений, связанных с причинением вреда при превышении пределов необходимой обороны? Вариант № 10 1. Сравните косвенный умысел и преступное легкомыслие. 2. Особенности назначения наказания за неоконченное преступление и при рецидиве преступлений. 3. Вавилкина решила проучить своего мужа, который постоянно пьянствовал. Воспользовавшись тем, что пьяный муж после очередного скандала уснул, она связала его, накрыла ему голову темной тканью и сказала, чтобы он «прощался с жизнью», так как сейчас она «совершит над ним праведный суд» - зарубит топором. Взяв в руки валенок, Вавилкина со словами: «Ты недостоин больше жить, мучитель!» — ударила им по голове мужа. От острой сердечной недостаточности, вызванной страхом неминуемой смерти, Вавилкин тут же скончался. Есть ли основания для привлечения Вавилкиной к ответственности за смерть мужа?
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1) Структура контрольной работы, выполняемой по вариантам, разработанным кафедрой, включает: - содержание (оглавление)[2]; - теоретический вопрос (если теоретических вопросов в задании более одного, то каждый теоретический вопрос выносится в оглавление отдельно); - практическое задание (задачи) - каждая из задач выносится в оглавление отдельно; - список литературы, использованной в процессе написания работы; - приложение (в случае необходимости). Работа открывается титульным листом[3]. После титульного листа следует содержание, в котором дается точное наименование каждого раздела, а также подразделов с указанием страниц. В случае, если задание контрольной работы состоит из теоретического вопроса и выполнения задач, то в содержании указывается наименование темы теоретического вопроса и каждая задача (например, задача 1, задача 2 и т.д.) с указанием номеров страниц[4]. Теоретический вопрос (вопросы) раскрывается тематически (текстуально), а далее приводится подробное и аргументированное решение каждой задачи, подкрепленное ссылками на соответствующие юридические нормы. Для простоты ориентирования в работе желательно каждое задание или задачу начинать с нового листа. Список литературыявляется обязательной составной частью контрольной работы. В него включаются нормативные правовые акты и другие документы, источники, которые были использованы при написании работы (учебные издания, монографии, сборники статей, публикации в периодических изданиях). При составлении списка литературы сначала приводится список нормативных правовых актов (по иерархии), официальных актов судебных органов, материалов судебной практики, а затем - специальная и научная литература в алфавитном порядке фамилий авторов или названий (если источник является коллективным трудом или сборником)[5]. Иллюстративный материал, на который в тексте работы имеются ссылки, - таблицы, схемы, графики, образцы документов, опросные листы, фотографии и другие вспомогательные материалы, дополняющие или поясняющие текст работы, помогающие раскрытию основных вопросов, - помещается в приложении.Каждый документ располагается на отдельном листе. Теоретические вопросы располагаются в тексте работы в порядке, указанном в содержании (плане). СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа должна быть структурно четко выстроена, демонстрировать логическую последовательность излагаемого материала, краткость и четкость формулировок. Она должна отразить собственное понимание студентом существа вопроса, способность самостоятельно использовать литературные источники, умение связывать теоретические положения с их практическим применением, формулировать и обосновывать выводы. Текст работы должен быть емким и содержать сжатое и, вместе с тем, достаточно полное изложение существа темы (до 15 страниц печатного текста). При этом работа не должна заключаться в дословном переписывании литературных источников, простом пересказе учебников, учебных пособий, механической компиляции литературных источников. При выполнении практических заданий (задач) необходимо приводить ссылки на соответствующие нормативные правовые акты или конкретные нормы закона, которые следует применить при аргументировании решения задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|