Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ФПСАД утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. № 696 в количестве 34 (стандарты второго поколения), также 9 ФСАД утверждены в 2010-2011г. (стандарты третьего поколения)




В соответствии с ФЗ № 403 в качестве стандартов аудиторской деятельности в России будут применяться МСА, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.

МСА будут применяться на территории Российской Федерации после признания их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По мере признания МСА станут обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) и утратят силу федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином России, и правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации.

МСА подлежат применению, начиная с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России. Переход к применению МСА в России должен быть осуществлен в следующие сроки:

не позднее 1 октября 2015 г. Правительство Российской Федерации должно установить порядок признания МСА;

не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка МСА должны быть признаны в России;

признанные МСА должны применяться при оказании аудиторских услуг, начиная с года, следующего за годом их признания.

Классификация видов аудита строится на основе различных критериев.

По объектам аудита выделяют банковский, страховой, инвестиционный, общий аудит.

По назначению выделяют финансовый аудит, аудит на соответствие, управленческий (операционный) аудит.

По времени осуществления выделяют первоначальный и периодический аудит.

По организационным формам выделяют:

- внутренний аудит представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы организации в интересах ее собственников и руководителей. Проводится аудиторами, работающими непосредственно в данной организации.

- внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами для объективной оценки положения дел в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности аудируемого экономического субъекта.

По отношению к требованиям законодательства выделяют:

- инициативный аудит проводится по инициативе руководителей, собственников, акционеров, учредителей экономического субъекта в любое время и в любых объемах;

- обязательный аудит проводится ежегодно в обязательном порядке в отношении экономического субъекта, соответствующего установленным законодательством РФ критериям.

В соответствии с ФЗ № 307 обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Расходы на проведение аудита отражаются на счетах затрат, включаются в состав расходов от основной деятельности и учитываются при расчете налога на прибыль. Данная операция подтверждается следующими документами: договор о проведении аудиторской проверки, акт на выполненные работы, счет-фактура, аудиторское заключение.

Дт 20, 26, 44 Кт 76

Дт 19 Кт 76

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

 

Планирование аудиторской деятельности регулируется ФПСАД № 3 «Планирование аудита». Применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него дополнительные вопросы согласно ФПСАД № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица».

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудита включает следующие основные этапы:

1 предварительный;

2 подготовки и составления общего плана аудита;

3 подготовки и составления программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию:

- о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране в целом и ее отраслевые особенности;

- о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;

- об организационно-управленческой структуре экономического субъекта;

- о видах деятельности;

- о структуре капитала и курсе акций;

- о технологических особенностях;

- об уровне рентабельности;

- об основных контрагентах экономического субъекта;

- о порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта;

- о существовании дочерних и зависимых организаций;

- о системе внутреннего контроля;

- о принципах формирования оплаты труда персонала.

Основными источниками информации об экономическом субъекте служат:

- устав экономического субъекта;

- документы о регистрации экономического субъекта;

- протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров и т.п.;

- документы, регламентирующие учетную политику;

- бухгалтерская и статистическая отчетность;

- документы планирования деятельности экономического субъекта;

- контракты, договора, соглашения экономического субъекта;

-отчеты аудиторов, консультантов;

- внутрифирменные инструкции;

- материалы налоговых проверок;

- материалы судебных и арбитражных исков;

- документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта;

- сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;

- информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо о проведении аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор оказания аудиторских услуг. Пример письма и содержание договора приведено в ФПСАД № 12 «Согласование условий проведения аудита».

На 2 этапе планирования аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе: (ФПСАД № 8,19,23)

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

(ФПСАД №8,5, ФСАД №6/2010)

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

(ФПСАД №8,4,21, ФСАД №5/2010)

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

(ФПСАД №4,29)

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: (ФПСАД №28,32)

привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

привлечение экспертов;

количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе: (ФПСАД №11,9,12,22)

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

На 3 этапе планирования аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Содержание общего плана аудита и программы проверки может представлено в виде таблицы 1,2.

Таблица 1 – Общий план аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания
       
       
       

Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы

 

Таблица 2 – Программа проверки

Проверяемая организация

Период проверки

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

Перечень аудиторских процедур по разделам аудита Период проведения Исполнитель Рабочие документы аудитора Примечания
         
         
         

Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...