Принципы конструктивного выполнения и работы под нагрузкой сооружений и конструкций из тканей и пленок.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Пневматические строительные конструкции, называемые иногда надувными, представляют собой оболочки из воздухонепроницаемых тканей или армированных пленок, которые работают в сочетании с воздухом, находящимся внутри под избыточным давлением. Эти конструкции могут в виде однослойных оболочек образовывать покрытия пролетом до 60 м без промежуточных опор. В виде отдельных элементов их применяют в каркасах тканевых покрытий пролетом до 15 м. Пневматические конструкции характеризуются предельно малой массой — до 2 кг/м2, транспортабельностью, поскольку могут быть сложены в плотные пакеты, и возможностью быстрого возведения, так как для их подъема в проектное положение они должны быть только прикреплены к опорам и наполнены воздухом под избыточным давлением. Пневматические конструкции могут применяться в качестве легких сборно-разборных покрытий временного назначения, например, складов, мастерских, зрелищных и спортивных помещений. Они могут применяться также в качестве отдельных небольших стоек, балок и арок. Основным материалом при изготовлении пневматических конструкций являются воздухонепроницаемые ткани из синтетических текстилей и эластичных покрытий из резин, полихлорвинила и других смол. Основными соединениями являются шитые нитяные, клеевые, сварные и клеешитые. Пневматические конструкции бывают воздухоопорными, пневмовантовыми и пневмо-каркасными. Воздухоопорные пневмооболочки (рис. 1) отличаются простотой и возможностью перекрывать значительные (до 60 м) пролеты. Воздухоопорная конструкция состоит из оболочки, сжатого воздуха, опорного контура, входного шлюза и воздуходувной установки (рис. 1, а). Оболочка образуется одним слоем ткани и может иметь сферическую форму в виде купола или усеченного снизу шара или цилиндрическую форму в виде свода с цилиндрическими или сферическими торцами. Оболочка образуется из полос тканей, выкроенных в соответствии с формой ее поверхности. Края оболочки крепятся к опорному контуру.
Сжатый воздух, наполняющий оболочку, должен находиться под постоянным избыточным давлением небольшой величины. Интенсивность давления устанавливается из условия того, чтобы она была не ниже массы снега и давления ветра, при котором сохраняется ее положительная кривизна. Практически внутреннее давление принимается равным 200...500 Па. Края оболочки имеют опорный пояс в виде полосы ткани повышенной прочности, в который обычно вшивается еще стальной трос с петлями, которыми оболочка крепится к опорному контуру. Оболочка имеет также монтажные швы, которые облегчают процесс ее изготовления, транспортирования и монтажа. Эти швы имеют обычно ряды отверстий и соединяются шнуровкой. Опорный контур покрытий более длительного назначения выполняется в виде ленточного бетонного фундамента, а покрытий краткосрочного использования - в виде анкеров или винтовых свай. В состав опорной конструкции входит пол помещения, испытывающий давление воздуха. Входной шлюз имеет в большинстве случаев тканево-каркасную конструкцию. Воздуходувная установка располагается внутри или вне оболочки и состоит из одного или двух вентиляторов низкого давления. При необходимости эксплуатации помещения в холодное время года в состав этой установки включают калорифер. Необходимое внутреннее давление должно поддерживаться автоматически.
Воздухоопорные оболочки работают как предварительно напряженные мембраны на жестком опорном контуре, поскольку ткани оболочек могут воспринимать только растягивающие силы. Расчет оболочек производится на нагрузки от внутреннего избыточного давления р и ветрового отсоса w- . Собственным весом ткани ввиду его относительной малости можно пренебрегать. Снеговую нагрузку s и положительное давление ветра можно не учитывать, поскольку они уменьшают напряжения в оболочке. Ветровой отсос w- можно при расчете в запас прочности условно считать равномерно распределенным по всей ее поверхности с аэродинамическим коэффициентом с = 1. Проверка напряжения в сечениях цилиндрической оболочки - пневмосвода радиусом r - может производиться по приближенной формуле Проверка напряжения в сечениях сферической оболочки - пневмокупола может производиться по приближенной формуле при этом размерность расчетных сопротивлений ткани принимается в кг/см или кг/м. Опорный контур и крепление к нему краев оболочек работают и рассчитываются на растягивающие силы, действующие в оболочке. При расчете шитых соединений учитывается, что они на 15% ослабляют сечение ткани. Пневмовантовые оболочки в большинстве случаев имеют такие же цилиндрические или сферические формы, как и воздухо-опорные пневмооболочки, и состоят из таких же основных частей. Особенностью пневмовантовых оболочек является наличие в их составе вант, закрепленных на опорном контуре. Ванты — это, как правило, стальные тросы, оцинкованные для защиты от коррозии, но в качестве вант могут служить и канаты из полимерных волокон.
В пневмовантовом своде ванты располагаются в вертикальных плоскостях параллельно на равных расстояниях друг от друга. В пневмовантовом куполе они располагаются концентрически тоже на равных расстояниях в вертикальных плоскостях и сходятся в центре купола. В пневмовантовом куполе могут быть также промежуточные горизонтальные ванты, не имеющие контактов с опорным контуром, а закрепленные на осиновых вантах. В плоских горизонтальных пневмовантовых оболочках на прямоугольном контуре ванты образуют сетку из двух рядов параллельных вант, пересекающихся под прямыми или острыми углами. Под давлением тканевой оболочки ванты растягиваются и между закреплениями принимают форму части дуги окружности.
Оболочка из воздухонепроницаемой ткани в этих конструкциях крепится не только к опорному контуру, как в воздухо-опорных оболочках, но также и к вантам на всей их длине. При этом от действия внутреннего избыточного давления воздуха она растягивается и несколько выпучивается на площадях между вантами и приобретает многократно выпуклую, как будто «простеганную» вантами форму. Следовательно, высокопрочные ванты работают на растяжение при наибольших пролетах, равных расстояниям между их опорными закреплениями, и являются основными несущими элементами, в которых концентрируются максимальные растягивающие усилия пневмовантовых конструкций. А тканевая оболочка является в большей степени ограждающей конструкцией. Она работает на растяжение на небольших пролетах, равных расстояниям между вантами, передает на них местные части нагрузок и может изготовляться из тканей невысокой прочности и стоимости. Пневмовантовые оболочки могут иметь пролеты, значительно превышающие пролеты пневматических оболочек и превосходящие 100 м. В США, например, возведена пневмовантовая оболочка малой кривизны на прямоугольном опорном контуре с перекрестной системой вант размером 160 X 220 м в плане. В отечественном строительстве начинают применяться эти прогрессивные конструкции в первую очередь в складских зданиях. Пневмовантовый свод (рис. 2) является наиболее простой конструкцией этого класса. Воздухонепроницаемая ткань между соседними вантами под действием избыточного внутреннего давления и ветрового отсоса выпучивается наружу и приобретает форму изогнутого волнистого гофра. Этот гофр имеет два положительных радиуса кривизны - большой и малый. Большой радиус гофра имеет ту же величину, что и радиус кривизны вант и всей оболочки в целом, меньший радиус гофра зависит от величины выпучивания ткани между вантами и, кроме того, от следующих факторов. При изготовлении оболочки длина ткани между соседними вантами (шаг вант) может быть принята несколько большей, чем расстояние между ними. Это обеспечит возникновение начальной выпуклости ткани между ними. В процессе эксплуатации от действия растягивающих напряжений в ткани возникают деформации растяжения, ткань удлиняется и тоже выпучивается наружу. Величина этого вторичного выпучивания может меняться в зависимости от изменения действующих нагрузок. Во многих случаях для упрощения изготовления оболочки предусматривается ее выпучивание только за счет растяжения ткани. Величина радиуса такого выпучивания определяется в зависимости от шага вант и модуля упругости ткани.
Расчет пневмовантового свода производится на те же нагрузки от избыточного внутреннего давления воздуха р и ветрового отсоса w- , что и пневмосвода аналогичных размеров. Растягивающие силы в вантах определяются с учетом радиуса их кривизны и шага. Сечения вант подбирают и проверяют при действии растягивающих сил и в соответствии с расчетной несущей способностью стального троса данного диаметра. Напряжение в ткани при растяжении проверяется только в направлении ее меньшего пролета при радиусе ее выгиба r, значительно меньшем, чем радиус выгиба вант, на действие внутреннего избыточного давления р и ветрового отсоса w- по формуле расчета пневмосвода. Проверка напряжения в ткани в направлении большего радиуса оболочки не требуется, поскольку напряжения в этом направлении незначительны и не зависят от этого радиуса. Опорные крепления вант к фундаментам и сами фундаменты рассчитывают на действие растягивающих усилий.
Пневмокаркасные конструкции (рис. 3) состоят из отдельных пневмоэлементов, представляющих собой герметически замкнутые баллоны круглого сечения диаметром 0,2...0,5 м прямолинейной или изогнутой формы. Оболочку баллона изготовляют из двух- или трехслойной высокопрочной воздухонепроницаемой ткани с дополнительной, как правило, резиновой камерой, обеспечивающей оболочке повышенную воздухонепроницаемость. Торцы баллона в большинстве случаев имеют плоскодонные заглушки с ниппелями. Сжатый воздух внутри баллона находится под значительным давлением, достигающим 0,5 МПа. Такое давление создается компрессором или автомобильным насосом. Пневмоэлементы применяют в виде отдельных пневмостоек или пневмоарок в составе каркаса в сочетании с покрытием из воздухонепроницаемой ткани или в виде сплошного ряда соединенных арок. Эти конструкции имеют малую несущую способность и применяются при небольших пролетах - 6м для балок и до 15 м для арок.
Расчет пневмоэлементов производят на действие усилий от расчетных нагрузок, которые могут быть определены общими методами строительной механики и внутреннего избыточного давления. Расчет производят по прочности ткани оболочек, общей и местной устойчивости. Основными размерами элементов являются радиус сечения r и длина или пролет l. Пневмостойку рассчитывают по прочности прямолинейных и кольцевых сечений на растяжение от внутреннего давления
Пневмобалку рассчитывают по прочности прямолинейных сечений на растяжение от внутреннего давления как пневмостойку. По прочности кольцевых сечений пневмобалку рассчитывают в ее предельном состоянии. При этом в верхней половине сечения оболочки растяжение исчезает и образуются складки, в нижней половине растягивающие напряжения линейно вдоль вертикали возрастают от оси до максимума на нижней точке и балка теряет несущую способность. Напряжения при этом проверяют по формуле В предельнм состоянии пневмобалка может потерять несущую способность без разрыва оболочки в результате потери местной устойчивости, когда ее ось получает перелом в расчетном сечении. Балка при этом не разрушается и восстанавливает начальную форму при разгружении. Местная устойчивость обеспечена, если изгибающий момент от нагрузок М не превышает предельного внутреннего момента, образуемого равнодействующими давления воздуха и напряжений растяжения оболочки, что проверяется по формуле Если складки в оболочке не допускаются, предельный внутренний момент определяется из условия, что растягивающие напряжения отсутствуют только в верхней точке сечения, и расчет производится по формуле Пневмоарку рассчитывают по прочности линейных сечений по формуле для стойки. По прочности кольцевых сечений и по местной устойчивости пневмоарку можно рассчитывать в запас прочности по тем же формулам, что и пневмобалку, без учета продольных сил N, которые уменьшают растягивающие напряжения в оболочке и увеличивают предельные внутренние моменты. Тентовые конструкции состоят из оболочки - тента и каркаса. Оболочки могут изготовляться из конструкционной водо- и воздухонепроницаемой ткани или из армированной пленки аналогичных тканям, применяемым в пневматических конструкциях, а также из тканей без покрытий. Каркасы могут состоять из деревянных или стальных элементов и тросов. Простейшими прототипами этих конструкций являются шатры и палатки, известные уже в глубокой древности. По типу каркасов тентовые конструкции бывают с жестким каркасом и с вантово-стоечным или тросостоечным каркасом. Тентовые конструкции характеризуются легкостью, простотой изготовления и сборки и являются рациональными в виде временных сборно-разборных зданий небольших пролетов. Срок их эксплуатации обычно не превышает 5 лет, поскольку ограничивается сроком годности тканевой оболочки. Их преимуществом перед пневматическими воздухоопорными конструкциями является то, что давление воздуха в них не отличается от внешнего, они не требуют воздуходувных установок и шлюзов. Тентовые конструкции с жестким каркасом имеют легкий деревянный каркас, например в виде ряда арок - клеедеревян-ных или из легких металлических гнутых профилей. Эти конструкции воспринимают основные нагрузки. Тканевая оболочка в них выполняет ограждающие функции и служит для передачи внешних нагрузок на основной каркас. Ткань поддерживается в натянутом состоянии механическим способом, например путем подвески к ее краям небольших грузов, и прогибается только под действием внешних нагрузок. Тентовые конструкции с вантово-стоечным или тросостоечным каркасом (рис. 4) имеют внешние деревянные или стальные стойки, поддерживающие стальные тросы, которые крепятся к анкерным опорам. К этим тросам в нескольких точках крепится тканевая оболочка. Она служит не только ограждающей, но и основной несущей предварительно напряженной оболочкой, которой необходимую форму придают искусственно создаваемые растягивающие усилия тросов. Наиболее устойчивой формой такой оболочки является седловидная поверхность отрицательной гауссовой кривизны. Расчет оболочек тентовых конструкций производится по без-моментной теории гибких оболочек на действие снеговых и ветровых нагрузок и на предварительное напряжение. Прочность их проверяется при работе только на растяжение. Жесткие элементы каркасов рассчитывают как обычные деревянные и стальные конструкции. Ванты или стальные канаты проверяют по прочности при растяжении.
59. Пневматические конструкции воздухоопорного типа. Основные элементы. Материал, заводские и монтажные соединения элементов оболочки. Крепление оболочки воздулоопорной конструкции к основанию и типы анкерных устройств. Пневматические строительные конструкции покрытий по характеру работы очень близки к пространственным висячим и тентовым мембранам. Оболочки этих конструкций, изготовленные из тканых материалов, способны стабилизировать свою форму только при наличии предварительного напряжения. Среди преимуществ пневматических конструкций следует отметить малый собственный вес, высокую мобильность, быстроту и простоту возведения, возможность перекрытия больших пролетов, высокую степень заводской готовности и др. Пневматические строительные конструкции в зависимости от характера работы обычно разделяются на две самостоятельные группы — пневмокаркасные (надувные) и воздухоопорные (рис. IX.47). Воздухоопорные конструкции представляют собой оболочки, стабилизированные в проектном положении незначительной разницей давления в разделяемых оболочкой пространствах. Это конструкции, которые опираются на воздух. Для противодействия внешним нагрузкам давление воздуха под оболочкойпо сравнению с атмосферным повышается в пределах 10—40 кПа. Покрытия этого типа отличаются простотой конструкции, безопасностью и надежностью в эксплуатации, низкой стоимостью, способностью перекрывать большие пролеты. Около 50—70 % возведенных в настоящее время воздухоопорных покрытий используются как складские помещения; 20—40% — как покрытия для спортивных сооружений. Часть конструкций используют как выставочные павильоны, покрытия строительно-монтажных площадок, различного рода укрытия. Наибольшее распространение получили оболочки в форме цилиндрических сводов и сферических куполов. Поскольку оболочка «лежит» на воздушной подушке, пролеты воздухоопорных конструкций теоретически не имеют ограничений. Практически пролет оболочек без усиления канатами или тросовыми сетками достигает 50—70 м. Пролеты оболочек, усиленные тросами, достигают 168 м, что не является предельным. В нашей стране приняты следующие размеры возду-хоопорных оболочек: сферические купола диаметром 12, 24, 36, 42, 60 м; цилиндрические оболочки пролетом 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 60 м; длина цилиндрических оболочек в зависимости от пролета изменяется от 24 до 90 м, высота от 6 до 20 м. Основными частями воздухоопорной пневматической конструкции являются собственно оболочка, шлюз, контурные элементы с анкерными устройствами, воздуходувные и отопительные установки. Основу несущей конструкции шлюза обычно составляет жесткий каркас из металла, дерева, пластмассы, по которому закрепляют герметизирующую оболочку покрытия. Размеры шлюза зависят от назначения сооружения и колеблются от 1х2х2 м для запасных входов до размеров, обеспечивающих шлюзование реактивных самолетов. Очень ответственной частью оболочки является анкерное устройство. Из большого числа вариантов анкерных устройств заслуживает внимания конструкция крепления оболочки к фундаменту или к отдельным сваям с помощью двух труб — верхней и нижней. Нижнюю трубу крепят к фундаменту, а верхнюю — к полотнищу оболочки. Затем трубы соединяются скобами. Эффективно анкерное крепление оболочки с применением каната (рис. IX.50, а). В сельском строительстве получили распространение схемы креплений с применением вантовых анкеров, земляных анкеров, рукавов, заполненных водой (рис. IX.50,6). Наибольшее распространение для пневматических конструкций получили тканевые материалы, обрезиненные или покрытые полимерами. Реже применяют высокопрочные синтетические пленки одинарные или двойные с внутренним армирующим слоем из синтетических волокон. Тканевые материалы изготовляют из естественных, искусственных или синтетических волокон. К естественным относятся: лен, хлопок, пенька; к искусственным — вискоза, стекловолокно. Основными характеристиками тканей являются прочность на разрыв, прочность на раздирание (сопротивление ткани распространению локальных повреждений), относительное удлинение. Для обеспечения воздухо- и водонепроницаемости тканевую силовую основу поквывают с одной или двух сторон синтетическими каучуками или пластмассами. Основными полимерными покрытиями являются хлорсульфированный полиэтилен (ХСПЭ), пластифицированный поливинилхлорид (ПВХ). Последний светопроницаем, окрашивается в любой цвет, морозостоек до —30...—40 °С. Основные требования, предъявляемые к материалу оболочек, без которых невозможны пневматические конструкции, являются прочность и воздухонепроницаемость. К этим двум требованиям добавляют еще долговечность, светопроницаемость, эластичность и легкость, стойкость против химической и биологической агрессии, действия низких и высоких температур, технологичность изготовления и возведения конструкции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|