Общение как фактор формирования личности
Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы: 1. Исследование В.М.Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека о влиянии группы на индивида. 2. До 70-х гг. ХХ века разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского обещание занимает центральное место – как фактор психического развития человека, условия его саморегуляции. 3. В 70-е гг. « общение» начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования. Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии. Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в периоде от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа – теоретическом, эмпирическом, прикладном. Согласно определению понятия «общение» - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина). Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения людей, а также как способ их развития. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. То есть, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека.
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить 5 основных функций общения: 1. Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. 2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведения, деятельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосредовано в его общении со взрослыми. 3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. 4. Функции организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – мы либо позитивны, либо негативы по своему знаку. 5. Внутриличностная. Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.
Диа логическое общение - это равноправное субъект-субьектное взаимодействие, имеющее целью взаимное, самопознание партнеров по общению. Структура общения Существует несколько подходов к структуированию общения. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения -коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения. Состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается и происходит своего рода обмен этой информацией, в ходе которого происходит выработка общего смысла, единой точки зрения и согласие по поводу различных ситуаций или проблем. Интерактивная сторона общения ( о бщение как взаимодействие). В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. Перцептивная сторона общения ( о бщение как восприятие людьми друг друга) включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я». Давыдов В.В. выделил основные структурные компоненты общения: Предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект. Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение. Действие общения - это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Задачи общения - это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемые в процессе общения (вербального или невербального) одного человека другому (см. Приложение 1): - экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук, тела и т.д.) - предметно-действенные средства (предметные движения, позы, приближения, удаления, вручение предметов, притягивание или отталкивание человека и т.д.) - речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики). Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения – это, прежде всего, «общий результат» взаимоотношения, становление образа самого себя и партнеров по общению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|