Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
Коррекционная работа способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшает их адаптацию в среде сверстников, повышает уровень их самооценки. В рекомендациях автора программ коррекционного обучения детей с ЗПР С.Г.Шевченко представлены направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей с ЗПР /9/: × «развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: × артикуляционного аппарата, × фонематического слуха, × мелких мышц руки, × оптико-пространственной ориентации, × зрительно-моторной координации и др.; × обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала; × введение, в соответствии с принципом осознания школьниками процесса обучения, в состав содержания образования знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.); × приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, так.как эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;
× формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку; × усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.; × расширение содержания учебной деятельности, требующего от школьников интеллектуального напряжения; × обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться; × адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач; × отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания); × взаимообучение, диалогические методики; × оптимальность темпа с позиции полного усвоения; × обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин».
Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: 1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. 3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек. 4. Вариативные приемы обучения: o Поэлементная инструкция. o Повтор инструкции. o Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные). o Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный) o Речевой образец o Демонстрация действий. o Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности). o Опора на рифму. o Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные) o Подбор по аналогии. o Подбор по противопоставлению. o Чередование легких и трудных заданий (вопросов) o Совместные или имитационные действия. o Начало действия. o Сопряженная или отраженная речь. o Начало фразы. o Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома). o Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег). o Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды). o Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка). o Многократное усиление функции. o Создание проблемных ситуаций. o Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания. o Обращение к товарищу с вопросами. o Работа со словарями на время. o Сравнение (чем похожи и чем отличаются) o Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?) o Найди ошибку. o Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий). o Группировка по общности признаков. o Исключение лишнего. o Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий. 5. Введение физминуток через 15-20 минут урока. 6. Создание ситуации успеха на занятии. 7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. 8 Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). 9 Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.
10 Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания). 11 Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене- 15-20). 12 Точность и краткость инструкция по выполнению задания. Примеры коррекционных приемов по учебным предметам представлены в ПРИЛОЖЕНИИ: математика – ПРИЛОЖЕНИЕ 6. русский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 7. английский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся с ЗПР должна быть направлена на развитие и совершенствование умения: × работать в определённом темпе; × осознавать цель инструкции; × удерживать в памяти инструкцию; × отвечать на вопрос и выполнять задание в соответстие с инструкцией; × выполнять инструкцию с первого предъявления и осуществлять самоконтроль; × рационально организовывать своё время на занятии; × анализировать ответы друг друга; × проверять работу и организовывать свой труд на занятии; × выражать мысли грамматически правильно оформленным предложением; × формулировать задания для коллективной работы в определённое время; × своевременно обращаться за помощью; × работать по индивидуальным карточкам; × работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения; × анализировать работу друг друга; × делать вывод в конце задания; × соблюдать речевой этикет. Работа по коррекции двигательной сферы может проводиться как во время уроков, так и после уроков, например, на занятиях группы продленного дня. Следует включать специальные упражнения на: · развитие и совершенствование статической основы движений · развитие динамической координации движений; · развитие ритмической организации движений, переключаемость; · упражнения с предметами; · развитие графических навыков. Примеры упражнений представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|