Современные теории общественного прогресса
1)структурный функционализм-представитель Толкотт Парсонс: строит образ соц.онтологии в духе системного подхода, рассматривая соц.сущности как системы. Основные допущения структурного функционализма о природе соц.систем следующие: 1) системы обладают св-вом относительной независимости и упорядоченности частей, 2) имеют тенденцию к поддержанию равновесия, 3) система поддерживает границу с внешней средой, 4) системы поддерживают порядок: сохраняют границу, взаимоотношение частей с целым, обеспечивают контроль внеш.и внутр.среды.В основаниях его теоретического подхода лежат аналогии социальных и биологических систем. Жизнедеятельность любой органической системы, согласно Парсонсу, опирается на 4 основные функции (так называемая схема AGIL): 1) функцию адаптации (А) к условиям среды, 2) целедостижения (G), 3) интеграции (I) элементов и остальных функций системы, и 4) так называемой латентной (L) функции, выражающейся в поддержании ценностных образцов, законов и норм системы. 2)критическая теория и Юрген Хабермас: Критическая теория – продукт творчества немецких неомарксистов, основавших Институт социальных исследований в Франкфурте в 1923 году, что породило также название «Франкфуртская школа» для обозначения этого направления.Основная черта критической теории - воспринятая от Маркса установка критического отношения к жизни общества и социальным теориям, желание не ограничиваться только теоретическими схемами, но пытаться участвовать в реальных социальных преобразованиях. В критической теории была ярко выражена критика экономического детерминизма в марксизме, позитивизма и сциентизма в социологии, советского строя в политике. Утверждается, что на смену экономическому подавлению в эпоху раннего капитализма все более в 20-м веке приходит подавление культурное, гнет формальной рациональности. Хабермас полагает, что сущность человека – не столько труд, как это утверждал Маркс, сколько коммуникация, коммуникативное действие. Хабермас рассматривает это действие широко – как принцип такой субъектной активности, в которой сочетаются направленность на цель и одновременное со-понимание участвующих в активности субъектов. Далее, подобно тому как Маркс говорит о факторах отчуждения, действующих на коллективную природу человеческого вида, подобно этому Хабермас рассматривает в качестве факторов отчуждения, искажающих природу коммуникативного действия, идеологию и легитимацию. Как у Маркса целью истории является состояние общества, преодолевающее факторы отчуждения, так и у Хабермаса проводится идея возможного идеала общественной жизни, где могли бы быть преодолены искажения коммуникативного действия. В качестве процесса освобождения Хабермас рассматривает процесс рационализации коммуникативного действия, выражающийся в открытом представлении идей, влиянии только рациональных аргументов на принятие или отвержение тех или иных идей.
3)системный подход Николаса Лумана: Луман полагает, что система всегда менее сложна, чем окружающая ее среда. Система – это часть среды, выражающая лишь один из аспектов среды и ограничивающая свое существование преимущественно этим аспектом. Луман привлекает теорию аутопоэза У.Матураны и Ф.Варелы для объяснения природы социальных систем. Аутопоэтическая система должна быть операционально замкнутой, т.е. система не может реагировать непосредственно на среду, но только на ее представление в системе. Например, экономика реагирует на желания людей только лишь в той степени, в какой эти желания выразимы в деньгах. Следовательно, она адекватно реагирует на потребности богатых, а не бедных.Базовый элемент общества – коммуникация. Все остальное относится к внешней среде общества. Любая заданная коммуникация невероятна, и только интерсубъектные социальные структуры могут сделать ее вероятной. В основе каждой системы лежит свой код – основной язык функциональной системы, выделяющий «свое» и элиминирующий «чужое». Для науки – это язык «истины - заблуждения», для экономики – «платежа - долга», для права – «закона - беззакония», и т.д. Одна система, считает Луман, не может использовать и понимать кода другой системы.
4)теория обмена: В разного рода социальных теориях обмена общественные процессы рассматриваются как процессы движения и обмена различных ценностей. В теории Джорджа Хоманса, принимаются след. постулаты. 1. Постулат успеха: чем чаще действие приводит к вознаграждению, тем более вероятно, что человек вновь поступит так же. Кроме того, Хоманс полагает, что вероятность повторения положительно подкрепляемого действия выше в случае случайных, а не регулярных повторений действия. При регулярном повторении субъект быстро пресыщается положительным эффектом действия. 2. Постулат стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие.3. Постулат ценности: чем большую ценность представляет для человека результат его действия, тем выше вероятность того, что он так поступит. С этим же связан и тот факт, что более эффективно не наказывать, а не поощрять субъекта при совершении отрицательных действий, поощряя положительные действия. 4. Постулат лишения-пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом человек получал определенное вознаграждение, тем меньшую ценность будет для него представлять каждая последующая единица такого вознаграждения. 5. Постулат осуждения-одобрения: 5.1. Постулат А: если человек не получает ожидаемого вознаграждения или получает наказание, которого он не ожидал, то он испытывает чувство гнева; повышается вероятность агрессии, и результаты ее будут иметь для него большую ценность. 5.2. Постулат В: если действие ведет к ожидаемому вознаграждению, особенно большему, чем он ожидал, или не приводит к ожидаемому наказанию, то субъект будет доволен; повышается также вероятность того, что он вновь проявит одобряемое поведение, и результаты его будут иметь для него большую ценность. 6. Постулат рациональности: выбирая между альтернативными действиями, человек изберет то, которое даст максимум произведения VP, где V – ценность результата, P – вероятность его достижения. Теория обмена критикуется за излишне упрощенный подход к взаимодействию.
5)структурализм,постмодернизм,постструктурализм: а) Всякое социальное событие может быть представлено как знак или система знаков. В работах Клода Леви-Стросса проводится идея подобия структур родства и структур языка. В основе и тех и других лежат бессознательные структуры разума, определяющие мышление и поведение индивида. Близкие идеи о существовании глубинных структур общества, определяющих социальные процессы, можно найти в так называемом «структурном марксизме». б) В отличие от структурализма, пришедший ему на смену во второй половине 20 века постструктурализм отказывается от гегемонии бессознательных структур над личностью, рассматривая более подвижный и произвольный мир структур, живущий по более хаотичным законам. Основателем постструктурализма считается французский философ Жак Деррида, который свел язык к «письму», не ограничивающему субъекта. Язык неупорядочен и нестабилен, слова имеют разные значения в разных контекстах. Деррида критиковал логоцентризм – претензию человеческого разума на создание универсальных мыслительных систем. Развивал идеи деконструкции (разложения единого с целью выявления различий, например, в форме «театра жестокости» как деконструкции традиционного театра с диктатом автора, зрителя и т.д.) и децентрации – отхода в литературном произведении от позиции единого центра. в) Сторонники так называемого постмодернизма полагают, что сегодня человечество вступило в особую эпоху «пост-современности», и для этой эпохи характерны след.черты: 1) агрессивная экспансия глобального капитализма, 2) ослабление государственной централизованной власти (распад бывших империй, коммунистического блока, рост этнических проблем и т.д.), 3) моделирование жизни посредством все более мощной и всеохватывающей технологии, 4) развитие освободительных неклассовых движений: национальных, гендерных, движений сексуальных меньшинств, экологического движения и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|