Схемы движения группы из 3-х человек
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АЛЬПИНИСТСКИХ СВЯЗОК НА СТЕННОМ МАРШРУТЕ
Методические рекомендации
Москва – 1984 Методические рекомендации содержат организацию работы альпинистских связок на сложном скальном рельефе. Материал подготовлен на опыте ведущих команд, участвующих в чемпионате СССР. Предназначен для тренеров и инструкторов альпинизма. Методические рекомендации подготовлены мастером спорта СССР ВИНОКУРОВЫМ В.К.
ВВЕДЕНИЕ С трудностями организации работы связок альпинисты сталкиваются на первых же учебных восхождениях 1-2 категорий трудности. Скорость движения группы на горном рельефе определяется не быстротой передвижения ее участников, а умением экономить время на работу с веревкой. Практически это положение справедливо при восхождениях любой категории трудности. Умение работать с веревкой – понятие достаточно емкое, но главный его результат это техническая помощь спортсмену в движении и обеспечение его безопасности. Эти два фактора тесно связаны с основным содержанием современного критерия мастерства альпиниста: с одной стороны высокой скоростью прохождения маршрута, определяемой физической, технической и тактической подготовкой спортсменов, а с другой стороны – необходимыми и достаточными для этого мерами безопасности движения. Говоря о критерии мастерства, необходимо помнить, что в альпинизме он претерпел ряд исторических изменений. Так в первый период развития горовосхождений таким критерием было простое покорение новых вершин, зачеркивание "белых пятен" на картах горных районов мира, куда не ступала еще нога человека. Эти условия воспитывали не только альпиниста-спортсмена, но и альпиниста – исследователя, географа, естествоиспытателя.
Новым историческим этапом было освоение высокогорных районов мира. В соревнование за высоту вступили команды всех стран, В следующий этап развития альпинизма спортивный интерес вновь был перенесен на маршруты высотой до 5000-6000 м, но уже стенного характера, вплоть до 6 категории трудности по нашей классификации. Особенностью современного отечественного альпинизма, как вида спорта, является то, что наряду с общепринятыми оценками технической трудности маршрута (крутизна, высота, погодные условия) и качества его прохождения командой (безопасность, стиль, тактика, организация) во внимание принимается и время прохождения маршрута. В этих условиях правильный выбор организационной схемы работы связок на сложном стенном маршруте высшей категории трудности является одним из важнейших условий победы команды на соревнованиях. Наблюдения и анализ работы команд чемпионатов СССР по альпинизму в скальном, техническом и высотно-техническом классах показывают самые разнообразные варианты организации работы связок. Однако, только некоторые из них приводят к наилучшим результатам в равномерности движения, мерах безопасности, в ликвидации опасных скоплений участников в местах страховки, в недопущении излишней растянутости связок, к, как следствие, максимальной скорости движения группы в целом.
I. Выбор схемы движения связок
Основной тактической задачей альпинистской группы является наиболее быстрое прохождение маршрута при минимально возможных затратах сил и обеспечение достаточных (для данного маршрута и условий его прохождения) мер безопасности.
Исходя из этой общей задачи и характеристик выбранного маршрута, группа проводит соответствующую физическую, техническую и тактическую подготовку. При этом, как правило, решается вопрос о схеме движения по узловому, наиболее трудному участку маршрута, прохождение которого определяет успех всего восхождения. При этом необходимо учитывать: - количество членов в группе; - количество основных веревок; - схему (порядок) движения участников группы по стене; - выбор способа страховки в ведущей связке, - выбор способа страховки при движении по перилам; - распределение обязанностей между участниками при выбранной схеме движения; - распределение между участниками веса общественного и личного груза.
Условия для работы связок
1. Первым выбирается способ страховки, как наиболее важный для обеспечения безопасности. Он определяется опытом и квалификацией команды, конкретным рельефом маршрута, предполагаемым состоянием погоды и наличием в группе специальных страховочных средств (например, амортизаторов, тормозов и т.д.). 2. При определении количественного состава группы учитывается наличие на стене мест бивуаков, протяженность узловой части маршрута, камнеопасность рельефа, возможность и необходимость полней разгрузки ведущего от груза. 3. Далее определяют количество основных веревок, которые 4. Выбор количества веревок автоматически определяет и конкретную схему движения участников на маршруте, которая изображена на рисунках.
Схемы движения группы из 3-х человек
Возможны пять способов обеспечения группы страховкой при помощи основной веревки: 1. Все участники группы идут на одинарных веревках. 2. Первая связка работает на двойной веревке, остальные – на одинарных.
3. Первая связка и последний участник группы, выполняющий 4. Все участники группы работают на двойных веревках. 5. Первый участник группы идет на одинарной веревке, а все остальные – на двойной. Наиболее надежным является четвертый способ, т.к. он одновременно обеспечивает и более вероятное задержание ведущего при срыве и большую "живучесть" перил на камнеопасных маршрутах. Нужно ли всегда и на всех маршрутах ориентироваться на этот способ страховки? – Нет, В ряде случаев достаточным будет 2, 3 или 5-й, и даже 1-й способ. Это зависит от рельефа маршрута. Если группа работает на монолитных (не камнеопасных) скалах и ведущий первой связки имеет амортизатор, то даже при использовании отечественной веревки диаметром 10 мм, можно использовать 1-й или 5-й способы движения группы. Если же в этом случае работа идет на веревке, отвечающей требованиям УИАА, то надежность страховки еще более возрастает. На практике, выбирая способ страховки основной веревкой, группа учитывает и такие факторы, как надежность забивания крючьев в конкретной скальной породе, погодные условия, возможность случайных камнепадов. Зная количественный состав группы и выбрав способ страховки (один из 5-ти), руководитель может составить таблицу 1, где по горизонтали даны номера вышеперечисленных способов страховки, а по вертикали количество основных веревок в группе. Таблица 1
Различные сочетании количества веревок с выбранным способом страховки будут определять степень равномерности движения участников и общую скорость подъема группы по маршруту. Для того, чтобы четко и однозначно выявить зависимость этих важных показателей от количества веревок и способов страховки примем следующие усредненные условия: 1. Скорость движения первого (ведущего) и последнего
2. Скорость движения всех остальных участников группы, В тех случаях, когда последний справляется со своей работой быстрее, команда получает некоторый запас по своевременной отправке очередной веревки вверх (т.е. по равномерности движения группы в целом). Если же любой из участников (кроме первого) будет двигаться по перилам со скоростью, превышающей двойную (по отношению к 1-му), то вверху возникает опасность "пробки", когда на пункте страховки может собраться 3 и более человек. При снижении скорости движения средних участников группа начинает растягиваться по стене, вверху не хватает веревок, а внизу создаются пробки. На рисунке 1 показаны варианты движения группы из 3-х человек при разном количестве веревок и различных способах страховки. На этом рисунке и в дальнейшем приняты следующие обозначения: 1, 2,... 6 – обозначении положения 1, 2,... 6-го участников группы. – движение 1-го участника с одной страховочной веревкой. - движение 1-го на двойной страховочной веревке. - высота подъема на одну веревку «шаг» - условный временной интервал движения группы на маршруте а - обозначение времени прохождения 1-м участником одной веревки (h) за два шага в - обозначение времени прохождения 2-м участником перильной веревки (h) за один шаг Ц3, Ц4 - обозначения цикла из 3, 4-х шагов, за который первая связка поднимается вверх на одну веревку D - в месте страховки собрались 3 и более человек - часть участников в процессе подъема имеют переменные функции (в последовательности движения или в обязанностях подноса спортивного снаряжения вверх) Ö - в группе имеется лишняя, не используемая веревка 3, 4 - количество крестов над цифрой говорит о количестве дополнительных веревок, которые несет участник вверх - второй участник идет вверх по перилам с нижней страховкой и имеет с собой дополнительную веревку - одинарные и двойные перила и движение по ним 2-го - второй участник идет вверх по одинарным перилам и с дополнительной верхней страховкой Ку - количество участников в группе Кв - количество веревок в группе СП.4, СП.5 - четвертый, пяты способ страховки.
По вертикали графиков рисунка 1 откладываются участки пути в одну веревку. По горизонтали отмечаются последовательные шаги группы, в каждой из которых положение используемых веревок не изменяется. Максимальная скорость всей группы достигается при цикле из трех шагов (ЦЗ), т.е. когда первый участник за два шага преодолевает всю веревку, а в следующем шаге 2-й участник проходит ее по перилам, неся с собой дополнительные веревки дня следующего подъема 1-го.
При нехватке веревок в движении группы появляются так называемые «холостые» шаги, когда первая двойка не движется, а нижние участники «подтягивают тылы». По схемам рисунка 1 для группы в 3 человека (Ку = 3) составлена таблица 2. В ее верхней строке приведены номера способов страховки (СП), которые соответствуют ранее нaзванной последовательности, а в левом столбце - количество веревок (Кв) в группе. Остальные цифры таблицы показывают скорость движения группы, условно выраженную в количестве шагов за один цикл. Таблица 2
Знаком 3 отмечены оптимальные схемы движения группы, дающие максимальную скорость подъема группы (ЦЗ); в точках страховки длительно находятся не более одного человека; все веревки в работе и нет лишних; каждый участник группы выполняет одну повторяющуюся операцию. При смене ведущей двойки обязанности в группе изменяются и остаются опять неизменными до следующей смены. Сравнивая при тех же условиях возможности группы из 2-х альпинистов, (график движения которой показан на рисунке 2), видим, что при всех способах страховки модно подобрать оптимальную схему движения 3, которая обеспечивает более быстрое продвижение тройки по маршруту, чем двойки. Рис. 2. График движения группы из 2-х человек при Кв = 1, СП = 1, Ц4
Не менее важен и другой вывод: при любом принятом способе страховки группа может иметь одну и ту же максимальную скорость движения. Т.е., требование безопасности движения не противоречит стремлению быстро пройти маршрут. Правда, количество потребных веревок при этом будет различным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|