Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Необходимость и этапы проведения либерализации внешнеэкономической деятельности в РФ




Либерализация внешнеэкономической деятельности – государственная политика, ставящая целью открытие внутреннего рынка для иностранных товаров, капитала и рабочей силы, чтобы усилить конкуренцию на внутреннем рынке[1].

С созданием суверенного государства в Российской Федерации были осуществлены мероприятия, направленные на существенную демократизацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение самостоятельности в этой области предприятий и организаций всех форм собственности. Основы становления новой системы государственного регулирования внешнеэкономических связей в России были заложены Указом Президента "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г. № 213.

Прежде всего, Указ отменил специальную регистрацию предприятий и организаций в качестве участников внешнеэкономической деятельности, в том числе и для осуществления посреднической деятельности, которая была обязательной последние три года. Российские предприятия независимо от форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность с момента их создания, т.е. с даты их регистрации в местных органах исполнительной власти[2]. Определенные шаги были сделаны в области валютного и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, снятия ограничений на бартер, сокращения перечня подлежащих лицензированию и квотированию товаров (работ и услуг), изменения порядка налогообложения и др. Было разработано и внедрено в практику национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности: ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (с изменениями от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.); ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российскую Федерацию» ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ; ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (посл. ред. От 12.03.2014); Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. № 5003-I; Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. № 5338-I; Таможенный кодекс РФ и целый ряд других правовых актов. Достигнута внутренняя конвертируемость российского рубля. Фирмы и коммерческие банки, независимо от формы собственности, получили возможность осуществления любых внешнеэкономических операций[3].

Коренные изменения в социально-экономическом строе нашей страны, переход России к рыночной экономике, возвращение ее экономики в мировое хозяйство принципиально изменили сущность и характер внешнеэкономической деятельности РФ.

Внешнеэкономическая деятельность СССР, правопреемником которого стала Российская Федерация, строилась на принципах государственной монополии внешней торговли, валютной монополии и запрета на иностранные инвестиции, что соответствовало господствовавшей в стране административно-командной экономической системе.

Состояние внешнеэкономической деятельности в годы Перестройки (1985-1991гг.) существенно ухудшилось, что явилось следствием социально-экономического кризиса, абсолютного снижения объемов производства, резкого увеличения внешней задолженности (к концу 1990 г. она составила более 80 млрд. долл.), ограниченных возможностей сырьевого экспорта (в 1985-1990 гг. из-за снижения мировых цен на энергоносители было потеряно не менее 45 млрд. долл. экспортной выручки). Таково было наследство, полученное Российской Федерацией в области внешнеэкономической деятельности от СССР.

С некоторой условностью в реформе по либерализации внешнеэкономической деятельности можно выделить четыре этапа: первый этап (конец 1991 - первое полугодие 1992 г.) включал такие меры по либерализации, как снятие ограничений на экспорт готовой продукции при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров; частичную либерализацию валютного курса при установлении особого курса для расчетов с бюджетом и сохранении дотаций по критическому импорту; отмену ограничений на импорт. Второй этап либерализации внешнеэкономической деятельности (второе полугодие 1992 г.) связывался с установлением особого порядка экспорта стратегически важных сырьевых товаров, контроль за вывозом которых охватывал до 70% российского экспорта. Третий этап (1993-1994 гг.) означал переход на тарифные методы регулирования, постепенное снижение роли количественных ограничений. Главная роль во внешнеэкономической деятельности отводилась предприятиям всех форм собственности. На этом этапе вступили в силу новые важнейшие законодательные акты, регулировавшие внешнеторговую деятельность в России, в том числе Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе» и другие.

Развитие внешнеэкономической деятельности России в 90-е годы XX века проходило в чрезвычайно сложных условиях нарастания кризисных явлений в экономике, вызванных как коренными преобразованиями экономического строя национального хозяйства, так и трудностями переходной экономики, отягощенных неустойчивостью внутриполитической обстановки в стране. Переход к рыночной экономике, вовлечение России в мировую экономику сделало ее зависимой от происходящих в ней процессов, что отрицательно сказалось на ослабленной экономике (примером может быть влияние мирового финансового кризиса 1997-98 гг., что было одной из причин событий августа 1998 г. – девальвация рубля и дефолт по основным видам государственных долговых обязательств).

Существенными проблемами в сфере внешнеэкономической деятельности страны являются недостаточное развитие экспорта услуг, преобладание сырьевой направленности экспорта, малая доля прямых инвестиций как иностранных, так и российских. В настоящее время происходит дальнейшее становление системы управления внешнеэкономической деятельностью в России.

Кризис экономической системы государственного социализма, отразившийся в недостаточном и неэффективном развитии внешнеэкономической деятельности, сделал необходимым ее реформирование.

Потребность в радикальном реформировании внешнеэкономической деятельности была вызвана целым рядом обстоятельств, к числу которых можно отнести: государственная монополия внешней торговли порождала оторванность непосредственных хозяйствующих субъектов от мирового рынка и делала невозможной для них использовать преимущества международного разделения труда; предприятия, особенно обрабатывающей промышленности, не были заинтересованы в экспорте своей продукции, так как вся экспортная выручка полностью централизовалась государством; экспорт носил в основном остаточный характер и преследовал лишь одну цель - получение валютной выручки; импорт, особенно в период "застоя", в 70-80 годы XX в. был экономически не обоснован, ввозились, главным образом, потребительские товары и сырье для их производства, что не создавало условий для развития производства и его технического обновления; оторванность от мирового технологического рынка, сосредоточение новейших технологий в военно-промышленном комплексе делала неконкурентоспособными отечественные товары, особенно машинно-технической продукции и ряд других факторов.

Реформа внешнеэкономической деятельности в общем комплексе радикальных экономических преобразований стала особенно острой по мере исчерпания возможностей экстенсивного развития национальной экономики[4].

Четвертый этап связан с вступлением страны во Всемирную торговую организацию.

Дальнейшая интеграция России, прежде всего присоединение страны к ВТО, и либерализация внешнеэкономической деятельности (снижения тарифных ограничений) требует адекватной адаптации методов защиты отечественного рынка с целью дальнейшей компенсации возможных потерь.

Открытие российской экономики происходило по схеме, отработанной МВФ и Мировым банком на многих развивающихся и транзитных странах. Но конкретная реализация реформ во внешнеэкономической сфере отражала специфичность российской ситуации. Сюда следует отнести инерционность российского хозяйства, развитие в течение многих десятилетий в неконкурентной среде, высокую степень монополизации экономики, преобладание крупных предприятий со слабой способностью приспособления к меняющимся условиям хозяйственной деятельности, устарелые технологии на большинстве предприятий обрабатывающей промышленности, недостаточную квалификацию менеджеров. Кроме того, либерализация наложилась на неустойчивую политическую и финансовую ситуацию в стране, затяжки с принятием рыночных законов, что в итоге парализовало инвестиционную деятельность и способствовало оттоку капитала из страны[5].

Международный опыт, а также особенности отечественной экономики (в том числе высокая степень ее милитаризации и монополизации, неразвитость рыночных структур, техническая отсталость гражданского сектора и низкая его конкурентоспособность, неразвитость экспортной номенклатуры) диктовали необходимость поэтапного и селективного осуществления либерализации внешнеэкономических связей, и, что особенно важно, использования государством широкого арсенала средств ее регулирования. Только опираясь на активную роль государства, можно было придать этому процессу целенаправленный управляемый характер, соединить общенациональный, региональные и предпринимательские интересы.

На практике, однако, в России был избран иной способ проведения внешнеэкономической реформы, в стремлении быстрее осуществить разгосударствление внешнеэкономической деятельности, форсируя открытие национальной экономики и ее интегрирование в мировое хозяйство. При этом в расчете на регулирующую роль самих рыночных механизмов проводилась линия на минимизацию вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. В результате либерализация внешней торговли в России стала осуществляться широким фронтом и ускоренными темпами при отсутствии целостной научно обоснованной концепции и продуманной с участием товаропроизводителей структурной политики, при игнорировании принципов этапности и селективности.

Успешному проведению реформы внешнеэкономической деятельности препятствует ряд факторов объективного и субъективного порядка, имеющих и внешний и внутренний характер. К таким факторам можно отнести: сохраняющаяся сырьевая направленность российского экспорта делает неустойчивым его стоимостной объем; исчерпание экстенсивных возможностей наращивания экспорта сырьевых товаров; стабилизация и рост экспорта происходили, прежде всего, за счет роста его физического объема при заниженных (относительно уровня мировых цен) средних контрактных цен; действующие ограничения для участников внешнеэкономической деятельности, в частности обязательная продажа государству 50-75% валютной выручки и другие; утрата сложившихся внешнеэкономических связей с постсоциалистическими странами; усиление конкуренции со стороны фирм промышленно-развитых стран и транснациональных корпораций; сохранение рядом стран дискриминационных мер в отношении российских товаров; высокие процентные ставки по кредитам; неразвитость системы внешнеэкономического страхования, особенно по финансовым рискам; недостаточная квалификация кадров, привлекаемых к внешнеэкономической деятельности и другие обстоятельства; отсутствие четкой долговременной программы реформирования; значительное развитие неорганизованной торговли, так называемые "челноки".

Дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности, продолжение ее реформирования предполагает преодоление неблагоприятной ситуации, создание условий, способствующих прогрессу и внешнеэкономической деятельности, и национальной экономики в целом[6].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...