В детский садик собираются.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 (Утро) Солнце в небе Дети вышли на прогулку, Ярко светит Наблюдение ведут. На прогулку мы идем Солнце в небе ярко светит, Песни весело поем! Птички весело поют. (День) (День) Солнышко лучистое За окном уже темнеет, Село за дома, Бабушка на кресле дремлет. Мы пришли с прогулки Посмотри скорей в окно: Ужинать пора! Огоньков полным-полно. (Вечер) (Вечер) В небе звездочки горят Спят медведи и слоны, В речке струйки говорят Заяц спит и ежик. К нам в окно луна глядит Все вокруг спать должны, Нашим деткам спать велит. Наши дети тоже. (Ночь) (Ночь)
ФРАГМЕНТ 2. Наглядный материал: игрушка – заяц; картинки с изображением зайца в разное время суток (его действия и явления природы). Ход: Воспитатель рассказывает сказку про зайца: - Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы догадались, когда огн сфотографирован на каждой из них: утром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю: «Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солныщко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Далеко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши!». Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать». Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсуждают, что и когда изображено на «фотографиях».
ФРАГМЕНТ 3. Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы: - Найдите и покажите картинку с изображением утра. - Что ты видишь на своей картинке? - Когда это бывает? Замечание: перед дневным сном не говорить детям «Спокойной ночи!», а желать «Спокойного сна!».
Дидактические игры «Когда это бывает?» Используются картинки, вопросы, загадки, стихи. «Закончи предложение»: «Мы завтракаем….» (утром) и т.д. В средней группе обсуждают с детьми последовательность частей суток.
ФРАГМЕНТ 4. Наглядный материал: игрушечный медведь и картинки с изображением природы и действий людей в разное время суток. Ход: - К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинное. - Давайте ему поможем! Описывая природу и действия людей, дети узнают части суток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод: После утра наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утрою Усложнения: - Назови все части суток по порядку, начиная с вечера. Усложнение наглядного материала: Изображение природы Изображение только Изображение и деятельности природных действия ребенка людей явлений Дидактические игры «Назови части суток», «Найди ошибку»: вечер, ночь, утро, день (ошибки нет); «Наоборотинка» и др. «Назови соседей»: - Назови соседей утра…
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: Дидактические игры В работе с детьми младших групп мы применяли и наиболее простые словесные игры, в которых активизировали их словарь за счет слов-названий частей суток. Например, в игре «Назови пропущенное слово» воспитатель говорил предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем —...?», и дети дополняли пропущенное слово. Одновременно воспитатель связывал названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна).
В средней группе мы закрепляли у детей название частей суток, углубляли и расширяли представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. Если в младшей группе при определении, когда это бывает, мы старались опираться на содержание деятельности, максимально приближенной к опыту самих детей, то в средней группе показывали, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью использовали картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходят вечером из театра и др. Рассматривали с детьми серии картинок, на которых нарисовано все, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома, наблюдают вечернюю улицу с балкона.) Предлагали также самим детям из набора выбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем. Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществлялся и посредством игр, рекомендованных Ф. Н. Блехер. Это игры-путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начинали игру такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий. После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредоточили на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). В этих целях организовали наблюдения за этими явлениями на прогулках. Поскольку восход и заход солнца в условиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно, мы использовали карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток (см. рисунки 5, 6, 7, 8).
На первой карточке изображено утро: голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. На второй — день: светлое голубовато-желтое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца. Третья — вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей. Четвертая — ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточки показывали детям одновременно и рассматривали, чем они отличаются. Ставили знакомый вопрос: «Когда это бывает?» Затем в парах с ними показывали картинки с изображением характерной деятельности и просили детей указать, что общего на них: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаков делали заключение об изображенном времени. На следующем занятии к каждой картинке мы прикрепляли соответствующий по цвету квадратик: для утра — голубой, для дня — желтый, для вечера — серый, для ночи — черный. По нашему мнению, цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспримут его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, мы предлагали детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер, или ночь. Быстро разобрав картинки по цветным знакам, дети проверяли правильность отбора, анализируя их содержание. В дальнейшем детям предлагались только цветные знаки и по ним закреплялись названия времени суток. Цветные знаки использовались и как раздаточный материал: воспитатель показывал картинки или читал стихи, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднимали соответствующий знак. При этом мы использовали строки из знакомых детям стихотворений, завершая их чтение вопросами: «Когда это бывает?», «Что наступило?» Когда дети отчетливо усвоили представления о всех частях суток, научились определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, запомнили цветные знаки, определяющие части суток, мы приступили к уточнению знаний о последовательности частей суток. Выше уже отмечались трудности, которые испытывают дети в установлении порядка следования частей суток. Прежде всего они следуют традиционной цепочке слов — утро, день, вечер и ночь — при определении последовательности частей суток, и точкой отсчета для них является утро. Поэтому мы учили детей устанавливать последовательность частей суток с разных точек отсчета. Например, после выяснения, что бывает днем, спрашивали: «Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступит после вечера?»
В последующих упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток использовали цветные знаки в качестве раздаточного материала и предлагали детям показывать карточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем. Или предлагали разложить карточки-знаки, начиная с любой из них и затем пояснить словами последовательность частей суток. В конце года, когда у детей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова «сутки». Мы еще не раскрываем количественную характеристику суток — 24 часа, но продолжительность этой меры времени можно объяснить, используя части суток. Слово «сутки» должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить начиная с любой из них. При усвоении детьми средней группы понятия «сутки» мы использовали ряд приемов. На доске в один ряд ставили четыре картинки одного и того же пейзажа в разные части суток. По каждой картинке выясняли, когда это бывает. На основании одновременно представленных четырех частей суток знакомили с понятием «сутки», опрашивали детей: «Сколько частей суток нарисовано на всех этих картинках? Как можно назвать одним словом все то время, когда пройдут утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток?» Дети обычно отвечали: «Весь день», «Целый день». Мы уточняли: «Все эти четыре части носят название «сутки». Утро, день, вечер и ночь составляют одни сутки». Затем повторяли, сколько в сутках частей, как они называются, каков порядок их следования. Предлагали также сложить знаки-символы частей суток и назвать все это время одним словом. Проводились также игры, например «Назови соседей»: - Назови соседей утра. - У части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день. - Назови соседей ночи. «Назови все части суток»: - Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)
Для закрепления понятия о сутках и о последовательности частей суток проводили беседу по таким вопросам: «Вспомните, что знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еше? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня». И т. п. Все эти приемы позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|