Личность в организации (роль характера, темперамента в профессиональной деятельности)
Управление в современном дошкольном учреждении – это целеустремленная деятельность всех педагогов, направленная на обеспечение стабилизации, оптимального функционирования и развития ДОУ. Управление методической работой в условиях личностно – ориентированного подхода, по мнению Никишиной И.В. (25), - это деятельность, направленная на создание условий для стимулирования саморазвития каждого воспитателя, для его самореализации. Новые подходы к управлению методической работой связаны с требованиями предлагаемыми педагогам новыми технологиями, с выработкой у них нового педагогического мышления. Здесь важны меры, отмечает Васильева А.И. (9), по управлению саморазвитием, самообразованием и самовоспитанием воспитателей и специалистов, по созданию условий для формирования индивидуальных педагогических (методических, воспитательных, дидактических) систем. Управлять методической работой в условиях личностно – ориентированного подхода, отмечает Белая К.Ю. (3), – значит научиться так, строить методический процесс, чтобы в каждой его ситуации проявлять важнейшие функции личности воспитателя – выбор ценностей, понимание (рефлексирование) смысла своей деятельности, реализация своих потребностей и задатков. Эффективность управления, по ее мнению, зависит от двух групп факторов – структурных и активизирующих. Управление структурными факторами означает, прежде всего, управление делами, а управление активизирующими факторами – управление людьми. Для успешного владения активизирующими факторами руководителю следует изучить личность в деятельности. Существуют два подхода к описанию и пониманию личности.
При сущностном подходе, в работах Федоровой Н.В. (36), личность рассматривается как: - психофизиологическое единство характеристик человека, включающее физиологические, психологические и социальные характеристики; - система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности его в социальный контекст; - множество черт, относительно устойчивых особенностей внутреннего мира человека, проявляющихся в его поведении, высказываниях, отношении к нему других людей. Одной из наиболее известных теорий данного типа является теория американского психолога Р.Б. Кэттелла; - определенный тип человека с характерными особенностями поведения. Примерами наиболее известных в психологии типологий являются типологии Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Юнга, К. Бриггс, Майерс-Бриггс; - система конструктов, где конструкт - это своеобразная оценочная ось, например «плохой работник - хороший работник», элементарная единица нашего восприятия, отношения, в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация; - система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний; - совокупность подструктур в структуре личности (инстанций). Примерами таких теорий могут быть теории, описывающие бессознательные аспекты психики: 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Берна. При деятельностном подходе, преобладающем в отечественной психологии, личность рассматривается как: - качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения; - субъект социальных отношений и сознательной деятельности; - «сознательный индивид», т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции поведения. Таким образом, личность - это индивид, который приобретает системные качества во взаимодействии с социальным окружением, протекающим в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.
Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития, формирования способности к сознательной деятельности, общению он становится личностью. На процесс развития личности влияют наследственные, биологические факторы, социальная среда и воспитание, собственная активность человека. Личность - это многоуровневая система, отмечает Крымов А.А. (15), объединяющая психофизиологический, психологический и социальный уровни. Кроме того, личность - система динамическая, в которой содержатся как координационный (взаимосвязь между качествами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязь между качествами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. Структура личности приведена на рис. 1. На основе критерия соотношения социальных и биологических свойств в качествах личности в ее структуре выделяют пять иерархически соотносящихся подструктур (по мере убывания социальной составляющей). Также в личности есть две общие интегративные подструктуры, которые выделяет Комиссарова Т.А. (16), в отличие от иерархических подструктур, они пронизывают все пять уровней иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. Одновременно каждая из общих подструктур отражает определенный аспект проявления этих качеств:
Рис. 1 - Структура личности
- в различных видах деятельности, тогда речь идет о характере личности, - в каком-то конкретном виде деятельности, тогда речь идет о способностях личности к данному виду деятельности. Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых черт, отмечает Дубейковская А.А. (8), психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности. Черты характера - устойчивые, повторяющиеся в различных, типичных ситуациях особенности поведения человека и его отношения к чему-либо. Черты обычно рассматриваются попарно, через свои противоположности. Чтобы изменить характер, нужно внешнее воспитательное воздействие.
В структуре характера выделяют две группы черт. К первой группе относят черты, определяющие отношения к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Среди них: - отношение к другим людям (например, индивидуализм - коллективизм, жестокость - доброта, гуманность - антигуманность, правдивость - лживость, эгоизм - альтруизм, доверчивость - недоверчивость, сочувствие - безразличие, щедрость - скупость, общительность - замкнутость, тактичность - грубость и др.); - отношение к самому себе (например, требовательность к себе, самооценка и уровень притязаний, самокритичность - самоуверенность, скромность - самовлюбленность, гордость - приниженность, самоуничижение и др.); - отношение к труду, деятельности (трудолюбие - леность, аккуратность - неряшливость, инициативность - пассивность, усидчивость - нетерпеливость, ответственность - безответственность, добросовестность - недобросовестность, организованность - несобранность и др.). Вторую группу составляют интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Сочетание названных сторон и качеств, уровень их развития обусловливают тот или иной уровень развития характера. Чем выше ступень развития характера, тем он сильнее. Человек с сильным характером отличается тем, что его поступки полностью соответствуют его взглядам. Человек со слабым характером (конформист) не имеет твердых, устоявшихся собственных мнений. Его поведение полностью зависит от среды, сложившихся в данный момент обстоятельств, ситуации. Сила характера - в цельности, единстве соединяющих его компонентов. По отношению к уровню нормы, рассматривает Федорова Н.В. (36), характер может быть: - нормальным, сбалансированным, т.е. отвечающим адекватными реакциями на различные стимулы; - акцентуированным, с чрезмерным проявлением некоторых черт (например, экзальтированность, неуправляемость и др.); - психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии. Например, немецкий психиатр К. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, чрезмерно развиты (акцентуированы) в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос» характера.
Способности - совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Способности человека, Федорова Н. В.(36) делит на общие и специальные, которые в свою очередь делятся на элементарные и сложные (рис. 2).
Рис. 2 - Классификация способностей
Элементарные общие способности - это свойства, присущие всем людям, хотя и в разной степени их проявления. К ним относятся основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить, воображать, принимать и осуществлять решения. Каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее психическое действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мнемоническое, мыслительное, волевое. Оно в результате упражнений может стать соответствующим навыком. Элементарные специальные способности - это свойства, присущие не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов (восприятия, мышления и др.). Их можно развить в процессе обучения. Сложные общие способности - это свойства, присущие в той или иной степени всем людям. К ним относятся способности к определенной деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Сложные специальные способности - это свойства, присущие уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. К ним относятся способности к определенному виду профессиональной деятельности. Эти способности обычно называют профессиональными. Существует множество классификаций профессиональных способностей, одна из них, систематизация по психофизиологическим параметрам, предложена Е.А. Климовым (16): 1) биономические способности (система «человек - природа»); 2) технономические способности (система «человек - техника»), предполагающие конструирование и обслуживание различного рода технических устройств; 3) социономические способности (система «человек - человек»), связанные с необходимостью постоянно вступать в межличностные контакты и осуществлять организаторскую деятельность; 4) сигнономические способности (система «человек - знаковая система»); 5) артономические способности (система «человек - художественный образ»). Большинство людей обладает комплексными способностями, и задача менеджеров по персоналу - найти тот участок работы, где эти способности могут быть реализованы максимально полно.
Элементы подструктур личности влияют на поведение работника в организации. Нулевая подструктура - реализованность личности, объединяет статусные качества личности, характеризующие то положение, которое она занимает в организации и в обществе, такие как чувство собственного достоинства, карьера, семейное положение, заработная плата. Статусные качества личности влияют на удовлетворенность трудом, текучесть, абсентеизм. Например, исследования показывают, что работники, состоящие в браке, меньше пропускают работу, реже увольняются и более удовлетворены своим трудом, чем их холостые коллеги. Брак налагает повышенные обязанности на человека, поэтому для него очень важно иметь стабильную и устойчивую работу. Среди статусных элементов можно назвать и заработную плату работника, определяющую общественную оценку труда, потому что заработок не имеет степени насыщения, легко поддается количественной оценке, и работник пользуется им для оценки рабочего места, себя на этом рабочем месте и вообще своего положения в организации, а следовательно, заработок напрямую связан с мотивацией и удовлетворенностью трудом. Чувство собственного достоинства как элемент личности формируется из взаимосвязанных составляющих: 1) осознания собственной компетентности в выполняемой работе; 2) представления о справедливости оценки труда; 3) представления человека о статусе организации, в которой он трудится, престижности ее с точки зрения перспектив развития; 4) представления о статусе конкретного подразделения; 5) перспектив личного продвижения в должностной или профессиональной иерархии; 6) представления о важности того положения (формального и неформального), которое работник занимает в своей организации. При низком чувстве собственного достоинства человек стремится компенсировать его неинституциональным поведением. Первая подструктура - направленность личности - система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека. Входящие в эту подструктуру элементы (черты) личности в подавляющем большинстве не имеют врожденных задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает ценностные ориентиры, установки, влечения, желания, интересы, склонности. Эта подструктура изменяется путем воспитания. Ценностная ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе организационное поведение, утверждает Федорова Н.В. (36). Ценности личности можно разделить на абсолютные (устремления личности) и операционные (способ достижения целей) (табл.). Каждая личность устанавливает свою иерархию ценностей. Ценности личности
Установка - постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к какому-либо объекту. Установки могут быть охарактеризованы с трех позиций: 1) они существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для того, чтобы их изменить; 2) установки могут варьировать от очень благоприятных до очень неблагоприятных; 3) установки направлены на конкретный объект, по поводу которого человек может испытывать некоторые чувства или иметь некоторые убеждения. Установки состоят из трех основных компонентов: а) эмоционального - включает чувства личности, или аффект - положительный, нейтральный или отрицательный - относительно объекта; б) информационного - включает убеждения или информацию, которые имеет человек относительно объекта. Совершенно несущественно, является ли данная информация достоверной или точной; в) поведенческого - определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту. Из трех компонентов установок непосредственно можно наблюдать только поведенческий. Установки позволяют предсказать поведение человека на рабочем месте, помогают людям адаптироваться к рабочему окружению. В области организационного поведения удовлетворенность трудом считается важнейшей и чаще всего исследуемой установкой, ее можно определить как позитивное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы. Крымов А.А выделяет, три наиболее важных параметра удовлетворенности трудом: 1) удовлетворенность трудом представляет собой эмоциональную реакцию на сложившуюся на работе ситуацию; 2) удовлетворенность трудом часто определяется тем, насколько результаты труда соответствуют ожиданиям; 3) через удовлетворенность трудом проявляются другие установки. П. Смит, Л. Кендалл и К. Хулин предполагают, что существуют пять параметров работы, наиболее точно характеризующих ее с точки зрения тех аффективных реакций, которые она вызывает у людей. Это собственно работа, оплата, возможности продвижения, руководство, коллеги. Вторая подструктура личности - «опыт» - объединяет знания, навыки, умения и привычки, что применительно к трудовой деятельности можно охарактеризовать как профессионализм. Можно рассматривать профессионализм с точки зрения: - технократизма, тогда профессионализм - прежде всего овладение новыми технологиями, приемами и средствами труда, современными материалами, при этом в тени остаются мотивы поведения человека; - системного подхода, тогда профессионализм рассматривается с учетом ценностных ориентации, мотивов, способности к адаптации, мобильности. Адаптацию можно рассматривать как одно из четырех функциональных условий, которым, чтобы выжить, должны отвечать все социальные системы (наряду с достижением целей, интеграцией и поддержанием приверженности к ценностям системы). Кроме адаптации профессионализм предполагает мобильность, тесно связанную с общей активностью личности и способствующую ее интеграции в общество. Мобильность - в первую очередь способность и готовность работника соответствовать требованиям общества, группы, уровню развития науки, техники и технологии, организации и условиям труда и др. Элементы второй подструктуры приобретаются в личном опыте путем обучения, но на них воздействуют и биологические, и даже генетические свойства личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью. Третья подструктура личности - особенности психических процессов - объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, понимаемых как формы психического отражения: ощущений, восприятия, мышления, памяти, эмоций, чувств, воли. Ощущение - простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на человека через соответствующие органы чувств. Передача информации в той модальности, в которой готов ее воспринимать партнер, - условие взаимопонимания в организации. Модальность можно определить по словесным предикатам, т.е. словам и выражениям, характерным для данного человека: - предикаты визуальной модальности - видишь, ярко, красиво, прозрачно, прекрасно, посмотрите, мне кажется и т.п.; - предикаты аудиальной модальности - послушайте, созвучно, громко, тихо, хрустящий, логично и т.п.; - предикаты кинестетической модальности - легко, чувствовать, тяжело, тепло, уютный, мягкий, притрагиваться и т.п. Еще одним индикатором модальности являются движения глаз партнера по коммуникации. Восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - это отражение комплекса ощущений. Мышление - психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи. Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения. В зависимости от того, какие задачи по содержанию и значению человеку приходится решать, его мышление может быть наглядно-действенным, наглядно-образным и абстрактно-логическим. Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в широте, глубине и самостоятельности мышления, гибкости мысли, быстроте и критичности ума. Память - процесс сохранения и последующего воспроизведения (узнавания) ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Все виды памяти можно классифицировать: - по содержанию преобладающей активности (двигательная, образная, эмоциональная, логическая); - по степени волевой регуляции (произвольная, непроизвольная); - по продолжительности сохранения информации (долговременная, кратковременная, оперативная). Эмоциями и чувствами называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Различают три пары наиболее простых видов эмоций, их рассматривает в своих работах Федорова Н. В.: удовольствие - неудовольствие, напряжение - разрешение, возбуждение - успокоение. Виды эмоций определяют эмоциональные состояния. Наибольшее влияние на протекание трудового процесса оказывают: - настроение - это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека; - аффект (душевное волнение, возбуждение) - стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию; - напряженность, или стресс,- психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями и проявляющееся в скованности движений и неуверенности при выполнении новых действий, грозящих какой-либо опасностью; - фрустрация - психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми и неоправданными (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Воля - психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. В волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор мотива достижения цели; 5) принятие одной из возможностей достижения цели в качестве решения; 6) осуществление принятого решения. К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. Качества этой подструктуры личности можно изменить благодаря специальным упражнениям. Четвертая подструктура личности - биопсихические свойства - объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности, здоровье и его патологические изменения. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, значительно зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы. Эту подструктуру можно изменять, используя широко распространенные тренинги. Наиболее разработанными являются вопросы, связанные с влиянием темперамента на организационное поведение, отмечает Комиссарова Т. А. Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, изменение и прекращение. К свойствам темперамента относят индивидуальные интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными особенностями, но возможны определенные прижизненные изменения его показателей, связанные с условиями воспитания. Темпераменту свойствен определенный набор психологических проявлений в деятельности человека: - активность - характеризуется интенсивностью (энергичностью) воздействия человека на внешний мир и преодоления препятствий на пути достижения целей (настойчивостью, целенаправленностью, сосредоточением внимания); - реактивность - характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, звук); - соотношение активности и реактивности определяет локус - контроль человека, т.е. от чего в большей степени зависит активность человека - от внешних или внутренних обстоятельств; - сензитивность - чувствительность к происходящим событиям, определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения определенной психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции; - пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность); - темп реакций - определяет скорость протекания психических реакций и процессов: темп речи, динамику жестов, быстроту ума. В зависимости от темперамента человек изначально предрасположен к доминированию определенных эмоций, но темперамент - это различие не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Самая распространенная классификация темпераментов принадлежит Гиппократу, разделившему людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Отличные от Гиппократа системы классификации темпераментов приведены в табл. Классификации темпераментов
Личность находится в постоянном развитии - процессе формирования и совершенствования как отдельных характеристик, так и в целом личности как социального качества индивида в результате его воспитания и социализации (взаимодействия с миром и овладения достижениями человечества). При развитии личности можно выделить эмоциональное, интеллектуальное, когнитивное (познавательное), физическое, социальное, нравственное, профессиональное совершенствование. Для коррекции поведения и развития личности в организации важно знать и уметь корректировать подструктуры личности. Итак, мы определили, что такое управление методической работой в условиях личностно – ориентированного подхода. Раскрыли понятия личность в организации и отметили что личность – это многоуровневая система, объединяющая психофизиологический, психологический и социальные уровни. А так же рассмотрели темперамент и характер. Выявили их роль в профессиональной деятельности. Отметили что, каждый характер индивидуален, но, не смотря на это, характерам можно давать некоторые общие оценки: по содержанию, силе, наличию или отсутствию тех или иных черт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|