Классификация форм воспитательной работы
Формы воспитательной деятельности в школе Понятие формы воспитательной работы Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму. Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею. У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность детей, подростков и молодежи, несходство групп, индивидуальностей. Виды и формы воспитательной деятельности (по В. А. Сластенину)
Классификация форм воспитательной работы
Вопрос классификации форм воспитательной работы является не новым. Определенные основы решения этого вопроса заложены Е. В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересен материал С. Д.Полякова, представленный в книге «Психопедагогика воспитания», а также наблюдения Л. В. Байбородовой и М. И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе». Значительный вклад в разрешение проблемы классификации форм воспитательной работы вносят публикации, осуществленные под руководством С. П. Афанасьева: «Новогодняя сказка», «Новогодняя тусовка», «Последний звонок», «Чем занять детей в пришкольном лагере или Сто отрядных дел».
Е. В. Титова представляет типологию форм воспитательной работы следующим образом: мероприятия, дела, игры. Основанием для различения первых и вторых она считает характер субъекта организации деятельности (взрослые или дети). Так, мероприятия автор определяет как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них, а дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Опираясь на подход к классификации форм совместной деятельности Л. И. Уманского, С. Д. Поляков выдвигает в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг». «Защита» - каждая группа (каждый школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема. «Эстафета» - совместно-последовательная деятельность, группы (учащиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом. «Бой» - соревнование между группами, школьниками, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН), «Хеппинг» - одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра. С. П. Афанасьев выделяет творческие конкурсы: - посвященные какому-либо литературному персонажу или историческому герою (Шерлок Холмс, Доктор Айболит и т. п.), - представляющие собой соревнование двух коллективов («Два корабля», «Две парикмахерские», «Две поликлиники» и т. д.). Технология воспитательной работы это — идеальная модель решения некой совокупности близких педагогических задач, представляющая алгоритм действий и операций, основанный на определенном психолого-педагогическом механизме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|