Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схемы движения группы из 3-х человек




ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АЛЬПИНИСТСКИХ

СВЯЗОК НА СТЕННОМ МАРШРУТЕ

 

 

Методические рекомендации

 

Москва – 1984


Методические рекомендации содержат организацию работы альпинистских связок на сложном скальном ре­льефе. Материал подготовлен на опыте ведущих команд, участвующих в чемпионате СССР. Предназначен для тре­неров и инструкторов альпинизма.

Методические рекомендации подготовлены мастером спорта СССР ВИНОКУРОВЫМ В.К.

 

ВВЕДЕНИЕ

С трудностями организации работы связок альпинисты сталки­ваются на первых же учебных восхождениях 1-2 категорий трудно­сти. Скорость движения группы на горном рельефе определяется не быстротой передвижения ее участников, а умением экономить время на работу с веревкой. Практически это положение справед­ливо при восхождениях любой категории трудности.

Умение работать с веревкой – понятие достаточно емкое, но главный его результат это техническая помощь спортсмену в дви­жении и обеспечение его безопасности. Эти два фактора тесно свя­заны с основным содержанием современного критерия мастерства альпиниста: с одной стороны высокой скоростью прохождения марш­рута, определяемой физической, технической и тактической подго­товкой спортсменов, а с другой стороны – необходимыми и доста­точными для этого мерами безопасности движения.

Говоря о критерии мастерства, необходимо помнить, что в альпинизме он претерпел ряд исторических изменений. Так в пер­вый период развития горовосхождений таким критерием было про­стое покорение новых вершин, зачеркивание "белых пятен" на кар­тах горных районов мира, куда не ступала еще нога человека. Эти условия воспитывали не только альпиниста-спортсмена, но и аль­пиниста – исследователя, географа, естествоиспытателя.

Новым историческим этапом было освоение высокогорных райо­нов мира. В соревнование за высоту вступили команды всех стран,
где культивировался альпинизм как вид спорта. Критерием мастер­ства стала способность преодолеть высотную перегрузку, разработ­ка и применение специального высотного снаряжения, овладение
секретами тактики высотной аклиматизации и самих высотных вос­хождений.

В следующий этап развития альпинизма спортивный интерес вновь был перенесен на маршруты высотой до 5000-6000 м, но уже стенного характера, вплоть до 6 категории трудности по нашей классификации.

Особенностью современного отечественного альпинизма, как вида спорта, является то, что наряду с общепринятыми оценками технической трудности маршрута (крутизна, высота, погодные ус­ловия) и качества его прохождения командой (безопасность, стиль, тактика, организация) во внимание принимается и время прохож­дения маршрута. В этих условиях правильный выбор организацион­ной схемы работы связок на сложном стенном маршруте высшей ка­тегории трудности является одним из важнейших условий победы команды на соревнованиях.

Наблюдения и анализ работы команд чемпионатов СССР по аль­пинизму в скальном, техническом и высотно-техническом классах показывают самые разнообразные варианты организации работы свя­зок. Однако, только некоторые из них приводят к наилучшим ре­зультатам в равномерности движения, мерах безопасности, в лик­видации опасных скоплений участников в местах страховки, в недопущении излишней растянутости связок, к, как следствие, мак­симальной скорости движения группы в целом.

 

I. Выбор схемы движения связок

 

Основной тактической задачей альпинистской группы является наиболее быстрое прохождение маршрута при минимально возможных затратах сил и обеспечение достаточных (для данного маршрута и условий его прохождения) мер безопасности.

Исходя из этой общей задачи и характеристик выбранного марш­рута, группа проводит соответствующую физическую, техническую и тактическую подготовку. При этом, как правило, решается вопрос о схеме движения по узловому, наиболее трудному участку маршру­та, прохождение которого определяет успех всего восхождения.

При этом необходимо учитывать:

- количество членов в группе;

- количество основных веревок;

- схему (порядок) движения участников группы по стене;

- выбор способа страховки в ведущей связке,

- выбор способа страховки при движении по перилам;

- распределение обязанностей между участниками при выбран­ной схеме движения;

- распределение между участниками веса общественного и лич­ного груза.

 

Условия для работы связок

 

1. Первым выбирается способ страховки, как наиболее важ­ный для обеспечения безопасности. Он определяется опытом и ква­лификацией команды, конкретным рельефом маршрута, предполагаемым состоянием погоды и наличием в группе специальных страхо­вочных средств (например, амортизаторов, тормозов и т.д.).

2. При определении количественного состава группы учитыва­ется наличие на стене мест бивуаков, протяженность узловой час­ти маршрута, камнеопасность рельефа, возможность и необходимо­сть полней разгрузки ведущего от груза.

3. Далее определяют количество основных веревок, которые
позволяют организовать равномерное движение на маршруте всех
участников команды, не собирать в местах страховки одновремен­но более двух человек и, вместе с тем, получить максимальную скорость подъема всей команды. Для облегчения этого выбора в данной работе разработаны четыре простые таблицы.

4. Выбор количества веревок автоматически определяет и кон­кретную схему движения участников на маршруте, которая изобра­жена на рисунках.

 

Схемы движения группы из 3-х человек

 

Возможны пять способов обеспечения группы страховкой при помощи основной веревки:

1. Все участники группы идут на одинарных веревках.

2. Первая связка работает на двойной веревке, остальные – на одинарных.

3. Первая связка и последний участник группы, выполняющий
трудоемкую работу по выбиванию крючьев, идут на двойной верев­ке, остальные – на одинарных.

4. Все участники группы работают на двойных веревках.

5. Первый участник группы идет на одинарной веревке, а все остальные – на двойной.

Наиболее надежным является четвертый способ, т.к. он одно­временно обеспечивает и более вероятное задержание ведущего при срыве и большую "живучесть" перил на камнеопасных маршрутах.

Нужно ли всегда и на всех маршрутах ориентироваться на этот способ страховки? – Нет, В ряде случаев достаточным будет 2, 3 или 5-й, и даже 1-й способ. Это зависит от рельефа маршру­та. Если группа работает на монолитных (не камнеопасных) скалах и ведущий первой связки имеет амортизатор, то даже при исполь­зовании отечественной веревки диаметром 10 мм, можно использо­вать 1-й или 5-й способы движения группы. Если же в этом случае работа идет на веревке, отвечающей требованиям УИАА, то надеж­ность страховки еще более возрастает. На практике, выбирая спо­соб страховки основной веревкой, группа учитывает и такие фак­торы, как надежность забивания крючьев в конкретной скальной по­роде, погодные условия, возможность случайных камнепадов.

Зная количественный состав группы и выбрав способ стра­ховки (один из 5-ти), руководитель может составить таблицу 1, где по горизонтали даны номера вышеперечисленных способов стра­ховки, а по вертикали количество основных веревок в группе.

Таблица 1

Способ страховки (сп) Количество веревок (кв)          
… …          

 

Различные сочетании количества веревок с выбранным способом стра­ховки будут определять степень равномерности движения участни­ков и общую скорость подъема группы по маршруту. Для того, чтобы четко и однозначно выявить зависимость этих важных показателей от количества веревок и способов страховки примем следующие усред­ненные условия:

1. Скорость движения первого (ведущего) и последнего
выбивающего крючья в группе равны

2. Скорость движения всех остальных участников группы,
движущихся по перилам, в 2 раза быстрее, чем 1-го и
последнего.

В тех случаях, когда последний справляется со своей рабо­той быстрее, команда получает некоторый запас по своевременной отправке очередной веревки вверх (т.е. по равномерности движения группы в целом). Если же любой из участников (кроме первого) будет двигаться по перилам со скоростью, превышающей двойную (по отношению к 1-му), то вверху возникает опасность "пробки", когда на пункте страховки может собраться 3 и более человек.

При снижении скорости движения средних участников группа начинает растягиваться по стене, вверху не хватает веревок, а внизу создаются пробки.

На рисунке 1 показаны варианты движения группы из 3-х чело­век при разном количестве веревок и различных способах страхов­ки.

На этом рисунке и в дальнейшем приняты следующие обозначе­ния:

1, 2,... 6 – обозначении положения 1, 2,... 6-го участни­ков

группы.

– движение 1-го участника с одной страховочной

веревкой.


- движение 1-го на двойной страховочной веревке.

- высота подъема на одну веревку

«шаг» - условный временной интервал движения

группы на маршруте

а - обозначение времени прохождения 1-м

участником одной веревки (h)

за два шага

в - обозначение времени прохождения 2-м

участником перильной веревки (h)

за один шаг

Ц3, Ц4 - обозначения цикла из 3, 4-х шагов, за который

первая связка поднимается вверх на одну веревку

D - в месте страховки собрались 3 и более человек

- часть участников в процессе подъема имеют

переменные функции (в последовательности

движения или в обязанностях подноса

спортивного снаряжения вверх)

Ö - в группе имеется лишняя, не используемая веревка

 
 


3, 4 - количество крестов над цифрой говорит о

количестве дополнительных веревок, которые

несет участник вверх

- второй участник идет вверх по перилам с

нижней страховкой и имеет с собой

дополнительную веревку

- одинарные и двойные перила и движение по ним

2-го

- второй участник идет вверх по одинарным

перилам и с дополнительной верхней страховкой

Ку - количество участников в группе

Кв - количество веревок в группе

СП.4, СП.5 - четвертый, пяты способ страховки.

 

По вертикали графиков рисунка 1 откладываются участки пу­ти в одну веревку. По горизонтали отмечаются последовательные шаги группы, в каждой из которых положение используемых вере­вок не изменяется.

Максимальная скорость всей группы достигается при цикле из трех шагов (ЦЗ), т.е. когда первый участник за два шага преодо­левает всю веревку, а в следующем шаге 2-й участник проходит ее по перилам, неся с собой дополнительные веревки дня следующего подъема 1-го.

При нехватке веревок в движении группы появляются так на­зываемые «холостые» шаги, когда первая двойка не движется, а нижние участники «подтягивают тылы».

По схемам рисунка 1 для группы в 3 человека (Ку = 3) со­ставлена таблица 2. В ее верхней строке приведены номера спосо­бов страховки (СП), которые соответствуют ранее нaзванной последовательности, а в левом столбце - количество веревок (Кв) в группе. Остальные цифры таблицы показывают скорость движения группы, условно выраженную в количестве шагов за один цикл.

Таблица 2

СП Кв          
           
      5 Ö 5 Ö  
          3 Ö
        3 Ö 3 Ö Ö

 

Знаком 3 отмечены оптимальные схемы движения группы, даю­щие максимальную скорость подъема группы (ЦЗ); в точках стра­ховки длительно находятся не более одного человека; все верев­ки в работе и нет лишних; каждый участник группы выполняет од­ну повторяющуюся операцию. При смене ведущей двойки обязанности в группе изменяются и остаются опять неизменными до следующей смены.

Сравнивая при тех же условиях возможности группы из 2-х альпинистов, (график движения которой показан на рисунке 2), видим, что при всех способах страховки модно подобрать оптималь­ную схему движения 3, которая обеспечивает более быстрое про­движение тройки по маршруту, чем двойки.

Рис. 2. График движения группы из 2-х человек при

Кв = 1, СП = 1, Ц4

 

Не менее важен и другой вывод: при любом принятом спосо­бе страховки группа может иметь одну и ту же максимальную ско­рость движения. Т.е., требование безопасности движения не проти­воречит стремлению быстро пройти маршрут. Правда, количество по­требных веревок при этом будет различным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...