Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды педагогических технологий

Педагогические технологии.

Виды педагогических технологий.

Развивающие технологии в образовании.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

 

(Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу

1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и

европейской школы.)

 

Такое представление о педагогической технологии предполагает:

• возможность разработки различных выверенных педагогических технологий

специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый

практический опыт;

• возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с

целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и

учащихся.

 

Другими словами, педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология также может рассматриваться как совокупность внешних и

внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих

принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность

педагога.

 

(В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики

преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает

процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания

безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология

предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных

проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно

может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой

квалифицированным педагогом-профессионалом.)

 

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения

(дидактические технологии) и технологии воспитания.

Признаки технологий (по В.В Пикану):

 

• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее

лежит определенная методологическая, философская позиция автора.

• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций

выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму

конкретного ожидаемого результата;

• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся

на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации,

оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического

общения;

• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны,

воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение

планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

• органической частью педагогической технологии являются диагностические

процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения

результатов деятельности.

 

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством.

Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство.

Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения

педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным

компонентом.

 

Доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - это условия успешности применения любой образовательной технологии.

 

Таким образом, педагогическая технология (в отличие от методики)

предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в

целом.

 

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В педагогике можно различать взаимосвязанные общие и

частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например

процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких

задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности

учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа

учебной ситуации, организации начала урока и др.

 

Существуют различные классификации, выделяющие из множества видов педагогических технологий наиболее распространенные и актуальные типы.

 

Классификация педагогических технологий по видам деятельности педагога и учащихся:

Технологии организации общения. Включают приемы организации взаимодействия ребенка и взрослого с целью создания необходимых условий для развития индивидуальности и личности учащихся.

Педагогические технологии организации учебно-познавательной деятельности, содержащие эффективные приемы мотивации учебной деятельности, использования механизмов развития и стимулирования познавательных способностей.

Важным элементами данного вида являются обучение учащихся культуре определения понятий, а также технология обучения их решению задач разных типов.

Технологии диагностической и прогностической деятельности, основанные на развитии аналитических способностей педагогов, умении использовать диагностические методы для планирования и формирования прогноза педагогической работы.

Педагогические технологии инновационной деятельности, направленные на разработку новых программ, новых подходов в образовании, на создание условий для педагогического творчества.

Технологии организации воспитательного дела, помогающие каждому ребенку максимально реализовать личностный потенциал в процессе развития.

Виды педагогических технологий по структуре:

Процессуальная технология, в которой последовательно отражен педагогический план реализации цели. Весь процесс разделен на этапы, которые последовательно реализуются в деятельности педагога. Каждый этап имеет временные рамки, что позволяет наметить время достижения ожидаемого результата.

Формирующая технология, где все этапы, условия или приемы используются вне строгой временной последовательности.

Развивающие педагогические технологии, которые являются частью большого процесса и не имеют конечного результата. Например, в дошкольном учреждении обучение грамоте происходит в пределах обучения детей звукам, а обучение правильному письму реализуется только в начальной школе.

 

Педагогические технологии по степени охвата структур педагогической системы могут быть разделены на метатехнологии, макротехнологии, мезотехнологии и микроструктуры. Метатехнологии могут охватывать преобразованием всю систему образования, тогда как технология организации урока или работы мастерской в отдельной школе относятся к микротехнологическим разработкам. Технологии отдельной отрасли образования относятся к макротехнологиям, а те, что направлены на преобразование школы или отдельного образовательного уровня (начальная, средняя ступень) школы, - к мезотехнологиям.

 

Среди современных педагогических технологий исследователи также выделяют следующие технологии:

 

- Проблемное обучение

(Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся)

- Концентрированное обучение

(Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса)

- Модульное обучение

(Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки)

- Развивающее обучение

(Развитие личности и ее способностей;

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию)

- Дифференцированное обучение

(Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей)

- Активное (контекстное) обучение

(Организация активности обучаемых)

- Игровое обучение

(Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений)

- Обучение развитию критического мышления

(Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс)

и другие.

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...