Понятие информационной технологии (ИТ)
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Слово «технология» при переводе с греческого (techne) означает «искусство, мастерство, умение», а все это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов. Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта (рис. 9.1). Рис. 9.1. ИТ как аналог технологии переработки материальных ресурсов Информация - сведения об окружающем нас мире, уменьшающие уровень неосведомленности человека. Современная наука под информацией понимает сведения, сообщения о чем-либо, передаваемые от источника к приемнику информации. Информация передается сигналами какой-либо физической природы по линиям связи источника с получателем. Это могут быть звуковые или световые сигналы, энергетические, нервные импульсы и т.д. Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение: информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерной информационной технологии современными техническими средствами и методами. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием этих преобразований являлось приобретение человечеством нового качества. Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность передавать знания от поколения к поколению. Вторая революция (середина XVI в.) - изобретение книгопечатания, которое радикально изменило организацию деятельности человека. Третья революция (конец XIX в.) - изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая революция (70-е годы XX в.) - изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера. На микропроцессорах и интегрированных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Последняя информационная революция выдвинула на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технологических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшей составляющей информационной индустрии становятся все виды информационной технологии, особенно телекоммуникации. Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
• переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; • создание программно-управляемых устройств и процессов. Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компьютерных систем и современных технических средств связи. Развитие компьютерной техники и ИТ послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания. Основным видом производимых продуктов является информационный продукт. Главный фактор информатизации общества - развитие информационного рынка. В России в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Представляется наиболее правомерным следующий подход к инфраструктуре рынка, который взят за основу (рис. 9.2). Рис. 9.2. Инфраструктура информационного рынка Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. Первый сектор - деловая информация, состоит из следующих частей: • биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены (поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки); • статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографическим областям (поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы); • коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса (поставщиками являются специальные информационные службы).
Второй сектор - информатизация для специалистов, содержит следующие части: • профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.; • научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; • доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы. Третий сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей: • новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; • потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.д.; • развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст. Четвертый сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, специальное, среднее профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. Пятый сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: • программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение и др.; • технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
• разработка и сопровождение информационных систем и технологий; • консультирование по различным аспектам информационной индустрии: какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.п.; • подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п. Новая информационная технология - информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, применяющая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: «новая», «компьютерная» или «современная». Прилагательное «новая» подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены такие коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии: • интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; • интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами; • гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач. Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. Средствами производства информации являются аппаратное, программное и математическое обеспечение. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их программным инструментарием информационной технологии.
Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что определения информационной технологии и системы очень похожи между собой. Однако это не так. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии -в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию. Информационная система является средой, ее составляющие -компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет человеко-компьютерную систему обработки информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне информационной системы. Информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям: • обеспечивать высокую степень разделения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия; • включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели; • иметь регулярный характер (этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизованы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами). При внедрении информационной технологии в фирму необходимо выбрать одну из двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зрения на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки информации. Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы. Информационная технология приспосабливается к организационной структуре и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии минимальна, так как затраты незначительны и организационная структура фирмы не меняется. Основной недостаток такой стратегии - необходимость непрерывных изменений формы представления информации, приспособленной к конкретным технологическим методам и техническим средствам. Любое оперативное решение «вязнет» на различных этапах информационной технологии. К достоинствам стратегии можно отнести минимальные степень риска и затраты. Вторая концепция ориентируется на будущую структуру фирмы. Существующая структура будет модернизироваться. Данная стратегия предполагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми задачами. К основным ее недостаткам следует отнести: • существенные затраты на первом этапе, связанном с разработкой общей концепции и обследованием всех подразделений фирмы; • наличие психологической напряженности, вызванной предполагаемыми изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей. Достоинствами данной стратегии являются: • рационализация организационной структуры фирмы; • максимальная занятость всех работников; • высокий профессиональный уровень; • интеграция профессиональных функций за счет использования компьютерных сетей. Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структура системы переработки информации должна соответствовать распределению полномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления. Контрольные вопросы 1. Какую роль выполняет информация при организации транспортных процессов? 2. Дайте определение транспортно-технологической информационной системе. 3. Дайте понятие информационной технологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|