Экосистемы открытого ландшафта
УТВЕРЖДАЮ Директор института ___________________ Агибова И.М. «__» _____________________ 2014 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРАКТИКИ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
Ставрополь, 2014 Учебная экологическая практика включает в себя сбор и систематизация фактического и литературного материала, при этом рекомендуется воспользоваться материалами, доступными в библиотеке, в том числе электронной. При подготовке плана и отчета по практике используется шаблон, рекомендованный учебно-методическим пособием, разработанным коллективом кафедры экологии и природопользования института математики и естественных наук СКФУ. К защите отчета рекомендуется подготовить материалы в виде презентации. В отчете должны быть приведены: обоснованность и целесообразность выполнения исследований, материал, полученный в процессе прохождения практики и выводы.
Учебная практика проводится на 3 курсе в 6 семестре. Место проведения и объекты исследования учебной практики: природные и антропогенные ландшафты. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ: · Закрепить и углубить знания, полученные при изучении теоретического курса по общей экологии. · Познакомить студентов с основными экологическими методиками в проведении экологических исследований. · Получение студентами опыта ведения экологических наблюдений в естественных условиях. · Научить приемам первичной обработки, анализа и оформления учебных наблюдений. · Освоить элементы научных исследований в процессе индивидуальных учебно-исследовательские работ. · Привить элементарные навыки составления отчета с соответствующими текстовыми разделами. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПЕРВЫЙ ЭТАП Первый день. Проведение установочной конференции. Прохождение инструктажа по технике безопасности. Вводная лекция-беседа о целях и задачах практики, ознакомление с планом и маршрутом проведения практики, литературным материалом, требованиях к полевым и камеральным работам. Формирование научно- исследовательских групп студентов. Изучение методик для овладения экологическими исследованиями. Выезд на место проведения практики. Проведение руководителями практики рекогносцировочной экскурсии по участку самостоятельной работы (на местности уточняются объекты исследований, указывается научное и практическое значение ожидаемых результатов). Второй – восьмой день Комплексное исследование экосистем Цель: Сформировать у студентов представление об экосистеме как целостной, сложной, многокомпонентной структуре. Задачи: 1. Закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении физической географии. 2. Научить студентов умению собирать, обрабатывать и анализировать экологическую информацию в процессе учебных исследований.
3. изучить структуру предложенных экологических систем; 4. проследить взаимосвязь между компонентами экосистемы; 5. на основе полученных данных оценить возможные направления в динамике экосистемы. Общий план изучения экосистемы 1. Абиотические компоненты 1.1. Почва 1.2. Топография 1.3. Климат 2. Биоценоз 2. 1. Видовая структура биогеоценоза 2. 2. Пространственная структура биогеоценоза 2. 3. Экологическая структура биогеоценоза 2. 4. Биотические взаимоотношения 2. 5. Лимитирующие факторы 3. Обусловленность взаимодействия биоценоза и абиотических компонентов экосистемы. К зачету каждый из студентов должен представить личный дневник наблюдений по полевой учебной практике с полным отчетом по каждой изученной теме:
ТЕМА 1. Луговые и степные экосистемы Задание 1. Опишите компонент экосистемы открытого ландшафта (луга, степи). Задание 2. Исследуйте и изучите биоценоз луга: а) определите видовой состав биоценоза, численность видов, частоту встречаемости, проективное покрытие; б) изучите пространственную структуру биоценоза; в) изобразите схематически экологическую структуру биоценоза; г) опишите типы и виды биотических взаимоотношений изучаемой экосистемы. Задание 3. Проследите взаимовлияние биотического и абиотического компонентов экосистемы ландшафта. Сделайте вывод. Задание 4. Определите лимитирующие факторы изучаемой территории. Разработайте рекомендации по их устранению. Описание наземной среды Район_____________________Координаты__________________Дата________ 1. Подстилающая порода_____________________________________________ 1.1. Субстрат (почва)_____________________________________________ а) особенности поверхности_______________________________________ б) температура___________________________________________________ в) мощность горизонта А, В, С_____________________________________ 1.2. Топография__________________________________________________ а) экспозиция склонов_____________________________________________ б) высота над уровнем моря________________________________________ в) рельеф________________________________________________________ г) использование земель___________________________________________ 1.3. Климат_______________________________________________________ а) температура воздуха____________________________________________ б) осадки________________________________________________________ в) облачность____________________________________________________
г) относительная влажность________________________________________ д) направление ветра______________________________________________ е) скорость ветра_________________________________________________ ж) время суток___________________________________________________ 2. Биоценоз 2.1. Видовая структура биогеоценоза. 2.2. Пространственная структура биоценоза (сложение растительной части + виды, населяющие эти ярусы: вертикальная структура (ярусность), горизонтальная структура (мозаичность). 2.3. Экологическая структура биоценоза луга. 2.4. Биотические взаимоотношения. 2.5. Лимитирующие факторы. Сделайте выводы. Изучение видового состава фауны Описание животного Название животного______________________________________________ Дата, время наблюдения___________________________________________ Место наблюдения, биотоп_________________________________________ Погода___________________________________________________________ Обнаружение следов деятельности животного Название животного_______________________________________________ Дата, время наблюдения____________________________________________ Следы жизнедеятельности (помет, следы)_____________________________ Место обнаружения, свежесть следов_________________________________ Гибель животного Название животного_______________________________________________ Пол и примерный возраст__________________________________________ Дата, время наблюдения___________________________________________ Характер останков, степень их свежести______________________________
Заполните таблицы Таблица 1. Учет численности гибели животных зоокомплекса
Таблица 2.
Качественный и количественный состав фауны биоценоза луга
Таблица 3. Растительность
Таблица 4. Характеристика ярусности луга
Таблица 5. Отношение организмов в биоценозе
Таблица 6.
Взаимоотношение биоценоза и окружающей среды экосистемы открытого ландшафта
ТЕМА 2. Лесные экосистемы Задание 1. Опишите абиотические компоненты лесной экосистемы. Задание 2. Охарактеризуйте биоценоз леса; а) определите видовой состав биоценоза и его численность, обилие видов, частоту встречаемости, степень доминирования; б) изучите пространственную структуру биоценоза; в) схематически изобразите экологическую структуру биоценоза; г) опишите характер биотических взаимоотношений в биоценозе. Задание 3. Дайте оценку динамичности и обусловленности биотического и абиотического компонентов экосистемы леса. Сделайте выводы. Задание 4. Установите лимитирующие факторы, присутствующие на изучаемой территории, разработайте рекомендации по их устранению. Оформление результатов 1. Абиотический компонент. 2. Биоценоз. 2.1. Видовая и пространственная структура. 2.2. Биотические взаимоотношения. 2.3. Лимитирующие факторы. Опишите особенности взаимоотношений биоценоза и окружающей среды экосистемы леса. Таблица 7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|