Ислледование о семье в исламе
СОДЕРЖАНИЕ Благодарность, признательность и уважение Предисловие Предисловие муфтия Иорданского Хашемитского Королевства Брак: определение, суждение и значение Рекомендуемые качества жены Знакомство жениха и невесты, а также пределы этого Препятствия к браку Многоженство, законоположение о нем и философское обоснование Столпы брака и их философское обоснование Празднование брака Этикет приглашенных на сводебное пиршество Супружеские права и обязанности Семья и правила семейного поведения Экономическая жизнь семьи Регулирование рождаемости и ее ограничение Аннулирование брака и развод Родственники и родственные узы Смешение: законоположение и результаты Одежда мусульманина и мусульманки Равенство или справедливость между полами Ущерб, понесенный западной женщиной и ее унижение Создание женщины из искривленного ребра Недостаток ума и религии у женщины Современная женщина между исламом и мусульманами Рождение ребенка и как отмечать это событие Нормы и правила жертвоприношения Имя, обращение и прозвище Кончина и соболезнование Что должны делать родственники умершего Признаки хорошего конца жизненного пути Омовение умершего, закутывание в саван и отпевание Погребение и его атрибуты Соболезнования Посещение могил, и что запрещается делать при этом
ПОСВЯЩЕНИЕ
Тем, к кому в сердце любовь, а в уме размышление и мышление Цветку сердца и аромату его. Вам, мои родные Аиша и Уля, я посвящаю сей труд С мольбой к Аллаху, чтобы вы достигли цели, ради которой вы существуете в этом мире, Чтобы вы достигли и осуществили единобожие Аллаха, трудились во имя повиновения Ему, Велик Он и Могуч. Абу Аиша
БЛАГОДАРНОСТЬ, ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ И УВАЖЕНИЕ
Хвала Аллаху, благодаря милости Которого творятся добрые дела. О Боже! Тебе хвала, Ты свет небес, земли и того, что есть на них. Тебе хвала, Творцу небес, земли и того, что есть на них. Тебе хвала, о Ты, Владыка небес, земли и того, что есть на них. Тебе хвала, Ты - Истина, и обещание Твое есть истина, и слово Твое есть истина, и встреча с Тобой - истина. О Боже! Владыка наш, Тебе хвала, заполняющая небеса, заполняющая землю и заполняющая то, что угодно Тебе после этого. Восхваление и благодарность есть самое истинное из того, что сказал слуга Аллаха, и все мы Тебе - слуги. О Боже, нет возражения тому, что дал Ты, и не будет дано то, что воспретил Ты. Бесполезен обладающий славой, ибо от Тебя весь успех. Автору следует выразить благодарность и признательность своим родителям, благосклонность которых совпала с благосклонностью Аллаха, Велик Он и Могуч. Истинное слово признательности им за те годы, которые они потратили на мое воспитание и наставление в двух главных направлениях: к религии и знаниям. Я благодарен им за их постоянное упорство в том, чтобы я и мои братья достигли максимально возможного для нас уровень научных знаний. Я обращаюсь с мольбой к Всевышнему Аллаху, чтобы Он вознаградил их должным образом и помог мне обрести их благосклонность.
Автор должен также выразить самую искреннюю благодарность своей жене Итаф за создание должной атмосферы и условий, что имело большое значение в подготовке данного труда. Наличие благоприятных условий для исследовательской и изыскательской работы в эпоху, когда очень многое мешает подобной деятельности и отвлекает от нее достаточно редкое явление и создание таких условий весьма трудоемкое дело. Возможно здесь я попытаюсь возместить моей жене хотя бы малую толику за ее усилия по обеспечению меня всем необходимым в процессе написания этой книги. Автор выражает высокую оценку авторам различных исследований, которые были им использованы или мнение которых он разделяет, а также тем братьям, которые помогли своими ценными консультациями и комментариями. Автор выражает свое уважение и признательность каждому из тех, кто ознакомился с данными трудом и обнаружив ошибку благожелательно и чистосердечно постарался исправить ее. Премногая и добрая хвала Аллаху с непрерывностью и нескончаемостью, ибо невозможно обойтись без Владыки нашего.
ВВЕДЕНИЕ ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
Хвала Аллаху, и мы прославляем Его, испрашиваем Его помощи и прощения. Мы ищем у Аллаха избавления от зла душ наших и греховности в делах наших. Кого наставил Аллах, того не ввести в заблуждение, а тот, кто вводит в заблуждение, у того нет истинного наставника. Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха Одного, у Которого нет сотоварища. Свидетельствую, что Мухаммед Его слуга, и Его посланник. "О вы, верующие, бойтесь Аллаха, как должно бояться Его; и не дайте смерти застигнуть вас иначе, как в состоянии покорности". [1] "О люди, бойтесь Владыки вашего, Который создал вас из единой души, и из нее подругу ей, и от них двоих распространил множество мужчин и женщин; и бойтесь Аллаха, во имя коего вы взываете друг к другу, и страшитесь Его особенно в отношении родственных уз. Истинно, Аллах блюдет над вами". [2]
"О вы, верующие! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Он благословит дела ваши и простит вам грехи ваши. И всякий, кто повинуется Аллаху и Посланнику Его, поистине, достигнет великого успеха". [3] Воистину семья есть основа общества и нации. Успех семьи есть мерило счастья общества и его успеха в целом, а неудача семьи является показателем неудачи общества и его отсталости. Если современная мусульманская семья находится в лучшем положении, чем немусульманская, особенно западная, то заслуга этого принадлежит Исламу, который взрастил в семье и в каждом из ее членов определенные социальные ценности. Явное и четко выраженное влияние таких ценностей ощущается в нашей жизни, несмотря на наш отход от источника этих ценностей. Изучающий положение семьи на Западе и в исламском мире обнаружит огромную дистанцию между ними. Это проявляется в том, какими были обе семьи в прошлом и в нынешней реальности, и в той недостаточности, которой достигнут обе семьи будут существовать определенные идейные рамки, различающиеся между собой в каждой из них. Однако это не означает, что мы не попали под влияние некоторых западных ценностей в сфере семьи или социальных отношений членов общества в целом. Ухудшающееся положение немусульманской семьи и предсказание западных социологов о крахе западной цивилизации из-за распада там семьи должны побудить нас хранить наши исламские ценности как в сфере семьи, так и в других сферах, сделать все, чтобы сберечь их всяких споров. Это побуждает нас также не обольщаться внешним блеском /социальные ценности/ западной семьи, чтобы уменьшить ее влияние на нас.
Несмотря на то, что о семье в Исламе написано достаточно много, ряд определенных аспектов этого продолжают оставаться неизученными. Данное скромное исследование представляет собой попытку ликвидировать пробел в некоторых из этих аспектов. Эта книга имеет небольшой объем, чтобы читатель смог ознакомиться с ней, не прилагая больших усилий и не утомляясь в максимально короткий срок. Поэтому я не вдавался в подробный анализ раскрываемых вопросов. Мы считаем, что это исследование охватывает ряд таких вопросов, которые не рассматривались в книгах о семье, написанных раньше, либо они поднимались фрагментарно. Из этих вопросов мы изучили следующие: исламский путь знакомства нареченных, правила семейного поведения, сознание женщины из кривого ребра, недостаток ума и религии, привнесенные иностранные элементы в жизни современной мусульманской семьи, правила дачи имен и прозвищ, рождение ребенка, кончина и соболезнования, а также некоторые другие. Я испрашиваю у Всевышнего, чтобы Он сделал этот труд посвященным Ему, хорошо принял его, и чтобы мусульмане извлекли из него ползу. Хвала Аллаху, Владыке всех миров
д-р Марван Ибрахим ал-Кайси Иордания - Ирбид, 1 рабиа ал- аввал 406 г. хижре /14 ноября 1985/
ПРЕДИСЛОВИЕ муфтия Иорданского Хашимитского Королевство. ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО МИЛОСЕРДНОГО
Хвала Аллаху, благословение и мир Посланнику Аллаха В современную эпоху люди сильнейшим образом нуждаются в заботе о семье, в понимании законоположений религии относительно семьи и действии в соответствии с данными законоположениями. Наилучшим образом это удалось нашим праведным предкам, образ действия которых был правильным. Их общество было благополучным, намного возросла их отдача, и они жили счастливыми. Проблема семьи была и продолжает оставаться важнейшей социальной проблемой мусульманина нашего времени. Этой проблеме посвящаются различные полезные исследования, преследующие целью сохранить благополучие семьи, защитить ее от грозных опасностей, вернуть ей утраченные за последние годы нравственные ценности, обеспечить материальное благосостояние и моральный комфорт.
В современную эпоху исламская семья столкнулась с такими проблемами и испытаниями, которые никогда ранее не выпадали на ее долю. В настоящее время она находится в состоянии близком к полному замешательству, следствием чего явились ряд негативных моментов, которые явно ощутили воспитатели, и на что жалуются все супруги. Современные исламские исследования о семье, ее положении, ее целях текущих и перспективных и о факторах, улучшающих ее продолжают нуждаться в большей глубине, точности, ясности и полноте. Несомненно, что призывающие к строительству семьи и действующие ради улучшения ее положения, но игнорирующие истинную веру, пребывают в вакууме, усложняют ситуацию и еще больше ухудшают сложившееся положение дел. Семья в исламе является образованием, изначально присущем природе человека и имеющим духовно-нравственную основу. Всевышний Аллах сказал: "И среди знамений Его есть то, что Он сотворил жен вам из среды вашей, дабы вы обрели успокоение в них, и также Он положил между вами любовь и участие. Истинно в этом - знамения для людей размышляющих". [4] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если к вам посватался человек, вера и нравственность которого вас устраивают, то жените его." Он же, мир ему, сказал: "Тебе предписана женщина с верой, в которой ты воспитан". Истинная религия уделяла семье огромное внимание, секрет чего состоит в том, что человек есть творение, которому Аллах оказал почет, наградив его разумом и даровав способность изобретать и созидать. Это было сделано для того, чтобы человек был готов выполнить задачу наместничества на Земле, а также для сознательного исполнения актов поклонения, Творцу. Вместе с тем существование человека и продолжение рода людского возможно только через брак, причем на законной основе. В противном же случае человечеству угрожает опасность вымирания, а его гуманизм может стать негодным и пропащим. Семейная жизнь является главным фактором выживания человечества, сохранения гуманности и благородства, а также всего исламского общества в целом. Семья, в ее нынешнем состоянии, ориентируется на количественные и внешние показатели, не заботясь о качестве и реальном положении дел, хотя соблюдение законоположений исламского Шариата помогает ей вести дела именно в плане качества и реальности, объективно решая возникающие вопросы. Это позволяет семье вести образ жизни, предписанный Шариатом и в рамках его моральных принципов. В силу этого данное исследование делает упор на важность соблюдения положений исламского Шариата и особенно в том, что касается правил семейного поведения, экономической жизни семьи и определения отношений между родственниками. Автор как будто призывает каждого супруга: придерживайся Шариата Аллаха и прекрати творить нарушения в семейной жизни, если ты мусульманин. Если же ты творишь нарушения, то и не старайся обрести семью, в которой царили бы высокие качества и добродетели. На всей Земле нет добродетельной семьи без следования Шариату Аллаха. Будь же, супруг, первым в состязании по соблюдению Шариата, пусть твоя душа проникнется верностью и преданностью ему и его законоположениям. Пусть же супруги всемерно остерегаются господства нарушений в их жизни, ибо в противном случае смогут они различить беспутство. Каждая семья, желающая жить чинно и благородно, должна видеть своей долг в поддержании связи с Аллахом, пребывании в свете Корана, истинного наставления Сунны Пророка и справедливости Ислама, ибо соблюдение законоположений истинной религии укрепляет семейную жизнь и ее безопасность, обеспечивает достойное существование и подводит к возвышенным целям. И на самом деле, нет для человека более тягостного бремени в жизни, чем жить в семье, не задумываясь над своим положением в ней, не зная своих обязанностей по отношению к ней и не осознавая последствий собственного невежества. Такой человек в состоянии загубить добродетель в сердце семьи, извести ее в стенах собственного дома, сделать семью несчастной, либо совершенно рассеять и стереть ее отличительные черты и признаки. Я поражаюсь теми мужьями, которые считают, что их семьи накануне краха и спешат собственными руками толкнуть их в пропасть, чтобы безжалостно покончить с ними. Истинно, они идут мрачным путем заблуждения. Именно поэтому данное исследование подчеркивает важность того, чтобы оба супруга знали свои права и обязанности, что имеет огромное значение в семейной жизни. Долг женщины состоит в том, чтобы правильно понимать свое место в семье и четко представлять себе цели семьи. Женщина имеет право жить таким образом, чтобы чувствовать себе почитаемым человеком, но обрести такой почет она может только в случае соблюдения и исполнения своих обязанностей. Однако она не в состоянии делать это, абсолютно ничего не имея. Если женщина живет теми же чувствами, что и остальные члены семьи, то это причиняет ей трудности и тяготы, но, в конце концов, она обретет чувство гордости, уверенности и безопасности, а также ощущение успеха и удовлетворенности. Долг мужчины заключается в том, чтобы хорошо знать свое настоящее место в семье, свои цели, а его право также состоит в том, чтобы жить в своей семье, ощущая себя почитаемым человеком. Оба супруга должны жертвовать, и в этом состоит одна из их важнейших обязанностей. Готовность жертвовать, присущая обоим супругам, является одним из важнейших факторов успеха семьи и ее счастья. Такие супруги не требуют награды и благодарности, каждый из них постоянно оделяет кого-нибудь и что-нибудь отдает, не помышляя о том, чтобы оставить что-нибудь только для себя. Долг каждого из супругов состоит в том, чтобы его сердце было проникнуто верностью и преданностью по отношению к другому. Каждый из них обязан иметь перед собой идеальный образ, а также в тайниках собственной души, чтобы быть устремленным к возвышенным целям. Каждый из супругов обязан исключить из своей жизни дурные помысли и подозрения в отношении другого, ибо это ликвидирует в их жизни весь запас симпатии и верности. Пусть же муж избегает того, чтобы в него вселилась ненависть, ибо если он станет прибежищем ненависти, то сердце женщины также преисполнится злом. Пусть же знают они оба, что семейное счастье зависит от их воли, степени соблюдения ими законоположений Шариата, ибо это позволит им взрастить возвышенные поколения, достичь самых возвышенных целей и добиться величайших свершений. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
Муж обязан остерегаться собственной легкомысленности и небрежности, а жене следует остерегаться последствий собственного эгоизма и невежества, чтобы не случилось так, что в один прекрасный день, проснувшись, муж обнаружит, что все созданное им за долгие годы пошло прахом, разрушено ветрами конфликтности, ссор и нетерпимости, а также чтобы и жена, проснувшись однажды, не обнаружила, что все, созданное ею, рухнуло. В такой ситуации оба супруга окажутся перед ужасной картиной развала и распада семьи без всякого следа, и каждый из них потеряет действительно самое дорогое, что было у него. И вот тогда каждый из них разрыдается и начнет раскаиваться, но, увы, минул час раскаяния. Данное исследование уделяет внимание сравнению жизни западной семьи с жизнью исламской семьи, а также сравнению взглядов ислама на семью и женщину с соответствующими взглядами Запада, в результате чего автор делает чрезвычайно важные позитивные выводы. Несомненно, то, что на Западе ощутил огромную потерю, понесенную им в результате распада с семейных уз, а также из-за его взглядов на женщину. В такой ситуации тамошние ученые-социологи начали изыскать средства спасения семьи, предупреждая общественные круги Запада о грядущих опасностях в том случае, если общество продолжит свой путь, ведущий в пропасть. И вот они прилагают максимум усилий для восстановления семьи, но... увы, и, увы! Поистине вызывает сожаление тот факт, что мусульманской семье представляется и кажется, что ценности, критерии, направления и стандарты западной цивилизации представляют собой прогресс и подъем. Она буквально влюбилась во все это и увлеклась следованием западным ценностям и образцам, непрерывно и жадно впитывая западную мораль, бездумно припадая к ее источникам, не ощущая горечи морской воды, никак не осознавая истины. В силу этого мусульманская семья обрела все те сложности и проблемы современной жизни, порожденные господствующими материальными цивилизациями, которые преподнесли мусульманской семье искаженную моральную философию. На само существование мусульманской семьи оказали влияние тенденции и взгляды дьяволов, покушающихся на добродетель. Наряду с этим мусульманская семья обрела бедность, разобщенность, слабость, смятение и тревогу, а нравственные недуги настолько одолели ее, что она стала напоминать больницу, либо театр больных лихорадкой и обеспокоенных людей. И это после того, как в прошлом мусульманская семья была подобна саду, источавшему ежедневно превосходный аромат чистосердечия, надежды и воздаяния. Да, в результате засилья западной цивилизации в мусульманской семье ослабли ее важнейшие исконные мусульманские ценности, такие как взаимное милосердие, взаимопомощь, общительность и целомудрие после того, как она была подобна крепко спаянному свинцом зданию. Тревога в жизни семьи объясняется многочисленными и сложными факторами и причинами. Среди них идеологические, экономические, социальные, политические и психологические факторы, к которым следует добавить фактор сионистической агрессии и вызов колониализм. Воздействию всего этого и подверглось и продолжает все исламское общество в целом. Исходя из этого, одной из первоочередных задач является определение основ, на которых должен строиться процесс исправления положения семьи. Важнейшей из этих основ, на мой взгляд, является углубление исламского вероубеждения, идейного и поведенческого кредо, ориентирование общественного мнения на законоположения, вытекающие из этого кредо и сопутствующие ему исконные ценности, которые в обязательном порядке должны воплощаться в жизни членов семьи. Путем внедрения данного религиозного кредо будут развязаны многие узлы и нейтрализованы многочисленные негативные факторы. Не следует упускать из виду, что технологические изменения требуют непрерывных идейных новаций и идеологического просвещения. По моему мнению, существует настоятельная потребность просвещения в области фикха и более четкое очерчивание прав и обязанностей, что поможет семье проложить свой путь в дебрях всяческих новаций со спокойствием и уверенностью. Вместе с этим я продолжаю оставаться оптимистом, и источником моего оптимизма являются те блестящие ученые, которые не смыкают глаз ради своей нации, будучи преисполненными духом надежды, сознательности и бдительности. Данное исследование доктора Марвана, да вознаградит его Аллах благом, представляет собой ценный труд среди современных работ, посвященных исламской семье. Выражаем надежду, что эта книга сделает свой вклад в строительство семьи и улучшение ее плачевого положения. Это добротное исследование останется сияющим маяком, поскольку оно относится к знаниям, приносящим пользу. Автор рассмотрел в нем самые животрепещущие проблемы, важнейшие законоположения, используя образные выражения в предложениях, преисполненных, преисполненных глубоким содержанием и достойным смыслом. Если вы внимательно рассмотрите этот труд, то разделите мое мнение о том, что по своей сути очень важная и ценная работа, для написания которой автор приложил большие и похвальные усилия, делающие эту книгу благочестивой, если на то будет воля Аллаха. Мы надеемся, что автор обретет награду Аллаха, Его благосклонность и благоволение. В настоящее время исламская библиотека испытывает крайнюю нужду в подобных трудах. О муж! Милосердие порождает милосердие, а любовь взращивает наилучшую преданность. Что же касается жизни, то она строится на всем возвышенном. Среди мужей я не видел более вредных людей, чем злодеи, которым неведом путь к милосердию, а также смысл любви и верности. И часто злая судьба и психические заболевания постигают жестоких мужей. Остерегайтесь же, о муж, жестоких слов, режущих слух, которые тяжким бременем ложатся на сердца сыновей, и еще более они тяжелы для сердца жены. Твои благожелательность, нежность и справедливость должны преисполнить все уголки семейного дома и выйти за пределы твоей души, чтобы воспретить зло и уничтожить в нем бациллу греха. О жена! Отрешись от мелочей своей жизни, возненавидь все мирское, обратись к достоинствам и уважай возвышенные дела, чтобы не стать жертвой сплетен, омрачающих твою семейную жизнь, чтобы не попасть в ловушку всего мелочного, что вызывает тревогу и беспокойство. Аллах взрастил в твоем сердце любовь к твоим сыновьям и потребовал от тебя, чтобы твоя душа также прониклась любовью, которую ты подаришь своему мужу, и безграничным милосердием по отношению к нему. Божественная мудрость преисполнила твое сердце любовью к мужу, чтобы он обрел в тебе отдохновение и спокойствие. Она наполнила тебя светом, способствующим распространению духа симпатии и дружелюбия в семье. Тебе дарован запас милосердия, с которым ты приветливо обещаешься со всеми. Не забывай же эту божественную милость, и не предавай ее забвению, ибо тем самым ты превратишь ее в стеснения, мучения и плач. Если из глаза скатилась слеза, то она уже никогда не вернется обратно и обязательно превратится в боль и жалобу. Она никогда не оросит землю, на которую упала. Взгляни на лицо свое, озаренное широкой улыбкой, и я возвещу тебе благую весть о твоей жизни, которая будет преисполнена счастья, торжества и успеха. Отдай же все своему мужу, одари его всем имеющимся у тебя чувством любви и верности. Если он настоящий человек, то он сделает из тебя сияющую и сверкающую корону на своей голове. Если же это будет не так, то брось его в пучине моря или просторах пустыни. Если же он будет испытать к тебе взаимное чувство симпатии, любви и верности, то это благородный человек, имя которого будет запечатлено в гимнах будущего. В уединении ты будешь распевать их, а он будет для тебя благоуханием, которое взбодрит душу твою, пробудит в тебе добрые силы и осветит тебя ярким светом, когда ты вступишь во мрак. С твердость. Во взоре устремись к новой жизни, и эта жизнь никогда не уйдет от тебя. И вот тогда твоя душа возвысится над всем мирским и любой ложью, а ты ощутишь величие своего гуманизма. Дорогой читатель! Благородство человека проявляется только в виде больших добрых дел, которые он вершит в жизни для своего народа. Человек добьется желаемого только в том случае, если будет всячески стремиться к обретению знаний. Тот же, кто стремится обрести знания, обязан быть готовым к бдению и внутренне приготовиться к длительному и тяжелому пути. Ни один человек не сможет приблизиться к знанию, если он не преисполнен любви к нему. Доктор Марван ал-Кайси, на мой взгляд, как раз из плеяды таких людей. Я познакомился с ним еще в ту пору, когда он был студентом факультета Шариата в Аммане и отличался высокой ответственностью, прекрасно осознавая значение этого. Он из тех братьев, к которым я испытываю любовь, уважение и признательность в своем сердце с первых дней нашего знакомства. Автор напомнил мне замечательные книги из нашего бессмертного исламского наследия, как, например, "Избранные фатвы" ас-Сугди. С такой же добросовестностью, глубиной, ясностью и последовательностью автор исследует самые тонкие нюансы проблемы и соответствующие законоположения. Данный труд подобен яркому светильнику, освещающему своими лучами необъятные просторы знаний, касающихся проблемы семьи. С позволения Аллаха данное исследования Аллаха данное исследование будет полезным руководством и справочником для каждого учащегося, ученого и читателя. И за нашей целью есть Аллах. Иззаддин ал-Хатыб ат-Тамими Амман - Иордания
БРАК. Супружество и брак в языке и Шариате.
Слово "супружество" /"никах"/ в арабском языке означает "соединение, собирание". Можно сказать "деревья собрались", то есть, тесно растут рядом. В Шариате "супружество" означает заключение известного соглашения, имеющего свои нормы и условия. Слово "супружество" является вполне корректным и литературным, так как в противном случае его бы не было в Священном Коране. Слово "никах" означает фактическое вступление в супружеские отношения, а также собственно сам процесс совокупления. Женитьбу называют "сочетанием", поскольку это есть основание для вступления в интимные отношения. Причем арабы различают значение этого слова в зависимости от ситуации. Если сказано: "Такой-то сочетался с такой-то или дочерью такого-то, либо с его сестрой", то это означает заключение брачного договора. Если же сказано: "Мужчина сочетался со своей женой", то это означает, что совершил с ней совокупление. Суждение о браке. Отказ и воздержание от женитьбы и детей есть то, что неугодно Аллаху и Его Посланнику. Это идет вразрез с религией пророков. Всевышний сказал: "И точно Мы посылали Посланников и до тебя, и даровали им жен и детей". [5] Брак предпочтителен и желателен для того, кто в этом нуждается. В любом случае, по отношению к браку люди делятся на две категории: 1. Человек, стремящийся к супружеству и материально обеспеченный для этого. Ему рекомендуется жениться вне зависимости от того, набожен он или нет. Если же человек стремится вступить в брак, но не имеет для этого средств, то есть не может выделить жене положенное ей по закону имущество и т.д., то ему следует воздержаться от брака и умершвлять страсти постом. Если же пост и лекарства не смогут подавить страсти, и он жениться, то быть может Аллах дарует ему средства от щедрот Его. Что же касается использования лекарственных препаратов для ослабления, страстей, то это порицаемо, а искоренит их запрещено. 2. Человек, не стремящийся к супружеству, может быть в одной из двух ситуаций: а/ у него может не быть средств для вступления в брак и в таком случае ему не рекомендуется делать это, поскольку брак обязывает соблюдать то, что сделать не в состоянии, не впадая в нужду; б/ у него есть необходимые средства для вступления в брак, но он не ощущает в этом необходимости по причине половой слабости, либо хронической болезни. Такому человеку вступать в брак также не рекомендуется. Важность брака для того, кто стремится к нему, опасаясь совершить явное грехопадение, заключается в том, что человек, согласно Шариату, может вступить в брак раньше, чем совершит паломничество, являющееся обязательным религиозным предписанием. Если же человек не опасаясь того, что совершит грехопадение прелюбодеянием, то он в первую очередь совершает паломничество. Если же обряд поклонения не является первоочередным с точки зрения его обязательности, то есть получение знаний и Джихад, то они могут предшествовать браку, если человек не боится грехопадения.
Важность брака. Значение брака становится совершенно очевидным, если принять во внимание то, что это основа семьи, а семья есть ячейка общества. В силу этого Ислам наставил на раннем браке, обеспечив необходимые условия для его успеха и подробно разъяснил их. К тому же Ислам обеспечил защиту брака, предусмотрев в законе наказание за прелюбодеяние. Особенно тяжкое наказание назначается прелюбодействующему в браке, которое состоит в забивании виновного камнями насмерть. Возможно степень тяжести этого наказания соответствует вероятному результату распространения прелюбодейства в обществе, так как такое явление отвращает людей от брака. Если же люди избегают брака, то прекращается прирост населения, а это равносильно умерщвлению и убийству людей. Поэтому забивание камнями насмерть вполне соответствует тяжести содеянного. Вклад в дело увеличения численности нации не является единственной целью брака, поскольку существуют и другие цели. Брак представляет собой средство достижения сексуальной удовлетворенности, урегулирования в сфере эмоциональных чувств, а также снятия напряженности и отклонений в уравновешенности человека. Ислам называет брак "крепким заветом", подчеркивая тем самым огромную ответственность обоих супругов, а также их ответственность по отношению к обществу, так как успех в семье означает успех всего общества в целом. Всевышний сказал: "И как можете вы взять его обратно, когда вы были наедине друг с другом, и женщины взяли с вас крепкий завет?" [6] Неудивительно, что брак занимает такое важное
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|