Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ислледование о семье в исламе


 

 

СО­ДЕР­ЖА­НИЕ

Бла­го­дар­ность, при­зна­тель­ность и ува­же­ние

Пре­ди­сло­вие

Пре­ди­сло­вие муф­тия Иор­дан­ско­го Ха­ше­мит­ско­го Ко­ро­лев­ст­ва

Брак: оп­ре­де­ле­ние, су­ж­де­ние и зна­че­ние

Ре­ко­мен­дуе­мые ка­че­ст­ва же­ны

Зна­ком­ст­во же­ни­ха и не­вес­ты, а так­же пре­де­лы это­го

Пре­пят­ст­вия к бра­ку

Мно­го­жен­ст­во, за­ко­но­по­ло­же­ние о нем и фи­ло­соф­ское обос­но­ва­ние

Стол­пы бра­ка и их фи­ло­соф­ское обос­но­ва­ние

Празд­но­ва­ние бра­ка

Эти­кет при­гла­шен­ных на сво­деб­ное пир­ше­ст­во

Суп­ру­же­ские пра­ва и обя­зан­но­сти

Се­мья и пра­ви­ла се­мей­но­го по­ве­де­ния

Эко­но­ми­че­ская жизнь се­мьи

Ре­гу­ли­ро­ва­ние ро­ж­дае­мо­сти и ее ог­ра­ни­че­ние

Ан­ну­ли­ро­ва­ние бра­ка и раз­вод

Род­ст­вен­ни­ки и род­ст­вен­ные узы

Сме­ше­ние: за­ко­но­по­ло­же­ние и ре­зуль­та­ты

Оде­ж­да му­суль­ма­ни­на и му­суль­ман­ки

Ра­вен­ст­во или спра­вед­ли­вость ме­ж­ду по­ла­ми

Ущерб, по­не­сен­ный за­пад­ной жен­щи­ной и ее уни­же­ние

Соз­да­ние жен­щи­ны из ис­крив­лен­но­го реб­ра

Не­дос­та­ток ума и ре­ли­гии у жен­щи­ны

Со­вре­мен­ная жен­щи­на ме­ж­ду ис­ла­мом и му­суль­ма­на­ми

Ро­ж­де­ние ре­бен­ка и как от­ме­чать это со­бы­тие

Нор­мы и пра­ви­ла жерт­во­при­но­ше­ния

Имя, об­ра­ще­ние и про­зви­ще

Кон­чи­на и со­бо­лез­но­ва­ние

Что долж­ны де­лать род­ст­вен­ни­ки умер­ше­го

При­зна­ки хо­ро­ше­го кон­ца жиз­нен­но­го пу­ти

Омо­ве­ние умер­ше­го, за­ку­ты­ва­ние в са­ван и от­пе­ва­ние

По­гре­бе­ние и его ат­ри­бу­ты

Со­бо­лез­но­ва­ния

По­се­ще­ние мо­гил, и что за­пре­ща­ет­ся де­лать при этом

 

 


ПО­СВЯ­ЩЕ­НИЕ

 

Тем, к ко­му в серд­це лю­бовь, а в уме раз­мыш­ле­ние и мыш­ле­ние

Цвет­ку серд­ца и аро­ма­ту его.

Вам, мои род­ные Аи­ша и Уля, я по­свя­щаю сей труд

С моль­бой к Ал­ла­ху, что­бы вы дос­тиг­ли це­ли, ра­ди ко­то­рой вы су­ще­ст­вуе­те в этом ми­ре,

Что­бы вы дос­тиг­ли и осу­ще­ст­ви­ли еди­но­бо­жие Ал­ла­ха, тру­ди­лись во имя по­ви­но­ве­ния Ему, Ве­лик Он и Мо­гуч.

Абу Аи­ша

 

БЛА­ГО­ДАР­НОСТЬ, ПРИ­ЗНА­ТЕЛЬ­НОСТЬ И УВА­ЖЕ­НИЕ

 

Хва­ла Ал­ла­ху, бла­го­да­ря ми­ло­сти Ко­то­ро­го тво­рят­ся до­б­рые де­ла. О Бо­же! Те­бе хва­ла, Ты свет не­бес, зем­ли и то­го, что есть на них. Те­бе хва­ла, Твор­цу не­бес, зем­ли и то­го, что есть на них. Те­бе хва­ла, о Ты, Вла­ды­ка не­бес, зем­ли и то­го, что есть на них. Те­бе хва­ла, Ты - Ис­ти­на, и обе­ща­ние Твое есть ис­ти­на, и сло­во Твое есть ис­ти­на, и встре­ча с Тобой - ис­ти­на. О Бо­же! Вла­ды­ка наш, Те­бе хва­ла, за­пол­няю­щая не­бе­са, за­пол­няю­щая зем­лю и за­пол­няю­щая то, что угод­но Те­бе по­сле это­го. Вос­хва­ле­ние и бла­го­дар­ность есть са­мое ис­тин­ное из то­го, что ска­зал слу­га Ал­ла­ха, и все мы Те­бе - слу­ги. О Бо­же, нет воз­ра­же­ния то­му, что дал Ты, и не бу­дет да­но то, что вос­пре­тил Ты. Бес­по­ле­зен об­ла­даю­щий сла­вой, ибо от Те­бя весь ус­пех.

Ав­то­ру сле­ду­ет вы­ра­зить бла­го­дар­ность и при­зна­тель­ность сво­им ро­ди­те­лям, бла­го­склон­ность ко­то­рых сов­па­ла с бла­го­склон­но­стью Ал­ла­ха, Ве­лик Он и Мо­гуч. Ис­тин­ное сло­во при­зна­тель­но­сти им за те го­ды, ко­то­рые они по­тра­ти­ли на мое вос­пи­та­ние и на­став­ле­ние в двух глав­ных на­прав­ле­ни­ях: к ре­ли­гии и зна­ни­ям. Я бла­го­да­рен им за их по­сто­ян­ное упор­ст­во в том, что­бы я и мои бра­тья дос­тиг­ли мак­си­маль­но воз­мож­но­го для нас уро­вень на­уч­ных зна­ний. Я об­ра­ща­юсь с моль­бой к Все­выш­не­му Ал­ла­ху, что­бы Он воз­на­гра­дил их долж­ным об­ра­зом и по­мог мне об­рес­ти их бла­го­склон­ность.

Ав­тор дол­жен так­же вы­ра­зить са­мую искреннюю бла­го­дар­ность сво­ей же­не Итаф за соз­да­ние долж­ной ат­мо­сфе­ры и ус­ло­вий, что име­ло боль­шое зна­че­ние в под­го­тов­ке дан­но­го тру­да. На­ли­чие бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для ис­сле­до­ва­тель­ской и изы­ска­тель­ской ра­бо­ты в эпо­ху, ко­гда очень мно­гое ме­ша­ет по­доб­ной дея­тель­но­сти и от­вле­ка­ет от нее дос­та­точ­но ред­кое яв­ле­ние и соз­да­ние та­ких ус­ло­вий весь­ма тру­до­ем­кое де­ло. Воз­мож­но здесь я по­пы­та­юсь воз­мес­тить мо­ей же­не хо­тя бы ма­лую то­ли­ку за ее уси­лия по обес­пе­че­нию ме­ня всем не­об­хо­ди­мым в про­цес­се на­пи­са­ния этой кни­ги.

Ав­тор вы­ра­жа­ет вы­со­кую оцен­ку ав­то­рам раз­лич­ных ис­сле­до­ва­ний, ко­то­рые бы­ли им ис­поль­зо­ва­ны или мне­ние ко­то­рых он раз­де­ля­ет, а так­же тем брать­ям, ко­то­рые по­мог­ли свои­ми цен­ны­ми кон­суль­та­ция­ми и ком­мен­та­рия­ми.

Ав­тор вы­ра­жа­ет свое ува­же­ние и при­зна­тель­ность ка­ж­до­му из тех, кто оз­на­ко­мил­ся с дан­ны­ми тру­дом и об­на­ру­жив ошиб­ку бла­го­же­ла­тель­но и чис­то­сер­деч­но по­ста­рал­ся ис­пра­вить ее.

Пре­мно­гая и до­б­рая хва­ла Ал­ла­ху с не­пре­рыв­но­стью и не­скон­чае­мо­стью, ибо не­воз­мож­но обой­тись без Вла­ды­ки на­ше­го.

 

 

ВВЕ­ДЕ­НИЕ

ВО ИМЯ АЛ­ЛА­ХА, МИ­ЛО­СТИ­ВО­ГО, МИ­ЛО­СЕРД­НО­ГО

 

Хва­ла Ал­ла­ху, и мы про­слав­ля­ем Его, ис­пра­ши­ва­ем Его по­мо­щи и про­ще­ния. Мы ищем у Ал­ла­ха из­бав­ле­ния от зла душ на­ших и гре­хов­но­сти в де­лах на­ших. Ко­го на­ста­вил Ал­лах, то­го не вве­сти в за­блу­ж­де­ние, а тот, кто вво­дит в за­блу­ж­де­ние, у то­го нет ис­тин­но­го на­став­ни­ка. Сви­де­тель­ст­вую, что нет бо­же­ст­ва кро­ме Ал­ла­ха Од­но­го, у Ко­то­ро­го нет со­то­ва­ри­ща. Сви­де­тель­ст­вую, что Мухаммед Его слуга, и Его по­слан­ник.

"О вы, ве­рую­щие, бой­тесь Ал­ла­ха, как долж­но бо­ять­ся Его; и не дай­те смер­ти за­стиг­нуть вас ина­че, как в со­стоя­нии по­кор­но­сти". [1]

"О лю­ди, бой­тесь Вла­ды­ки ва­ше­го, Ко­то­рый соз­дал вас из еди­ной ду­ши, и из нее под­ру­гу ей, и от них дво­их рас­про­стра­нил мно­же­ст­во муж­чин и жен­щин; и бой­тесь Ал­ла­ха, во имя кое­го вы взы­вае­те друг к дру­гу, и стра­ши­тесь Его осо­бен­но в от­но­ше­нии род­ст­вен­ных уз. Ис­тин­но, Ал­лах блю­дет над ва­ми". [2]

"О вы, ве­рую­щие! Бой­тесь Ал­ла­ха и го­во­ри­те пра­вое сло­во. Он бла­го­сло­вит де­ла ва­ши и про­стит вам гре­хи ва­ши. И вся­кий, кто по­ви­ну­ет­ся Ал­ла­ху и По­слан­ни­ку Его, по­ис­ти­не, дос­тиг­нет ве­ли­ко­го ус­пе­ха". [3]

Во­ис­ти­ну се­мья есть ос­но­ва об­ще­ст­ва и на­ции. Ус­пех се­мьи есть ме­ри­ло сча­стья об­ще­ст­ва и его ус­пе­ха в це­лом, а не­уда­ча се­мьи яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем не­уда­чи об­ще­ст­ва и его от­ста­ло­сти.

Ес­ли со­вре­мен­ная му­суль­ман­ская се­мья на­хо­дит­ся в луч­шем по­ло­же­нии, чем не­му­суль­ман­ская, осо­бен­но за­пад­ная, то за­слу­га это­го при­над­ле­жит Ис­ла­му, ко­то­рый взра­стил в се­мье и в ка­ж­дом из ее чле­нов оп­ре­де­лен­ные со­ци­аль­ные цен­но­сти. Яв­ное и чет­ко вы­ра­жен­ное влия­ние та­ких цен­но­стей ощу­ща­ет­ся в на­шей жиз­ни, не­смот­ря на наш от­ход от ис­точ­ни­ка этих цен­но­стей.

Изу­чаю­щий по­ло­же­ние се­мьи на За­па­де и в ис­лам­ском ми­ре об­на­ру­жит ог­ром­ную дис­тан­цию ме­ж­ду ни­ми. Это про­яв­ля­ет­ся в том, ка­ки­ми бы­ли обе се­мьи в про­шлом и в ны­неш­ней ре­аль­но­сти, и в той не­дос­та­точ­но­сти, ко­то­рой дос­тиг­нут обе се­мьи бу­дут су­ще­ст­во­вать оп­ре­де­лен­ные идей­ные рам­ки, раз­ли­чаю­щие­ся ме­ж­ду со­бой в ка­ж­дой из них.

Од­на­ко это не оз­на­ча­ет, что мы не по­па­ли под влия­ние не­ко­то­рых за­пад­ных цен­но­стей в сфе­ре се­мьи или со­ци­аль­ных от­но­ше­ний чле­нов об­ще­ст­ва в це­лом. Ухуд­шаю­щее­ся по­ло­же­ние не­му­суль­ман­ской се­мьи и пред­ска­за­ние за­пад­ных со­цио­ло­гов о кра­хе за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции из-за рас­па­да там се­мьи долж­ны по­бу­дить нас хра­нить на­ши ис­лам­ские цен­но­сти как в сфе­ре се­мьи, так и в дру­гих сфе­рах, сде­лать все, что­бы сбе­речь их вся­ких спо­ров. Это по­бу­ж­да­ет нас так­же не оболь­щать­ся внеш­ним бле­ском /со­ци­аль­ные цен­но­сти/ за­пад­ной се­мьи, что­бы умень­шить ее влия­ние на нас.

Не­смот­ря на то, что о се­мье в Ис­ла­ме на­пи­са­но дос­та­точ­но мно­го, ряд оп­ре­де­лен­ных ас­пек­тов это­го про­дол­жа­ют ос­та­вать­ся не­изу­чен­ны­ми. Дан­ное скром­ное ис­сле­до­ва­ние пред­став­ля­ет со­бой по­пыт­ку ли­к­ви­ди­ро­вать про­бел в не­ко­то­рых из этих ас­пек­тов.

Эта кни­га име­ет не­боль­шой объ­ем, что­бы чи­та­тель смог оз­на­ко­мить­ся с ней, не при­ла­гая боль­ших уси­лий и не утом­ля­ясь в мак­си­маль­но ко­рот­кий срок. По­это­му я не вда­вал­ся в под­роб­ный ана­лиз рас­кры­вае­мых во­про­сов.

Мы счи­та­ем, что это ис­сле­до­ва­ние ох­ва­ты­ва­ет ряд та­ких во­про­сов, ко­то­рые не рас­смат­ри­ва­лись в кни­гах о се­мье, на­пи­сан­ных рань­ше, ли­бо они под­ни­ма­лись фраг­мен­тар­но. Из этих во­про­сов мы изу­чи­ли сле­дую­щие: ис­лам­ский путь зна­ком­ст­ва на­ре­чен­ных, пра­ви­ла се­мей­но­го по­ве­де­ния, соз­на­ние жен­щи­ны из кри­во­го реб­ра, не­дос­та­ток ума и ре­ли­гии, прив­не­сен­ные ино­стран­ные эле­мен­ты в жиз­ни со­вре­мен­ной му­суль­ман­ской се­мьи, пра­ви­ла да­чи имен и про­звищ, ро­ж­де­ние ре­бен­ка, кон­чи­на и со­бо­лез­но­ва­ния, а так­же не­ко­то­рые дру­гие.

Я ис­пра­ши­ваю у Все­выш­не­го, что­бы Он сде­лал этот труд по­свя­щен­ным Ему, хо­ро­шо при­нял его, и что­бы му­суль­ма­не из­влек­ли из не­го ползу.

Хва­ла Ал­ла­ху, Вла­ды­ке всех ми­ров

 

д-р Мар­ван Иб­ра­хим ал-Кай­си Иор­да­ния - Ир­бид, 1 ра­биа ал- ав­вал 406 г. хижре /14 но­яб­ря 1985/

 

ПРЕ­ДИ­СЛО­ВИЕ

муф­тия Иор­дан­ско­го Хашимитского Ко­ро­лев­ст­во.

ВО ИМЯ АЛ­ЛА­ХА, МИ­ЛО­СТИ­ВО­ГО МИ­ЛО­СЕРД­НО­ГО

 

Хва­ла Ал­ла­ху, бла­го­сло­ве­ние и мир По­слан­ни­ку Ал­ла­ха

В со­вре­мен­ную эпо­ху лю­ди силь­ней­шим об­ра­зом ну­ж­да­ют­ся в за­бо­те о се­мье, в по­ни­ма­нии за­ко­но­по­ло­же­ний ре­ли­гии от­но­си­тель­но се­мьи и дей­ст­вии в со­от­вет­ст­вии с дан­ны­ми за­ко­но­по­ло­же­ния­ми.

Наи­луч­шим об­ра­зом это уда­лось на­шим пра­вед­ным пред­кам, об­раз дей­ст­вия ко­то­рых был пра­виль­ным. Их об­ще­ст­во бы­ло бла­го­по­луч­ным, на­мно­го возросла их от­да­ча, и они жи­ли сча­ст­ли­вы­ми.

Про­бле­ма се­мьи бы­ла и про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся важ­ней­шей со­ци­аль­ной про­бле­мой му­суль­ма­ни­на на­ше­го вре­ме­ни. Этой про­бле­ме по­свя­ща­ют­ся раз­лич­ные по­лез­ные ис­сле­до­ва­ния, пре­сле­дую­щие це­лью со­хра­нить бла­го­по­лу­чие се­мьи, за­щи­тить ее от гроз­ных опас­но­стей, вер­нуть ей ут­ра­чен­ные за по­след­ние го­ды нрав­ст­вен­ные цен­но­сти, обес­пе­чить ма­те­ри­аль­ное бла­го­сос­тоя­ние и мо­раль­ный ком­форт.

В со­вре­мен­ную эпо­ху ис­лам­ская се­мья столк­ну­лась с та­ки­ми про­бле­ма­ми и ис­пы­та­ния­ми, ко­то­рые ни­ко­гда ра­нее не вы­па­да­ли на ее до­лю. В на­стоя­щее вре­мя она на­хо­дит­ся в со­стоя­нии близ­ком к пол­но­му за­ме­ша­тель­ст­ву, след­ст­ви­ем че­го яви­лись ряд не­га­тив­ных мо­мен­тов, ко­то­рые яв­но ощу­ти­ли вос­пи­та­те­ли, и на что жа­лу­ют­ся все суп­ру­ги.

Со­вре­мен­ные ис­лам­ские ис­сле­до­ва­ния о се­мье, ее по­ло­же­нии, ее це­лях те­ку­щих и пер­спек­тив­ных и о фак­то­рах, улуч­шаю­щих ее про­дол­жа­ют ну­ж­дать­ся в боль­шей глу­би­не, точ­но­сти, яс­но­сти и пол­но­те.

Не­со­мнен­но, что при­зы­ваю­щие к строи­тель­ст­ву се­мьи и дей­ст­вую­щие ра­ди улуч­ше­ния ее по­ло­же­ния, но иг­но­ри­рую­щие ис­тин­ную ве­ру, пре­бы­ва­ют в ва­куу­ме, ус­лож­ня­ют си­туа­цию и еще боль­ше ухуд­ша­ют сло­жив­шее­ся по­ло­же­ние дел. Се­мья в ис­ла­ме яв­ля­ет­ся об­ра­зо­ва­ни­ем, из­на­чаль­но при­су­щем при­ро­де че­ло­ве­ка и имею­щим ду­хов­но-нрав­ст­вен­ную ос­но­ву. Все­выш­ний Ал­лах ска­зал:

"И сре­ди зна­ме­ний Его есть то, что Он со­тво­рил жен вам из сре­ды ва­шей, да­бы вы об­ре­ли ус­по­кое­ние в них, и так­же Он по­ло­жил ме­ж­ду ва­ми лю­бовь и уча­стие. Ис­тин­но в этом - зна­ме­ния для лю­дей раз­мыш­ляю­щих". [4]

По­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

"Ес­ли к вам по­сва­тал­ся че­ло­век, ве­ра и нрав­ст­вен­ность ко­то­ро­го вас уст­раи­ва­ют, то же­ни­те его."

Он же, мир ему, ска­зал:

"Те­бе пред­пи­са­на жен­щи­на с ве­рой, в ко­то­рой ты вос­пи­тан".

Ис­тин­ная ре­ли­гия уде­ля­ла се­мье ог­ром­ное вни­ма­ние, сек­рет че­го со­сто­ит в том, что че­ло­век есть тво­ре­ние, ко­то­ро­му Ал­лах ока­зал по­чет, на­гра­див его ра­зу­мом и да­ро­вав спо­соб­ность изо­бре­тать и со­зи­дать. Это бы­ло сде­ла­но для то­го, что­бы че­ло­век был го­тов вы­пол­нить за­да­чу на­ме­ст­ни­че­ст­ва на Зем­ле, а так­же для соз­на­тель­но­го ис­пол­не­ния ак­тов по­кло­не­ния, Твор­цу. Вме­сте с тем су­ще­ст­во­ва­ние че­ло­ве­ка и про­дол­же­ние ро­да люд­ско­го воз­мож­но толь­ко че­рез брак, при­чем на за­кон­ной ос­но­ве. В про­тив­ном же слу­чае че­ло­ве­че­ст­ву уг­ро­жа­ет опас­ность вы­ми­ра­ния, а его гу­ма­низм мо­жет стать не­год­ным и про­па­щим. Се­мей­ная жизнь яв­ля­ет­ся глав­ным фак­то­ром вы­жи­ва­ния че­ло­ве­че­ст­ва, со­хра­не­ния гу­ман­но­сти и бла­го­род­ст­ва, а так­же все­го ис­лам­ско­го об­ще­ст­ва в це­лом.

Се­мья, в ее ны­неш­нем со­стоя­нии, ори­ен­ти­ру­ет­ся на ко­ли­че­ст­вен­ные и внеш­ние по­ка­за­те­ли, не за­бо­тясь о ка­че­ст­ве и ре­аль­ном по­ло­же­нии дел, хо­тя со­блю­де­ние за­ко­но­по­ло­же­ний ис­лам­ско­го Ша­риа­та по­мо­га­ет ей вес­ти де­ла имен­но в пла­не ка­че­ст­ва и ре­аль­но­сти, объ­ек­тив­но ре­шая воз­ни­каю­щие во­про­сы. Это по­зво­ля­ет се­мье вес­ти об­раз жиз­ни, пред­пи­сан­ный Ша­риа­том и в рам­ках его мо­раль­ных прин­ци­пов. В си­лу это­го дан­ное ис­сле­до­ва­ние де­ла­ет упор на важ­ность со­блю­де­ния по­ло­же­ний ис­лам­ско­го Ша­риа­та и осо­бен­но в том, что ка­са­ет­ся пра­вил се­мей­но­го по­ве­де­ния, эко­но­ми­че­ской жиз­ни се­мьи и оп­ре­де­ле­ния от­но­ше­ний ме­ж­ду род­ст­вен­ни­ка­ми. Ав­тор как буд­то при­зы­ва­ет ка­ж­до­го суп­ру­га: при­дер­жи­вай­ся Ша­риа­та Ал­ла­ха и пре­кра­ти тво­рить на­ру­ше­ния в се­мей­ной жиз­ни, ес­ли ты му­суль­ма­нин. Ес­ли же ты тво­ришь на­ру­ше­ния, то и не ста­рай­ся об­рес­ти се­мью, в ко­то­рой ца­ри­ли бы вы­со­кие ка­че­ст­ва и доб­ро­де­те­ли. На всей Зем­ле нет доб­ро­де­тель­ной се­мьи без сле­до­ва­ния Ша­риа­ту Ал­ла­ха. Будь же, суп­руг, пер­вым в со­стя­за­нии по со­блю­де­нию Ша­риа­та, пусть твоя ду­ша про­ник­нет­ся вер­но­стью и пре­дан­но­стью ему и его за­ко­но­по­ло­же­ни­ям. Пусть же суп­ру­ги все­мер­но ос­те­ре­га­ют­ся гос­под­ства на­ру­ше­ний в их жиз­ни, ибо в про­тив­ном слу­чае смо­гут они раз­ли­чить бес­пут­ст­во. Ка­ж­дая се­мья, же­лаю­щая жить чин­но и бла­го­род­но, долж­на ви­деть сво­ей долг в под­дер­жа­нии свя­зи с Ал­ла­хом, пре­бы­ва­нии в све­те Ко­ра­на, ис­тин­но­го на­став­ле­ния Сун­ны Про­ро­ка и спра­вед­ли­во­сти Ис­ла­ма, ибо со­блю­де­ние за­ко­но­по­ло­же­ний ис­тин­ной ре­ли­гии ук­ре­п­ля­ет се­мей­ную жизнь и ее безо­пас­ность, обес­пе­чи­ва­ет дос­той­ное су­ще­ст­во­ва­ние и под­во­дит к воз­вы­шен­ным це­лям.

И на са­мом де­ле, нет для че­ло­ве­ка бо­лее тя­го­ст­но­го бре­ме­ни в жиз­ни, чем жить в се­мье, не за­ду­мы­ва­ясь над сво­им по­ло­же­ни­ем в ней, не зная сво­их обя­зан­но­стей по от­но­ше­нию к ней и не осоз­на­вая по­след­ст­вий соб­ст­вен­но­го не­ве­же­ст­ва.

Та­кой че­ло­век в со­стоя­нии за­гу­бить доб­ро­де­тель в серд­це се­мьи, из­вес­ти ее в сте­нах соб­ст­вен­но­го до­ма, сде­лать се­мью не­сча­ст­ной, ли­бо со­вер­шен­но рас­се­ять и сте­реть ее от­ли­чи­тель­ные чер­ты и при­зна­ки.

Я по­ра­жа­юсь те­ми мужь­я­ми, ко­то­рые счи­та­ют, что их се­мьи на­ка­ну­не кра­ха и спе­шат соб­ст­вен­ны­ми ру­ка­ми толк­нуть их в про­пасть, что­бы без­жа­ло­ст­но по­кон­чить с ни­ми. Ис­тин­но, они идут мрач­ным пу­тем за­блу­ж­де­ния. Имен­но по­это­му дан­ное ис­сле­до­ва­ние под­чер­ки­ва­ет важ­ность то­го, что­бы оба суп­ру­га зна­ли свои пра­ва и обя­зан­но­сти, что име­ет ог­ром­ное зна­че­ние в се­мей­ной жиз­ни.

Долг жен­щи­ны со­сто­ит в том, что­бы пра­виль­но по­ни­мать свое ме­сто в се­мье и чет­ко пред­став­лять се­бе це­ли се­мьи. Жен­щи­на име­ет пра­во жить та­ким об­ра­зом, что­бы чув­ст­во­вать се­бе по­чи­тае­мым че­ло­ве­ком, но об­рес­ти та­кой по­чет она мо­жет толь­ко в слу­чае со­блю­де­ния и ис­пол­не­ния сво­их обя­зан­но­стей. Од­на­ко она не в со­стоя­нии де­лать это, аб­со­лют­но ни­че­го не имея. Ес­ли жен­щи­на жи­вет те­ми же чув­ст­ва­ми, что и ос­таль­ные чле­ны се­мьи, то это при­чи­ня­ет ей труд­но­сти и тя­го­ты, но, в кон­це концов, она об­ре­тет чув­ст­во гор­до­сти, уве­рен­но­сти и безо­пас­но­сти, а так­же ощу­ще­ние ус­пе­ха и удов­ле­тво­рен­но­сти.

Долг муж­чи­ны за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы хо­ро­шо знать свое на­стоя­щее ме­сто в се­мье, свои це­ли, а его пра­во так­же со­сто­ит в том, что­бы жить в сво­ей се­мье, ощу­щая се­бя по­чи­тае­мым че­ло­ве­ком.

Оба суп­ру­га долж­ны жерт­во­вать, и в этом со­сто­ит од­на из их важ­ней­ших обя­зан­но­стей. Го­тов­ность жерт­во­вать, при­су­щая обо­им суп­ру­гам, яв­ля­ет­ся од­ним из важ­ней­ших фак­то­ров ус­пе­ха се­мьи и ее сча­стья. Та­кие суп­ру­ги не тре­бу­ют на­гра­ды и бла­го­дар­но­сти, ка­ж­дый из них по­сто­ян­но оде­ля­ет ко­го-ни­будь и что-ни­будь от­да­ет, не по­мыш­ляя о том, что­бы ос­та­вить что-ни­будь толь­ко для се­бя.

Долг ка­ж­до­го из суп­ру­гов со­сто­ит в том, что­бы его серд­це бы­ло про­ник­ну­то вер­но­стью и пре­дан­но­стью по от­но­ше­нию к дру­го­му. Ка­ж­дый из них обя­зан иметь пе­ред со­бой иде­аль­ный об­раз, а так­же в тай­ни­ках соб­ст­вен­ной ду­ши, что­бы быть уст­рем­лен­ным к воз­вы­шен­ным це­лям.

Ка­ж­дый из суп­ру­гов обя­зан ис­клю­чить из сво­ей жиз­ни дур­ные по­мыс­ли и по­доз­ре­ния в от­но­ше­нии дру­го­го, ибо это ли­к­ви­ди­ру­ет в их жиз­ни весь за­пас сим­па­тии и вер­но­сти. Пусть же муж из­бе­га­ет то­го, что­бы в не­го все­ли­лась не­на­висть, ибо ес­ли он ста­нет при­бе­жи­щем не­на­вис­ти, то серд­це жен­щи­ны так­же пре­ис­пол­нит­ся злом.

Пусть же зна­ют они оба, что се­мей­ное сча­стье за­ви­сит от их во­ли, сте­пе­ни со­блю­де­ния ими за­ко­но­по­ло­же­ний Ша­риа­та, ибо это по­зво­лит им взра­стить воз­вы­шен­ные по­ко­ле­ния, дос­тичь са­мых воз­вы­шен­ных це­лей и до­бить­ся ве­ли­чай­ших свер­ше­ний.

ПРЕ­ДОС­ТЕ­РЕ­ЖЕ­НИЕ:

 

Муж обя­зан ос­те­ре­гать­ся соб­ст­вен­ной лег­ко­мыс­лен­но­сти и не­бреж­но­сти, а же­не сле­ду­ет ос­те­ре­гать­ся по­след­ст­вий соб­ст­вен­но­го эго­из­ма и не­ве­же­ст­ва, что­бы не слу­чи­лось так, что в один пре­крас­ный день, про­снув­шись, муж об­на­ру­жит, что все соз­дан­ное им за дол­гие го­ды по­шло пра­хом, раз­ру­ше­но вет­ра­ми кон­фликт­но­сти, ссор и не­тер­пи­мо­сти, а так­же что­бы и же­на, про­снув­шись од­на­ж­ды, не об­на­ру­жи­ла, что все, соз­дан­ное ею, рух­ну­ло. В та­кой си­туа­ции оба суп­ру­га ока­жут­ся пе­ред ужас­ной кар­ти­ной раз­ва­ла и рас­па­да се­мьи без вся­ко­го сле­да, и ка­ж­дый из них по­те­ря­ет дей­ст­ви­тель­но са­мое до­ро­гое, что бы­ло у не­го. И вот то­гда ка­ж­дый из них раз­ры­да­ет­ся и нач­нет рас­каи­вать­ся, но, увы, ми­нул час рас­кая­ния.

Дан­ное ис­сле­до­ва­ние уде­ля­ет вни­ма­ние срав­не­нию жиз­ни за­пад­ной се­мьи с жиз­нью ис­лам­ской се­мьи, а так­же срав­не­нию взгля­дов ис­ла­ма на се­мью и жен­щи­ну с со­от­вет­ст­вую­щи­ми взгля­да­ми За­па­да, в ре­зуль­та­те че­го ав­тор де­ла­ет чрез­вы­чай­но важ­ные по­зи­тив­ные вы­во­ды.

Несомненно, то, что на За­па­де ощу­тил ог­ром­ную по­те­рю, по­не­сен­ную им в ре­зуль­та­те рас­па­да с се­мей­ных уз, а так­же из-за его взгля­дов на жен­щи­ну. В та­кой си­туа­ции та­мош­ние уче­ные-со­цио­ло­ги на­ча­ли изы­скать сред­ст­ва спа­се­ния се­мьи, пре­ду­пре­ж­дая об­ще­ст­вен­ные кру­ги За­па­да о гря­ду­щих опас­но­стях в том слу­чае, ес­ли об­ще­ст­во про­дол­жит свой путь, ве­ду­щий в про­пасть. И вот они при­ла­га­ют мак­си­мум уси­лий для вос­ста­нов­ле­ния се­мьи, но... увы, и, увы!

По­ис­ти­не вы­зы­ва­ет со­жа­ле­ние тот факт, что му­суль­ман­ской се­мье пред­став­ля­ет­ся и ка­жет­ся, что цен­но­сти, кри­те­рии, на­прав­ле­ния и стан­дар­ты за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции пред­став­ля­ют со­бой про­гресс и подъ­ем. Она бу­к­валь­но влю­би­лась во все это и ув­лек­лась сле­до­ва­ни­ем за­пад­ным цен­но­стям и об­раз­цам, не­пре­рыв­но и жад­но впи­ты­вая за­пад­ную мо­раль, без­дум­но при­па­дая к ее ис­точ­ни­кам, не ощу­щая го­ре­чи мор­ской во­ды, ни­как не осоз­на­вая ис­ти­ны.

В си­лу это­го му­суль­ман­ская се­мья об­ре­ла все те слож­но­сти и про­бле­мы со­вре­мен­ной жиз­ни, по­ро­ж­ден­ные гос­под­ствую­щи­ми ма­те­ри­аль­ны­ми ци­ви­ли­за­ция­ми, ко­то­рые пре­под­нес­ли му­суль­ман­ской се­мье ис­ка­жен­ную мо­раль­ную фи­ло­со­фию. На са­мо су­ще­ст­во­ва­ние му­суль­ман­ской се­мьи ока­за­ли влия­ние тен­ден­ции и взгля­ды дья­во­лов, по­ку­шаю­щих­ся на доб­ро­де­тель. На­ря­ду с этим му­суль­ман­ская се­мья об­ре­ла бед­ность, ра­зоб­щен­ность, сла­бость, смя­те­ние и тре­во­гу, а нрав­ст­вен­ные не­ду­ги на­столь­ко одо­ле­ли ее, что она ста­ла на­по­ми­нать боль­ни­цу, ли­бо те­атр боль­ных ли­хо­рад­кой и обес­по­ко­ен­ных лю­дей. И это по­сле то­го, как в про­шлом му­суль­ман­ская се­мья бы­ла по­доб­на са­ду, ис­то­чав­ше­му еже­днев­но пре­вос­ход­ный аро­мат чис­то­сер­де­чия, на­де­ж­ды и воздаяния. Да, в ре­зуль­та­те за­си­лья за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции в му­суль­ман­ской се­мье ос­лаб­ли ее важ­ней­шие ис­кон­ные му­суль­ман­ские цен­но­сти, та­кие как вза­им­ное ми­ло­сер­дие, взаи­мо­по­мощь, об­щи­тель­ность и це­ло­муд­рие по­сле то­го, как она бы­ла по­доб­на креп­ко спа­ян­но­му свин­цом зда­нию.

Тре­во­га в жиз­ни се­мьи объ­яс­ня­ет­ся мно­го­чис­лен­ны­ми и слож­ны­ми фак­то­ра­ми и при­чи­на­ми. Сре­ди них идео­ло­ги­че­ские, эко­но­ми­че­ские, со­ци­аль­ные, по­ли­ти­че­ские и психологические фак­то­ры, к ко­то­рым сле­ду­ет до­ба­вить фак­тор сио­ни­сти­че­ской аг­рес­сии и вы­зов колониализм. Воз­дей­ст­вию все­го это­го и под­верг­лось и про­дол­жа­ет все ис­лам­ское об­ще­ст­во в це­лом.

Ис­хо­дя из это­го, од­ной из пер­во­оче­ред­ных за­дач яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ле­ние ос­нов, на ко­то­рых дол­жен стро­ить­ся про­цесс ис­прав­ле­ния по­ло­же­ния се­мьи. Важ­ней­шей из этих ос­нов, на мой взгляд, яв­ля­ет­ся уг­луб­ле­ние ис­лам­ско­го ве­ро­убе­ж­де­ния, идей­но­го и по­ве­ден­че­ско­го кре­до, ори­ен­ти­ро­ва­ние об­ще­ст­вен­но­го мне­ния на за­ко­но­по­ло­же­ния, вы­те­каю­щие из это­го кре­до и со­пут­ст­вую­щие ему ис­кон­ные цен­но­сти, ко­то­рые в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­ны во­пло­щать­ся в жиз­ни чле­нов се­мьи. Пу­тем вне­дре­ния дан­но­го ре­ли­ги­оз­но­го кре­до бу­дут раз­вя­за­ны мно­гие уз­лы и ней­тра­ли­зо­ва­ны мно­го­чис­лен­ные не­га­тив­ные фак­то­ры.

Не сле­ду­ет упус­кать из ви­ду, что технологические из­ме­не­ния тре­бу­ют не­пре­рыв­ных идей­ных но­ва­ций и идео­ло­ги­че­ско­го про­све­ще­ния. По мо­ему мнению, су­ще­ст­ву­ет на­стоя­тель­ная по­треб­ность про­све­ще­ния в об­лас­ти фик­ха и бо­лее чет­кое очер­чи­ва­ние прав и обя­зан­но­стей, что по­мо­жет се­мье про­ло­жить свой путь в деб­рях вся­че­ских но­ва­ций со спо­кой­ст­ви­ем и уве­рен­но­стью.

Вме­сте с этим я про­дол­жаю ос­та­вать­ся оп­ти­ми­стом, и ис­точ­ни­ком мое­го оп­ти­миз­ма яв­ля­ют­ся те бле­стя­щие уче­ные, ко­то­рые не смы­ка­ют глаз ра­ди сво­ей на­ции, бу­ду­чи пре­ис­пол­нен­ны­ми ду­хом на­де­ж­ды, соз­на­тель­но­сти и бди­тель­но­сти.

Дан­ное ис­сле­до­ва­ние док­то­ра Мар­ва­на, да воз­на­гра­дит его Ал­лах бла­гом, пред­став­ля­ет со­бой цен­ный труд сре­ди со­вре­мен­ных ра­бот, по­свя­щен­ных ис­лам­ской се­мье. Вы­ра­жа­ем на­де­ж­ду, что эта кни­га сде­ла­ет свой вклад в строи­тель­ст­во се­мьи и улучшение ее пла­че­во­го по­ло­же­ния. Это доб­рот­ное ис­сле­до­ва­ние ос­та­нет­ся сияю­щим мая­ком, по­сколь­ку оно от­но­сит­ся к зна­ни­ям, при­но­ся­щим поль­зу. Ав­тор рас­смот­рел в нем са­мые жи­во­тре­пе­щу­щие про­бле­мы, важ­ней­шие за­ко­но­по­ло­же­ния, ис­поль­зуя об­раз­ные вы­ра­же­ния в пред­ло­же­ни­ях, пре­ис­пол­нен­ных, пре­ис­пол­нен­ных глу­бо­ким со­дер­жа­ни­ем и дос­той­ным смыс­лом.

Ес­ли вы вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те этот труд, то раз­де­ли­те мое мне­ние о том, что по сво­ей су­ти очень важ­ная и цен­ная ра­бо­та, для на­пи­са­ния ко­то­рой ав­тор при­ло­жил боль­шие и по­хваль­ные уси­лия, де­лаю­щие эту кни­гу бла­го­чес­ти­вой, ес­ли на то бу­дет во­ля Ал­ла­ха. Мы на­де­ем­ся, что ав­тор об­ре­тет на­гра­ду Ал­ла­ха, Его бла­го­склон­ность и бла­го­во­ле­ние. В на­стоя­щее вре­мя ис­лам­ская биб­лио­те­ка ис­пы­ты­ва­ет край­нюю ну­ж­ду в по­доб­ных тру­дах.

О муж! Ми­ло­сер­дие по­ро­ж­да­ет ми­ло­сер­дие, а лю­бовь взращивает наи­луч­шую пре­дан­ность. Что же ка­са­ет­ся жиз­ни, то она стро­ит­ся на всем воз­вы­шен­ном. Сре­ди му­жей я не ви­дел бо­лее вред­ных лю­дей, чем зло­деи, ко­то­рым не­ве­дом путь к ми­ло­сер­дию, а так­же смысл люб­ви и вер­но­сти. И час­то злая судь­ба и пси­хи­че­ские за­бо­ле­ва­ния по­сти­га­ют жес­то­ких му­жей. Ос­те­ре­гай­тесь же, о муж, жес­то­ких слов, ре­жу­щих слух, ко­то­рые тяж­ким бре­ме­нем ло­жат­ся на серд­ца сы­но­вей, и еще бо­лее они тя­же­лы для серд­ца же­ны. Твои бла­го­же­ла­тель­ность, неж­ность и спра­вед­ли­вость долж­ны пре­ис­пол­нить все угол­ки се­мей­но­го до­ма и вый­ти за пре­де­лы тво­ей ду­ши, что­бы вос­пре­тить зло и унич­то­жить в нем ба­цил­лу гре­ха.

О же­на! От­ре­шись от ме­ло­чей сво­ей жиз­ни, воз­не­на­видь все мир­ское, об­ра­тись к дос­то­ин­ст­вам и ува­жай воз­вы­шен­ные де­ла, что­бы не стать жерт­вой спле­тен, ом­ра­чаю­щих твою се­мей­ную жизнь, что­бы не по­пасть в ло­вуш­ку все­го ме­лоч­но­го, что вы­зы­ва­ет тре­во­гу и бес­по­кой­ст­во. Ал­лах взра­стил в тво­ем серд­це лю­бовь к тво­им сы­новь­ям и по­тре­бо­вал от те­бя, что­бы твоя ду­ша так­же про­ник­лась лю­бо­вью, ко­то­рую ты по­да­ришь сво­ему му­жу, и без­гра­нич­ным ми­ло­сер­ди­ем по от­но­ше­нию к не­му.

Бо­же­ст­вен­ная муд­рость пре­ис­пол­ни­ла твое серд­це лю­бо­вью к му­жу, что­бы он об­рел в те­бе от­дох­но­ве­ние и спо­кой­ст­вие. Она на­пол­ни­ла те­бя све­том, способствующим рас­про­стра­не­нию ду­ха сим­па­тии и дру­же­лю­бия в се­мье. Те­бе да­ро­ван за­пас ми­ло­сер­дия, с ко­то­рым ты при­вет­ли­во обе­ща­ешь­ся со все­ми. Не за­бы­вай же эту бо­же­ст­вен­ную ми­лость, и не пре­да­вай ее заб­ве­нию, ибо тем са­мым ты пре­вра­тишь ее в стес­не­ния, му­че­ния и плач. Ес­ли из гла­за ска­ти­лась сле­за, то она уже ни­ко­гда не вер­нет­ся об­рат­но и обя­за­тель­но пре­вра­тит­ся в боль и жа­ло­бу. Она ни­ко­гда не оро­сит зем­лю, на ко­то­рую упа­ла. Взгля­ни на ли­цо свое, оза­рен­ное ши­ро­кой улыб­кой, и я воз­ве­щу те­бе бла­гую весть о тво­ей жиз­ни, ко­то­рая бу­дет пре­ис­пол­не­на сча­стья, тор­же­ст­ва и ус­пе­ха. От­дай же все сво­ему му­жу, ода­ри его всем имею­щим­ся у те­бя чув­ст­вом люб­ви и вер­но­сти. Ес­ли он на­стоя­щий че­ло­век, то он сде­ла­ет из те­бя сияю­щую и свер­каю­щую ко­ро­ну на сво­ей го­ло­ве. Ес­ли же это бу­дет не так, то брось его в пу­чи­не мо­ря или про­сто­рах пус­ты­ни. Ес­ли же он бу­дет ис­пы­тать к те­бе вза­им­ное чув­ст­во сим­па­тии, люб­ви и вер­но­сти, то это бла­го­род­ный че­ло­век, имя ко­то­ро­го бу­дет за­пе­чат­ле­но в гим­нах бу­ду­ще­го. В уе­ди­не­нии ты бу­дешь рас­пе­вать их, а он бу­дет для те­бя бла­го­уха­ни­ем, ко­то­рое взбод­рит ду­шу твою, про­бу­дит в те­бе до­б­рые си­лы и ос­ве­тит те­бя яр­ким све­том, ко­гда ты всту­пишь во мрак.

С твер­дость. Во взо­ре уст­ре­мись к но­вой жиз­ни, и эта жизнь ни­ко­гда не уй­дет от те­бя. И вот то­гда твоя ду­ша воз­вы­сит­ся над всем мир­ским и лю­бой ло­жью, а ты ощу­тишь ве­ли­чие сво­его гу­ма­низ­ма.

До­ро­гой чи­та­тель! Бла­го­род­ст­во че­ло­ве­ка про­яв­ля­ет­ся толь­ко в ви­де боль­ших до­б­рых дел, ко­то­рые он вер­шит в жиз­ни для сво­его на­ро­да. Че­ло­век добьется же­лае­мо­го толь­ко в том слу­чае, ес­ли бу­дет вся­че­ски стре­мить­ся к об­ре­те­нию зна­ний. Тот же, кто стре­мит­ся об­рес­ти зна­ния, обя­зан быть го­то­вым к бде­нию и внут­рен­не при­го­то­вить­ся к дли­тель­но­му и тя­же­ло­му пу­ти. Ни один че­ло­век не смо­жет при­бли­зить­ся к зна­нию, ес­ли он не пре­ис­пол­нен люб­ви к не­му. Док­тор Мар­ван ал-Кай­си, на мой взгляд, как раз из плея­ды та­ких лю­дей. Я по­зна­ко­мил­ся с ним еще в ту по­ру, ко­гда он был сту­ден­том фа­куль­те­та Ша­риа­та в Ам­ма­не и от­ли­чал­ся вы­со­кой от­вет­ст­вен­но­стью, пре­крас­но осоз­на­вая зна­че­ние это­го. Он из тех брать­ев, к ко­то­рым я ис­пы­ты­ваю лю­бовь, ува­же­ние и при­зна­тель­ность в сво­ем серд­це с пер­вых дней на­ше­го зна­ком­ст­ва.

Ав­тор на­пом­нил мне за­ме­ча­тель­ные кни­ги из на­ше­го бес­смерт­но­го ис­лам­ско­го на­сле­дия, как, на­при­мер, "Из­бран­ные фат­вы" ас-Су­гди. С та­кой же доб­ро­со­ве­ст­но­стью, глу­би­ной, яс­но­стью и по­сле­до­ва­тель­но­стью ав­тор ис­сле­ду­ет са­мые тон­кие ню­ан­сы про­бле­мы и со­от­вет­ст­вую­щие за­ко­но­по­ло­же­ния.

Дан­ный труд по­до­бен яр­ко­му све­тиль­ни­ку, ос­ве­щаю­ще­му свои­ми лу­ча­ми не­объ­ят­ные про­сто­ры зна­ний, ка­саю­щих­ся про­бле­мы се­мьи. С по­зво­ле­ния Ал­ла­ха дан­ное ис­сле­до­ва­ния Ал­ла­ха дан­ное ис­сле­до­ва­ние бу­дет по­лез­ным ру­ко­во­дством и спра­воч­ни­ком для ка­ж­до­го уча­ще­го­ся, уче­но­го и чи­та­те­ля.

И за на­шей це­лью есть Ал­лах.

Из­зад­дин ал-Ха­тыб ат-Та­ми­ми

Ам­ман - Иор­да­ния

 

 

БРАК.

Суп­ру­же­ст­во и брак в язы­ке и Ша­риа­те.

 

Сло­во "суп­ру­же­ст­во" /"ни­ках"/ в араб­ском язы­ке оз­на­ча­ет "со­еди­не­ние, со­би­ра­ние". Мож­но ска­зать "де­ре­вья со­бра­лись", то есть, тес­но рас­тут ря­дом. В Ша­риа­те "суп­ру­же­ст­во" оз­на­ча­ет за­клю­че­ние из­вест­но­го со­гла­ше­ния, имею­ще­го свои нор­мы и ус­ло­вия.

Сло­во "суп­ру­же­ст­во" яв­ля­ет­ся впол­не кор­рект­ным и ли­те­ра­тур­ным, так как в про­тив­ном слу­чае его бы не бы­ло в Свя­щен­ном Ко­ра­не. Сло­во "ни­ках" оз­на­ча­ет фак­ти­че­ское всту­п­ле­ние в суп­ру­же­ские от­но­ше­ния, а так­же соб­ст­вен­но сам про­цесс со­во­ку­п­ле­ния. Же­нить­бу на­зы­ва­ют "со­че­та­ни­ем", по­сколь­ку это есть ос­но­ва­ние для всту­п­ле­ния в ин­тим­ные от­но­ше­ния. При­чем ара­бы раз­ли­ча­ют зна­че­ние это­го сло­ва в за­ви­си­мо­сти от си­туа­ции. Ес­ли ска­за­но: "Та­кой-то со­че­тал­ся с та­кой-то или до­че­рью та­ко­го-то, ли­бо с его се­ст­рой", то это оз­на­ча­ет за­клю­че­ние брач­но­го до­го­во­ра. Ес­ли же ска­за­но: "Муж­чи­на со­че­тал­ся со сво­ей же­ной", то это оз­на­ча­ет, что со­вер­шил с ней со­во­ку­п­ле­ние.

Су­ж­де­ние о бра­ке.

От­каз и воз­дер­жа­ние от же­нить­бы и де­тей есть то, что не­угод­но Ал­ла­ху и Его По­слан­ни­ку. Это идет вразрез с ре­ли­ги­ей про­ро­ков. Все­выш­ний ска­зал:

"И точ­но Мы по­сы­ла­ли По­слан­ни­ков и до те­бя, и да­ро­ва­ли им жен и де­тей". [5]

Брак пред­поч­ти­те­лен и же­ла­те­лен для то­го, кто в этом ну­ж­да­ет­ся. В лю­бом слу­чае, по от­но­ше­нию к бра­ку лю­ди де­лят­ся на две ка­те­го­рии:

1. Че­ло­век, стре­мя­щий­ся к суп­ру­же­ст­ву и ма­те­ри­аль­но обес­пе­чен­ный для это­го. Ему ре­ко­мен­ду­ет­ся же­нить­ся вне за­ви­си­мо­сти от то­го, на­бо­жен он или нет. Ес­ли же че­ло­век стре­мит­ся всту­пить в брак, но не име­ет для это­го средств, то есть не мо­жет вы­де­лить же­не по­ло­жен­ное ей по за­ко­ну иму­ще­ст­во и т.д., то ему сле­ду­ет воз­дер­жать­ся от бра­ка и умер­­швлять стра­сти по­стом. Ес­ли же пост и ле­кар­ст­ва не смо­гут по­да­вить стра­сти, и он же­нить­ся, то быть мо­жет Ал­лах да­ру­ет ему сред­ст­ва от щед­рот Его. Что же ка­са­ет­ся ис­поль­зо­ва­ния ле­кар­ст­вен­ных пре­па­ра­тов для ос­лаб­ле­ния, стра­стей, то это по­ри­цае­мо, а искоренит их за­пре­ще­но.

2. Че­ло­век, не стре­мя­щий­ся к суп­ру­же­ст­ву, мо­жет быть в од­ной из двух си­туа­ций:

а/ у не­го мо­жет не быть средств для всту­п­ле­ния в брак и в та­ком слу­чае ему не ре­ко­мен­ду­ет­ся де­лать это, по­сколь­ку брак обя­зы­ва­ет со­блю­дать то, что сде­лать не в со­стоя­нии, не впа­дая в ну­ж­ду;

б/ у не­го есть не­об­хо­ди­мые сред­ст­ва для всту­п­ле­ния в брак, но он не ощу­ща­ет в этом не­об­хо­ди­мо­сти по при­чи­не по­ло­вой сла­бо­сти, ли­бо хро­ни­че­ской бо­лез­ни. Та­ко­му че­ло­ве­ку всту­пать в брак так­же не ре­ко­мен­ду­ет­ся.

Важ­ность бра­ка для то­го, кто стре­мит­ся к не­му, опа­са­ясь со­вер­шить яв­ное гре­хо­па­де­ние, за­клю­ча­ет­ся в том, что че­ло­век, со­глас­но Ша­риа­ту, мо­жет всту­пить в брак рань­ше, чем со­вер­шит па­лом­ни­че­ст­во, яв­ляю­щее­ся обя­за­тель­ным ре­ли­ги­оз­ным пред­пи­са­ни­ем. Ес­ли же че­ло­век не опа­са­ясь то­го, что со­вер­шит гре­хо­па­де­ние пре­лю­бо­дея­ни­ем, то он в пер­вую оче­редь со­вер­ша­ет па­лом­ни­че­ст­во. Ес­ли же об­ряд по­кло­не­ния не яв­ля­ет­ся пер­во­оче­ред­ным с точ­ки зре­ния его обя­за­тель­но­сти, то есть по­лу­че­ние зна­ний и Джихад, то они мо­гут пред­ше­ст­во­вать бра­ку, ес­ли че­ло­век не бо­ит­ся гре­хо­па­де­ния.

 

Важ­ность бра­ка.

Зна­че­ние бра­ка ста­но­вит­ся со­вер­шен­но оче­вид­ным, ес­ли при­нять во вни­ма­ние то, что это ос­но­ва се­мьи, а се­мья есть ячей­ка об­ще­ст­ва. В си­лу это­го Ис­лам на­ста­вил на раннем бра­ке, обес­пе­чив не­об­хо­ди­мые ус­ло­вия для его ус­пе­ха и под­роб­но разъ­яс­нил их. К то­му же Ис­лам обес­пе­чил за­щи­ту бра­ка, пре­ду­смот­рев в за­ко­не на­ка­за­ние за пре­лю­бо­дея­ние. Осо­бен­но тяж­кое на­ка­за­ние на­зна­ча­ет­ся пре­лю­бо­дей­ст­вую­ще­му в бра­ке, ко­то­рое со­сто­ит в за­би­ва­нии ви­нов­но­го кам­ня­ми на­смерть. Воз­мож­но сте­пень тя­же­сти это­го на­ка­за­ния со­от­вет­ст­ву­ет ве­ро­ят­но­му ре­зуль­та­ту рас­про­стра­не­ния пре­лю­бо­дей­ст­ва в об­ще­ст­ве, так как та­кое яв­ле­ние от­вра­ща­ет лю­дей от бра­ка. Ес­ли же лю­ди из­бе­га­ют бра­ка, то пре­кра­ща­ет­ся при­рост на­се­ле­ния, а это рав­но­силь­но умер­щв­ле­нию и убий­ст­ву лю­дей. По­это­му за­би­ва­ние кам­ня­ми на­смерть впол­не со­от­вет­ст­ву­ет тя­же­сти со­де­ян­но­го.

Вклад в де­ло уве­ли­че­ния чис­лен­но­сти на­ции не яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ной це­лью бра­ка, по­сколь­ку су­ще­ст­ву­ют и дру­гие це­ли. Брак пред­став­ля­ет со­бой сред­ст­во дос­ти­же­ния сек­су­аль­ной удов­ле­тво­рен­но­сти, уре­гу­ли­ро­ва­ния в сфе­ре эмо­цио­наль­ных чувств, а так­же сня­тия на­пря­жен­но­сти и от­кло­не­ний в урав­но­ве­шен­но­сти че­ло­ве­ка.

Ис­лам на­зы­ва­ет брак "креп­ким за­ве­том", под­чер­ки­вая тем са­мым ог­ром­ную от­вет­ст­вен­ность обо­их суп­ру­гов, а так­же их от­вет­ст­вен­ность по от­но­ше­нию к об­ще­ст­ву, так как ус­пех в се­мье оз­на­ча­ет ус­пех все­го об­ще­ст­ва в це­лом. Все­выш­ний ска­зал:

"И как мо­же­те вы взять его об­рат­но, ко­гда вы бы­ли на­еди­не друг с дру­гом, и жен­щи­ны взя­ли с вас креп­кий за­вет?" [6]

Не­уди­ви­тель­но, что брак за­ни­ма­ет та­кое важ­ное

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...