Цели и задачи уголовно-исполнительного права
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Одним из важных моментов, безусловно, является правильное определение цели уголовно-исполнительного права и, в более узком смысле, уголовно-исполнительного законодательства. Это важно постольку, поскольку категория «цель» находится в диалектической взаимосвязи с категорией «средство». Таким образом, точное определение цели уголовно-исполнительного права способно помочь в выборе способов ее достижения и, в частности, средств исправительного воздействия на осужденных. В ст.1 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. устанавливалось, что он имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности. Таким образом, на первое место все же ставилась цель кары осужденного. В отличие от названного нормативного акта УИК РФ вовсе не называет кару в числе целей уголовно-исполнительного законодательства. Цели уголовно-исполнительного права, установленные действующим УИК РФ, во многом схожи с целями наказания, закрепленными в ч.2 ст.43 УК РФ: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Так, согласно ч.1 ст.1 УИК РФ целями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются: 1) Исправление осужденных, под которым понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч.1 ст.9 УИК РФ);
2) Предупреждение совершения новых преступлений осужденными (специальная превенция); 3) Предупреждение совершения преступлений иными лицами (общая превенция). Указанные цели достигаются путем решения соответствующих задач, названных в ч.2 ст.1 УИК РФ, согласно которой задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются: 1) Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний. Решение этой задачи предполагает определение круга общественных отношений, входящих в предмет регулирования уголовно-исполнительного права, а также регламентации порядка и условий исполнения (отбывания) наказания; 2) Определение средств исправления осужденных. Данная задача, как уже отмечалось, тесно связана с целями уголовно-исполнительного законодательства. Ее решение требует, во-первых, выработки соответствующих средств; во-вторых, их закрепления на нормативном уровне и, в-третьих, установления правового механизма реализации. В действующем УИК РФ основные средства исправления осужденных названы в ч.2 ст.9. 3) Охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается в точной регламентации правового статуса осужденных (общего, то есть основных прав и обязанностей, и специального – прав и обязанностей, которыми наделяются осужденные при отбывании определенного вида наказания). Кроме того сюда же включается закрепление корреспондирующих правам осужденных обязанностей учреждений, органов, исполняющих наказания, и их должностных лиц. 4) Оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Эта задача направлена на возвращение осужденных, отбывших наказание, к нормальной жизни в обществе, а также на предотвращение рецидива преступлений с их стороны. Социальная адаптация заключается в предоставлении помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве. Для этого на администрации учреждений, исполняющих наказания, возлагаются соответствующие обязанности (гл.22 УИК РФ).
Принципы уголовно-исполнительного права В ст.ст.2 и 115 Исправительно-трудового кодекса РСФСР упоминалось о принципах исполнения и отбывания уголовных наказаний, однако при этом не указывалось, что это за принципы. В действующем Уголовно-исполнительном кодексе принципы уголовно-исполнительного законодательства названы в ст.8, которая относит к их числу законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием. Данные принципы основаны на международно-правовых актах, регламентирующих в том числе обращение с осужденными, а также Конституции РФ. Принципы призваны предопределять тенденции развития и содержание норм и институтов уголовно-исполнительного права, обеспечивать системный подход в регулировании отношений, возникающих при исполнении (отбывании) наказания. Вместе с тем их содержание непосредственно в законе не раскрывается. Принцип законности в уголовно-исполнительном праве выражается в верховенстве закона, регламентирующего порядок и условия исполнения (отбывания) наказания. Он реализуется посредством точного и строгого соблюдения уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, органами государственной власти и управления, иными организациями, должностными лицами, гражданами и самими осужденными. Принцип законности проявляется, в частности, в ст.ст.10-15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в ст.ст.19-23, регламентирующих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Принцип гуманизма находит свое отражение во многих институтах и нормах уголовно-исполнительного права. Во-первых, он проявляется в целях (исправление осужденных и формирование у них правопослушного поведения); во-вторых, в гарантиях прав осужденных (например, согласно ч.1 ст.10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний; ч.2 ст.12 УИК РФ устанавливает, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию и пр.); в-третьих, данный принцип реализуется в средствах исправительного воздействия (общественно полезном труде, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении).
Принцип демократизма также многогранен и реализуется в различных формах. Одним из важных его проявлений выступает признание осужденного субъектом уголовно-исполнительных отношений. Ценность этого заключается в том, что исполнение наказания сопряжено с лишением или же существенным ограничением прав, свобод и законных интересов осужденного. Также принцип демократизма находит себя в организации процесса исправления осужденных: открытость деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, контроль за их деятельностью, привлечение общественности к процессу исправления (создание попечительских советов при воспитательных колониях для несовершеннолетних – ст.142 УИК РФ, и т.п.). Следует помнить и о том, что ч.2 ст.9 называет общественное воздействие в числе средств исправления осужденных. Принцип равенства граждан перед законом, как известно, является общеправовым. Основное его содержание закреплено в ст.19 Конституции РФ. Он также нашел свое отражение и в Уголовно-исполнительном кодексе. Его содержанием выступает запрет на дискриминацию осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии и иных подобных признаков (ущемление прав или предоставление привилегий, обусловленных указанными обстоятельствами). Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они могут дифференцироваться в зависимости от пола, возраста осужденного, состояния его здоровья, тяжести совершенного преступления и пр. Таким образом, в действие вступает еще одни принцип, названный в ст.8 УИК РФ.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в определенной мере является производным от принципа справедливости, закрепленного в ст.6 УК РФ. В уголовно-исполнительном праве он выражается в дифференциации и индивидуализации исполнения (отбывания) наказания. Дифференциация проявляется, например, в том, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенного преступления, формы вины в процессе отбывания наказания принудительное воздействие применяется в разных объемах. Одним из методов дифференциации выступает классификация осужденных и их распределение по видам исправительных учреждений. Таким образом, при дифференциации учитываются групповые свойства осужденных. В отличие от дифференциации индивидуализация базируется уже на личностных свойствах осужденного. Так, ч.3 ст.9 указывает, что применение средств исправления осужденных должно учитывать их личности и поведение. Индивидуализация реализуется путем изменения правового статуса осужденного в зависимости от его поведения в процессе отбывания наказания и выражается в применении мер поощрения и взыскания. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения является отраслевым, присущим исключительно уголовно-исполнительному праву. Впервые он сформулирован в УИК РФ, где был не только закреплен, но и нашел свое выражение в ряде конкретных правовых норм. К числу последних можно отнести: 1) Нормы, устанавливающие ответственность осужденных (ст.ст.29, 32, 46, 58 и др.), основания, порядок и условия применения мер взыскания (ст.59, 117, 169 и др.). Применение названных мер требует учета обстоятельств совершения нарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения (например, ч.1 ст.117 УИК РФ); 2) Стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденного в лучшую сторону (например, ст.113); Рациональное применение средств исправления предполагает учет типологических и индивидуальных особенностей осужденных. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием также является специфическим, отраслевым принципом ипредполагает необходимость сочетания исполнения всех видов наказания с применением к осужденным различных методов воспитательного воздействия. Данный принцип должен находить себя не только при исполнении (отбывании) наказаний, связанных с изоляцией от общества, но и в процессе исполнения (отбывания) иных видов наказания.
Литература и нормативные акты:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|