Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Очень часто именно с этих слов и начинается проповедь в храме. И вообще любое дело или беседу мы начинаем с этих слов. Но задумывались ли мы, что эти слова в себе несут? Говорить во имя Святой Троицы — значит говорить изнутри Истины, не с точки зрения теоретической или вероучительной истины, а изнутри наших взаимоотношений с Христом, Сыном Божиим, Который и есть Истина, что бы слова наши доносили до слушающих жизнь. Говорить во имя Святого Духа, значит произносить слова вдохновенные и превосходящие тебя самого, но способные зажечь сердца и умы. Дерзновенно можно сказать, что это слова самого Бога, доверенные нам. Говорить во имя Отца, значит говорить изнутри покоя и тишины, обладать непоколебимой верой в произносимые слова. Но ведь наша беседа проходит в форме диалога с человеком, поэтому и слушать мы должны так же, не останавливаясь на словах и пытаясь понять то, что нам хотят донести.

И так, я бы хотел кратенько порассуждать о том, как мы можем передать свою веру другому человеку. Все, что будет мною сказано, основано на трудах митр. Антония Сурожского.

Вера-уверенность в вещах невидимых. (Евр 11:1). Не будем раскрывать его слова, просто молча согласимся. Но в то же время вера ищет себе в чем-то выражения и находит(напр. гимны Симеона Нового Богослова) Для нас самих порой это выражение не нужно, так же как когда мы чувствуем любовь и радость, то это наполняет нас и выражения им не нужны, так они сами по себе и есть выражения этого чуда. Но, с другой стороны Христос сказал идите и проповедуйте всем народам (Мф 28, 19). Значит нам все-таки нужно научиться находить выражения нашей веры. Обратимся к церковному опыту и посмотрим, как начали говорить апостолы после дня Пятидесятницы. Они говорили так, что не кто не мог усомниться, что они говорят Духом Святым, что-то с ними случилось, ведь дело не только в новых языках-они приобрели силу слова, красноречие. И сохранили этот дар во все время проповеди. Но мы знаем, что не все принимали их слово. Например, мы знаем, как блистательно проповедовал Апостол Павел в Афинах (проповедь его высечена на камне и является образцом проповедей), но с ним ушло только несколько человек, остальные, услышав о воскресении встали и разошлись, потому что, как написано в Деяниях, были не готовы. И эта неготовность вынуждает искать пути, как выразить доходчиво опыт, которого у другого человека нет. Как можно нашу веру каким-то хоть начальным образом передать.

 

Вот некоторые тезисы, которые нам могут помочь найти способ поделиться своей верой:

- Говорить с единомышленниками. Мы все имеем какой-то опыт о Боге, пусть хоть только и края ризы Господней коснулись, но каждому человеку есть чем поделиться. И здесь происходит интересное. Рассказывая о себе верующим людям, мы встречаем среди них таких, которые испытывали нечто похожее, но только несколько по-иному, потому что его душа не моя душа. И когда мы живем общиной и делимся друг с другом тем, что мы знаем о Боге, мы его познаем шире, глубже, тем самым расширяя и свой опыт и обогащая других.

- Личный опыт. Здесь хочется остановится поподробнее. Вспомним Апостолов, ведь они не были богословами, но они шли с горячими сердцами рассказать о своей дивной встречи со Христом. Вот тема Церкви-говорить из своего собственного опыта. Причем этот опыт должен быть моим, а не просто повторением. Мы должны знать катехизис, но как можно зажечь человека умственными выкладками и цитатами? Ему не важно, что там писали Василий Великий, Иоанн Златоуст в 4,8,19 веке, он не знает Священного Писания, человеку интересно знать, как ТЫ знаешь Бога! Антоний Сурожский, материал которого я здесь использую, в 14 лет решил убедиться, что Бога нет и навсегда отказаться от него. Для этого он открыл Евангелие, выбрал самое короткое из всех и начал читать, но на 3 или 4 главе вдруг почувствовал, что на другом конце стола стоит Христос. Он Его не видел, но это было ясное и живое ощущение, которое он сумел сохранить и пронести через всю свою жизнь. И тогда, как он пишет, у него осталось только одно желание- поделиться с другими людьми этим чудом: не Церковью, не церковностью, не богослужением, не молитвами святых, а тем, что я знаю Христа, что он мой Спаситель, он твой Спаситель. Здесь можно привести одну историю из его жизни. До войны он был доктором в одном детском лагере, и они как-то засиделись с группой мальчишек и девчонок 16-19 лет. В какой-то момент он встал и сказал, что пойдет читать вечерние молитвы, а они пусть ложатся спать. Но дети захотели пойти с ним. Тогда он им ответил: «Хорошо, но молится я буду не для вас, а от себя». Он прочел вечерние молитвы, они не уходили, потом прочел еще другие молитвы и так они промолились вместе до 5 утра, потому что он им не декламировал молитву, а сам говорил с Богом. Нам надо научиться быть в Церкви живимы людьми, что бы между нами и Богом не стояли какие-то формулировки, никакие формы, потому что до многих они не доходчивы, а Бог доходчив до каждого. Мне кажется это центральная тема успешной проповеди.

 

 

- Убежденность, уверенность. Мы должны твердо верить в слова, нами произносимые, иначе они вряд ли дойдут до сердца другого.

- Не будь не веждой. Но есть другая проблема-наш личный опыт может быть мал и ограничен, поэтому важно остановиться там, где мы еще нечего (или недостаточно) знаем, чтобы не стать слепой овцой, которая ведет в пропасть. Поэтому нам постоянно необходимо образовываться и черпать опыт у других.

- Современность, актуальность. Во-первых, в беседе нам нужно попытаться понять то, что нам нужно сказать человеку. Не то что мы знаем, не то что хотим донести, а именно то, что его сейчас волнует, то что он сможет воспринять. Во вторых, очень важно для нас найти способ наши христианские воззрения облечь в такие слова, и перебросить мост к тем людям, которые не понимают нашего «жаргона», попытаться найти для них подходящие слова. Есть область веры, которая не относится к чистой религиозной области. Например, Любовь, красота. Здесь хочется рассказать историю: к митр. Антонию подходит офицер и говорит:

-Я смотрю вы человек верующий, а я нет.

-Ну что же, тем хуже для вас - А вы мне покажите своего Бога на ладошке и я поверю. Владыка заметил на его пальце обручальное кольцо и ответил

-Вы женаты? – Да, - Дети есть? – Да. – Вы их любите? – Да. – Врёте!

-Как это врёте, Я же знаю, что их люблю.

-А вы мне докажите, покажите мне на ладошке вашу любовь.

Так вот если говорить о Боге, как об Истине, красоте, любви, добре в том смысле, который это может понять человек, то здесь мы можем встретиться.

- Уважение. Поиск общего. Я употребил здесь слово встретиться. Встреча от нас требует несколько вещей. Одна из них, это уважение к человеку, к его убеждениям, к его вере. И это очень важно. Когда к старцу Силуану пришел миссионер из Китая с жалобой на то, что это безнадежный и упрямый народ, тот его спросил: «А что вы делайте, для того, чтобы их обратить?». Миссионер говорит: «Я иду в капища, стою, а потом начинаю кричать: что вы делайте, зачем вы поклоняйтесь идолам. Затем меня бьют и выводят вон». А старец ему отвечает: «Вы в следующий раз постойте, посмотрите, как они молятся, потом подойти к жрецу и попросите, чтобы он рассказал вам о ихней вере, и каждый раз, когда вы увидите, что как бы открывается дверь, то говоря: Как это прекрасно, добавляйте Евангельские слова, как бы это было бы полно и тем самым посейте семя в его душе». Уважительное отношение к человеку приводит нас к тому, что в беседе нужно искать не то, что нас разделяет, а то что есть общего. Однажды у владыки спросили: «А что у меня общего с Богом, чтобы я в Него верил?» - А вы хоть во что-нибудь верите? – Я верю в человека. Тогда владыка ответил: Это у вас общее с Богом, потому что Бог так верит в человека, что создал нас и потом Сам стал Человеком, чтобы нас спасти.

- Любовь к ближнему. Конечно, нечего нам невозможно, если мы не имеем любви. Это наше призвание, не только провозглашать, но и явить миру, что мы, жалкие и ничтожные люди, способны друг друга любить. Полюбить- это не значит переживать какие-то особенные чувства, а посмотреть и увидеть человека, которого, как и меня создал Бог и за которого пострадал. Посмотреть так - и отдать жизнь за этого человека, не в смысле геройского поступка, а решить, что отныне я буду делать для каждого человека, который мне встречается, все то что я могу, то в чем он нуждается. Конечно, мы не можем так сразу достичь того, начнем хотя бы с тех, кто рядом с нами, которые нас понимают и которых мы понимаем. Тогда благовествование не будет пустой болтовней, а станет жизнью, способной спасти людей от отчаяния, страха и горя.

- Свобода восприятия. Но любовь к ближнему предполагает в себе свободу. Мы должны понимать, что восприятие истины — это свободный выбор человека. Дух дается без меры, но у каждого своя мера способности вместить Его. В музыке, поэзии, живописи есть вещи, которые ты можешь понимать, если хоть краешком души переживал подобное, но, если нет-ты пройдешь мимо. И здесь очень важно понимать, что мой ближний создан по образу Божию, а не по моему подобию, поэтому нельзя пытаться подстроить его под себя, а дать ему свободу в его отношениях с Богом.

- Смирение. К сожалению, мы не живем тем, о чем говорим, тем самым постоянно осуждая себя. Поэтому многие ставят вопрос, а стоит ли вообще тогда говорить? Здесь полезно вспомнить историю Ефрема Сирина. Когда он стал дьяконом, то с большим страхом и скорбью почувствовал, что его проповедь осуждает его самого, что если он не может вести жизнь по Евангелию, которое он читает народу, то он стоит как осужденный. И есть в его творениях такое место, где он говорит об этом, добавляя: И пусть если нужно, я буду осужден собственными словами, но слова моего Владыки я буду проповедовать. Свойство хорошей проповеди — говорить не ко­му-то сверху вниз, а себе, как человеку подсудному. Вообще, мне кажется очень полезно в разговоре делиться своими немощами, не прятать их, строить из себя святого, а честно признаваться в своем несовершенстве и делиться тем путём, которым пытались исправиться.

 

- Не увлекайся. Это практическое замечание нам говорит о том, что мы должны уметь не только говорить, но и слушать. Бывает, что найдет вдохновение и ты готов часами обсуждать эту тему, но важно уважать слушателя и внимательно вглядываться в его реакцию. В конце концов он должен отойти от нас услышанным и понятым, а не просто с каким-то багажом знаний.

-Молитва. « Без Меня не можете творить ничесоже»-сказал Господь. Поэтому без молитвы любая проповедь безуспешна. Когда мы молимся за человека, мы должны взять его в свое сердце. Это главное условие. Апостол Павел, Силуан Афонский готовы были быть отлученными лишь бы спасся «отстаток Израиля». Конечно, до такой степени мы не доросли, но, приняв человека в свое сердце, мы можем увидеть, что его грехи-мои грехи, и с болью о падшем человечестве, с болью о том, что этот человек лишен вечности мы можем взывать Богу о помиловании. И чем больше нам будет открываться Божия любовь, тем больше в нас будет эта боль за отлученных людей.

-Проповедь жизнью. Проповедь апостолов была в их жизни. Клайв Льюис сказал однажды, что разница между безбожником и христианином в том, что первый похож на статую, а верующий-статуя, которая ожила. Мы должны быть людьми, которые несут вызов- не потому, что мы что-то проповедуем, а потому что мы являем эту проповедь в себе! Здесь не хочется много говорить, лучше расскажу вам историю:

Однажды владыка Антоний проповедовал на улицах в Оксфорде. Просто становился где-нибудь, брал с собой трех студентов, а проходящие, видя, как трое слушают четвертого останавливались поглазеть. Однажды к нему подошёл юноша - мохнатый, лохматый, с длинными волосами, одетый в длинную свитку и говорит: "Чего Вы на наши собрания не ходите?" Он спрашивает: "А какие собрания?" - "У нас целая группа хиппи здесь, а Вы чем не хиппи? Одеты, как никто, вид у Вас совершенно странный, вокруг шеи какая-то цепь с чем-то - такой же хиппи, только из старых…" И он согласился прийти на их вечернее собрание. И вот он пишет: «Пришёл я на собрание: громадная комната, матрасы по стенам, свечки горят на голом полу (и для освещения, и для прикуривания), и один из молодых людей стоит, свои стихи читает. Я пробрался в какой-то угол, сел на матрас и стал слушать. Первое, что меня поразило, это - как его слушали. Там было человек пятьдесят, и слушали его благоговейно, как слушают человека, который говорит о себе самое сокровенное и которого слушают с вниманием и уважением к тому, что он душу открывает. В какой-то момент он кончил, сказал: "Ну, кажется, всё", - и пошёл сел на свой матрас; потом ещё кто-то выступил, и ещё кто-то. Я подумал: если я дикий, почему бы мне не выступить? И на четвереньках выбрался вперёд и говорю: "Я хочу сказать нечто: я хочу сказать вам, как и почему я стал верующим". Я им рассказал сначала о ранних годах эмиграции. Потом рассказал, каким образом я стал верующим; когда кончил, была такая минута молчания, началась драматическая пауза; я подумал: "Ух, как благоговейно всё это звучит!" Но благоговение кончилось, потому что вдруг открылась дверь, огромный барбос ворвался в комнату, промчался вокруг прямо ко мне, ткнулся мордой в лицо и удрал. Этим, конечно, кончилась мистическая атмосфера, драматический эффект был уничтожен; после этого мы долго сидели, рассуждали, и кто-то из них подошёл ко мне и говорит: "Хорошо, что Вы пришли!" - "А почему?" - " А у Вас глаза добрые …" Это была первая встреча. Потом ко мне в церковь стали ходить хиппи.»

Можно привести еще много других историй, показывающих, что человек жил тем, о чем он говорил. Поэтому сейчас его труды приобретают известность. В завершении хотел привести еще один случай, как он нашего духовного отца. Однажды, будучи еще молодым монахом, Антоний зашел в комнату и увидел человека, спускающегося по лестнице. Это был священник. Когда он взглянул в лицо этого человека, он ощутил какую-то неземную радость и мир. Тогда он подбежал к нему и сказал: «Я не знаю кто вы и как вас зовут, но я хочу, чтобы вы были моим духовным отцом.» И потом в течении всей жизни митрополит Антоний повторял, что никто не может отвернутся от мира и обратиться к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни. Да сподобит Господь и нам когда-то встретить такого человека, и самим, хоть в малой степени быть этим светом для других. Аминь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...