Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2 « Совершенствование организации, нормирования и оплаты труда на предприятии»




В данном разделе необходимо проанализировать уровень организации труда на предприятии, эффективность действующих форм организации и оплаты труда, оценить состояние нормирования труда.

Для этого сначала дать определение организации труда, какие основные задачи решает организация труда, что является объектом организации труда.

По основным элементам организации труда проводится анализ и определяется оценка уровня организации труда на предприятии. Единым и наиболее объективным критерием оценки уровня организации труда является рациональность использования рабочего времени, а исходной базой для его анализа и определения – совокупный потенциальный фонд времени коллектива предприятия. Обобщающий коэффициент уровня организации труда на предприятии определяется как среднегеометрическая величина из частных коэффициентов (коэффициент разделения и кооперация труда, организации рабочих мест, рационализации приемов труда, обслуживания работников, нормирования труда, творческой активности, безопасных условий труда, трудовой дисциплины).

Так же важно рассмотреть формы организации труда действующие на предприятии и условия их эффективности.

Состояние нормирования труда и резервы его улучшения выявляются в результате анализа нормирования труда на предприятии. Анализ нормирования труда проводится по следующим направлениям: изучается степень охвата нормированием труда всех категорий работников, проверяется качество применяемых норм, степень их прогрессивности, выясняется обеспеченность предприятия нормативными материалами, проверяется организация нормирования труда, порядок поддержания прогрессивности норм.

Основными задачами при анализе нормирования труда являются:

- оценка действующей системы организации работ по нормированию труда, оценка деятельности отделов по труду, а также их профессионального и квалификационного состава, выбор наиболее рациональных систем управления нормированием труда в зависимости от масштаба и организационной структуры предприятия;

-анализ состояния качества действующих норм затрат труда в целом по предприятию и на каждом рабочем месте с учетом степени их напряженности;

- изучение имеющихся методических рекомендаций и нормативно - информационных материалов, применяемых для измерения затрат рабочего времени и установления оптимальных затрат труда во времени и по численности;

-оценка эффективности использования вычислительной техники, новейших компьютерных технологий для нормирования и проектирования трудовых процессов.

Важным результатом анализа организации и нормирования труда является разработка и внедрение эффективных мероприятий по улучшению организации и нормирования труда на предприятии. Основными показателями экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда являются: рост производительности труда и экономический эффект за счет снижения себестоимости продукции. При выполнении курсовой работы необходимо указать в результате каких мер могут быть достигнуты повышение производительности труда и снижение затрат на производство продукции на предприятии.

В курсовой необходимо дать определение заработной плате, раскрыть ее функции и основные принципы организации. Положительные стороны организации заработной платы с использованием тарифной системы на предприятии. Назначение и основные элементы тарифной системы, основные этапы разработки внутрипроизводственной тарифной системы. Формы заработной платы и критерии их выбора. На каких предприятиях эффективнее действуют бестарифные системы заработной платы.

В современных условиях возрастает роль премии как элемента организации заработной платы. Премия, как переменная часть заработной платы позволяет индивидуализировать ее в зависимости от результатов, качества и эффективности труда. Основной целью премирования является повышение эффективности работы предприятия на основе стимулирования трудовой активности персонала. Поэтому в курсовой работе необходимо раскрыть принципы организации текущего и единовременного поощрения работников, какие задачи решаются на предприятии с помощью премиальных систем, условия эффективности премиальных систем, экономическое обоснование размеров премий.

Значительную роль в заработной плате играют компенсационные и стимулирующие выплаты. Формами компенсаций являются надбавки и доплаты, призванные обеспечить индивидуальный подход к оплате труда работников в зависимости от опыта, профессионального мастерства, стажа работы в организации, напряженности труда, его условий, эффективности, сложности выполняемой работы, а также региональных особенностей и других факторов. В курсовой работе необходимо раскрыть правовые основы установления компенсационных выплат, указать какие надбавки и доплаты устанавливаются работникам в целях возмещения затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. Кроме компенсационных выплат находят применение и стимулирующие доплаты и надбавки. В условиях производства работникам могут устанавливаться разнообразные доплаты и надбавки стимулирующего характера: за профессиональное мастерство, совмещение профессий, расширение зон обслуживания, единовременные вознаграждения и др.

Планирование и анализ использования средств на оплату труда. При планировании заработной платы принято учитывать необходимость сокращения потерь рабочего времени и повышения обоснованности норм трудовых затрат, реалистично устанавливать показатели и условия премирования и других форм материального поощрения работников. Основные методы планирования фонда заработной платы могут быть подразделены на укрупненные и подетальные.

В курсовой работе указать в каких случаях применяются выше перечисленные методы планирования фонда заработной платы, обозначить их преимущества и недостатки. Организация аналитической работы по заработной плате направлена на проведение анализа выявления случаев нерационального использования фонда заработной платы. Для оценки результатов действия факторов внешней и внутренней среды используется совокупность методов (сравнительный, сопоставительный, факторный) и приемов (группировки, сравнения, индексный, балансовый и др.) анализа, выбор которых зависит от специфики влияния конкретного фактора на заработную плату. Завершающим этапом анализа заработной платы является разработка и экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию организации и планирования заработной платы. Принимаются меры по устранению обнаруженных недостатков и улучшению работы в данной области.

Конечным результатом ККР является обобщение полученных результатов и разработка оптимальных рекомендаций по поведению объекта анализа в реальных условиях.

По блоку «Организация, нормирование и оплата труда»

1.Управление организацией и нормированием труда на предприятии.

2.Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда.

3.Аттестация и рационализация рабочих мест.

4. Формы организации труда и их эффективность.

5. Коллективные и индивидуальные бестарифные системы заработной платы.

6. Рабочие места и их классификация, оснащение, планировка рабочих мест. Технолого – нормировочная карта –как основной документ на рабочем месте.

7. Приемы и методы труда, выявление и изучение рациональных методов труда.

8. Компенсационные и стимулирующие выплаты, их место в системе трудовых отношений.

9. Нормирование как метод количественной оценки труда.

10.Сущность заработной платы, структура, функции и основные принципы ее организации.

11. Установление норм затрат труда для различных категорий персонала.

12. Анализ рациональности организации и эффективности использования средств на оплату труда.

13. Способы изучения затрат рабочего времени. Методы установления норм труда.

14.Система микроэлементного нормирования труда.

15.Нормативы по труду и их применение.

16. Организация заработной платы с использованием тарифной системы.

17. Сущность и функции нормирования труда, виды норм труда.

18. Факторы и резервы роста производительности труда.

19. Формы заработной платы и условия их применения.

20.Организация текущего и единовременного поощрения, эффективность премиальных систем.

21. Материально – технические факторы роста производительности труда.

 

 

Рекомендуемый список использованных источников для выполнения комплексной курсовой работы:

1 Гражданский Кодекс РФ. Введ. 30.11.1994. М., 1994. – 342 с.

2 Налоговый Кодекс РФ. Введ. 31.08.1998. М., 1998. – 352 с.

3 Трудовой Кодекс РФ. Введ. 30.12.2001. М., 2001.– 242 с.

4 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 13 января 2003 г. – №2. – Ст. 170.

5 Федеральный закон РФ от 24.07.98. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

6 Федеральный закон от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе».

7 Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

8 Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».

9 Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».

10 Артеменко В. Г. Финансовый анализ / В. Г. Артеменко,
М. В Белендир. М.: ДИС, НГАЭиУ, 2002. – 128 с.

11 Баканов М. И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов,
А. Д. Шеремет. М.: Финансы и статистика, 2002. – 302 с.

12 Волчков С. А. Оценка финансового состояния предприятия / С. А. Волчков // Методы менеджмента качества, 2006. – № 3. – с. 11–15.

13 Гиляровская Л. Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л. Т. Гиляровская, Д. В. Лысенко, Д. А. Ендовицкий. М.: Проспект, 2006. – 360 с.

14 Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: учеб. / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. М.: Дело и сервис, 2004. – 336 с.

15 Ерзунова А. Анализ состояния дел компании / А. Ерзунова // Расчет, 2007. – № 9.

16 Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. М.: Проспект, 2006. – 424 с.

17 Колб Р. В. Финансовый менеджмент.: учеб. / Р. В. Колб,
Родригес Р. Дж. / Пер. 2-го англ. издания; предисл. к русск. изд. к. э. н. Драчевой Е. А. М.: Финпресс, 2001. – 496 с.

18 Крылов С. И. Концепция стратегического финансового анализа деятельности коммерческой организации / С. И. Крылов // Экономический анализ, 2007. – № 19.

19 Любушин Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В. Г. Дьякова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002. – 471 с.

20 Морозова В. Л. Проблема формирования рациональной структуры оборотных активов «платежеспособной» организации / В. Л. Морозова // Экономический анализ: теория и практика, 2007. – № 14.

21 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / Г. В. Савицкая. М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.

22 Селезнева Н. Н. Оценка и анализ финансовых результатов деятельности организации, процессы их формирования и методы интерпретации / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова // Вестник профессиональных бухгалтеров, 2007. – № 12. – с. 33-47.

23 Уткин Э. А. Финансовое управление / Э. А. Уткин. М.: Финансы и статистика, 2003. – 307 с.

24 Финансовое управление компанией / под ред. Е.В. Кузнецовой. М.: Фонд «Правовая культура», 2002. – 247 с.

25 Финансовое управление фирмой / под ред. В.И. Терехина. М.: Экономика, 2002. – 98 с.

26 Грищенко О. В. Анализ прибыли и рентабельности [Электронный ресурс] / О.В. Грищенко // AUP.ru. URL: http://www.aup.ru/books/m67/7.htm.

27 Оценка ликвидности и платежеспособности [Электронный ресурс] // cis.ru. URL: http://www.cis2000.ru/1/40_1_1.shtml.

28 Пятов М. Л. Анализ финансовой устойчивости организации [Электронный ресурс] // БУХ.1С.ru. URL: http://www.buh.ru/document-754.

29. Рофе А.И. Организация и нормирование труда. Издательство «МИК», 2001

30. Петров Ю.Д. Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте. «Транспорт», 1998

31. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. «НОРМА», 2012

32. Генкин Б.М. Основы организации труда. «НОРМА», 2012

 

 

7 Защита курсовой работы (проекта)

 

Завершенная комплексная курсовая работа (проект) передается на кафедру для рецензирования за неделю до защиты.

Принятие решения о допуске к защите осуществляется научным руководителем, который ставит свою подпись и дату. Студент может быть не допущен к защите при невыполнении существенных разделов «Задания» (без замены их равноценными) ККР, а также при грубых нарушениях правил оформления.

Защита проекта включает в себя доклад, подкрепленный презентацией, а также его обсуждение. В докладе освещается актуальность и социальная значимость темы, цель и задачи, объект и предмет исследования; раскрывается сущность проблемы и вклад в ее решение, подводятся итоги проведенной работы, намечаются перспективы и пути внедрения результатов в практическую деятельность.

Порядок обсуждения ККР предусматривает ответы студента на вопросы научного руководителя и других лиц, присутствующих на защите; выступление научного руководителя; дискуссию по защищаемому проекту.

Решение об оценке ККР принимается по результатам анализа предъявленной пояснительной записки, доклада студента и его ответов на вопросы. При высокой положительной оценке защита ККР выносится на научно-методический семинар факультета или на конференцию с последующей публикацией научной статьи в сборниках вуза или других научных изданиях.

 

 

8 Критерии оценки комплексной курсовой работы

 

Защита комплексной курсовой работы заканчивается выставлением оценки.

«Отлично» выставляется за курсовую работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий анализ, критический разбор практики социально-экономического управления, регулирования социально-трудовой сферы и т. д., логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями. ККР должна иметь положительные отзывы научного руководителя.

При защите студент показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения, а во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т. п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

«Хорошо» выставляется за комплексную курсовую работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практической деятельности, последовательное изложение материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями. ККР имеет положительный отзыв научного руководителя. При защите студент показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по теме исследования, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т. п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» выставляется за комплексную курсовую работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ и недостаточно критический разбор, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения. В отзывах имеются замечания по содержанию работы и методике анализа. При ее защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» выставляется за комплексную курсовую работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. В отзывах имеются критические замечания. При защите комплексной курсовой работы студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.

 

9 Основные понятия студенческой научно-исследовательской работы

 

Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.

Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.

Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим.

Информация:

– обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

– релевантная – информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

– реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

– сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

– справочная – вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) – устойчиво сформированная сфера исследований, в которую входит определенное количество исследовательских проблем научной дисциплины, включая область ее применения.

Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.

Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль при определении целей и задач исследования и указание путей его проведения.

Конъюнктура – создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.

Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно характеризующее содержание научного документа или его части.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Научная дисциплина – раздел науки, который на данном уровне развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная тема – задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Научная тема является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.

Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научное познание – исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное – методами получения и проверки новых знаний.

Научно-техническое направление научно-исследовательской работы – самостоятельная техническая задача, обеспечивающая в дальнейшем решение проблемы.

Научный доклад – научный документ, содержащий изложение результатов научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории.

Научный отчет – научный документ, содержащий проблемное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Научный факт является элементом, составляющим основу научного знания.

Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Обзор знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Различают следующие виды проблем:

– исследовательская – комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

– комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

– научная – совокупность тем, охватывающих всю или часть научно-исследовательской работы; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Теория – учение, система идей или принципов, совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится новое суждение, определенным образом связанное с исходным.

Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстрированную и другую информацию, отображающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.

Формула приобретения – описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.

Формула открытия – описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение сущности открытия.

 

 

Приложение 1

Пример оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(УрГУПС)

Факультет Экономики и управления

Кафедра Экономика транспорта

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...