Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммерческая деятельность организации




 

 

Проведем анализ выпускаемой продукции на исследуемом предприятии. Источником анализа будет служить внутренняя отчетность предприятия.

Таблица 4

Исходные данные для расчета показателей (тыс. руб.)

 

Наименование показателей Факт 2010г Факт. 2011г Изменен. тыс. руб.
1.Сырье и материалы     +617
2. Топливо и энергия     +1222
3. Фонд заработной платы с     +92
отчислениями в соцстрах      
4. Расходы на содержание и     +90
эксплуатацию оборудования      
5. Общепроизводственные расходы     +41
6. Общехозяйственные расходы     +457
7. Потери от брака      
8. Прочие расходы     +1
9. Производственная себестоимость     +2520
10.Внепроизводственные расходы     +5
11. Полная себестоимость     +2525

 

Как видно по всем статьям затрат на производство продукции в 2011г фактически произошел рост по сравнению с 2010г на тот же период. Особенно большой рост произошёл по топливу и энергии (за счет повышения тарифов стоимости электроэнергии) и по сырью и материалам.

Определим структуру затрат на производство и реализацию товарной продукции. Результаты расчетов представим в таблице 5.

Таблица 5

Структура затрат на производство и реализацию

Показатели Факт 2010 Факт 2011 Отклонение от плана по сумме тыс. руб.
    Сумма тыс. руб. Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %    
1.Полная себестоимость, в         +2525
т. ч. по статьям:          
сырье и материалы   53,7   52,7 +617
2.Топливо и энергия   30,4   31,0 +1222
3.ФЗПс отчислениями в соцстрах   2,3   2,4 +92
4. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования   2,0   2,1 +90
5. Общепроизводственные расходы   7,2   7,0 +41
6.Общехозяйственные расходы -   2,9   3,4 +457
7. Потери от брака   0,0   0,0  
8. Прочие расходы   1,2   1,1 +1
9. Производственная себестоимость   99,7   99,7 +2520
10. Внепроизводственные расходы   0,3   0,3 +5
                 

 

Как видно из расчетной таблицы 6 фактически в 2011 году по сравнению с 2010г полная себестоимость продукции увеличилась на 1525 тыс. руб. (или на 51635/50210* 100%-100%=2,8%)

Полная себестоимость увеличилась за счет изменения почти всех статей затрат.

По сырью и материалам на 617 тыс. руб. (-0,9%), по фонду заработной платы на 0,2%, по расходам на содержание и эксплуатацию оборудования на +0,1%, по общепроизводственным расходам на -0,12%; по общехозяйственным расходам увеличилась на 0,07%; по остальным статьям осталась без изменения (в удельных весах).

Рассматриваемое предприятие выпускает и реализует следующую основную продукцию:

1. Кондитерские изделия (кроме кремовых) - 15 наименований.

2. Чипсы - 10 наименований.

3. Ржаной хлеб - 15 наименований.

4. Пшеничный хлеб - 35 наименований

5. Булки - 10 наименований.

6. Батоны - 5 наименований.

7. Печенье, вафли - 30 наименований.

Итого ассортиментный перечень ОАО «Риат- хлеб» состоит из семи групп хлебобулочных и кондитерских изделий и ста наименований непосредственно изделий.

Поставка продукции ОАО «Риат- хлеб» производиться с оптового склада ОАО «Риат- хлеб» на условиях кредита. Оплата товара производиться через определенный срок. Товар доставляется покупателем. Выбор поставщика обусловлен предоставляемым ассортиментным перечнем товаров, условиями оплаты, качеством товаров, ценами на приобретаемую продукцию.

На всю продукцию имеются сертификаты соответствия.

Предприятие постоянно работает над обновлением ассортимента товаров, следит за появляющимися новыми марками.

Управленческие работники ОАО «Риат- хлеб» отслеживают спрос покупателей на ту или иную продукцию и не допускают приобретение товаров, не пользующихся спросом.

 

2.2. Изучение основных аспектов деятельности и управления предприятием

На ОАО «Риат- хлеб» действует функциональный тип службы маркетинга.

Функциональная организационная структура отдела маркетинга предполагает группировку сотрудников в зависимости от их функциональной специализации. Преимущество этой структуры заключается в ее простоте и четком разграничении обязанностей сотрудников. Вместе с тем, в рамках подобной структуры могут возникать определенные трудности в обеспечении координации ин­тересов специалистов разных функциональных групп. Такая струк­тура характерна для небольших монопродуктовых или имеющих не­большую номенклатуру продукции предприятий, работающих на локальном рынке. Более крупные фирмы также могут использовать функциональную структуру, если они выпускают уникальные то­вары одного вида либо семейство таких товаров.

Товарная политика

Из всех пищевых продуктов культурного человека хлеб занимает, бесспорно, первое место. Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.

Прекрасное качество, обновленный и расширенный ассортимент хлебобулочных и кондитерских изделий — это визитная карточка ОАО «Риат- хлеб».

Предприятие ОАО «Риат- хлеб» выпускает ежедневно более 35 тонн хлеба, сдобных булочек, тортов, пирожных. Вкусовая гамма отечественная, российская. Все компоненты натуральные, никаких (ни отечественных, ни зарубежных, пусть даже прошедших испытания) консервантов и химических добавок продукции нет. Цель работы нашего предприятия производить внешне привлекательные изделия, обладающих высокими вкусовыми качествами, продаваемыми по приемлемым для широкого круга потребителей ценам.

ОАО «Риат- хлеб» снабжает своей продукцией жителей города и близлежащих населенных пунктов. Предприятие имеет собственную сеть магазинов розничной торговли, а так же поставляет свою продукцию сторонним организациям.

Кроме производства хлебобулочных изделий предприятие ОАО «Риат- хлеб» печет бисквитные торты и различного вида пирожные, которые так нравятся ивановскому покупателю. Они и смогут составить конкуренцию на ивановском рынке.

Качество такого продукта, как хлеб, в настоящее время довольно легко варьировать, улучшать, при помощи всевозможных добавок, концентратов и др. Хлеб, который в России является одним из основных продуктов питания, очень сильно изменился в последние годы – расширился ассортимент (за счет ввозимых зарубежных рецептов – появились целые самостоятельные группы: французский, немецкий, австралийский хлеб, а также за счет отечественных разработок и забытых рецептов – хлеб из пророщенной пшеницы и т.д.). Резко возросло количество препаратов, с помощью которых возможно из низких сортов муки «преобразовать» в высококачественные сорта, используя наполнители и т.п.

Перечислим основные требования к качеству хлебобулочных изделий, применяемых на ОАО «Риат- хлеб»: форма должна быть правильной, без боковых выплывов, не мятой; для формового хлеба соответствующей хлебной форме, в которой его выпекали, с несколько выпуклой верхней коркой; для подового – круглой, овальной или продолговато – овальной, не расплывчатой. Хлеб должен быть хорошо пропеченным, не липким и не влажным на ощупь, без комочков, эластичным. Вкус и запах должны быть свойственными данному виду хлеба.

Хлеб является продуктом кратковременного хранения, поэтому существуют ограничительные сроки его реализации. В среднем срок хранения хлеба составляет от 24 до 36 часов.

Упаковка хлеба производится в полиэтиленовую пленку.

 

Ценовая политика

Ценовая политика является одним из основных элементов стратегии маркетинга, а ценообразование относится к сфере компетенции службы маркетинга на предприятии. Ценовая политика зависит от того, кто является целевым покупателем фирмы и какова стратегия продукта.

Можно выделить два основных направления ценовой политики:

1. Стратегия «снятия сливок»

2. Стратегия постепенного проникновения на рынок (стратегия «проникновения»)

Цель стратегии «снятия сливок» заключается в максимизации рентабельности продукта. Применяется в тех сегментах рынка, в которых спрос менее всего чувствителен к ценам, а покупатели готовы заплатить высокую цену за продукт. Эта стратегия приемлема также при выведении нового товара на рынок и в случае, если товар пользуется высоким спросом, а конкуренция отсутствует или невысока. При стратегии «снятие сливок» при внедрении на рынок устанавливается максимальная цена, которая затем поэтапно снижается.

Для ОАО «Риат- хлеб» больше всего подходит стратегия «проникновение». Целью стратегии «проникновение» является максимизация объемов продаж и доли рынка. Цена при этом устанавливается как можно ниже, чтобы захватить наибольшую долю рынка и на основе этого получить значительную массу прибыли. Часто эта стратегия используется для закрепления места на рынке. В отдельных случаях в начале проникновения цена может быть установлена ниже себестоимости, и затем она поэтапно повышается.

Продвижение и сбыт продукции

Для увеличения товарооборота ОАО «Риат- хлеб» использует маркетинговый подход в стимулировании сбыта товаров:

I Рекламная деятельность

1). ОАО «Риат- хлеб» рекламирует все виды продаваемых товаров с помощью рекламных листовок. Эти листовки имеют красивое оформление и информационный блок.

2). Размещение рекламы в печатных изданиях, на телевидении. Однако это является одним из самых дорогостоящих видов продвижения, и поэтому увеличение объема продаж за счет этого элемента комплекса маркетинга вряд ли сможет покрыть затраты, связанные с ним.

3). Кроме того, в настоящее время, очень эффективным способом размещения рекламы становится Интернет, поэтому ОАО «Риат- хлеб» также использует и эту рекламу, что очень эффективно и не требует больших капитальных вложений.

II Стимулирование сбыта

Скидки с цены товаров. При закупке определенного объема товаров, а также постоянным оптовым покупателям, предоставляться 3 - процентные и 5-процентные скидки.

III.Связь с общественностью.

ОАО «Риат- хлеб» принимает участие в выставках товаров по продуктам питания.

IV. Персональные продажи.

Личная продажа занимает важное место в средствах продвижения товаров магазина. Она, как следует из самого названия этого вида продвижения, предполагает личный контакт продавца с покупателем, диалог, а не монолог, как в случае с рекламой.

Негативные качества личной продажи (такие как: высокие издержки в расчете на одного покупателя, кратковременный эффект стимулирования и т.д.) частично снимаются в процессе организации творческой продажи. К этому можно отнести участие в выставках. Опыт общения с посетителями выставки позволит сделать вывод о спросе на товары. Участие в выставке позволяет одновременно осуществлять и коммуникативную, и ценообразовательную, и сбытовую, и товарную политику ОАО «Риат- хлеб». Едва ли какой-нибудь другой из инструментов маркетинга обладает способностью представить во всей полноте фирму и ее товар, одновременно предоставляя возможность личного контакта с клиентом.

Таким образом, с помощью продвижения товары «проталкивают» на рынок, завоевывают покупателей, стимулируют сбыт. Мероприятия по стимулированию сбыта стоят не дешево, но без них не обойтись, а затраты, как правило, относятся к производственным затратам.

 

2.3. Стратегическое управление организацией

 

Для ОАО «Риат- хлеб» можно сформулировать следующую миссию: обеспечение людей качественным и вкусным хлебом.

Миссия ОАО «Риат- хлеб» не зависит от текущего состояния дел на предприятии, методов работы, она в целом выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия работы предприятия и какие ценности при этом будут приоритетными.

Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, менеджмент, финансы, персонал. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации. Укажем основные цели функционирования ОАО «Риат- хлеб» по функциональным подсистемам в таблице 6:

Таблица 6

Ключевые цели ОАО «Риат- хлеб»

Подразделение предприятия Ключевая цель и функции
  МАРКЕТИНГ Выйти на первое место по продаже хлеба на рынке
  ПРОИЗВОДСТВО Достичь наивысшей производительности труда при производстве хлеба
  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАЗРАБОТКИ Завоевать лидерские позиции по вводу новых изделий, используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объемов реализации
  ФИНАНСЫ Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
  ПЕРСОНАЛ Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе
  МЕНЕДЖМЕНТ Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов

 

ОАО «Риат- хлеб» является акционерным обществом, имеет статус юридического лица и действует на основании Устава и Законодательства России. Срок действия общества не ограничен.

Изобразим организационную структуру ОАО «Риат- хлеб» на следующей схеме 1:

 

Директор ОАО «Риат- хлеб»

 

Зам. директора по маркетингу
Зам. дир. по произво- дству
Зам. дир. по фи нансам
Зам. дир. по персоналу
Зам. дир. по вспомо гательному производству

 

Отдел кадров

 

Рекла- ма
ц е х   вып ечки тор тов
бу- гал- те- рия
Хлеб ный   ц е х

 

Рис. 1. Организационная структура ОАО «Риат- хлеб»

Схема цеха по выпечке хлебобулочных изделий приведена в приложении к отчету.

Такая структура управления относится к иерархическому типу структур управления. Концепцию иерархической структуры управления сформулировал немецкий социолог Макс Вебер. Она содержала следующие принципиальные положения: четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей.

Достоинством использования на ОАО «Риат- хлеб» иерархической структуры управления проявляется в том, что процесс управления происходит быстрее, так как производство хлебобулочных изделий является массовым.

К недостаткам линейно-функциональной системы управления можно отнести несоответствие между ответственностью и полномочиями руководителей разных уровней и подразделений, превышаются нормы управляемости, особенно у директоров и их заместителей, формируются нерациональные информационные потоки, не учитывается специфика работы различных подразделений.

В процессе управления используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций управления, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. Методы занимают важное место в менеджменте, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики.

На ОАО «Риат- хлеб» применяются следующие методы управления:

· Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, посредством которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие их воздействие на их решение.

· Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы.

· Также на ОАО «Риат- хлеб» применяется метод моделирования. Моделирование осуществляется в несколько этапов: постановка задачи, конструируется модель, проводится экспериментальный прогноз, осуществляется корректировка.

· Метод социологического исследования используется в решении проблем, связанных с работающими, их ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованностью в выполнении намеченного плана мероприятий.

 

2.4. Управление персоналом

Динамика численности промышленно-производственного персонала и производительности труда представлена в таблице 7.

Таблица 7

Динамика численности ППП и производительности труда за 2008-2011 гг.

Показатели Ед. изм.        
Товарная продукция (ТП) т.руб.        
Численность ППП чел.        
Выработка ТП т.руб./чел. 216,069 194,5749 223,4375 236,2652
Индекс динамики выработки цеп. % - 90,0522 114,8337 105,7411
Индекс динамики выработки баз. %   90,0522 103,4103 121,4264
Индекс динамики ППП цеп. % - 95,97701 105,3892 102,8409
Индекс динамики ППП баз. %   95,97701 101,1494 108,3832

 

Как можно увидеть из таблицы 7 за 2008-2011 гг. на предприятии наблюдался рост как численности ППП, так и производительности труда в расчете на одного работника ППП.

Рассчитаем показатели движения рабочей силы:

Коэффициент оборота по приему:

Кп= Число работников, принятых за период/ Среднесписочная численность за период

2010 г.:Кп=13/176*100%=7,4%

2011 г.:Кп=14/181*100%=7,7%

Коэффициент оборота по выбытию:

Кв= Число работников, уволенных по всем причинам за период/ Среднесписочная численность

2010г: Кв=10/176*100%=5,7%

2011г: Кв=8/181*100%=4,4%

Коэффициент текучести:

Кт= Число работников, уволенных по причинам, относящимся к текучести кадров/ Среднесписочная численность работников

2010г: Кт=4/176*100%=2,3%

2011г: Кт=5/181*100%=2,8%

Коэффициент замещения рабочей силы:

Кз= Число работников, принятых за период/ Число работников, уволенных за период

2010г: Кз=13/10*100%=130%

2011г: Кз=14/8*100%=175%

Коэффициент постоянства состава:

Кп.с.= Число работников, проработавших весь отчетный период/ Списочная численность работников в конце периода

2010г: Кп.с.=158/176*100%=89,8%

2011г: Кп.с.=160/181*100%=88,4%

Как видно из расчетных данных в 2011 году по сравнению с 2010 годом оборот принятых работников вырос незначительно на +0,3%; пол выбытию сократился на -1.3%; текучесть кадров возросла на 0,5%, что отрицательно сказывается на потенциале предприятия.

 

ВЫВОДЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ОАО «Риат- хлеб» - предприятие, занимающееся выпечкой и продажей хлебобулочных изделий, а также продажей продуктов питания. ОАО «Риат- хлеб» снабжает своей продукцией жителей города и близлежащих населенных пунктов. Предприятие имеет свою собственную розничную сеть магазинов розничной торговли.

Кроме производства хлебобулочных изделий ОАО «Риат- хлеб» выпускает бисквитные торты, пирожные, печенье, и поэтому предприятие составляет высокую конкуренцию другим хлебокомбинатам города.

Предприятие ОАО «Риат- хлеб» выпускает ежедневно более 35 тонн хлеба, сдобных булочек, тортов, пирожных. Вкусовая гамма отечественная, российская. Все компоненты натуральные, никаких (ни отечественных, ни зарубежных, пусть даже прошедших испытания) консервантов и химических добавок продукции нет.

Рассматриваемое предприятие выпускает и реализует следующую основную продукцию:

8. Кондитерские изделия (кроме кремовых) - 15 наименований.

9. Чипсы - 10 наименований.

10.Ржаной хлеб - 15 наименований.

11.Пшеничный хлеб - 35 наименований

12.Булки - 10 наименований.

13.Батоны - 5 наименований.

14.Печенье, вафли - 30 наименований.

Итого ассортиментный перечень ОАО «Риат- хлеб» состоит из семи групп хлебобулочных и кондитерских изделий и ста наименований непосредственно изделий.

Поставка продукции ОАО «Риат- хлеб» производиться с оптового склада ОАО «Риат- хлеб» на условиях кредита. Оплата товара производиться через определенный срок. Товар доставляется покупателем. Выбор поставщика обусловлен предоставляемым ассортиментным перечнем товаров, условиями оплаты, качеством товаров, ценами на приобретаемую продукцию.

На всю продукцию имеются сертификаты соответствия.

Предприятие постоянно работает над обновлением ассортимента товаров, следит за появляющимися новыми марками.

Управленческие работники ОАО «Риат- хлеб» отслеживают спрос покупателей на ту или иную продукцию и не допускают приобретение товаров, не пользующихся спросом.

В основе формирования ассортимента товаров для исследуемого предприятия лежит изучение различных ви­дов покупательского спроса с целью его последующего ана­лиза и использования полученных результатов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

2. Грундке Г. Основы общего товароведения. / М.: Экономика, 2004.

3. Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.

4. Логинова Я. К. Коммерческое товароведение средств производства: Учебн. по­собие. / Екатеринбург Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. 2002.

5. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Экономика, 2003.

6. Управление качеством продукции. Справочник. М.: Издательство стандартов, 2005.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...