Е. Предупреждение общественной и культурной депривации
⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39 В главе о психической депривации вследствие недостатка стимулов из широкой общественной среды мы привели три депривационные ситуации: а) ребенок изолирован от широкого общества из-за какого-либо дефекта органов чувств или физического дефекта, б) ребенок в общественном отношении изолирован собственной семьей, в) семья как целое изолирована от нормальной общественно-культурной жизни. При рассмотрении вопроса об исправлении и предупреждении напрашивается целый ряд решений. Сравнительно наиболее легкой представляется помощь в тех случаях, где можно использовать современную технику и провести некоторые организационные мероприятия. Мы уже говорили о том, как современная техника позволяет в широком объеме использовать даже незначительные остатки сенсорной функции и помогает передвигаться людям, до тех пор прикованным к постели. И если даже с использованием технических достижений нельзя ввести ребенка в общество, то можно привести общество к нему — если не иначе, то с помощью радио и телевидения. В основном это относится и к детям, общественная изоляция которых обусловлена географическим аспектом. Расстояния можно преодолеть современными средствами транспорта, недостаток информации современными средствами коммуникации. В Австралии, например, где три четверти населения живет в шести больших городах, большинство людей, проживающих в небольших городках, и незначительный остаток рассеяны на огромной площади всего континента, дети вполне регулярно проходят школьное обучение по радио, и радиовещательная программа определенных станций направлена прямо на нужды изолированных семей. Нередко воспитательные советы даются по радио и даже определенные формы психотерапии проводятся подобным образом. Также и у нас, с распространением радио и телевидения в культурную жизнь всего общества включились уединенные места поселения и удаленные общины; депривацию мы наблюдаем преимущественно в тех случаях, где семья сама не дает ребенку достаточно стимулов и где, таким образом, к широкой социальной депривации присоединяется и семейная.
В случае «ограничивающей семьи» возможна помощь на уровне направленной психотерапии и социотерапии. В случае социально дискриминированных семей необходима помощь на уровне социально-просветительном, потому что нашей главной задачей является избавление общества от предрассудков и предоставление таким семьям возможности полнейшего участия в культурной жизни общества. Разумеется, наиболее трудным является предупреждение «культурной депривации», как мы уже говорили. Хотя это и звучит парадоксально, очевидно, что хранителем данной формы депривации является семья и исправительные усилия будут в известном смысле направлены против семьи. Однако семья обладает большой стойкостью по отношению к нарушающим влияниям извне, в том числе и к воздействиям исправительным. Социологические исследования показывают, что первичные группы, к которым относится семья, довольно последовательно требуют лояльности своих членов, причем их нормы имеют для индивида большее значение, чем нормы вторичных общественных групп, таких, как широкая общественность. Следовательно, упомянутая стойкость семьи является, собственно говоря, закономерной. Таким образом, необходимо, чтобы этот порочный круг, в котором из поколения в поколение передавались противокультурные и противосоциальные позиции, был, наконец, прерван. Практически это означает вырвать ребенка из семьи и обеспечить для него воспитание на более высоком уровне, чем оно было у его родителей. Наиболее просто этого можно достигнуть, если ребенка поместить в учреждение с постоянной или с частичной коллективной заботой. При этом, понятно, возникает серьезная ответственность: нужно выбирать между опасностью индивидуальной депривации при воспитании ребенка в учреждении и опасностью депривации культурной, если он останется в семье и будет постоянно подвергаться ее неблагоприятному влиянию.
С точки зрения общества, как правило, более опасным считается продолжать культурную депривацию. Данные, приводимые в настоящей работе, однако, призывают к повышенной осторожности. Проверяются также возможности воздействовать на развитие ребенка и вместе с тем и на внутреннюю жизнь семьи тем, что детей отдают в ясли, а родители входят в контакт с воспитывающим персоналом. Условием успеха здесь является семья, внутренне уже подготовленная для принятия стимулов данного характера и целесообразной их обработки. Конечно, речь идет не только о позициях и подготовленности семьи, но и о позициях и направленности школы. Школа в некоторых слоях и обществах должна, очевидно, взять на себя новую функцию, как это отмечает М. Лангвелд в своих программных статьях (1966, 1967). Он выдвигает воспитание детей, подвергшихся культурной депривации, на первый план во всей педагогической работе, охватывающей в настоящее время действительно всех людей, не только белых, образованных или богатых. Одна лишь школа может создать условия для защиты естественного права каждого ребенка, права на помощь в развитии всех его врожденных способностей. Как и многие другие, автор здесь развивает идеи, высказанные еще триста лет назад Я. А. Коменским. Однако школа, не приспособившаяся к такого рода новой задаче, не предоставит ребенку, подвергшемуся депривации, своевременной помощи, и ребенок не сможет наверстать недостатки в речи, в запасе знаний, в интересах. Школа, продолжающая идти по пути традиционного формального обучения, замыкает порочный круг ребенка. А ребенка, в свою очередь, в результате его неуспеваемости, выключают из участия в культурной жизни, он теряет возможность продвижения на работе, возможность создания лучших жизненных перспектив.
Так мы подходим к последнему вопросу — к вопросу об отношении общества как целого к слоям населения, стоящим на самом низком социокультурном уровне или по каким бы то ни было причинам из общества исключающимся — это вопрос предрассудков и снисходительности, вопрос общественных норм, идеологии, моральных ценностей и целей, признаваемых обществом. Мы были свидетелями нацистского способа решения данного вопроса, что равнялось полной ликвидации определенных групп населения. Данный исторический ужасающий пример обязывает к тому, чтобы общество само искало в себе силу справиться с этой обременительной проблемой на уровне развитой культуры. Тут уже мы оказываемся вне области психологии, потому что последние ценности и цели общества стоят вне ее досягаемости. Литература В данном списке мы приводим лишь самую основную литературу, которая избиралась нами так, чтобы были представлены основные труды, в которых формировалось понятие депривации, далее, самые важные работы последнего времени (после 1970 года) и основные чешские работы. Включить в этот список все труды, цитируемые в данной книге, не представлялось возможным, так как их список занял бы слишком много места. Со времени первого издания книги (1963 год) литература значительно разрослась, и нам пришлось поэтому прибегнуть к такому решению. Ainsworth, М. IX: The Effects of Maternal Deprivation. In: Deprivation of Maternal Care WHO, Geneve, 1962. Aksarina, N. M.: Physiologische Grundlagen einiger Fragen der Erzieliung der Kinder im friihen Kindesalter. Z. arztl. Fortbild., 51; 1957, 883 — 887. Alkon, D. L.: Parental deprivation. Acta Psycliiatr. Scand., Suppl. 223. Copenhagen, 1971. Ambrose, A. (ed.): Stimulation in Early Infancy. London, Academic Press, 1969. Antalova, J.: Intelektovy vyvin 3—6rocnych detl v institucionalnych podmienkach. Kandidatska disertacni prace, Filosoficka fakulta University Komenskeho, Bratislava, 1981. Anthony, E. J., Benedek, Т.: Parenthood. Its Psychology and Psychopatology. Boston, Little-Brown Co. 1970. Anthony, E. J., Koupernik, C.: The Child in His Family. Vol. 1, 1970, Vol. 2, 1973. J. Wiley, New York. Aries, P.: L'enfant et la vie familiale sous l'ancien regime. Paris, Plon, 1960. Aries, P.: Le role nouveau de la mere et de lenfant dans la farm lie moderne. Les Carnets de IEnfance, 10, 1969, 36-46. Aubry, J.: La carence de soins maternels. In: Traveaux et documents VII, C1E, Paris, Presses ITniv. de France 1955. Bakwin, H.: Loneliness in infants. Amer..J. Dis. Child, 63, 1942, 30 — 33. Bakwm, H.: Emotional deprivation in infants. J. Pediat., 35, 1949, 512 — 521.
Barborik, R., Schmidtova, E., Dekanova, M.: Sledovanie chorobnosti a psychomotorickeho vyvmu u deti s dlhodobym pobytom v detskom domove. Detsky domov, Piichov, 1980. Bender, L.: Infants reared in institutions. Child WTelfare League Bull., 24, 1945. Benjamin, J. D.: Some developmental observations relating to the theory of anxiety. J. Amer. Psychoanal. Ass., 9, 1967, 652-8668. Benholdt Thomsen, C.: Die Bedeutung der mutterlichen Fiirsorge in der friihen Kindheit. Eine Stellungnahme des Paediaters zu Bowlby. Rev. Neuropsychiat. infant., 5, 1957, 434—445. Biermann, G.: Friihe Kindheit sschicksale Verfolgter und ihre spateren Auswirkungen. In: Biermann, G. (ed):Jahrbuch der Psychohygienne, II. Band, 240—252, E. Reinhardt, Munchen 1974. Bohman, M. et al.: Long term effects of early institutional care: a prospective longitudinal study. J. Child Psychol. Psychiatry, 20 1979, 111-117. Bohman, M., Sigvardsson, S.: Negative social heritage. Adoption and Fostering, 3, 1980, 25 — 31. Bohman, M., Sigvardsson, S.: A prospective longitudinal study of children registered for adoption. Acta Psychiat. Scand., 61, 1980, 339 — 355. Bowlby, J.: The Making and Breaking of Affectional Bonds Tavistock Publications, London, 1979. Brazelton, Т.: Infants and Mothers. Differences in Development. Boston, Belacorte Press, 1969 Brazelton, Т.: Implications of infant development among the Mayan Indians of Mexico. Hum. Develop., 15, 1972, 90-111. Brazelton, Т.: Early mother-infant reciprocity. In: Parent-infant interaction. Ciba Foundation Symposium 33 (new series). Elsevier, Amsterdam, 1975. Pp. 137—149. Bronfenbrenner, U.: Is Early Intervention Effective? A Report on the Longitudinal Evaluations of Pre-school Programs. Bethesda, Md.: Office of Child Development, US Dept. of Health, Education and Welfare, 1974. Burlingham, D., Freud, A.: Young Children in War-time. A Year's Work in a Residential Nursery, London, G. Allen and Unwin, 1942. Casler, L.: Maternal deprivation. A critical review of the literature. Monogr. Soc. Res. Child Develop., 26, 1961, c. 2. Chavez, A., Martinez, C:, Yaschine, Т.: The importance of malnutrition and stimuli on child mental and social development. In: J. Cravioto et al., op. cit., pp. 211 — 225. Clarke, A. D. В., Clarke, A. M.: Some recent advances in the study of early deprivation. J. Child. Psychol., 1, 1960, 26—36. Clarke, A. M., Clarke, A. D. В.: Early Experience: Myth and Evidence. London, Open Books, 1976. Collomb, H., Valentin, S.: The Black African Family. In: E. J. Anthony, C. Koupernik (eds.), op. cit., vol. 1, pp. 359 — 389. Cravioto, J., Hambraeus, L., Vahlquist, B. (eds.): Early Malnutrition and Mental Development, Uppsala, Almquist and Wiksell, 1974. Crook, Т., Eliot, J.: Parental death during childhood and adult depression. Psychol. Bull., 87, 1980, 252-259. Curtis, S.: Genie. A Psycholinguistic Study of a Modern-Day ''Wild Child". New York, Academic Press, 1977. Damborska, M.: Vyvoj detske reci v prostredi kojeneckeho ustavu. Pedagogika, 13, 1963, 131-149. Damborska, M.: Vyvoj a vychova kojence v ustavnim prostredi. Praha, SZdN, 1967. Damborska, M., Stepanova, P.: Problemy adaptability ustavnicb d£ti. Cs. Pediat., 17, 1962, 600-606. Damborska, M., &t6panova, P.: Nektere zvlastnosti chovani ustavnich deti utleho v6ku. Psychol, patopsychol. dietata, 16, 1981, 109—122. David, M., Appell, G.: Loczy ou le maternage insolite. Paris, Editions du scarabee, 1973. Davis, K.: Extreme social isolation of a child. Amer. J. Sociol., 45, 1940, 554—565. Decoufle, L.: Les enfants des travailleurs migrants en Europe occidentale. Les carnets de 1 enfance, Assignment Children, UNICEF, 14, 1971, 87-99. Dennis, W.: Infant development under conditions of restricted practice and of minimum social stimulation. Genet. Psychol. Monogr., 23, 1941, 143 — 189. Dennis, W., Najarian, P.: Infant development under environmental handicap. Psychol. Monogr., 71, 1957, No. 436. Dennis, W.: Children of the Creche. New York, Appletou-Century-Crofts, 1973. Douglas, J. W. В.: Early hospital admissions and later disturbances of behaviour and learning. Develop. Med. Child Neurol., 17, 1975, 455-480. Dunovsky, J.: Social ill postaveni d6ti vychovavanych od nejutlejsiho dStstvi v detskych do- movech. Pedagogika, 19, 1969, 189 — 206. Dunovsky, J.: 2ivotm jistota, гас1епёт a perspektiva deti v domovd rodinneho typu. Pedagogika 22, 1972, 41-55. Durfee, H., Wolf, K.: Anstaltspflege und Entwicklung im 1. Lebensjahr. Z. Kinderforsch., 42, 1934, 273-320.
Duhrssen, A.: Heimkinder und Pflegekinder in lhrer Entwicklung. Gottingen, Vandenhoeck u. Rupreeht, 1958. Easterbrooks, M. A., Lamb, M. E.: The relationship between quality of infant-mother attachment and infant competence in initial encounters with peers. Child Development, 50, 1979, 380-387. Epstein, A.: Studien zur Frage der Findelanstalten unter besonderer Berticksichtigung der Verhaltnisse in Bohmen. Praha, 1882. Erikson, E. H.: Childhood and Society. New York, W. W. Norton, 1963. Favezza, A. R.: Feral and isolated children. In: Siva Sankar, D. У. (ed.): Mental Health in Children, vol. I, 411-457, PJD Publications, Westbury, N.Y., 1975. Field, Т. M.: High-risk Infants and Children. New York, Academic Press, 1980. Fischer, L. K.: Hospitalism in six-months-old infants. Amer. J. Orthopsychiat., 22, 1952, 552-534 Flint, В. M.: The Child and the Institution. Toronto, Univ. Toronto Press, 1966. Floeter, M. K., Greenough, W. Т.: Cerebellar plasticity: modification of Purlunje cell structure by differential rearing in monkeys. Science, 206, 1979, 227 — 229. Foss, В. M. (ed.): Determinants of Infant Behaviour. London, Methuen, I. 1961, II. 1963, III. 1965, TV. 1969. Frankova, S.: Psychologicke dusledky rane malnutrice. Cs. Psychol. 25, 1981, 237 — 248. Freud, A., Burlingham, D. Т.: War and Children. New York, Internat. Univ. Press, 1943. Freud, A"., Burlingham, D. Т.: Infants without Families. New York, Internat. Univ. Press, 1944. Gaddes, W. H.: Learning Disabilities and Brain Functions. New York, Springer, 1979. Garber, H., Heber, F. R.: The Milwaukee Project: Indications of the effectiveness of early intervention in preventing mental retardation. In: Mittler, P. (ed.): Research to Practice in Mental Retardation, vol. 1, Care and Intervention, pp. 119—128. Baltimore, Univ. Park Press, 1977. Gesell, A.: Wolf Children and Human Child. New York, Harper and Brothers, 1910. Gewirtz, J. L., Baer, I). M.: Deprivation and satiation of social reinforcers as drive conditions J. Abnorm. Soc. Psychol., 56, 1958, 165 172. Gindl, I., Hetzer, H., Sturm, M.: Unangemessenheit der Anstalt als Lebensraum fur das Klein- kind. Z. ang. Psychol. Charakterkd., 5<>, 1937,310-358. Goldberg, S.: Infant care and growth in urban Zambia. Hum. Develop., 15, 1972, 77 — 89. Goldfarb, W.: Effects of earlv institutioisal care on adolescent personality. J. Exp. Educ., 12, 1943, 106-129. GoMfarb, W.: Psychological privation in infancy and subsequent adjustment. Amer. J. Orthopsychiat., 15, 1945, 247 -255. Gopalan, C.: Nutrition and India's Children. Les carnets de 1'enfance. Assignment Children. UNICEF, 29, 1975, 51- 60. Gornicki, В.: Developpement des enfants dans le milieu familial et dans les creches en Pologne. In: Les So ins aux Enfants dans les Creches. Geneve, OMS, 1965. Gottsegen, M. G.: Management of mourning of a death or dying parent. Amer. J. Psychother., 31, 1977, 36 42. Grams, A.: Fatherhood and motherhood in a changing world. Internat. Child Welfare Rev., Geneve, 1970. Habinakova, E„: Psvchicky vyvin deti vychovavanych v kolektivnych zariadeniach socialis- tickych krajin. Psychol, patopsychol. diefat'a, 9, 1974, 229 — 240. Habinakova, E., Balkova, A.: Pokus о analyzu socialnej stimulacie detl vyehovavanych v det- skych jasliach. Psychol, patopsychol. dietafa, 7, 1972, 303 — 317. Haggard, E. A., Lippe, A. von der: Isolated families in the mountains of Norway. In: E. J. Anthony, C. Koupernik (eds.): op. cit., vol. 1, pp. 465 — 489. Harlow, H. F.: The nature of love. Amer. Psychol., 13, 1958, 673-685, Harlow, H. F.: Love in infant monkeys. Scient. Amer. 200, 1959, 68 — 74. Harlow, H. F., Harlow, M. K.: Social deprivation in monkeys. Scient. Amer., 207, 1962, 137. Harlow, H. F., Harlow, M. K.: Learning to love. Amer. Scient., 54, 1966, 244 — 272. Hassenstein, В., Morath, M.: Ergebnisse der Verhaltensforschung fur die Mutter-Kind-Beziehung. Der Kinderarzt, 10, 1979, 553-558. Heber, R.: Sociocultural mental retardation — a longitudinal study. In: Forgays, D. (ed.): Primary Prevention of Psychopathologv, vol. 2, Environmental Influences. Hanover, N. H., Univ. Press of New England, 1978. Heinicke, Г. M., Westheimer, I.: Brief Separation. New York, Internat. Univ. Press, 1965. Hellbrugge, T. (ed.): Kindliche Sozialisation und Sozialentwicklung. Munchen, Urban und Schwarzenberg, 1975. Hetzer, H.: Kindheit und Armut. Leipzig, S. Hirzel, 1929. Hetzer, H.: Die Entwicklung des Kindes in der Anstalt. In: Handbuch der padagogischen Milieukunde. Halle. 1932. Hinde, R. A., Davies, L.: Removing infant rhesus from mother for 13 days compared with removing mother from infant. J. Child Psychol. Psychiat., 13, 1972, 227 — 237. Hinde, li. A., Spencer-Bboth, Y.: Effects of brief separation from mother on rhesus monkeys. Science, 173, 1971, 111-118. Hinde, R. A., McGinnis, L.: Some factors influencing the effect of temporary mother-infant separation: some experiments with rhesus monkeys. Psychol. Med., 7, 1977, 197 -212. Hood, C.: Children abandoned m long stay hospitals. Child Care Hlth. iW. 2, 1976, 239--250. Hunt, J. McV.: Psychological development: early experience. Ann. Rev. Psychol., 30, 1979, 103-143. Hutt, C.: Sex differences in human development. Hum. Develop., 15, 1972, 153—170. Jaff, E. D.: Perceptions of family relationships by institutionalized and noninstitutiopalized dependent children. Child Psychiatry Hum. Dev., 8, 1977, 81 — 93. Kagan, J., Kearsley, R. В., Zelazo, P. R.: Infancy: Its Place in Human Development. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, 1978. Klackenberg, G.: Studies in mental deprivation in infants' home. Acta Paediat. (Uppsala), 45, 1956, 1-13. Klaus, M. H., Kennell, J. H.: Maternal-infant bonding. Saint Louis, С. V. Mosby, 1976. Koch, J.: Pokus о analyzu vlivu prostredi kojeneckych ustavu na neuropsychicky vyvoj ctyr meslcnlch az dvanactim6sicnich deti. Cs. Pediat., 16, 1961, 322 — 330 Koch, J.: Vychova kojence v rodinS. Praha, Avicenum, 1974. Koch, J., Langmeier, J., Matejcek, Z.: Navrh noveho systemu рecе о deti vychova vane mimo vlastni rodinu. Pedagogika, 15, 1965, 316 — 326. Koluchova, J.: Severe deprivation in twins: a case study. J. Child Psychol. Psychiat., 13, 1972, 107-114. Koluchova, J.: The lurther development of twins after severe and prolonged deprivation: A second report. J. Child Psychol. Psychiat., 17, 1976, 181-188. Kos-Robes, M.: Kinder im Lager Theresienstadt. In: Biermann, G. (ed.): Jahrbuch der Psycho- hygiene, II. Band, 232 — 239, Munchen, E. Rein bar dt, 1974. Kr&licek, J.: Vychova deti v detskych domovoch a socialisticka spolocnost. Bratislava, SPN, 1979. Kub&t, K., Syrovatka, A.: Die Entwicklung der Morbiditat bei Familien- und bei Krippen kindern wahrend der ersten 3 Lebensjahre. Arztl. Jugendk, 57, 1966, 16 — 23. Kucera, О. a kol.: Psychopatologicke projevy pri lehkych detskych encefalopatiich. Praha, SZdN, 1961. Kvassay J.: Niektore psychologicke charakteristiky deti ciganskeho povodu v zavislosti od druhu vychovneho posobenia. Psychol, patopsychol. dietfata, 10, 1975, 247 — 255. Lambo, T. A.: The child and the mother-child relationship in major cultures of Africa. Lou Carnets de l'Enfance, FISE, 10, 1969, 61-74. Langeveld, M. J.: Educating the whole world. Paedagogica Europaea, 2, 1966, 1 — 26. Langeveld, M. J.: Psychologic der Eltern-Kind-Beziehung. In: Das Problem der padagogischen Anthropologic im deutsch-sprachigen Raum, pp. 389 — 398. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1976. Langmeier, J.: Spanek malych dSti v rodinach a v nemocnici. Cs. Pediat., 14, 1959, 628 — 639. Langmeier, J.: Otazka psychicke deprivace a vyvoj vychovnych nazom u nas. Cs. Pediat., 17, 1962, 646-652. Langmeier, J.: Psychicka deprivace v anamnezach schizofreniku. Prakt. Lek., 45, 1965, 890—893. Langmeier, J.: Psychicka deprivace u deti. In: Pokroky v pediatrii. Praha, SZdN, 1968, pp. 303-331. Langmeier, J., Langmeierova, D.: Vyznam casne deprivace pro psychopatologicky vyvoj osob- nosti. In: К problemum psychologie osobnosti. Praha, Academia, 1967, 221 — 229.. Langmeier, J., Langmeierova, D., Krejcirova, D.: Psychological deprivation, family interaction process, and child development. Studia psychol. 21, 1979, 291 — 299. Langmeier, J., Lhotak, J.: Smyslova a emocni deprivace v detstvi. II. celostatni psychiat. sjezd, Praha, 1960. Langmeier, J., MatSjcek, Z.: Mental development ot cmldren in families and in infants' homes. Soc. Sci. Med., 4, 1970, 569-577. Lawick-Goodall, J. van: Wilde Schimpansen. Reinbek bei Hamburg, Rowohlt, 1971. (Orig.: In the Shadow of Man. London, William Dollins Sons, 1971.) Lewis, J. K., McKinney, W. T. Jr., Young, L. D., Kraemer, G. W.: Mother-mfant separation in rhesus monkeys as a model of infant depression. Arch. Gen. Psychiat., 33, 1976, 699 — 708. Lewis, H.: Deprived Children: The Mersham Experiment. New York, Oxford Univ. Press, 1954. Liddell, H. S.: Emotional Hazards in Animals and Man. Springfield, С. C. Thomas, 1956. Liddell, H. S.: In Hoch, P. H., Zubin, J., Problems of Addiction, and Habituation. New York, Grune, 1958. Lilly, J. O., Shurley, J. Т.: Experiments in solitude in maximum achievable physical isolation with water suspension of intact healthy persons. In: Psychophysiological Aspects of Space Flight., New York, New York, Columbia Univ. Press, 1961. Lowrey, L. G.: Personality distorsion and early institutional care. Amer. J. Orthopsychiat., 10, 1940, 576-585. Luria, A. R.: The Role of Speech in the Regulation of Normal and Abnormal Behaviour. New York, Pergamon Press, 1961. Lush, D., Lew. M.: Mother-infant interaction and infant development among the Wolof of Senegal. Hum. Develop., 15, 1972, 58 — 69. Maclean, С: The Wolf Children. Harmondsworth, Penguin Books, 1979. Mai, H.: Einige Beobachtungen des Verhaltens zentral-afrikanischer Kinder. In: Bierman, G. (ed.): Jahrbuch der Psychohygiene, 2, 1974, 272 — 284 Maistre, M. de: Actualite de Jean Itard. Psychologie de 1'enfant et pedagogie experimentale. Societe Alfred Binet et Theodore Simon, 74, 1974, 268 — 281. Marzo-Weyl, S.: Enfants prives de famille. Pans, CIE, 1965. Matсек, Z.: Nektere zkusenosti ze sledovani dusevniho vyvoje deti v dStskych domovech pro dSti od I do 3 let. Cs. Pediat., 15, 1960, 234-241. Matejcek, Z.: Sleaovani dusevniho vyvoje ustavnich deti detskou psychiatrickou sluzbou Stredo- ceskeho kraje. Cs. Pediat., 17, 1962, 621-627. Matejt-ek, Z.: Psychol ogicke sledovani d£ti v domovech se zvysenou vychovnou peel. Cs. Pediat.,. 19, 1964, 21 -25. Matejcek, Z.: Skolni uplatn6ni deti z predskolnich detskych domovu. Cs. Psychol., 13, 1969, 8—15. MatSjcek, Z.: D6ti v rodinach alkoholikti. Psychol, patopsychol. dietfafa, 16, 1981, 303 — 318. Matejcek, Z., Dytrych, Z., Schuller, V.: Children from unwanted pregnancies. Acta Psychiat. Scand., 57, 1978, 67-90. MatSjcek, Z., Dytrych. Z., Schuller, V.: Follow-up study of children born from unwanted pregnancies. Internat. Behav. Develop., 3, 1980, 243 — 251. Matejcek, Z., Langmeier, J.: Die zeitweilige Gemeinschaftserziehung im Hinblick auf die psychische Deprivation. Paedagogica Europaea, 1968, 98—111. Matejcek, Z., Reithar, S.: Otazky skolni zralosti nasich ustavnich d&ti. Cs. Psychol., 7, 1963, 338-345. McNutt, J. C. et al.: Language jdifferences between institutionalized and noninstitutionalized retarded children. Amer. J. Ment. Defic., 83, 1979, 339 — 345. Meierhofer, M.: Fruhe Pragung der Personlichkeit. Bern, Hans Huber, 1971. Meierhofer, M., Keller, W.: Frustration im fruhen Kindesalter. Bern, Hans Huber, 1966. Mineke, S., Suomi, S. J.: Social separation in monkeys. Psychol. Bull., 85, 1978, 1376—1400. Nagara, H.: Children's reaction to hospitalization and illness. Child Psychiat. Hum. Develop., 9, 1978, 3-19. Neidhardt, F. (ed.): Friihkindliche Sozialisation. Stuttgart, F. Enke, 1975. Npttelbladt, P., Uddenberg, N., Englesson, I.: Father-child relationship: background factor. Acta Psychiat. Scand., 61, 1980, 29 42. Novak, M. A., Harlow, H. F.: Social recovery of monkeys isolated for the first year of life: I. Rehabilitation and therapy. Develop. Psychol., 11, 1975, 453 — 465. Novak, M. A.: Social recovery of monkeys isolated for the first year of life: II. Long teriA^sseag- ment. Develop. Psychol., 15, 1979, 50 — 61.-Г Olechnowicz, H.: Choroba szpitalna (hospitalizm) u malego dziecka wychowanego poza rodzing,. Pediat. pol., 7, 1957. Olechnowicz, H.: Stavy schizoidalne jako reakcia na izolacie uczuciow^ malego dziecka. Zdrow. psych., 6, 1965, 36-43. Olson, D. H., Sprenkle, D. H., Russell, C. S.: Circumplex model of marital and family systems. I, II, III. Fam. Process, 18, 1979, 3-45. Oyama, S.: The concept of the sensitive period in developmental studies. Merrill-Palmer Quarterly, 25, 1979, 83-103. Papoiisek, H., Papousek, M.: Das Spiel in der Friihentwicklung des Kindes. Suppl. pachat, prax., 18, 1977, 17-32. Patel, B, D. et al.: Influence of malnutrition and environmental deprivation on the development of the child. Observations on a tribal population in Doug (Western India). In: Cravioto, J. et al., op. cit., pp. 155—167. Patton, R. G., Gardner, L. J.: Growth Failure in Maternal Deprivation. Springfield, С. C. Thomas, 1963. Payne, C. J., White, K. J.: Caring for Deprived Children. London, Croon Helm, 1979. Pechstein, J.: Fruhkindliche Deprivation durch Massenpflege. Fortschr. Med., 86, 1968, 409 — 412. Peiper, A.: Chronik der Kinderheilkunde. Leipzig, G. Thieme, 1955. Peiper, A.: Kaspar-Hauser Kinder, verwildete Kinder (Wolfskinder). Medizinische Welt, 36, 1958, 1411-1416. Pfaundler, M.: Uber Anstaltsschaden an Kindern. Mschr. Kinderheilk., 29, J 924, 661. Prescott, J. W.: Alienation of affection. Psychology Today, 13, 1979, 127. Pringle Kellmer, M. L.: Deprivation and Education. London, LQtigmans, 1965 Provence, S., Lipton, R. C.: Infants in Institutions New York, Internat. Univ. Press, 1962. Przetacznikowa, M.: Rozwoj psychiczny dzieci w pierszym roku zycia w przekroju trzech sro- dowisk wychowawczych. Psychol, wychowawcza, 1, 1960. Quinton, D., Rutter, M.: Early hospital admissions and later disturbances of behaviour: an attempted replication of Douglas' findings. Devel. Med. Child Neurol., 18, 1976, 447 — 459. Radvanova, S., Koluchova, J., Dunovsky, J.: Vychova d6ti v nahradni rodmne peci. Praha, SPN, 1979. Reiss, D. et al.: The family meets the hospital. Arch. Gen. Psychiat., 37, 1980, 141 — 154. Reite, M., Short, R., Seiler, 0., Pauley, J. D.: Attachment, loss, and depression. J. Child Psychol. Psychiat., 22, 1980, 141 - 169. Rheingold, H. L.: The modification of social responsiveness in institutional babies. Monogr. Soc. Res. Child Develop., 21, 1956. Rheingold, H. L., Eckerman, С. O.: The infant separates himself from his mother. Science 168, 1970, No. 3927, 78-83. Ribble, M. A.: The Rights of Infants: Early Psychological Needs and their Satisfaction. New York 1965, 2nd ed. Riesen, A. H.: The Developmental Neuropsychology of Sensory Deprivation. New York, Academic Press, 1975. Robertson, J.: Young Children in Hospital. London, Tavistock Publ., 1958. Robertson, J., Bowlby, J.: Responses of young children to separation from their mothers. Courrier, 2, 1952, 131-140. Rosenzeig, M. R., Benett, E. L.: Effects of environmental enrichment or impoerishment on learning and on brain values in rodents. In: Oliviero, A. (ed.): Genetics, Environment, and Intelligence. Amsterdam, North Holland, 1977, pp. 163—196. Roudinesco, J., David, M., Nicolas, J.: Responses of young children to separation from their mothers. Courrier, 2, 1952, 66—78. Rubenstein, J., Howes, C., Boyle, P.: A two-year follow-up of infants on community-based day care. J. Child Psychol. Psychiat., 22, 1981, 209-218. Ruppenthal, G. C., Arlmg, G. L., Harlow, H. F., Sackett, G. P., Suomi, S. J.: A ten-year perspective of motherless-mother monkey behavior. J. Abnorm. Psychol., 85, 1976, 341 — 349. Rutter, M.: Parent-child separation: Psychological effects oil the children. J. Child Psychol. Psychiat., 12, 1971 233-260. Rutter, M.: Maternal Deprivation Reassessed. Harmondsworth, Penguin, 1972. Rutter, M.: Dimensions of parenthood: some myths and some suggestions. In: Department of Health and Social Security Report. The Family in Society: Dimensions in Parenthood. London, HMSO, 1974. Rutter, M.: Separation, loss, and family relationship. In: Rutter, M., Hersov, L. (eds.): Child Psychiatry: Modern Approaches. Oxford, Blackwell, 1977, pp. 47 - 73. Rutter, M.: Maternal deprivation, 1972—1978: New findings, new concepts, new approaches Child Development, 50, 1979, 283 305. Rutter, M.: The long-term effects of early experience. Develop. Med. Child Neurol. 22, 1980 800-815. Rutter, M.: Attachment and the development of social relationships. In: Rutter, M. (ed.): Scientific Foundations of Developmental Psychiatry. London, Heinemann Medical, 1980. Rutter, M., Madge, N.: Cycles of Disadvantage: A Review of Research. London, Heinemann Educational, 1976. Schaffer, H. R. (ed.): The Origins of Human Social Relations. London, Academic Press, 1971. Schaffer, H. R., Emerson, P. E.: The Development of Social Attachments in Infancy. Monogr. Soc. Res. Child Develop., 29, 1964. Schenk-Danzinger, L.: Social difficulties of children who were deprived of maternal care in early childhood. Vita hum. (Basel), 4, 1961, 229-241. Schlossmann, A.: Die Entwicklung der Versorgung loanker Sauglinge in Anstalten. Ergebnisse inn. Med. Kinderheilk., 24, 1923, 189. Sehmalohr, E.: Friihe Mutterentbehrung bei Mensch and Tier. Munchen, E. Reinhardt, 1968. Schmidt-Kolmer, E.: Hospitalmusschaden in Kindereinrichtungen des Vorschulalters. In: Das milieugeschadigte Kind, Jena, 1961. Schmidtova, E.: Psychologicky vyznam fyzickeho kontaktu dojcata s dospёlym. Psychol, pato psychol. dieta£a, 14, 1979, 208-220. Schultz, D. P.: Sensory Restriction. Effects on Behavior. New York, Academic Press, 1965. Shurley, J. Т.: Profound experimental sensory isolation. Amer. J. Psychiat., 117, 1960, 539—545. Snow, С. E., Hoefnagel-Hohle, M.: The critical period for language acquisition: Evidence from second language learning. Child Develop., 49, 1978, 1114 — 1128. Spitz, R. A.: Hospitalism. An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood. Psychoanal. Stud. Child, 1, 1945, 53-74. Spitz, R. A.: Hospitalism. A follow-up report. Psychoanal. Stud. Child, 2, 1946, 113—117. Spitz, R. A.: La premiere annee de la vie de l'enfant. Genese des premieres relations objectales. Paris, Presses Univ. de France, 1958. Spitz, R. A., Wolf, К. M.: Anaclitic depression. An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early infancy II., Psychoanal. Stud. Child, 2, 1946, 313—342. Sroufe, L. A.: Early expericence: evidence and myth. Contemporary Psychology, 22, 1977, Stern, D.: The First Relationship: Infant and Mother. Glasgow, Fontana, Open Books, 1977. Samankova, L., Paul. Т.: Zdravotni stav a phcni funkce d6ti, ktere navstevovaly predskolni kolektivni zanzeni. Cs. Pediat., 29, 1974, 401-403. Sarbach, Z.: Ve svet6 ticha a tmy… (Rehabilitace hluchoslepvch d6ti — skola v Zagorsku.) Otazky defektologie, 23, 1980, 145-150. Tatochenko, V. K.: Social action on behalf of the child. A USSR Experience. Assignment Children, Geneve, 16, 1971, 72-86. Tennant, C. et al.: Parental loss in childhood. Arch. Gen. Psychiat., 38, 1981, 309 — 315. Tizard, В.: Adoption: A second Chance. London, Open Books, 1977. Tizard, В., Hodges J.: The effects of early institutional rearing on the development of eight year-old children. J. Child Psychol. Psychiat. 19, 1978, 99-118 Tizard, В., Rees, J.: A comparison of the effects of adoption, restoration to the natural mother, and continued institutionalization on the cognitive development of four-year-old children. Child Development, 45, 1974, 92-99. Lizard, J., Tizard, В.: The social development of 2-year-old children in residential nurseries. In: Schaffer, H. R, (ed.): The Origins of Human Social Relations. London, Academic Press, 1971. Thompson, W. R., Grusec, J. E.: Studies of Early Experience. In: Mussen, P. H. (ed.): Carmichael's Manual of Child Psychology. New York, Wiley, 1970, pp. 565 -654. Trotter, S., Thoman, E. B. (eds.): Social Responsiveness of Infants. Johnson and Johnson, 1978. Utitz, E.: Psychologic zivota v terezinskem koncentranim tabore. Praha, D61nicke nakladatelstvi, 1947. Vancurova, E.: Priznaky emocion&lnl a socialni karence v kresbach predskolmch d6ti Psychol., 10, 1966, 97-110. Vaiioucek, O.: Kresby terezinskych deti. Nepubhkovany rukopis, 1959. Veeneklass, G. M. H.: Kind, Eltern, Kranksein, Spitalaufnahmen. Acta Paedopsychiat., 44 1979,91- 100 Wallerst^in, 3. S., Kelly, Л. В.: Surviving the Breakup: How Children and Parents Cope with Divorce. New York, Basic Books, 1980. Waters, E., Wippman, J., Sroufe, L. A.: Attachment, positive affect, and competence in the peer group: two studies in construct validation. Child Development, 50, 1979, 821 — 829. Weinberg, J., Levine, S.: Early handling influences on behavioral and physiological responses during active avoidance. Developmental Psychobiology, 10, 1977, 161- 169. Wmnicott, D. W.: The theory of the parent-infant relationship. Int. J. Psycho-Anal., 41, 1960, 585-595 Wolfheim, N.: Kinder aus Konzentrationslagern. Mitteilungen iiber die Nachwirkungen des KZ-Aufenthaltes auf Kinder und Jugendliche. Prax. Kinderpsychol., 7, 1958, 302 — 312, 1959, 20-27, 59-71. Wolkind, S. N.; The components of ''affectlonless psychopathy" in institutionalized children, J. Child Psychol. Psychiat., 15, 1974, 215 — 220. Wolkind, S., Renton, G.: Psychiatric disorders in children in long-term residential care: a follow - -up study. Brit. J. Psychiat,, 135, 1979, 129-135. Yarrow; L. J.: Maternal deprivation: toward an empirical and conceptual reevaluation. Psychol. Bull., 28, 1961, 459-490. Zazzo, R.: L'Attachernent. Neuchatel, Delachaux et Niestle, 1979. Zigler, E. et al.: Impact of institutional experience on the behavior and development of retarded persons. Am. J. Ment. Defic., 82, 1977, 1- 11. Zigler, E., Balla, D. A.: Impact of institutional experience on the behavior and development of retarded persons. In: Chess, S., Thomas, A. (eds.): Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development 1978, New York, В runner/Mazel, 1978, pp. 417 — 433. Ziemska, M.: Rodzina a osobowosc. Warszawa, Wiedza Powszeehna. 1975. Ziemska, M.: Early Child Care in Poland, London, Gordon, Breach, 1978. Zing, R. M.: Feral man and extreme cases of isolation. Amer. J. Psychol., 53, 1940, 487 — 517. Zubek, J' P. (ed.): Sensory Deprivation. Fifteen Years of Research. New York, Appleton-Century-Crofts, 1969. Аксарина, H. M., Ладыгина, H. Ф.: Развитие речи у детей в яслях и домах ребенка. Педиатрия, 1954, 3, 10—16. Андреева. Е. И.. Гребешева, И. И., Дружинина, Л. В., Успехи в организации общественного воспитания детей в социалистических странах: Педиатрия, 1979, 2, 3—10. Баркан, А. И.: О некоторых критериях прогнозирования исхода адаптационного периода у детей, впервые поступивших в организованные коллективы. Педиатрия, 1981, 20-23. Башлаева, 3. А., Гриднева. Г. В., Новодворская, И. Ф.: Из опыта подготовки детей в детской поликлинике к поступлению в дошкольные учреждения. Педиатрия, 1979, 3, 17. Бергер, И.: К вопросу о роли детских яслей в реализации целей социалистического воспитания. Педиатрия, 1979, 3, 7—8. Веселкова, К. П.: Физическое развитие детей в яслях. Педиатрия, 1957, 40, 64—69. Грош, К., Шмидт, У.: Нейманн, И., К вопросу адаптации при переходе детей из яслей в детский сад. Педиатрия, 1979, 3, 16—17. Давыдов, В. В., Радзиховский, Л. А.: Теория Л. С. Выготского и деятельностный подход в психологии. Вопросы психологии, 1981, 1, 67—80. Динер-Влоско, Т. Б.: Формы руководства воспитательной работы в яслях и домах ребенка Московской области. Вопр. Охраны Материн. Детс. 1960, 5, 73—77. Дубинская, И. Д.: Формирование здоровья детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях. Педиатрия, 1979, 3, 11 — 12. Ершовой, Н. М. (ред.): Воспитание детей в неполной семье. Москва, Прогресс, 1980. Исаев, Д. Н.: Психическое недоразвитие у детей. Ленинград, Медицина, 1982. Исаев, Д. Н., Микиртумов, Б. Е., Богданова, Е. И.: Сексуальные проявления в клинической картине пограничных нервно-психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Педиатрия, 1979, 3, 39—43 Кузнецов, О. Н., Костюковская, М. Л.: Опыт перевода детей из дома ребенка в детский сад. Вопр. Охраны Материн Детс. 1957, 2, 62 65 Кузнецов, О. Н., Лебедев, В.: К вопросу о нереглементированной деятельности в условиях изоляции и сенсорной депривации, Вопр. Психол. 1965, 4, 98—102. Ладыгина, Н. Ф., Аксарина, Н. М.: Развитие речи у детей в яслях и домах ребенка. Педиатрия, 1954, 3, 10—16. Лубовский, В. И.: Развитие словесной регуляции действии у детей, Москва, Педагогика, Нибти, Г., Бессе, М.: Совместная работа яслей и семьи по воспитанию детей. Педиатрия, 3, 9. Никольская, А. Б.: Преемственность воспитания в дошкольном детстве. Москва, Знание, 1960. Пиклер, Э.: Организация максимальной среды в учреждениях для детей раннего возраста. Педиатрия, 1979, 3, 9. Полони, Е.: Результаты исследования адаптации детей в яслях. Педиатрия, 1979, 3, 15—16. Пошивалов, В. П., Холько, С. Т.: Вероятностный и этиологический анализ зоосоциального поведения сгруппированных и изолированных мышей. Ж. высшей н. деят. 29, 1979, 768—775. Русалов, В. М.: Биологические основы индивидуально-психологических различий. Москва, Наука, 1979. Симонов, П; Б.: Потребностно-пнформационная организация деятельности мозга. Журнал высшей нервной деятельности, 30, 467—477, 1979. Тонкова-Ямпольская, Р. В., Голубева, Л. Г., Мышкис, А. П.: Некоторые вопросы социальной адаптации в раннем детстве. Педиатрия, 1979, 19, 6—10. Цвингер, К.: К исследованию условий развития и воспитания детей в яслях Москвы, Братиславы и Лейпцига. Педиатрия. 1979, 3, 12. Шмидт-Кольмер, Б.: Контроль за физическим и нервно-психическим развитием детей, посещающих ясли, Педиатрия, 1979, 3, 13. Щелованов, Н. М., Аксарина. Н. М.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. Москва, Медгиз, 1949. Ямпольская, Р. В.: Проблема адаптации при поступлении детей в дошкольные учреждения. Педиатрия, 1979, 3, 14—15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|